Задачи работы по формированию грамматического строя речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ускорение и повышение эффективности процесса овладения грамматическими закономерностями языка — такова общая цель занятий по разделу «Формирование грамматического строя речи». В отличие от грамматических задач, решаемых на уроках разви­тия речи, задачи уроков данного раздела направлены на форми­рование активного овладения языковыми закономерностями, на усвоение системы формоизменения частей речи при выражении определенных значений. Учащиеся последовательно усваивают различные закономерности изменения и сочетания слов, овладе­вая способами" выражения грамматических (общих и частных) значений и отношений на базе различения частей речи по при­сущим им грамматическим признакам и особенностям их со­четания.

Так, устанавливаются особенности формоизменения существи­тельных, глаголов и прилагательных с учетом их лексических и грамматических значений. Учащихся практически подводят к различению родовой принадлежности существительных и прила­гательных, единственного и множественного числа, дифферен­циации падежных форм. Так же практически осваиваются грам­матические категории глагола (выражение значения времени, лица, вида, переходности и непереходности).

При овладении связями слов важным моментом является дифференциация отношений, выражаемых в этих связях оконча­нием, предлогом, порядком слов. В результате практики в по­строении словосочетаний и предложений, наблюдений за изме­нениями форм при выражении тех" или иных значений и отно­шений, использования этих форм в своей речи возникают и ус­ваиваются грамматические обобщения.

Сначала это практические обобщения, в значительной мере обусловленные связью с наглядной ситуацией. Постепенно они распространяются на более широкий круг лексики. Кроме того, и каждая форма (например, форма того или иного падежа) по ходу занятий на специально отобранном материале становит­ся показателем не одного значения, а нескольких. Это открывает возможность понимания ее конкретного смысла в разных кон­текстах, а также и более свободного и широкого использования в активной речи. Данная задача решается на этапе система­тизации основных грамматических закономерностей (IV—V классы).

В языке один вид значения или отношения может быть выражен обычно несколькими способами (например, выражение временных значений формой глагола, сочетанием глагола с наре­чием, предлогами в сочетании с существительными). И эта задача последовательно реализуется на уроках практической грамма­тики, что еще в большей степени способствует развитию навы­ков выражения мысли грамматическими средствами.

На завершающем этапе практического формирования грам­матического строя учащиеся подводятся к понятиям предмета, действия, признака. Этим решается задача осознания принадлеж­ности слова к одной из частей речи, формируется и общее по­нятие «часть речи». Знакомятся дети и с некоторыми другими грамматическими понятиями (род, число и некоторые другие), вводится соответствующая терминология.

Весь ход занятий по овладению грамматическими законо­мерностями, наблюдения за изменением слов, различные упраж­нения, приемы сравнения и т. д. формируют аналитико-синтетические речевые навыки, развивают одновременно мышление как отвлеченно-словесное, понятийное.

Главным результатом занятий по разделу «Формирование грамматического строя речи» является овладение навыками построения простого распространенного предложения, осознание его структуры. Эти навыки закрепляются, развиваются, совер­шенствуются на уроках развития речи, чтения, во внеклассной речевой практике. Учащиеся оказываются подготовленными к изучению элементарного курса грамматики и правописания.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 410.