. Для успешного решения задач формирования речи и отвлеченного мышления у слабослышащих детей, обучения их языку как предмету школьного образования необходима особая организация учебного процесса. Опыт показывает, что положительные результаты достигаются лишь тогда, когда используются все существующие организационные формы: урок, индивидуальные занятия, самостоятельная работа (в виде выполнения домашних заданий), внеклассные и внешкольные формы учебно-воспитательной работы. При этом ведущая роль должна сохраняться за уроком как основной формой организации учебного процесса в советской школе. Последнее условие позволяет вести занятия целенаправленно, прорабатывать речевой материал в необходимой системе и последовательности, соответствующей закономерностям формирования речевых навыков.
Использование всех названных выше организационных форм занятий реализуется на основе важнейшего дидактического требования: формировать речь как средство общения в органической связи со всей деятельностью слабослышащего ученика. В школе-интернате, где проходит обучение и вся остальная жизнь детей, создаются благоприятные условия для установления взаимосвязи между разнообразными формами деятельности детского коллектива. И учебный процесс, и быт, и игры, и экскурсии, и труд — все здесь планируется с учетом задач развития речи детей, познания ими окружающей жизни, приобретения практических навыков. Поэтому перед учителями, воспитателями и всем персоналом школы-интерната стоит задача: согласовывая между собой работу, способствовать более эффективному речевому общению детей.
В школе для слабослышащих детей важно учитывать, что любая форма занятий включает в себя такие обязательные этапы: организационные моменты, инструктирование учеников, проверку результатов учебной работы, подведение итогов работы и пр. Все эти элементы содержат богатые возможности для развития речи детей, так как при этом создаются естественные речевые ситуации, побуждающие детей к общению. Инициативная речь, общение как реализация естественно возникшей потребности в обмене впечатлениями, в побуждении к действию, в передаче информации — все это именно те проблемы речевого развития учащихся, которые стоят перед специальным обучением.
Когда учитель и воспитатель организуют деятельность детей на уроке или каком-нибудь внеклассном занятии, они в первую очередь стремятся развить у них навыки в построении самостоятельных устных и письменных высказываний. Однако задача эта, особенно на начальных этапах овладения речью, оказывается трудновыполнимой, так как речевые навыки детей находятся еще на очень низком уровне, с чем связана тенденция к преимущественному использованию ими готовых высказываний. Известно, что нельзя развить речь только на готовом речевом материале, упражняя детей в неоднократном использовании его в нужной ситуации. Учащиеся должны овладеть языковым материалом, способами его преобразования в меняющихся условиях общения, в зависимости от возникающих каждый раз новых задач выражения мыслей, чувств, отношения к окружающему, побуждений и т. д. Поэтому учитель должен тщательно продумывать организационную сторону деятельности детей, используя различные способы побуждения к высказываниям, к их уточнению, к выражению мысли в более развернутой форме, помогая подобрать нужные слова. Самостоятельные высказывания детей могут содержать много ошибок, неточностей, к исправлению которых следует подходить тактично. Надо помнить о длительности и сложности процесса становления речи, о множестве условий, которые необходимы для ее совершенствования. Обязательной формой организации учебного процесса в школе слабослышащих являются индивидуальные занятия. Они предусматриваются учебным планом и программой по русскому языку для младших классов. Отводимое на них время используется для работы над произношением и развитием слухового восприятия. При планировании обязательно устанавливается связь индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению с учебным материалом уроков. Эта связь «должна обеспечить продвижение учащихся в общем и речевом развитии, активизировать их речевое общение, способствовать закреплению словаря и совершенствованию практических речевых навыков».
Соотношение между различными способами организации работы детей на уроке зависит от индивидуальных особенностей речи учащихся и необходимости заниматься по общей программе. По сравнению с массовой школой значительно возрастает необходимость индивидуальной работы. В некоторых случаях учащимся, имеющим меньший словарный запас, испытывающим больше затруднений в грамматическом оформлении речи, чем их товарищи по классу, приходится оказывать более основательную помощь в построении высказываний. Групповые формы работы на уроке также позволяют учесть особенности речевого развития детей и кроме того, создать ситуацию для непосредственного общения учеников, выполняющих один вид задания. Все формы организации работы на уроке — фронтальная, групповая и индивидуальная — создают условия для взаимоконтроля и взаимопомощи учащихся, что в первую очередь способствует возникновению предпосылок для мотивированного общения с учителем и товарищами.
В школе для слабослышащих учащиеся, как и в массовой школе, должны работать самостоятельно, выполнять домашние задания. Выполнение домашних заданий учениками специальной школы направлено не только на закрепление материала уроков, но в значительной мере на расширение речевой практики, возможности для которой особенно возрастают в процессе внеклассной и внешкольной работы. Любой вид деятельности детей во внеклассное время может быть использован для совершенствования речи. Беседы, экскурсии, чтение, игры, участие в посильных видах общественного труда, в художественной самодеятельности, спортивные занятия — все это, с одной стороны, побуждает учащихся к словесному общению, а с другой — способствует непроизвольному" закреплению и развитию речевого запаса, повышению уровня владения тем или иным языковым материалом.
Планирование работы по обучению языку
Планирование работы по формированию речи у слабослышащих детей имеет ряд особенностей. Оно не сводится только к тому, чтобы, выделив какое-то программное задание, распределить работу над ним во времени. Программные требования носят обобщенный характер и, следовательно, нуждаются в конкретизации. Кроме того, процесс речевого развития един, в то время как в программе он представлен расчлененно (развитие произносительных навыков, формирование словаря и грамматического строя, обучение разговорной речи и т. д.). Поэтому возникает задача четкого определения сущности формируемых навыков, установления последовательности действий в их закреплении, развитии, отбора и систематизации языкового материала, установления связей между отдельными направлениями работы над речью.
Сложность структуры речевых навыков и особенности процесса формирования речи в условиях ее недоразвития диктуют необходимость взаимозависимого планирования работы по разделам программы «Развитие речи» и «Формирование грамматического строя речи», «Формирование грамматического строя речи» и «Грамматика и правописание», «Чтение и развитие речи», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», «Обучение грамоте».
Так, лексический материал и способы выражения смысловых отношений первоначально выносятся на уроки развития речи, где отрабатывается их понимание. Последующая их систематизация и введение в активную речь составляют задачу уроков по разделу «Формирование грамматического строя речи».
Проработка материала по темам для бесед раздела «Развитие речи» подготавливает чтение текстов по той же тематике. При планировании работы по произношению приходится учитывать своеобразие усвоения его норм слабослышащими учащимися. Особенности слухового восприятия учащихся значительно ограничивают возможности точного восприятия произношения, графический образ слова для них оказывается более стойким и точным, чем слуховой. Поэтому, например, при планировании работы над правописанием безударных гласных или звонких согласных на конце слова соответствующие орфографические правила трансформируются в орфоэпические, и работа над ними ведется сначала на уроках произношения. Учитывая, что овладение рядом орфографических навыков связано с грамматическими операциями над словом (подбор однокоренных слов, изменение формы слова), соответствующий материал выносится на уроки по разделу «Развитие речи» в связи с упражнениями в практическом морфемном анализе и словообразовании.
При планировании работы приходится также учитывать, что каждый из разделов программы призван решать комплекс задач, реализация которых на уроках требует последовательности, взаимосвязи. Например, на уроках формирования общения (по разделу «Развитие речи») оказывается необходимым увязывать семантизацию лексики, словосочетаний и последующее их использование в побудительных фразах, в повествовательной и диалогической речи. Работа на уроках практической грамматики также организуется с учетом взаимосвязанности отдельных сторон речевой деятельности. Например, в связи с тем что овладение грамматическими закономерностями невозможно без осознания учащимися лексических значений, понимание последних обычно проверяется в начале урока. После этого организуются наблюдения за закономерными изменениями слов при их сочетании с другими словами для выражения тех логико-грамматических (смысловых) отношений, что вынесены для изучения.
Работа по русскому языку планируется на учебную четверть, неделю (перспективное планирование) и конкретно поурочно.
Естественно, чем меньше отрезок времени, на который планируется работа, тем детальнее разрабатывается план. Исходным же всегда является знание учителем состава класса, возможностей учащихся, а также понимание хода, перспективы речевого развития детей, закономерностей, которым оно подчиняется. Кроме того, необходимо знать, в каких взаимоотношениях находятся разные речевые навыки, знания, в какой последовательности их надо формировать, на каком дидактическом материале и какими способами.
При планировании работы по развитию речи нужно исходить из того, что формирование речевого навыка — это процесс, в ходе которого выделяются разные этапы: понимание речевого материала и активное пользование им, способность выполнить ту или иную речевую операцию с опорой, с тем или иным видом помощи или самостоятельно, в условиях наглядной ситуации или в отвлечении от нее.
Составляя план на четверть, сначала намечают работу по каждому разделу программы (указывают темы, материалы), затем предусматривают формы работы по реализации внутрипредметных связей (подготовка понимания словаря на уроках развития речи для работы по практическому овладению грамматическими закономерностями языка на уроках практической грамматики; проведение в связи с уроками развития речи наблюдений, экскурсий как базы для уроков чтения по тематике, общей с тематикой раздела «Развитие речи»; включение материала, отработанного на уроках формирования грамматического строя речи, в содержание урока по развитию описательно-повествовательной речи и т. д.). В содержании работы по каждому из разделов плана указываются формируемые умения, знания и соответствующий им материал.
Планирование работы по развитию речи на уроках и во внеклассное время должно проводиться учителем и воспитателем совместно. При этом связь между разными формами организации работы по формированию речи может быть различной: от работы над материалом на уроке к закреплению и расширению его во внеклассной работе и наоборот.
Вопросы и задания
1. Каково содержание понятий «система обучения», «методическая система»?
2. Докажите объективность выдвигаемых перед специальным обучением слабослышащих языку задач, опираясь на свои знания из смежных дисциплин.
3. Пронаблюдайте 1—2 урока развития речи в начальных классах 2-го отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей. В процессе наблюдений определите, какими принципами специального обучения языку руководствовался учитель в своей работе с учащимися. Покажите на примерах пути и средства реализации принципов специального обучения языку в ходе уроков, которые вы наблюдали. Какие методы, приемы обучения и виды речи использованы на этих уроках?
4. Изучите «Объяснительную записку» к программе по русскому языку для школы слабослышащих и позднооглохших детей. Какие, по вашему мнению, должны быть установлены внутри-предметные связи при организации и планировании работы по обучению слабослышащих детей языку?
5. Укажите наиболее специфические черты организации и планирования работы по развитию речи и обучению языку как предмету школьного образования. Чем (какими факторами) обусловлены эти особенности?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 479.