Задачи и составные части словарной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В работе по формированию лексического запаса необходимо учитывать названные выше особенности понимания и употреб­ления слов слабослышащими детьми. Поэтому первой задачей словарной работы является изучение учителем словаря учеников своего класса и постоянный контроль за правильностью понима­ния ими слов, выносимых для отработки на уроках. Нередко создается видимость правильного понимания слов учащимися даже в тех случаях, когда слово правильно употреблено в речи. Сами ученики далеко не всегда правильно осознают знакомые слова, а незнакомые принимают за известные. Придумывание предложений с данным словом, нахождение в тексте по заданию учителя слов, которые ученикам непонятны,— эти приемы часто оказываются в работе со слабослышащими неэффектив­ными.

Зная о возможных искажениях и смешениях слов у детей, учитель обязательно должен обеспечить правильность восприятия слов, понимание которых он проверяет (повторное произношение, усиление голоса, запись слова, звуко-буквенный анализ, частич­ное дактилирование).

Выбор приемов выявления понимания значения слова зависит от уровня речевого развития детей. На начальных этапах обуче­ния дети, .естественно, не могут словесно определить значение слова, поэтому учитель предлагает показать предмет, продемон­стрировать действие, указать на изображение предмета или ситуации. Эти задания могут быть дополнены составлением сло­восочетания или предложения с проверяемым словом. Иногда (если это допускает характер лексики и условия, в которых проводится проверка) правильность или неправильность пони­мания слова может быть обнаружена путем включения его в приказания учителя. Если ученик адекватно реагирует на речь учителя, значит, слово правильно соотносится с обозначаемым явлением, предметом.

Средством для проверки понимания значения слова может быть вопрос учителя, в ответе на который ученик должен исполь­зовать данное слово (Кто лечит людей?, Чем рубят дрова?). К V—VI классам возрастают возможности для проверки пони­мания лексики словесными средствами (перифраз, синоним, определение)'.

Вторая задача словарной работы состоит в планомерном расширении лексического запаса учащихся. Решение ее в методи­ческом отношении связано с отбором лексики для занятий, установлением типологии словаря (выделением определенных направ­лений в овладении лексической системой и группировкой слов), выбором приемов и средств семантизации, усвоения и закрепле­ния слов. Данная задача реализуется на всех уроках (как по разделам программы по русскому языку, так и на уроках по другим предметам), однако ведущая роль в формировании лекси­ческого запаса самостоятельной речи слабослышащих детей при­надлежит урокам развития устной и письменной речи, так как именно на них происходит усвоение словаря в специально разработанной системе. На этих уроках обеспечивается последо­вательное введение, усвоение и систематическое закрепление лексики, отработанной с учетом ее характера и особенностей развития мыслительной деятельности учащихся.

Важным источником пополнения лексического запаса уча­щихся являются уроки чтения, самостоятельное внеклассное чтение учащихся. Что касается уроков грамматики, произноше­ния, формирования грамматического строя, то они проводятся в основном на подготовленном в семантическом отношении ма­териале. Однако на них не исключено и некоторое пополнение лексического запаса. Математика, природоведение и в дальней­шем другие предметы несут учащимся новый значительный по объему словарь. Самостоятельно приобретаемая лексика на всех уроках уточняется, корригируется, активизируется в речи детей.

Задача расширения лексики решается как за счет введения в речь новых слов, относящихся к разным частям речи, так и путем овладения словообразованием. Использование второго пути весьма продуктивно, поэтому в содержании словарной рабо­ты специально выделяется подраздел (и специальные уроки), обеспечивающий учащимся усвоение способов префиксального и суффиксального словообразования на материале отобранных (наиболее продуктивных) моделей. Овладение морфологическим анализом и синтезом открывает благоприятные возможности для самостоятельного овладения новой лексикой. Данное обстоятельство нашло отражение в методике словарной работы: «При обогащении лексики важно, чтобы слабослышащие учащиеся не только овладевали словом целиком, но и умели бы практи­чески различать их состав, понимали бы значение составляющих их приставок и суффиксов. Это значительно расширило бы воз­можности слабослышащих детей в отношении понимания значения новых слов, создало бы благоприятные условия для самостоя­тельного обогащения словаря учащихся».

Задача расширения лексического запаса многогранна. В мето­дическом плане ее надо рассматривать как состоящую из ряда последовательно решаемых задач: семантизация лексики, пер­вичное пользование ею (сначала на уровне понимания), даль­нейшее уточнение значений и последующее их расширение, фор­мирование лексических обобщений через активную речевую практику: «Усвоить новое слово — это не только понять его смысл, но и сделать «своим», ввести его в активный словарь. Предотвращать забывание слова следует не простым повторе­нием, а путем развития его значения, опираясь на обобщающую функцию слова. Это становится возможным лишь в процессе общения, так как оно с необходимостью предполагает обобщение и развитие словесного значения»2. Будучи вовлеченным в про­цесс общения, слово устанавливает логико-грамматические связи с другими словами, в разных контекстах сохраняет одни или приобретает другие частные значения. Благодаря этому смысло­вое содержание слова, а также его морфемный состав много­кратно подвергается анализу и синтезу, преобразуясь (становясь структурным, подвижным по значению и форме), слово оказывает влияние на другие слова (обогащает их новыми значениями и оттенками значений, подвергает их расчленению через свои морфологические элементы). В этом нужно видеть качественное преобразование, развитие, усовершенствование словарного за­паса детей, превращение его из простой суммы слов в лексическую систему их речи.

Как видим, решение задачи усвоения лексики, закрепления ее в речи теснейшим образом связано (благодаря овладению словом как обозначением понятия) с процессами познавательной деятель­ности. Поскольку эта сторона развития речи и мышления учащих­ся выдвигается в качестве одной из целей специально органи­зованного обучения, задачу формирования мыслительных дейст­вий, операций, процессов у слабослышащих школьников следует особо акцентировать в проведении словарной работы в целом и на отдельных ее этапах. Включая детей в активную деятель­ность, руководя их наблюдениями за сходством и различиями в значениях и формах слов, помогая им установить дифференциальные признаки частей речи, направляя их внимание на общее и отличное в морфемной структуре слов, учитель подводит учащихся к практическому (в одних случаях интуитивному, в других —- осознанному) овладению законами подобия, аналогии, оппозиции, тождества.

Следовательно, к словарной работе, в свете изложенных ее задач, учитель должен подойти не только в плане достижения количественного роста лексики и создания возможностей для общения, но и как к средству развития речи и мышления учащих­ся. Чем в большей мере это удается сделать, тем более широкие возможности откроются перед учащимися для самостоятельного (в период обучения и в дальнейшей жизни) речевого раз­вития.

Содержание словарной работы .

Дата: 2018-12-21, просмотров: 465.