Практические грамматические упражнения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конечной целью занятий по формированию грамматического строя речи является достижение автоматизма операций и дейст­вий, необходимых для построения предложений разной струк­туры, включающих материал, предусмотренный программой. По­скольку необходимые для этого умения формируются путем анализа, сравнения, дифференциации сходных грамматических явлений, обобщений, методикой работы по разделу предусмат­ривается использование соответствующей системы тренировочных упражнений.

Такая система упражнений разработана К. Г. Коровиным и отражена в учебниках русского языка для школ слабослыша­щих. Центральное место в ней занимают репродуктивные уп­ражнения, с помощью которых формируются активные речевые навыки. Наряду с этим в нее включены и такие виды упраж­нений, которые «позволяют обеспечить «ввод» новой граммати­ческой формы, определить структуру предложения, уточнить свя­зи между элементами структуры (словосочетание, предложение) и т. д.»'. Это так называемые рецептивные упражнения, рас­считанные на организацию наблюдений, анализ, подведение к вы­воду закономерности.

Выбор упражнений, естественно, определяется характером материала и специфичностью конкретных задач его усвоения. Однако к любому программному материалу обязательно подби­раются задания, рассчитанные на тренировку в сочетаемости слов.

Должно быть обеспечено сознательное выполнение всех уп­ражнений.

Для классификации грамматических упражнений важно раз­личение центральных задач, вытекающих из практической на­правленности работы по формированию грамматического строя речи: «В методической организации учебного материала мы ис­ходим из необходимости параллельного решения двух задач: образование грамматической структуры (формы слов, словосо­четания, предложения) и ее анализ (по содержанию и грамма­тическим показателям)».

В разнообразных упражнениях, направленных на образова­ние грамматической структуры, конечный результат выражается в образовании формы слова или составлении контекста разного объема (комбинирование по смыслу и формам, воссоздание за-

данной цельности). Конкретно эти упражнения выражаются в со­ставлении предложений по картинам, вопросам, данному слову, из данных слов, деформированной фразе, в восполнении про­пущенных элементов текста (слова, словосочетания, окончания, предлога). Пропущенные слова могут даваться для справок или подбираются учащимися самостоятельно и с ориентировкой на заданность условий. При выполнении этих упражнений дети включаются в деятельность, которая способствует развитию комплекса речевых навыков: дифференциации смысловых и фор­мальных признаков, определения семантической совместимости или несовместимости, ориентировки в формах, преобразования форм и др.

Значительное место в системе упражнений принадлежит со­ставлению предложений на наглядной основе в разных вариантах (к картине даются вопросы и опорные слова, вопросительные предложения). На завершающем этапе работы над синтакси­ческой конструкцией предлагаются упражнения в составлении предложений по схеме (кто? что делает? что? где?), которая дается в соответствии с изучаемой разновидностью предложения.

Наряду с конструированием предложений учащиеся упраж­няются в составлении словосочетаний. Эти упражнения также имеют несколько вариантов — подбор к слову другого из числа данных для справок, комбинирование слов по вопросам, обра­зование словосочетаний из двух слов, одно из которых нужно соответствующим образом изменить: коробка (карандаш), ведро (вода). Во многие упражнения на построение словосочетаний включаются задания, направляющие внимание на решение какой-то особой грамматической задачи: даются, например, слова, к ко­торым надо подобрать другие, отвечающие на вопрос где? (. . . по реке, ...на столе, ... в ящике); в другом случае после составления словосочетания надо поставить вопросы к словам.

Следует отметить, что все эти упражнения наряду с конструированием по аналогии включают и действия учащихся, заключающиеся в анализе структуры (слова, контекста). Тем не менее, учитывая важность развития аналитических опера­ций при овладении речевыми навыками, вводятся и упражнения, в которых эта задача выступает в качестве главной. Чаще всего такие упражнения по форме являются конструктивными, но к ним дается дополнительное задание, при выполнении которого и реализуется задача аналитического характера:

1. Определение и выделение грамматической формы по вопро­сам и словам, вставленным в предложения. Например: «Перепиши и вставь слова в предложения. Цифры напиши словами. Поставь вопросы к выделенным словам: 1 (ведро). ... на гвозд... . 4 (шляпа). ... в коробк... . 21 (кролик). ... в клет-к... . 10 (ящик). ... на полк... . (лежит, стоит, сидит, ви­сит).

2. Определение и выделение грамматической формы по вопро­сам к дополненным предложениям или к предложениям, состав­ленным по картине. Например: «Вставь слова и напиши пред­ложения: Лиса бежит от ... к . . . . Шофер идет от ... к . . . . Утки летят от ... к ... (машины, лес, деревня, болото, гараж, лес). Ответь кратко на вопросы: Что делают утки? Откуда и куда идет шофер? Откуда и куда бежит лиса? Откуда и куда летят утки?»

3. Определение грамматической формы по вопросам и словам или словосочетаниям, выделенным в тексте или отдельных предложениях. Например: «Вставь окончания и напиши предло­жения. Поставь вопросы к выделенным словам: Девочка наде­вает краен... кофту. Мальчик поймал в лесу пушист... белку. Мама режет сладк... булку. Бабушка моет деревянн... ложку».

4. Выделение и определение грамматической формы из слово­сочетаний, предложений, связного текста по вопросу. Например: «Вставь слова и напиши предложения. Поставь к ним вопросы: Вера читает книгу с . . . . Почтальон несет сумку с .... Зина купила конверты без . . .».

Дата: 2018-12-21, просмотров: 533.