Как уже отмечалось, наиболее трудоемким звеном в формировании грамматических понятий, умений, навыков являются выполняемые учащимися разнообразные упражнения. Сложность овладения грамматическим материалом обязывает обеспечивать не случайный набор заданий по теме, а систему упражнений, в которой воссоздается (моделируется) сам процесс усвоения грамматических понятий и формирования грамматических навыков. С этой точки зрения типы и виды грамматических тренировочных упражнений в школе слабослышащих (по классификации, разработанной К. Г. Коровиным) описаны в главе «Формирование грамматического строя речи». На данную типологию надо ориентироваться и в работе по изучению учащимися элементарного курса грамматики, поскольку это изучение преследует прежде всего практические цели.
Вместе с тем для рассматриваемого периода обучения грамматике необходимо иметь в виду и другую классификацию упражнений, а именно группировку упражнений в зависимости от предназначения их для изучения грамматического материала в том или ином аспекте (фонетика, лексика и словообразование, морфология, синтаксис). С учетом этого признака принято в грамматических упражнениях выделять четыре типа заданий: фонетические, словарные, морфологические, синтаксические. Внутри каждой из названных групп разграничивают упражнения по другому признаку: по преобладающему характеру деятельности учащихся с предложенным в задании материалом.
Фонетические и словарные упражнения грамматическими можно считать лишь постольку, поскольку грамматика связана с фонетикой, лексикой и словообразованием, а также поскольку звуковые, лексико-семантические и словообразовательные явления и закономерности в языке взаимодействуют с собственно грамматическими.
К разряду фонетических упражнений относятся: нахождение слов, обладающих заданной звуко-буквенной или слоговой характеристикой, выделение в словах звуков или букв (например, согласных), полный звуко-буквенный анализ, сравнение произношения и написания, сравнение слов по звуко-буквенному составу, восполнение пропусков в слове, подбор примеров (слов) по заданным признакам (например, с непроизносимой согласной). С помощью этих упражнений изучаются главным образом фонетические темы. Как дополнительные задания они могут быть включены в состав упражнений другого типа (например, в состав морфологических или синтаксических).
Словарные упражнения подробно рассматривались в соответствующем разделе пособия. Здесь укажем лишь на те, которые тесно связаны с изучением грамматического материала: нахождение в текстах слов с заданными семантическими и формальными признаками (в том числе по принадлежности к определенной части речи, имеющих данный набор частных грамматических признаков и определенный морфемный состав), замена в предложении одних слов другими (также в соответствии с заданными грамматическими характеристиками), восполнение в тексте или предложении пропущенных слов, классификация лексики по указанным в задании признакам (основаниям группировки), подбор примеров на правило или определение, составление слов по заданным моделям (морфемным схемам).
Морфологические упражнения частично были представлены в группе словарных (поскольку словообразование и морфология тесно связаны). Задача морфологических упражнений — способствовать изучению морфологического аспекта грамматических явлений языка (понятие об общих и частных морфологических категориях, признаки частей речи, изменение формы слов при сочетании с другими словами). Среди аналитических форм этих упражнений нужно назвать: нахождение в предложенном материале тех или иных морфологических категорий, их сопоставление, определение грамматических признаков выделенных слов, группировка частей речи по частным морфологическим признакам. К синтетическим (конструктивным) морфологическим упражнениям относятся следующие: подбор примеров по заданным морфологическим характеристикам, дописывание в словах окончаний, варьирование морфемного состава слова в зависимости от заданных признаков.
Синтаксические упражнения предназначены для изучения синтаксических понятий (предложение, члены предложения, связь слов, пары слов, роль каждой части речи в предложении). К аналитическим синтаксическим упражнениям относят: выделение предложений с заданными признаками из текста, анализ предложений по словосочетаниям, членам предложения, частям речи, группировка, систематизация материала на заданных основаниях (по определенным грамматическим признакам, например, по наличию в составе предложения той или иной морфологической категории). Конструктивные (синтетические) упражнения направлены на развитие навыков построения синтаксических единиц, восполнение пропусков в предложениях, словосочетаниях, текстах в разных вариантах (например, с указанием материала для справок или с указанием грамматической характеристики этого материала), подбор примеров с заданными признаками к тем или иным правилам, понятиям (например, подобрать предложение, в котором было бы слово, отвечающее на вопрос к а к?), составление словосочетаний, предложений, текстов (по заданию, с использованием данного материала).
Как видно из приведенного перечня упражнений, данная классификация носит относительный характер. Практически в одном упражнении часто сочетаются морфологические и синтаксические задания, аналитические и синтетические (конструктивные) формы работы. На это обстоятельство указывают многие авторы учебных пособий по методике начального обучения русскому языку. Так, Н. С. Рождественский, В. А. Кустарева отмечают, что «в большинстве своем упражнения бывают смешанными, аналитико-синтетическими, причем с использованием других приемов, как-то: классификации, нахождения сходства и различий, систематизации... Синтаксические упражнения тесно связываются с морфологическими». Аналогичные суждения высказываются и по поводу так называемых фонетических и словарных упражнений при изучении грамматики.
Проверка усвоения материала должна быть в первую очередь направлена на выявление практически навыков в связи с изучаемыми грамматическими понятиями. Практическое овладение грамматическими структурами может быть проконтролировано путем различных видов заданий: вставить контрольные слова в предложении, изменить их форму, поставить к ним вопросы, уточнить грамматические признаки; составить предложения по опорным словам, найти лексико-грамматические связи, соответствующие предложенным формам слов; прочитать текст, поставить к словам вопросы, установить связи между словами и выделить словосочетания; по данным моделям (или схемам) образовать словосочетания и предложения.
Одновременно по ходу занятий выявляется и овладение содержанием грамматических понятий. Для выяснения того, как учащиеся практически различают части речи и свойственные им частные грамматические категории, используются задания: поставить вопросы к данным словам, указать, к какой части речи они относятся, определить род, склонение, число.
Проверяется и другая сторона владения содержанием грамматического понятия и соответствующим его обозначением. Для этого учащимся предлагают образовать (придумать и записать) ту или иную (соответственно теме занятий) грамматическую категорию по указанному термину (названию части речи) и частным грамматическим признакам. Например, предлагается придумать и написать два существительных в единственном и два существительных во множественном числе, два глагола совершенного (или несовершенного) вида, два местоимения 2-го лица единственного числа, два местоимения во множественном числе и т. п.
Такой подход к проверке усвоения грамматических понятий, как видим, имеет практическую направленность. Здесь ставится задача «выяснить не только и не столько знание учащимися грамматической номенклатуры, но прежде всего понимание языковых фактов и уровень практического овладения грамматическими закономерностями».
Важное значение для полноценной речевой практики имеет овладение общими грамматическими категориями, в основе чего лежит усвоение лексико-грамматической характеристики каждой части речи. Оно вместе с тем связано с развитием представлений и понятий о типичных для языка лексических и грамматических признаках как семантических и формальных показателях для дифференциации частей речи.
К усвоению понятий о частях речи учащиеся подводятся постепенно и в течение длительного времени (нескольких лет обучения). Для каждого этапа грамматических занятий у учащихся имеются определенные средства-различения частей, речи, к VI классу они усваивают комплекс различительных признаков: особенности внешнего выражения грамматических значений категорий (форма, особенности изменения той или иной части речи), вопрос и, наконец, содержание отвлеченных понятий «предмет», «признак», «действие».
Контроль в ходе занятий за усвоением лексико-грамматической характеристики частей речи важен прежде всего в практическом плане, в связи с той ролью, которую играют в построении высказывания понятия о разрядах слов. Важен он и в плане успешного усвоения терминов, определений, правил и их содержания, так как любое определение или правило включает в себя указание на дифференциальные признаки той или иной части речи.
Для проверки усвоения учащимися лексико-грамматической характеристики частей речи используются задания, в состав которых включается определенный дифференциальный признак или вопрос, требующий в ответе на него перечисления этих признаков. Например: «Как называются слова, которые отвечают на вопрос «что делает?» На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Как изменяются имена существительные? Что обозначают имена существительные?»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 434.