При изучении элементарного курса грамматики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже отмечалось, наиболее трудоемким звеном в форми­ровании грамматических понятий, умений, навыков являются выполняемые учащимися разнообразные упражнения. Сложность овладения грамматическим материалом обязывает обеспечивать не случайный набор заданий по теме, а систему упраж­нений, в которой воссоздается (моделируется) сам процесс усвое­ния грамматических понятий и формирования грамматических навыков. С этой точки зрения типы и виды грамматических тренировочных упражнений в школе слабослышащих (по класси­фикации, разработанной К. Г. Коровиным) описаны в главе «Формирование грамматического строя речи». На данную типологию надо ориентироваться и в работе по изучению учащимися элементарного курса грамматики, поскольку это изучение пресле­дует прежде всего практические цели.

Вместе с тем для рассматриваемого периода обучения грам­матике необходимо иметь в виду и другую классификацию упраж­нений, а именно группировку упражнений в зависимости от пред­назначения их для изучения грамматического материала в том или ином аспекте (фонетика, лексика и словообразование, мор­фология, синтаксис). С учетом этого признака принято в грамматических упражнениях выделять четыре типа заданий: фоне­тические, словарные, морфологические, синтаксические. Внутри каждой из названных групп разграничивают упражнения по дру­гому признаку: по преобладающему характеру деятельности уча­щихся с предложенным в задании материалом.

Фонетические и словарные упражнения грамматическими можно считать лишь постольку, поскольку грамматика связана с фонетикой, лексикой и словообразованием, а также поскольку звуковые, лексико-семантические и словообразовательные явления и закономерности в языке взаимодействуют с собственно грам­матическими.

К разряду фонетических упражнений относятся: нахождение слов, обладающих заданной звуко-буквенной или слоговой харак­теристикой, выделение в словах звуков или букв (например, согласных), полный звуко-буквенный анализ, сравнение произ­ношения и написания, сравнение слов по звуко-буквенному со­ставу, восполнение пропусков в слове, подбор примеров (слов) по заданным признакам (например, с непроизносимой соглас­ной). С помощью этих упражнений изучаются главным образом фонетические темы. Как дополнительные задания они могут быть включены в состав упражнений другого типа (например, в состав морфологических или синтаксических).

Словарные упражнения подробно рассматривались в соответ­ствующем разделе пособия. Здесь укажем лишь на те, которые тесно связаны с изучением грамматического материала: нахожде­ние в текстах слов с заданными семантическими и формаль­ными признаками (в том числе по принадлежности к определен­ной части речи, имеющих данный набор частных граммати­ческих признаков и определенный морфемный состав), замена в предложении одних слов другими (также в соответст­вии с заданными грамматическими характеристиками), воспол­нение в тексте или предложении пропущенных слов, классифи­кация лексики по указанным в задании признакам (основани­ям группировки), подбор примеров на правило или определе­ние, составление слов по заданным моделям (морфемным схемам).

Морфологические упражнения частично были представлены в группе словарных (поскольку словообразование и морфология тесно связаны). Задача морфологических упражнений — способ­ствовать изучению морфологического аспекта грамматических явлений языка (понятие об общих и частных морфологических категориях, признаки частей речи, изменение формы слов при сочетании с другими словами). Среди аналитических форм этих упражнений нужно назвать: нахождение в предложенном ма­териале тех или иных морфологических категорий, их сопоставление, определение грамматических признаков выделенных слов, группировка частей речи по частным морфологическим призна­кам. К синтетическим (конструктивным) морфологическим упраж­нениям относятся следующие: подбор примеров по заданным морфологическим характеристикам, дописывание в словах окон­чаний, варьирование морфемного состава слова в зависимости от заданных признаков.

Синтаксические упражнения предназначены для изучения синтаксических понятий (предложение, члены предложения, связь слов, пары слов, роль каждой части речи в предложении). К ана­литическим синтаксическим упражнениям относят: выделение предложений с заданными признаками из текста, анализ пред­ложений по словосочетаниям, членам предложения, частям речи, группировка, систематизация материала на заданных основа­ниях (по определенным грамматическим признакам, например, по наличию в составе предложения той или иной морфологи­ческой категории). Конструктивные (синтетические) упражнения направлены на развитие навыков построения синтаксических еди­ниц, восполнение пропусков в предложениях, словосочетаниях, текстах в разных вариантах (например, с указанием материала для справок или с указанием грамматической характеристики этого материала), подбор примеров с заданными признаками к тем или иным правилам, понятиям (например, подобрать пред­ложение, в котором было бы слово, отвечающее на вопрос к а к?), составление словосочетаний, предложений, текстов (по заданию, с использованием данного материала).

Как видно из приведенного перечня упражнений, данная классификация носит относительный характер. Практически в одном упражнении часто сочетаются морфологические и синтак­сические задания, аналитические и синтетические (конструктив­ные) формы работы. На это обстоятельство указывают многие авторы учебных пособий по методике начального обучения рус­скому языку. Так, Н. С. Рождественский, В. А. Кустарева от­мечают, что «в большинстве своем упражнения бывают сме­шанными, аналитико-синтетическими, причем с использованием других приемов, как-то: классификации, нахождения сходства и различий, систематизации... Синтаксические упражнения тесно связываются с морфологическими». Аналогичные суждения вы­сказываются и по поводу так называемых фонетических и сло­варных упражнений при изучении грамматики.

Проверка усвоения материала должна быть в первую очередь направлена на выявление практически навыков в связи с изучаемыми грамматическими понятиями. Практическое овладение грамматическими структурами может быть проконтролировано путем различных видов заданий: вставить контрольные слова в предложении, изменить их форму, поставить к ним вопросы, уточнить грамматические признаки; составить предложения по опорным словам, найти лексико-грамматические связи, соответ­ствующие предложенным формам слов; прочитать текст, поста­вить к словам вопросы, установить связи между словами и вы­делить словосочетания; по данным моделям (или схемам) об­разовать словосочетания и предложения.

Одновременно по ходу занятий выявляется и овладение со­держанием грамматических понятий. Для выяснения того, как учащиеся практически различают части речи и свойственные им частные грамматические категории, используются задания: поставить вопросы к данным словам, указать, к какой части речи они относятся, определить род, склонение, число.

Проверяется и другая сторона владения содержанием грам­матического понятия и соответствующим его обозначением. Для этого учащимся предлагают образовать (придумать и записать) ту или иную (соответственно теме занятий) грамматическую категорию по указанному термину (названию части речи) и частным грамматическим признакам. Например, предлагается придумать и написать два существительных в единственном и два существительных во множественном числе, два глагола совер­шенного (или несовершенного) вида, два местоимения 2-го лица единственного числа, два местоимения во множественном числе и т. п.

Такой подход к проверке усвоения грамматических понятий, как видим, имеет практическую направленность. Здесь ставится задача «выяснить не только и не столько знание учащимися грамматической номенклатуры, но прежде всего понимание язы­ковых фактов и уровень практического овладения граммати­ческими закономерностями».

Важное значение для полноценной речевой практики имеет овладение общими грамматическими категориями, в основе чего лежит усвоение лексико-грамматической характеристики каждой части речи. Оно вместе с тем связано с развитием представ­лений и понятий о типичных для языка лексических и грам­матических признаках как семантических и формальных пока­зателях для дифференциации частей речи.

К усвоению понятий о частях речи учащиеся подводятся постепенно и в течение длительного времени (нескольких лет обучения). Для каждого этапа грамматических занятий у уча­щихся имеются определенные средства-различения частей, речи, к VI классу они усваивают комплекс различительных признаков: особенности внешнего выражения грамматических значений категорий (форма, особенности изменения той или иной части речи), вопрос и, наконец, содержание отвлеченных понятий «пред­мет», «признак», «действие».

Контроль в ходе занятий за усвоением лексико-грамматической характеристики частей речи важен прежде всего в прак­тическом плане, в связи с той ролью, которую играют в построе­нии высказывания понятия о разрядах слов. Важен он и в плане успешного усвоения терминов, определений, правил и их содер­жания, так как любое определение или правило включает в себя указание на дифференциальные признаки той или иной части речи.

Для проверки усвоения учащимися лексико-грамматической характеристики частей речи используются задания, в состав которых включается определенный дифференциальный признак или вопрос, требующий в ответе на него перечисления этих признаков. Например: «Как называются слова, которые отве­чают на вопрос «что делает?» На какие вопросы отве­чают имена прилагательные? Как изменяются имена существи­тельные? Что обозначают имена существительные?»

Дата: 2018-12-21, просмотров: 434.