Организация работы по формированию грамматического строя речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как отмечалось выше, отбор и систематизация материала раздела происходят с учетом ряда психологических и дидак­тических факторов, обусловленных закономерностями речевого развития учащихся. Это обстоятельство выражено, в частности, в последовательном переходе от материала менее абстрактного к более сложному и отвлеченному в понятийном отношении (ус­воение пространственных значений по программе предшест­вует усвоению временных значений и т. д.).

Для того чтобы учесть последовательность развития обоб­щающей функции мыслительной деятельности детей, в работе по формированию грамматического строя речи выделяют два этапа:

1. Практическое овладение основными грамматическими за­кономерностями языка (I—III классы).

2. Практическое овладение грамматическими обобщениями на основе систематизации отдельных грамматических закономер­ностей языка (IV—V классы).

Как видно из названий этих этапов, психологическая сущность речемыслительной деятельности, вызываемой процессом овла­дения грамматического материала на каждом из них, различна.

На первом этапе обучения процесс овладения грамматическим материалом протекает в виде формировайия отдельных, более частных обобщений, по отношению к языку — обобщений первого уровня, связанных с формированием понятий, отражающих какой-то один вид значения, выраженный также одной формой или способом, например выражение значения отрицания с ис­пользованием родительного падежа — нет книги. На втором этапе характер познавательной деятельности меняется: она строится как процесс формирования обобщений более высокого уровня («обобщение обобщений»).

Характеризуя построение содержания работы по формиро­ванию грамматического строя речи слабослышащих детей, мы в основном касались первого этапа этого процесса. Теперь оста­новимся на сущности второго этапа.

Отбор материала для этого этапа также подчинен задаче развития семантической стороны грамматических явлений (в единстве с формой выражения), однако группировка его представлена в несколько ином плане: «На втором этапе в связи с систематизацией основных грамматических закономерностей учебный языковой материал группируется по-иному, вокруг от­дельных грамматических категорий (частей речи); таким об­разом различные грамматические значения приводятся к едино­образной грамматической форме. Эти значения у существитель­ных и прилагательных отрабатываются дифференцированно на формах единственного числа; формы множественного числа включаются в общее падежное значение».

Благодаря такой группировке все освоенные на первом этапе значения, связанные с функционированием в предложении существительных в сочетании с глаголами, другими существи­тельными, предлогами, оказываются «под одной крышей», т. е. объединяются в данном случае какой-то одной падежной формой. Например, под понятием «существительные, отвечающие на воп­росы кому?, чему? (дательный падеж)» объединяются зна­чения направленности действия на предмет, состояния предмета, пространственное (с предлогами к, по). Объединителем здесь выступает форма. В процессе занятий на втором этапе она становится многозначной, т. е. в гораздо большей степени пригодной для общения, чем на первом этапе.

При такой систематизации значений и закономерностей не только повторяется изученный материал, но еще и формируются обобщения более высокого уровня, а также и вводится новый, не изучавшийся на предыдущем этапе материал. Например, в группу значений, объединяемых родительным падежом, вклю­чаются значения принадлежности, количества и меры, временные (с предлогом с), обратной направленности действия и некоторые другие. После работы по систематизации закономерностей, от­носящихся к одной из частей речи, на материале форм един­ственного числа переходят к систематизации тех же значений на материале форм множественного числа. Следовательно, пред­ставляется возможным (реализуя программные задания, сгруп­пированные на основе описанных выше принципов) многократно возвращаться к одним и тем же значениям и отношениям, к оди­наковым и разным способам их выражения, различно компо­нующимся в составе предложения: «Концентрическое располо­жение материала в разделе «Формирование грамматического строя речи» обеспечивает условия для постепенного овладения элементарными обобщениями, а это, в свою очередь, содействует более вариативной речевой практике, так как создает такие условия обращения лексико-грамматического материала в рече­вой практике учащихся, которые способствуют формированию устойчивых навыков».

Дата: 2018-12-21, просмотров: 411.