Конечной целью занятий по формированию грамматического строя речи является достижение автоматизма операций и действий, необходимых для построения предложений разной структуры, включающих материал, предусмотренный программой. Поскольку необходимые для этого умения формируются путем анализа, сравнения, дифференциации сходных грамматических явлений, обобщений, методикой работы по разделу предусматривается использование соответствующей системы тренировочных упражнений.
Такая система упражнений разработана К. Г. Коровиным и отражена в учебниках русского языка для школ слабослышащих. Центральное место в ней занимают репродуктивные упражнения, с помощью которых формируются активные речевые навыки. Наряду с этим в нее включены и такие виды упражнений, которые «позволяют обеспечить «ввод» новой грамматической формы, определить структуру предложения, уточнить связи между элементами структуры (словосочетание, предложение) и т. д.»'. Это так называемые рецептивные упражнения, рассчитанные на организацию наблюдений, анализ, подведение к выводу закономерности.
Выбор упражнений, естественно, определяется характером материала и специфичностью конкретных задач его усвоения. Однако к любому программному материалу обязательно подбираются задания, рассчитанные на тренировку в сочетаемости слов.
Должно быть обеспечено сознательное выполнение всех упражнений.
Для классификации грамматических упражнений важно различение центральных задач, вытекающих из практической направленности работы по формированию грамматического строя речи: «В методической организации учебного материала мы исходим из необходимости параллельного решения двух задач: образование грамматической структуры (формы слов, словосочетания, предложения) и ее анализ (по содержанию и грамматическим показателям)».
В разнообразных упражнениях, направленных на образование грамматической структуры, конечный результат выражается в образовании формы слова или составлении контекста разного объема (комбинирование по смыслу и формам, воссоздание за-
данной цельности). Конкретно эти упражнения выражаются в составлении предложений по картинам, вопросам, данному слову, из данных слов, деформированной фразе, в восполнении пропущенных элементов текста (слова, словосочетания, окончания, предлога). Пропущенные слова могут даваться для справок или подбираются учащимися самостоятельно и с ориентировкой на заданность условий. При выполнении этих упражнений дети включаются в деятельность, которая способствует развитию комплекса речевых навыков: дифференциации смысловых и формальных признаков, определения семантической совместимости или несовместимости, ориентировки в формах, преобразования форм и др.
Значительное место в системе упражнений принадлежит составлению предложений на наглядной основе в разных вариантах (к картине даются вопросы и опорные слова, вопросительные предложения). На завершающем этапе работы над синтаксической конструкцией предлагаются упражнения в составлении предложений по схеме (кто? что делает? что? где?), которая дается в соответствии с изучаемой разновидностью предложения.
Наряду с конструированием предложений учащиеся упражняются в составлении словосочетаний. Эти упражнения также имеют несколько вариантов — подбор к слову другого из числа данных для справок, комбинирование слов по вопросам, образование словосочетаний из двух слов, одно из которых нужно соответствующим образом изменить: коробка (карандаш), ведро (вода). Во многие упражнения на построение словосочетаний включаются задания, направляющие внимание на решение какой-то особой грамматической задачи: даются, например, слова, к которым надо подобрать другие, отвечающие на вопрос где? (. . . по реке, ...на столе, ... в ящике); в другом случае после составления словосочетания надо поставить вопросы к словам.
Следует отметить, что все эти упражнения наряду с конструированием по аналогии включают и действия учащихся, заключающиеся в анализе структуры (слова, контекста). Тем не менее, учитывая важность развития аналитических операций при овладении речевыми навыками, вводятся и упражнения, в которых эта задача выступает в качестве главной. Чаще всего такие упражнения по форме являются конструктивными, но к ним дается дополнительное задание, при выполнении которого и реализуется задача аналитического характера:
1. Определение и выделение грамматической формы по вопросам и словам, вставленным в предложения. Например: «Перепиши и вставь слова в предложения. Цифры напиши словами. Поставь вопросы к выделенным словам: 1 (ведро). ... на гвозд... . 4 (шляпа). ... в коробк... . 21 (кролик). ... в клет-к... . 10 (ящик). ... на полк... . (лежит, стоит, сидит, висит).
2. Определение и выделение грамматической формы по вопросам к дополненным предложениям или к предложениям, составленным по картине. Например: «Вставь слова и напиши предложения: Лиса бежит от ... к . . . . Шофер идет от ... к . . . . Утки летят от ... к ... (машины, лес, деревня, болото, гараж, лес). Ответь кратко на вопросы: Что делают утки? Откуда и куда идет шофер? Откуда и куда бежит лиса? Откуда и куда летят утки?»
3. Определение грамматической формы по вопросам и словам или словосочетаниям, выделенным в тексте или отдельных предложениях. Например: «Вставь окончания и напиши предложения. Поставь вопросы к выделенным словам: Девочка надевает краен... кофту. Мальчик поймал в лесу пушист... белку. Мама режет сладк... булку. Бабушка моет деревянн... ложку».
4. Выделение и определение грамматической формы из словосочетаний, предложений, связного текста по вопросу. Например: «Вставь слова и напиши предложения. Поставь к ним вопросы: Вера читает книгу с . . . . Почтальон несет сумку с .... Зина купила конверты без . . .».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 533.