Одна из задач работы по формированию устной речи заключается в том, чтобы помочь слабослышащим детям, пока еще лишенным полноценных средств общения, ощутить потребность в них, исподволь подвести их к осознанию необходимости словесной речи. Важнейшим условием решения этой задачи является вовлечение детей в интересные и доступные их возрасту занятия на уроках и вне их. Коллективный характер практической и интеллектуальной деятельности учащихся, побуждение к ней и ее выполнение, наглядно-действенные связи, устанавливаемые в процессе ее,— это все регулируется речью учителя. Регулирующая функция речи, ее наиболее очевидные для учащихся побудительные формы непосредственно связываются с различными изменениями во внешней ситуации общения, активными участниками которых являются сами дети. Тем самым слово приобретает и другие свои функции — называния и обобщения, слово становится инструментом познания окружающего.
Задача работы по развитию понимания обращенной речи обеспечивается как включением новых слов и фраз в поручения и приказания, так и созданием более благоприятных условий для их восприятия. Контролирующим понимание речи средством выступают те действия детей, которые они выполняют по инструкции, но по мере овладения активной речью правильность понимания обнаруживается в словесных реакциях детей. Первичная неточность, недостаточная дифференцированность восприятия и понимания речи преодолеваются в сопоставлениях разных по структуре высказываний учителя (Дай книги.— Где книга? — Возьми тетрадь, которая лежит под книгой.— Чья книга?). Здесь значимость изменения формы слова и высказывания в целом осознается в ситуации общения. Развитием понимания речи подготавливается активное пользование ею.
Активизация накапливаемого детьми речевого запаса является важнейшей задачей всего процесса формирования речи. Как развитие понимания речи, так и вовлечение пассивно усвоенной лексики и грамматических средств в активную речевую деятельность происходят на специально подобранном и систематизированном материале. Группируя особым образом лексический материал для уроков развития речи (прежде всего тематически), учитель постепенно обеспечивает им различные участки деятельности детей. Одни и те же лексические единицы осваиваются в несколько этапов, употребляются в разных ситуациях, контекстах, приобретая более точное и обобщенное значение.
Новые и ранее усвоенные учениками слова употребляются учителем не случайно, так как одновременно с задачей овладения лексикой решается задача усвоения навыков сочетания слов для выражения смысловых отношений в языке. Методикой установлена особая последовательность усвоения учащимися различных смысловых отношений (пространственных, временных, объективных, причинно-следственных и некоторых других), чтобы постепенно охватить типовые случаи выражения смысла речи. Поскольку способы выражения в языке логико-смысловых отношений связаны с использованием грамматических категорий (общих и частных), то данная задача, по существу, преследует цель формирования грамматического строя речи учащихся. Воспринимая новые словосочетания и предложения в устной речи учителя, а также в письменной форме, в наглядных и контекстных ситуациях, учащиеся усваивают их содержание в единстве со способом его выражения. Поскольку этот материал особым образом организован и введение его в речь происходит в специально разработанной последовательности, дети усваивают тот или иной языковой способ выражения определенных смысловых отношений как модель для наполнения ее нужной лексикой (например: Положи книгу на стол, Повесь пальто на вешалку, Поставь цветы на тумбочку).
Формирование лексико-грамматических обобщений нужно рассматривать как обязательную задачу уроков развития устной речи. Только благодаря овладению обобщениями оказывается возможным продвижение детей в овладении самостоятельной речью. Однако на этих уроках данная задача решается не в полном объеме. Усвоенный на уровне понимания и прошедший этап первичной активизации материал (виды словосочетаний, структурные типы предложений) на уроках практической грамматики активизируется, синтезируется, сравнивается с другим в плане формирования понятий о грамматических закономерностях языка. Затем этот материал на уроках развития устной речи и письменной речи окончательно закрепляется в самостоятельной речевой деятельности детей.
В задачу развития устной речи, таким образом, входит обучение слабослышащих детей пользованию всеми содержательными компонентами языка — словом, словосочетанием, простым и сложным предложениями. Попутно совершенствуется произносительная сторона устной речи, уточняется звуковой состав слов, правильная постановка ударения, интонирование речи, практически усваиваются правила орфоэпии. Следовательно, на уроках развития устной речи задачи овладения разными сторонами языка решаются комплексно. Вместе с тем специальную отработку отдельных сторон речевой деятельности выносят и на уроки по другим разделам программы.
Задачи усвоения языковой системы (как ее содержательной, так и формальной стороны) в устной речи выступают как задачи познания окружающей действительности и реализуются в связи с формированием познавательных процессов учащихся. Работа по разделу «Развитие речи» тесно связана с ознакомлением детей с окружающим миром. Речевая практика учащихся в связи с усвоением программы по развитию речи — это одновременно практика познания различных объектов, их признаков, действий, связей и отношений между ними. Такая организация работы по развитию речи направлена на формирование наглядно-образного и словесного мышления.
Развитие устной речи предусматривает овладение различными ее функционально-структурными разновидностями. Сначала учащиеся должны освоить отдельные реплики, включенные в речь учителя и товарищей по классу в процессе деятельности. Эти реплики в основном состоят из побудительных предложений (кратких побудительных фраз). От них постепенно переходят к более распространенным поручениям и приказаниям, на основе которых осуществляется введение в речь отдельных повествовательных и вопросительных конструкций. По мере развития устной речи в форме диалогов, состоящих из вопросов и ответов, накапливания словаря, овладения словосочетаниями и распространенными предложениями ставится задача приобщения учащихся к наиболее сложным (в языковом и логическом отношении) видам общения: повествованию, описанию и рассуждению, составляющим связные монологические высказывания.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 449.