Задачи работы по формированию устной речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одна из задач работы по формированию устной речи заклю­чается в том, чтобы помочь слабослышащим детям, пока еще лишенным полноценных средств общения, ощутить потреб­ность в них, исподволь подвести их к осознанию необходи­мости словесной речи. Важнейшим условием решения этой задачи является вовлечение детей в интересные и доступные их возрасту занятия на уроках и вне их. Коллективный ха­рактер практической и интеллектуальной деятельности учащих­ся, побуждение к ней и ее выполнение, наглядно-дейст­венные связи, устанавливаемые в процессе ее,— это все регу­лируется речью учителя. Регулирующая функция речи, ее наиболее очевидные для учащихся побудительные формы не­посредственно связываются с различными изменениями во внешней ситуации общения, активными участниками кото­рых являются сами дети. Тем самым слово приобретает и другие свои функции — называния и обобщения, слово ста­новится инструментом познания окружающего.

Задача работы по развитию понимания обращенной ре­чи обеспечивается как включением новых слов и фраз в поруче­ния и приказания, так и созданием более благоприятных условий для их восприятия. Контролирующим понимание речи средством выступают те действия детей, которые они выполняют по инструк­ции, но по мере овладения активной речью правильность по­нимания обнаруживается в словесных реакциях детей. Первичная неточность, недостаточная дифференцированность восприятия и понимания речи преодолеваются в сопоставлениях разных по структуре высказываний учителя (Дай книги.Где книга? Возьми тетрадь, которая лежит под книгой.Чья книга?). Здесь значимость изменения формы слова и высказывания в целом осознается в ситуации общения. Развитием понимания речи под­готавливается активное пользование ею.

Активизация накапливаемого детьми речевого запаса являет­ся важнейшей задачей всего процесса формирования речи. Как развитие понимания речи, так и вовлечение пассивно усвоенной лексики и грамматических средств в активную речевую деятель­ность происходят на специально подобранном и систематизи­рованном материале. Группируя особым образом лексический материал для уроков развития речи (прежде всего тематически), учитель постепенно обеспечивает им различные участки деятель­ности детей. Одни и те же лексические единицы осваиваются в несколько этапов, употребляются в разных ситуа­циях, контекстах, приобретая более точное и обобщенное значение.

Новые и ранее усвоенные учениками слова употребляются учителем не случайно, так как одновременно с задачей овла­дения лексикой решается задача усвоения навыков сочетания слов для выражения смысловых отношений в языке. Методикой установлена особая последовательность усвоения учащимися различных смысловых отношений (пространственных, временных, объективных, причинно-следственных и некоторых других), что­бы постепенно охватить типовые случаи выражения смысла речи. Поскольку способы выражения в языке логико-смысловых отно­шений связаны с использованием грамматических категорий (общих и частных), то данная задача, по существу, преследует цель формирования грамматического строя речи учащихся. Вос­принимая новые словосочетания и предложения в устной ре­чи учителя, а также в письменной форме, в наглядных и контекстных ситуациях, учащиеся усваивают их содержание в единстве со способом его выражения. Поскольку этот материал особым образом организован и введение его в речь происходит в специально разработанной последовательности, дети усваивают тот или иной языковой способ выражения определенных смысло­вых отношений как модель для наполнения ее нужной лексикой (например: Положи книгу на стол, Повесь пальто на вешалку, Поставь цветы на тумбочку).

Формирование лексико-грамматических обобщений нужно рас­сматривать как обязательную задачу уроков развития устной речи. Только благодаря овладению обобщениями оказывается возможным продвижение детей в овладении самостоятельной речью. Однако на этих уроках данная задача решается не в полном объеме. Усвоенный на уровне понимания и прошедший этап первичной активизации материал (виды словосочетаний, структурные типы предложений) на уроках практической грамма­тики активизируется, синтезируется, сравнивается с другим в плане формирования понятий о грамматических закономерностях языка. Затем этот материал на уроках развития устной речи и письменной речи окончательно закрепляется в самостоятельной речевой деятельности детей.

В задачу развития устной речи, таким образом, входит обу­чение слабослышащих детей пользованию всеми содержатель­ными компонентами языка — словом, словосочетанием, простым и сложным предложениями. Попутно совершенствуется произ­носительная сторона устной речи, уточняется звуковой состав слов, правильная постановка ударения, интонирование речи, практически усваиваются правила орфоэпии. Следовательно, на уроках развития устной речи задачи овладения разными сторо­нами языка решаются комплексно. Вместе с тем специальную отработку отдельных сторон речевой деятельности выносят и на уроки по другим разделам программы.

Задачи усвоения языковой системы (как ее содержательной, так и формальной стороны) в устной речи выступают как задачи познания окружающей действительности и реализуются в связи с формированием познавательных процессов учащихся. Работа по разделу «Развитие речи» тесно связана с ознакомлением детей с окружающим миром. Речевая практика учащихся в связи с усвоением программы по развитию речи — это одновременно практика познания различных объектов, их признаков, действий, связей и отношений между ними. Такая организация работы по развитию речи направлена на формирование наглядно-образ­ного и словесного мышления.

Развитие устной речи предусматривает овладение различными ее функционально-структурными разновидностями. Сначала уча­щиеся должны освоить отдельные реплики, включенные в речь учителя и товарищей по классу в процессе деятельности. Эти реплики в основном состоят из побудительных предложений (кратких побудительных фраз). От них постепенно переходят к более распространенным поручениям и приказаниям, на основе которых осуществляется введение в речь отдельных повество­вательных и вопросительных конструкций. По мере развития устной речи в форме диалогов, состоящих из вопросов и ответов, накапливания словаря, овладения словосочетаниями и распро­страненными предложениями ставится задача приобщения уча­щихся к наиболее сложным (в языковом и логическом отно­шении) видам общения: повествованию, описанию и рас­суждению, составляющим связные монологические высказы­вания.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 387.