Методы и приемы раскрытия значений слов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способы и приемы семантизации лексики весьма разнообраз­ны. Выбор их и особенности практического использования зависят в первую очередь от характера самих семантизируемых слов: принадлежности слова к определенной части речи, к словам знаменательным или служебным, а также от степени обобщен­ности и отвлеченности значения, особенностей морфемной струк­туры (корневые, производные и непроизводные слова).

Имеются две группы способов и приемов раскрытия зна­чений новых для учащихся слов. Первая из них объединяет наглядные и наглядно-действенные способы, вторая — сло­весные. В практике наглядные и словесные приемы сочетаются; например, рассматривание рисунка, восприятие демонстрируемого действия сопровождаются наводящими вопросами учителя, пояснениями.

К первой группе приемов семантизации лексики можно от­нести и использование натуральных объектов, явления, ситуации, а также наглядные средства: предметные, ситуативные и сю­жетные картины и рисунку, макеты, муляжи, аппликации, диапо­зитивы и диафильмы. Могут быть использованы также демон­страция действий (драматизация,инсценировка), преднамеренное создание ситуации, в которой учащиеся установят первичную связь между словом и предметом (качеством, признаком, явле­нием). Например, глагол чистит семантизируется в I классе при помощи демонстрации действий («чистит пальто», «чистит ботинки», «чистит яблоко», «чистит колбасу») и соответствую­щих рисунков, на которых изображены иные действия с теми же предметами: «держит пальто», «надевает пальто», «держит яблоко», «ест яблоко». Кроме того, учащиеся включаются в инсценировку: приведение в порядок одежды перед прогулкой — дети чистят одежду, обувь.

Семантизация глагола подвинься требует преднамеренного создания наглядной ситуации, вызывающей потребность в дан­ном слове: ученик, получивший приказание сесть на скамейку, не может этого сделать, так как на ней сидят два ученика, один из них должен подвинуться, освободив место для стоящего. С помощью рисунков, а также инсценировки (игра в магазин) может быть раскрыто значение глагола покупает и т. д.

При семантизации слов, обозначающих наглядно восприни­маемый признак, подбираются совершенно одинаковые предме­ты,- различающиеся только этим признаком (например, только цветом, или формой, или длиной). Учитель обращается к детям с приказанием показать красный карандаш, синий карандаш и т. д. Это дает возможность абстрагировать определенный цвет как признак предмета. Далее учащимся демонстрируются другие предметы, обладающие тем же признаком, и даются приказания: «Покажи красный шарф», «Возьми зеленый шарф» и т. п. Абстрагированный признак (цвет) переносится и на эти предметы. Свое обобщение операция сравнения по цвету полу­чает в соответствующем вопросе: «Какой по цвету?», который в дальнейшем может служить средством для усвоения новых обозначений цветов и оттенков.

Некоторые слова-понятия отвлеченного характера могут быть уяснены учащимися одновременно с помощью картин и словесных средств. Например, желая сделать понятным учащим­ся словосочетание поздняя осень, учитель подбирает несколько картин, отражающих состояние природы осенью в разных ее стадиях. Беседуя с учащимися по этим картинам, учитель акцен­тирует внимание на постепенных изменениях в природе («Жел­тые листья не на всех деревьях», «Почти все деревья с желты­ми листьями», «На одних деревьях листья опали, на других — нет», «Все деревья стоят голые»), вводя нужное слово позд­няя (осень) и противоположное ему ранняя. Затем слова позд­няя и ранняя могут быть перенесены на словосочетания (тоже с использованием картин): ранняя весна, поздняя весна.

По мере повышения уровня речевого развития учащихся все больше возможностей открывается для использования словесных способов и приемов семантизации. К ним относятся: подбор к данному слову синонимов, антонимов, привлечение перифраза, определения, анализа морфемной структуры слова. Возможно также применение такого способа: незнакомое слово помещается в контекст, в котором все слова известны учащимся.

Подбирая синонимы и антонимы, следят за тем, чтобы слова были сопоставимы именно по тому значению, в котором дано семантизируемое слово (бросил учиться перестал учиться; бро­сил камень кинул камень). Перифразом пользуются, если со­держание слова может быть передано другими лексико-грамматическими средствами: попискивали (птенцы) тихо пищали; затаился охотник сидел тихо, не шевелился. Фразеологизмы раскрываются по значению в целом путем привлечения синонима или синонимического оборота: набрать в рот воды молчать; душа ушла в пятки очень сильно испугался. При привлечении определения данное слово подводится под родовое понятие и указывается его видовой признак: полустанок маленькая же­лезнодорожная станция; березняк березовый молодой лес; зна­меносец человек, который несет знамя.

Нередко учащиеся сталкиваются со словами, корни которых им известны, однако суффиксы и приставки (входящие в состав этих слов) не выделяются. В этом случае производное слово ими не осознается. Учитель подбором родственных слов, морфем­ным анализом помогает учащимся сопоставить новое с извест­ным (покрывало покрыть накрыть).

Если учащимся необходимо объяснить значение слова, в ко­тором имеется известная, усвоенная в составе других слов при­ставка или суффикс, то, подобрав эти слова, можно акценти­ровать внимание на данной морфеме. Это поможет ученикам догадаться о значении нового слова. Например, при встрече с новым словом бульдозерист подсказкой послужат уже извест­ные детям слова: тракторист, машинист. То же самое относится к приставочным глаголам: промчался пробежал, прошел, про­летел (мимо).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 481.