ГЛАВА III . Методика развития устной речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие о речевом общении

Речевое общение (коммуникация) представляет собой особый вид деятельности, цель которой — обмен мыслями, установление взаимопонимания. При речевом общении люди передают разно­образную информацию (сообщают определенные сведения), за­прашивают информацию, побуждают друг друга к действию, выражают свое отношение к высказыванию. Средством речевого общения является язык. Овладение коммуникативной деятель­ностью происходит путем усвоения языка, который функциони­рует в речи окружающих.

Язык — сложное образование, включающее разные по харак­теру единицы — знаки — и разные по функциям средства, нахо­дящиеся между собой в системных отношениях. В процессе овладения речью ребенок не только усваивает неупорядоченный языковый материал (воспринимая и воспроизводя высказывания взрослых по подражанию), но и имеет возможность благодаря неограниченной практике общения активно перерабатывать его, подвергать анализу, синтезу, сравнению, обобщению, в резуль­тате чего этот материал упорядочивается, организуется в индивидуальную языковую систему, адекватную объективно су­ществующей, т. е. той, которая функционирует в речи окру­жающих. Значения языковых знаков, способы их сочетания, формы, приведенные в речи ребенка в систему на этапе до­школьного развития, позволяют ему свободно пользоваться языком в общении — понимать окружающих и быть ими по­нятым.

Важнейшим условием, обеспечивающим речевое общение, яв­ляется овладение ребенком разными моделями предложений, по образцу которых он строит конкретные фразы, нужные ему в той или иной ситуации. Такая возможность открывается благо­даря накопленному лексическому запасу, развившейся способнос­ти отбирать из него нужные слова, образовывать, изменять их и сочетать в группы (словосочетания) согласно тем спо­собам, которые существуют в языке для выражения типовых логико-смысловых связей и отношений между понятиями и явлениями (например, пространственных — висит на стене, едет в город, стоит около дома; временных — гулял после обеда, пришел вечером).

Следовательно, практическое владение предложением пред­полагает и владение его компонентами — словами и словосо­четаниями, которые в языке также группируются по моделям (обобщенным типам), обладающим системой форм. Овладевая словесным выражением мыслей, ребенок усваивает эти модели как обобщенные, типичные для языка синтаксические конструк­ции, наполняет их в общении конкретным материалом, подвергает трансформации, строит из них предложения — основные единицы общения. Для выражения разных по функциональной направленности высказываний в языке существуют три типа предложений: повествовательные, вопросительные и побудитель­ные, различающиеся по конструкции, особенностям использова­ния лексико-грамматических средств и интонаций. Мысль, прежде чем быть выраженной, формируется внутренне. И это форми­рование осуществляется (у владеющих языком) посредством языка, его конструктивными единицами — предложениями.

Но этим далеко не исчерпывается речевое общение и овла­дение им. Предложение — минимальная единица общения, а общаются, строго говоря, объединениями этих единиц — высказываниями. Каждое из предложений в речи находится в определенных связях с другими предложениями. Речь обладает свойством связности, контекстности, что и определяет ее точный и конкретный смысл, ее понятность. Следовательно, и овладение речью предполагает пользование этим ее свойством в составе высказываний: в виде контекстно обусловленных реплик, диалога, монолога.

Каждый из названных видов высказываний (видов общения) обладает своей смысловой структурой, своими конструктивными средствами. Реплики, диалог и монолог имеют функционально обусловленную типологию (монологические высказывания, например, включают описания, повествования, рассуждения). В усвоении их ребенком прослеживаются определенные закономерности. Но так же как и усвоение материала языка, упорядочение, систематизация, совершенствование приобретае­мого речевого опыта в пользовании функционально-стилистическими разновидностями языка у нормально развивающегося ребенка происходят без специальной регуляции этого процесса. Овладение разными значениями и смыслом предложений в контексте высказываний в процессе речевой практики позволяет установить их дифференциацию, а также овладеть обобщениями наиболее высокого уровня, способами логического членения и синтезирования текста.

Вместе с тем уровень владения языком, разновидностями речевой деятельности для слышащего ребенка определяется не только его активностью, но и степенью воздействия на про­цесс формирования его речи со стороны окружающих. Поэтому в семейном и общественном воспитании детей, развивающихся нормально, используют различные средства, стимулирующие, ус­коряющие этот процесс, повышающие эффективность и уровень

речевого развития ребенка в разные возрастные периоды. Что же касается слабослышащих детей с глубоким речевым недоразви­тием, то такие средства воздействия при формировании их речи являются основными. Требуется специальная научная разработ­ка, приведение их в методическую систему, обеспечивающую развитие речи, всех ее сторон, компонентов, функций и форм в определенной последовательности и взаимосвязи. В специально создаваемой для слабослышащих речевой среде языковой мате­риал должен быть представлен в упорядоченном, систематизи­рованном виде. Вся организация процесса овладения языковым материалом должна быть направлена на то, чтобы создать ак­тивные условия для его усвоения и тем самым сформировать механизмы, обеспечивающие самостоятельную речевую деятель­ность.

Такая методическая система разработана лабораторией обуче­ния и воспитания слабослышащих детей НИИД АПН СССР и построена с учетом своеобразия их речевого развития. Она обеспечивает работу по развитию речи в целом и работу, в процессе которой специально формируются отдельные ее стороны, компоненты, виды и формы.

В программе по русскому языку для школы слабослыша­щих, в соответствии с принятой системой формирования речи, имеется раздел «Развитие речи», реализующий оба из указанных направлений. Овладение навыками устной речи протекает в единстве с усвоением словаря и грамматических закономернос­тей языка, оно тесно связано с развитием письменной речи. Однако для удобства изложения по возможности отвлечемся от этого факта, с тем чтобы сконцентрировать основное вни­мание на вопросах формирования живого, непосредственного общения, т. е. речевого общения в устной форме.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 464.