Задачи работы по обучению правописанию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Достижение конечной цели занятий по обучению орфогра­фии в начальных классах, а именно выработка у учащихся автоматизма грамотного письма в пределах требований эле­ментарного курса грамматики и правописания, может быть осу­ществлено при условии осознания учителем ряда частных задач, эту цель составляющих, а также уяснения им всех слагаемых процесса обучения правописанию.

Исходя из структуры орфографического навыка, можно вы­делить следующие задачи работы по этому разделу.

Развитие графических навыков (письма букв, буквенных сочетаний, слогов, слов, предложений, текстов). Соответствующие упражнения должны проводиться на уроках развития речи, обучения гра­моте, формирования грамматического строя речи, грамматики и правописания, в процессе развития слухового восприятия и обу­чения произношению, в связи с изучением звуков, букв, их диф­ференциацией, различением на слух, усвоением алфавита, гра­фических и орфографических правил. Практика выполнения са­мостоятельных письменных работ также имеет большое зна­чение для решения задачи развития и закрепления графических умений.

Совершенствование навыков анализа ре­чи, ее единиц. Эта задача тоже не является спецификой только для занятий правописанием, она в известном смысле универсальна, однако необходимо и специальное внимание к ее решению именно в связи с овладением правописанием. Имеются в виду разные формы анализа (звуковой, звуко-буквенный, слого­вой, морфемный, морфологический, синтаксический, смысловой, смешанный, собственно орфографический и орфоэпический).

Овладение умением опознавать, дифферен­цировать типы написания, конкретные орфо­граммы на основе знаний и умений по грамма­тике, произношению, орфоэпии, графике. Что­бы овладеть критериями опознания, различения опорных, про­верочных и беспроверочных написаний, слабослышащие учащие­ся предварительно должны усвоить правила соотношения с произношением «готовых» орфограмм, точнее, слов с типичными бук­венными и морфологическими характеристиками. Решение этой задачи предполагает проведение упражнений по орфоэпии, уточнение и совершенствование произношения, дифференциацию оп­позиционных случаев произношения и написания. По мере отра­ботки материала в плане орфоэпии (на занятиях по произно­шению) он переносится для работы на уроках формирования грамматического строя речи (I—V классы) и уроки грамматики и правописания (VI класс).

Однако для слабослышащих более надежным способом опозна­ния и дифференциации орфограмм и типов написания должны быть смысловые, в частности грамматические, критерии. Это оправдано как лингвистически, так и психологически. Поэтому Д. Н. Богоявленский (с учетом принципов русского правописания и структуры орфографических навыков) обращает внимание на решающую роль грамматических ассоциаций в овладении гра­мотным письмом: «...для того, чтобы опознать орфограмму, нужно узнать ее грамматическое значение, т. е. выработать связи между Звуковой формой и ее значением».

Вместе с тем возможности опираться на грамматические кри­терии опознания и различения орфограмм для слабослышащих детей (ввиду недоразвития речи) ограничены. В связи с ука­занными обстоятельствами для усвоения слабослышащими уча­щимися типовых орфограмм особо актуальным является уста­новление комплекса ассоциаций между графической формой слов, их лексическим и грамматическим значением, акустическими впечатлениями от восприятия на слух и двигательными ощу­щениями от произношения. Установление названных ассоциаций при усвоении типовых орфограмм должно служить основой для переноса их на другие слова, на их правописание.

Решение этой задачи тесно связано с обучением определять, на какое правило опознанная орфограмма, и обучением применять это правило к частным случаям. Это реализуется при помощи системы упражнений, предназначенной для разных типов написаний. Дети учатся сначала применять правила к написа­нию слов с орфограммами определенного типа, затем их подводят к выполнению упражнений, где есть орфограммы двух типов, что ставит их перед проблемой выбора правила.

Занятия орфографией в силу ее опоры на морфологию (выбор буквенных обозначений в соответствии с морфологическим прин­ципом) и синтаксис (раздельное написание предлогов, правописа­ние падежных окончаний, пунктуация) должны служить совер­шенствованию грамматических навыков. Работа по обучению пра­вописанию должна выступать и как средство совершенствования произношения, овладения звуко-буквенным составом речи, усвое­ния норм литературного произношения.

Идя во многом к усвоению орфографии от чтения и орфоэпии, слабослышащие учащиеся развивают графическую и орфографи­ческую зоркость, наблюдательность, тренируют все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), учатся сравнивать, разли­чать, делать умозаключения, овладевают индуктивным и дедук­тивным способами познания. В этом следует видеть проявление важной задачи занятий по орфографии: сенсорное развитие, со­вершенствование операций мышления.

Для отработки той или иной типовой орфограммы учащихся надо вооружить соответствующими приемами действий. Усвоение

порядка этих действий, их совмещения и выполнения — одно из направлений работы, постоянно находящееся в поле внимания учителя по ходу формирования определенного орфографического навыка, вплоть до его автоматизации.

Содержание элементарного курса правописания в I — VI классах школы слабослышащих и организационные особенности его реализации

В I—VI классах школы слабослышащих изучается элементар­ный курс правописания, по своему объему он воспроизводит программу начальных классов массовой школы. В этот курс входят следующие темы: «Правописание гласных в сочетании с шипящими (типа жи , иш)», «Буква э в начале слова», «Различе­ние и и и», «Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, в окончаниях существительных и прилагательных в единственном числе» (за исключением некоторых сложных случаев), «Правописание безударных окончаний наиболее рас­пространенных глаголов, звонких и глухих согласных в середине и конце слова, непроизносимых согласных и согласных в пристав­ках», «Обозначение мягкости согласных», «Правописание со­четаний -чк-, -чн-», «Разделительный ь , ь у существительных женского рода после шипящих и в окончаниях глаголов 2-го лица», «Правописание -ться и -тся, не с глаголами», «Простей­шие случаи переноса частей слов», «Большая буква в именах собственных и в начале предложения», «Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями», «Правописание слов с непроверяемым написанием». Дети должны усвоить: постановку точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятой при перечислении, в сложных предложениях, знаков препинания при обращении и прямой речи.

Орфографический материал программы расположен концент­рически.

В I—V классах орфографические требования подключаются к разным разделам работы, по русскому языку: «Обучение произ­ношению», «Развитие речи», «Формирование грамматического строя речи». Все изучаемые типы написаний, носящие харак­тер соотнесенности с фонетикой, как проверяемые, так и не­проверяемые (правописание безударных гласных, звонких со­гласных на конце слова, смягчение согласных, приставки без-, раз-, воз- и др.), помещены в программе «Обучение произ­ношению». Некоторые орфографические правила (правописание безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых соглас­ных в корне слов без приставок и с приставками и др.) вклю­чены в раздел «Развитие речи» и изучаются в связи с прак­тической работой по словообразованию. Наконец, в разделе «Формирование грамматического строя речи» имеется рубрика «Сведения по грамматике и правописанию», в которую в I—II классах включен ряд орфографических и пунктуационных правил, а также требования к графической стороне письма — чистописание.

Многие орфографические и пунктуационные темы выносятся на занятия в течение первых пяти лет обучения неоднократно (безударные гласные, алфавит, звонкие и глухие согласные и др.).

В VI классе все знания и навыки суммируются и обобщаются в разделе программы «Грамматика и правописание». На этом этапе представлен весь элементарный курс орфографии. Завер­шается орфографическая работа в начальный период обучения заключительным повторением материала в конце шестого года обучения.

Изучение орфографического и пунктуационного материала в VI классе органически связано с грамматическими темами, с темами по фонетике, графике, составу слова, оно также под­ключается к изучению частей речи, связи слов, структуры пред­ложения. Таким образом, если орфографическая тематика I—V классов (и особенно I—III) дается в пропедевтическом порядке (так называемая «дограмматическая орфография»), то система­тизация материала по правописанию в VI классе тесно увя­зывается с курсом грамматики («грамматическая орфография»).

Как видим, в построении занятий по правописанию предус­мотрены некоторые особенности реализации ее содержания на разных годах обучения и этапах занятий с учетом речевого раз­вития слабослышащих учащихся, специфики постановки работы по формированию навыков грамотного письма у этих детей: кон-центризм и ступенчатость в расположении тематики, орфогра­фическая пропедевтика и собственно элементарный курс орфо­графии и пунктуации, переадресовка многих орфографических тем разделам «Обучение произношению», «Развитие речи».

Учитывая практическую направленность всего начального периода обучения языку, следует отметить, что программные требования по правописанию должны реализовываться не только на занятиях по орфографии и орфоэпии, но и в процессе выпол­нения письменных работ на уроках практической грамматики и развития речи.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 453.