Слово представляет собой такую значимую единицу языка, которая обеспечивает предметно-содержательный план высказываний (и речи в целом). Этим прежде всего определяется и роль лексики в языке (называть понятия), и значение занятий ею (усвоение содержательной стороны слов, без чего невозможно ни понимание, ни продуцирование речи). Однако при этом сразу же обнаруживается, недостаточность такого подхода к слову и соответственно к задачам овладения им, так как содержательная сторона слова (значение, понятие, смысл) складывается из собственно лексического значения (слово как обозначение, например, какого-то предмета реальной действительности) и добавочного — грамматического значения (например, значения предметности, отнесенности к категории предмета). Наличие у слова грамматических значений позволяет пользоваться им в речи для передачи многообразных отношений между понятиями, т. е. для выражения мысли.
Но содержательная сторона слова (лексико-грамматическое значение) имеет своего носителя, а именно языковую форму (звуковую или графическую), причем в этой форме выделяются части (морфемы), которые своим «поведением» (присутствием, отсутствием, изменением) могут влиять и на понимание и на использование слова в речи (рисовать, нарисовал, нарисовала, рисунок, рисунка).
Таким образом, чтобы с наибольшей полнотой представить сущность процесса овладения лексикой, необходимо рассматривать слово в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуко-буквенной, слоговой и морфологической). Именно это единство и обеспечивает использование слов в речи. В тех случаях, когда указанное единство нарушается, мы обнаруживаем непонимание или неправильное понимание слов слабослышащими детьми, неадекватное употребление их в речи. Поэтому обучение использованию слов в речи направлено на преодоление учащимися трудностей в установлении необходимого для каждого слова единства его значения и формы. В специальном обучении языку создаются условия для овладения слабослышащими детьми правильным восприятием, произношением (чтением, написанием) слова, пониманием его лексических и грамматических значений, усвоения норм его активного употребления.
Из сказанного можно заключить, что овладение словом (и словарем в целом) не есть нечто отдельное или особое в обучении языку, а есть сам процесс овладения языком, рассматриваемый в лексическом аспекте. Это одна из сторон речевого развития, теснейшим образом связанная со всеми другими сторонами данного процесса. То, что это так, подтверждается изучением речевого развития маленьких слышащих детей: овладение звуковой структурой слова, уточнение его произношения происходят у них одновременно с процессом формирования лексических и грамматических значений слов, с их уточнением и дифференциацией на основе активного использования в разных контекстах. В этом смысле выражения «овладение словом» и «овладение языком» синонимичны, поскольку слово как элемент языка включает и его содержательные и формальные (выразительные) характеристики.
Слово обладает функциями обозначения и обобщения, но лишено функции общения. Однако, будучи включенным в речь, слово служит коммуникации, т. е. обеспечивает языку реализацию его важнейшей, результативной функции — быть средством общения и орудием мышления. Грамматическое значение слова как раз и есть то, что потенциально позволяет ему передавать в речи предикативные и другие отношения и тем самым выражать связь понятий, формировать мысль в виде предложения.
Указанное соотношение понятий «слово» и «язык» важно для уяснения методики словарной работы. Опираясь на это соотношение, можно обнаружить, что основные принципы словарной работы вытекают из наиболее общих положений, которыми руководствуются при формировании речи в школе слабослышащих. И все-таки есть основания выделять слово в специальном обучении языку как объект особого внимания, а работу по формированию словарного запаса в речи слабослышащих учащихся рассматривать как один из разделов работы по развитию речи.
Методика словарной работы имеет свои теоретические основы. Укажем сначала на основы лингвистического и психологического порядка. Главным и наиболее специфичным для такой языковой единицы, как слово, является его лексическое значение, т. е. его предметно-содержательная, понятийная сторона. Обозначаемое словесным знаком понятие есть то, что связывает язык и мышление. Следовательно, усвоение определенного круга слов предполагает и усвоение их определенных значений, и формирование лексических обобщений — понятий.
Усвоение словаря, таким образом, решает и собственно языковую задачу (овладение знаками—понятиями для общения), и задачу накопления представлений и сведений, формирования содержательной (понятийной) стороны мышления. Одновременно с этим идет процесс развития операциональной стороны мышления, так как овладение лексико-грамматическими понятиями протекает на основе операций анализа, сравнения, синтеза, абстрагирования, обобщения. В этом смысле большое значение имеет как отбор и последовательность введения лексики, так и выбор приемов ее семантизации, введения в речь, закрепления. Указанные обстоятельства в условиях специального обучения требуют специального выделения работы над лексикой и проведения ее в определенной методической системе.
Лексический состав русского языка чрезвычайно разнообразен как в отношении входящих в него слов (знаменательная и строевая лексика), так и в отношении особенностей обозначения понятий (слова с конкретным и отвлеченным значением, обозначающие видовые и родовые понятия, имеющие прямые и переносные значения). Лексический состав дифференцируется по принадлежности к семантико-грамматическим разрядам (частям речи, внутри которых выделяются различные по функционально-смысловым, формально-грамматическим характеристикам группы слов). И наконец, слова характеризуются принадлежностью к тем или иным типам и видам в отношении их морфемной структуры, т. е. представляют собой определенную словообразовательную модель.
Все эти типы, группы, виды, модели слов входят в единую лексическую систему языка. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими как по значению, так и по форме. Поэтому, естественно, при усвоении лексики эти связи начинают проявляться в форме взаимодействия, взаимовлияния одних слов на другие. Результатом этого процесса (протекающего в виде активной и разнообразной речевой практики) является и усвоение самого лексического материала, и системных связей, и отношений между словами языка. В условиях специального обучения этот процесс необходимо сделать управляемым, регламентированным, для чего, в частности, необходимо выделить словарную работу как особый раздел занятий по формированию речи.
Выделение лексики в качестве объекта занятий оправданно, таким образом, и в дидактическом плане. Учащиеся могут усвоить лексику лишь при соблюдении на занятиях требований последовательного преодоления трудностей понимания и употребления слов, доступных при данном уровне речевого развития, а также при соблюдении принципа системного отбора слов (содержание -занятий), предлагаемых упражнений, видов работ, в которых совершается введение лексики в речь.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 427.