Достижение конечной цели занятий по обучению орфографии в начальных классах, а именно выработка у учащихся автоматизма грамотного письма в пределах требований элементарного курса грамматики и правописания, может быть осуществлено при условии осознания учителем ряда частных задач, эту цель составляющих, а также уяснения им всех слагаемых процесса обучения правописанию.
Исходя из структуры орфографического навыка, можно выделить следующие задачи работы по этому разделу.
Развитие графических навыков (письма букв, буквенных сочетаний, слогов, слов, предложений, текстов). Соответствующие упражнения должны проводиться на уроках развития речи, обучения грамоте, формирования грамматического строя речи, грамматики и правописания, в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению, в связи с изучением звуков, букв, их дифференциацией, различением на слух, усвоением алфавита, графических и орфографических правил. Практика выполнения самостоятельных письменных работ также имеет большое значение для решения задачи развития и закрепления графических умений.
Совершенствование навыков анализа речи, ее единиц. Эта задача тоже не является спецификой только для занятий правописанием, она в известном смысле универсальна, однако необходимо и специальное внимание к ее решению именно в связи с овладением правописанием. Имеются в виду разные формы анализа (звуковой, звуко-буквенный, слоговой, морфемный, морфологический, синтаксический, смысловой, смешанный, собственно орфографический и орфоэпический).
Овладение умением опознавать, дифференцировать типы написания, конкретные орфограммы на основе знаний и умений по грамматике, произношению, орфоэпии, графике. Чтобы овладеть критериями опознания, различения опорных, проверочных и беспроверочных написаний, слабослышащие учащиеся предварительно должны усвоить правила соотношения с произношением «готовых» орфограмм, точнее, слов с типичными буквенными и морфологическими характеристиками. Решение этой задачи предполагает проведение упражнений по орфоэпии, уточнение и совершенствование произношения, дифференциацию оппозиционных случаев произношения и написания. По мере отработки материала в плане орфоэпии (на занятиях по произношению) он переносится для работы на уроках формирования грамматического строя речи (I—V классы) и уроки грамматики и правописания (VI класс).
Однако для слабослышащих более надежным способом опознания и дифференциации орфограмм и типов написания должны быть смысловые, в частности грамматические, критерии. Это оправдано как лингвистически, так и психологически. Поэтому Д. Н. Богоявленский (с учетом принципов русского правописания и структуры орфографических навыков) обращает внимание на решающую роль грамматических ассоциаций в овладении грамотным письмом: «...для того, чтобы опознать орфограмму, нужно узнать ее грамматическое значение, т. е. выработать связи между Звуковой формой и ее значением».
Вместе с тем возможности опираться на грамматические критерии опознания и различения орфограмм для слабослышащих детей (ввиду недоразвития речи) ограничены. В связи с указанными обстоятельствами для усвоения слабослышащими учащимися типовых орфограмм особо актуальным является установление комплекса ассоциаций между графической формой слов, их лексическим и грамматическим значением, акустическими впечатлениями от восприятия на слух и двигательными ощущениями от произношения. Установление названных ассоциаций при усвоении типовых орфограмм должно служить основой для переноса их на другие слова, на их правописание.
Решение этой задачи тесно связано с обучением определять, на какое правило опознанная орфограмма, и обучением применять это правило к частным случаям. Это реализуется при помощи системы упражнений, предназначенной для разных типов написаний. Дети учатся сначала применять правила к написанию слов с орфограммами определенного типа, затем их подводят к выполнению упражнений, где есть орфограммы двух типов, что ставит их перед проблемой выбора правила.
Занятия орфографией в силу ее опоры на морфологию (выбор буквенных обозначений в соответствии с морфологическим принципом) и синтаксис (раздельное написание предлогов, правописание падежных окончаний, пунктуация) должны служить совершенствованию грамматических навыков. Работа по обучению правописанию должна выступать и как средство совершенствования произношения, овладения звуко-буквенным составом речи, усвоения норм литературного произношения.
Идя во многом к усвоению орфографии от чтения и орфоэпии, слабослышащие учащиеся развивают графическую и орфографическую зоркость, наблюдательность, тренируют все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), учатся сравнивать, различать, делать умозаключения, овладевают индуктивным и дедуктивным способами познания. В этом следует видеть проявление важной задачи занятий по орфографии: сенсорное развитие, совершенствование операций мышления.
Для отработки той или иной типовой орфограммы учащихся надо вооружить соответствующими приемами действий. Усвоение
порядка этих действий, их совмещения и выполнения — одно из направлений работы, постоянно находящееся в поле внимания учителя по ходу формирования определенного орфографического навыка, вплоть до его автоматизации.
Содержание элементарного курса правописания в I — VI классах школы слабослышащих и организационные особенности его реализации
В I—VI классах школы слабослышащих изучается элементарный курс правописания, по своему объему он воспроизводит программу начальных классов массовой школы. В этот курс входят следующие темы: «Правописание гласных в сочетании с шипящими (типа жи , иш)», «Буква э в начале слова», «Различение и и и», «Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, в окончаниях существительных и прилагательных в единственном числе» (за исключением некоторых сложных случаев), «Правописание безударных окончаний наиболее распространенных глаголов, звонких и глухих согласных в середине и конце слова, непроизносимых согласных и согласных в приставках», «Обозначение мягкости согласных», «Правописание сочетаний -чк-, -чн-», «Разделительный ь , ь у существительных женского рода после шипящих и в окончаниях глаголов 2-го лица», «Правописание -ться и -тся, не с глаголами», «Простейшие случаи переноса частей слов», «Большая буква в именах собственных и в начале предложения», «Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями», «Правописание слов с непроверяемым написанием». Дети должны усвоить: постановку точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложений, запятой при перечислении, в сложных предложениях, знаков препинания при обращении и прямой речи.
Орфографический материал программы расположен концентрически.
В I—V классах орфографические требования подключаются к разным разделам работы, по русскому языку: «Обучение произношению», «Развитие речи», «Формирование грамматического строя речи». Все изучаемые типы написаний, носящие характер соотнесенности с фонетикой, как проверяемые, так и непроверяемые (правописание безударных гласных, звонких согласных на конце слова, смягчение согласных, приставки без-, раз-, воз- и др.), помещены в программе «Обучение произношению». Некоторые орфографические правила (правописание безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных в корне слов без приставок и с приставками и др.) включены в раздел «Развитие речи» и изучаются в связи с практической работой по словообразованию. Наконец, в разделе «Формирование грамматического строя речи» имеется рубрика «Сведения по грамматике и правописанию», в которую в I—II классах включен ряд орфографических и пунктуационных правил, а также требования к графической стороне письма — чистописание.
Многие орфографические и пунктуационные темы выносятся на занятия в течение первых пяти лет обучения неоднократно (безударные гласные, алфавит, звонкие и глухие согласные и др.).
В VI классе все знания и навыки суммируются и обобщаются в разделе программы «Грамматика и правописание». На этом этапе представлен весь элементарный курс орфографии. Завершается орфографическая работа в начальный период обучения заключительным повторением материала в конце шестого года обучения.
Изучение орфографического и пунктуационного материала в VI классе органически связано с грамматическими темами, с темами по фонетике, графике, составу слова, оно также подключается к изучению частей речи, связи слов, структуры предложения. Таким образом, если орфографическая тематика I—V классов (и особенно I—III) дается в пропедевтическом порядке (так называемая «дограмматическая орфография»), то систематизация материала по правописанию в VI классе тесно увязывается с курсом грамматики («грамматическая орфография»).
Как видим, в построении занятий по правописанию предусмотрены некоторые особенности реализации ее содержания на разных годах обучения и этапах занятий с учетом речевого развития слабослышащих учащихся, специфики постановки работы по формированию навыков грамотного письма у этих детей: кон-центризм и ступенчатость в расположении тематики, орфографическая пропедевтика и собственно элементарный курс орфографии и пунктуации, переадресовка многих орфографических тем разделам «Обучение произношению», «Развитие речи».
Учитывая практическую направленность всего начального периода обучения языку, следует отметить, что программные требования по правописанию должны реализовываться не только на занятиях по орфографии и орфоэпии, но и в процессе выполнения письменных работ на уроках практической грамматики и развития речи.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 453.