Уроки формирования грамматического строя речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уроки практической грамматики различаются по структуре, используемым на них видам упражнений. Методика их проведения определяется особенностями изучаемого грамматического мате­риала, дидактическими задачами, которые преследуются в работе над ним. В значительной мере особенности построения и прове­дения уроков формирования грамматического строя речи зави­сят от того, на каком этапе формирования грамматических обобщений они проводятся.

Уроки практической грамматики проводятся на заранее под­готовленном лексическом материале, однако понимание лексики, включенной в материал конкретного урока, должно быть про­верено учителем в его начале. К контролю за ее пониманием учителю надо обращаться и по ходу занятия, в том числе и тогда, когда учащиеся придумывают предложения, подбирают примеры.

При подготовке к уроку практической грамматики подбира­ется наглядный материал в соответствии с задачами формиро­вания тех или иных понятий, их дифференциации, развития навыков (предметные, ситуативные и сюжетные картины, пред­меты и Др.). Что касается таблиц, то на уроках нового ма­териала они составляются учащимися под руководством учи­теля (а иногда и самостоятельно). Готовые таблицы даются уча­щимся на следующих уроках по теме и служат справочным пособием для тренировок (во время контрольных работ они, естественно, убираются).

Поскольку главная задача уроков практической грамматики состоит в формировании соответствующих навыков на основе подведения учащихся к обобщениям, в них включаются разно­образные упражнения, выполняемые с использованием приемов сравнения, анализа и синтеза. Каждый урок содержит задания, которые учащиеся должны выполнить самостоятельно. Работа проводится в устной и письменной форме. Самостоятельные пись­менные работы обычно выносятся на завершающий этап урока. Домашние задания должны предлагаться учащимся с учетом того, что при их выполнении они не должны столкнуться с необ­ходимостью использовать в Письменных упражнениях еще не отрабатывавшиеся на уроках грамматические закономерности. В I—II классах на уроках грамматики необходимо проверять, правильно ли учащиеся соотносят вынесенные для работы су­ществительные с категорией рода. В дальнейшем к установлению принадлежности существительных к определенному роду при­ходится обращаться тогда, когда это актуально для уяснения той или иной грамматической закономерности.

На уроках практической грамматики учащиеся усваивают только типичные случаи, подчиняющиеся общему для данной закономерности правилу. Поэтому надо избегать включения в уп­ражнения лексики, выходящей за грани типичных изменений форм, способов сочетания и т. п.

Создание наглядных ситуаций, на основе которых учащиеся и развивают и закрепляют навыки,— типичный прием, используе­мый на уроках практической грамматики. От «чистоты» их про­ведения зависит точность сформированных представлений и по­нятий, установление правильной дифференциации временных, пространственных и других признаков. Поэтому нужно обращать . внимание на абсолютное соответствие конкретной ситуации со­держанию поставленной на уроке задачи, особенностям мате­риала. Наблюдения (в том числе в сравнительном плане) должны сочетаться с письменной фиксацией полученного в их результате материала. Приходится обращать внимание на порядок этих записей, чтобы изучаемая закономерность получала форму, удоб­ную для обозрения, запоминания.

Почти на каждом уроке используется анализ предложений по вопросам. С помощью этого приема учащиеся подводятся к сравнению форм и связей слов, выделению необходимых ка­тегорий. Вопрос служит средством обобщения грамматических явлений, обнаружения закономерности, конструирования и распространения словосочетаний и предложения.

В целом структура уроков практической грамматики может включать следующие компоненты: проверка домашнего задания, проверка понимания словаря и отнесенности существительных к определенному роду, составление предложений по демонстра­ции действий и картинам (с соответствующей беседой и за­писями) с целью подведения детей к осознанию граммати­ческой закономерности, анализ составленных предложений по вопросам и составление таблиц, самостоятельные письменные упражнения. Подобным образом строятся первые уроки по грамматической теме. На уроках, посвященных автоматизации навыков, большая часть времени отводится коллективным и са­мостоятельным упражнениям тренировочного характера. Уроки, главной задачей которых является дифференциация понятий и способа их выражения в языке, основаны на подборе и ис­пользовании такого материала, который обеспечивает сравни­тельный анализ форм и конструкций на наглядной и словесной основе. Контрольные работы на уроках выполняются учениками самостоятельно, на следующем уроке проводится разбор ошибок, их исправление, даются упражнения на те закономерности, в ко­торых допущены эти ошибки. И здесь важным требованием к работе является активность и самостоятельность учащихся. Повторение материала, как отмечалось выше, осуществляет­ся естественным путем, поскольку способы его группировки не­избежно приводят к многократному возвращению учащихся к ра­нее изученным закономерностям, но в новых условиях их проявления (в сочетании со вновь изученными). Вместе с тем в конце года выделяется время на повторение недостаточно усвоенного материала.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 369.