Слабослышащих детей русскому языку
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главная особенность специальной программы по русскому языку для I—VI классов состоит в том, что она разработана с учетом своеобразия речевого развития учащихся 2-го отделения. Поэтому определяющие ее характеристики (общая целенаправ­ленность, структура, принцип отбора и компоновки материала, определение объема требований к умениям, навыкам, знаниям и последовательности в их усвоении) подчинены необходимости достижения ведущей цели обучения — формированию языка как средства общения и орудия познания.

При обучении слабослышащих детей речи оказывается не­обходимым обеспечить формирование всех ее сторон, видов и стилей, что требует воспитания соответствующих речемыслительных умений, навыков и знаний. Овладение же последними проис­ходит с использованием определенного языкового материала и с опорой на системные связи и отношения, существующие в языке между его компонентами и единицами. Усвоение языкового ма­териала и языковой системы в речевой деятельности ведет к приобретению суммы знаний, представлений, понятий, образую­щих содержательную сторону мышления; различного рода опера­ции с учебным языковым материалом постепенно формируют познавательные, логические процессы у детей. Следовательно, программа по русскому языку в школе для слабослышащих одновременно является и программой умственного развития уча­щихся, и программой формирования их познавательной дея­тельности.

Учебный материал и требования к речевым умениям и навы­кам отобраны и распределены между разделами программы по годам обучения и учебным четвертям таким образом, что создаются благоприятные условия для организованной речевой прак­тики. Эта практика предусматривается на специальных уроках по развитию понимания обращенной к ребенку речи, в беседах на образовательно-воспитательные темы, на уроках по практи­ческому овладению закономерностями грамматического строя язы­ка, во время чтения постепенно усложняющихся текстов, на уроках письменной речи.

Наряду с обеспечением практической направленности в обу­чении языку программа предусматривает и изучение его как предмета начального образования. Достигается это двумя способами. Во-первых, по мере реализации требований практического овладения языком подключаются требования к приобре­тению учащимися сведений о некоторых языковых явлениях (вто­рое полугодие I—V классы). И во-вторых, начиная с VI клас­са вводится раздел, предусматривающий непосредственное изу­чение языка.

Решение задач речевого развития и изучения языка пре­дусмотрено программой с учетом поэтапности этих процессов, постепенности в преодолении трудностей. От класса к классу возрастают степень сложности предлагаемого материала и требо­вания к уровню владения им. Это относится и к отобранной в программе лексике, грамматическим явлениям, видам и формам речи, тематике бесед, изложений, сочинений, к степени само­стоятельности выполнения тех или иных видов речевых упражне­ний и заданий.

В построении программы, в отборе и группировке материала учтены как наиболее общие закономерности развития речи и мышления, так и особенности самого языка, его лексики и грамматических явлений. Весьма существенно то, что отбор и группировка материала произведены на основе научно обоснован­ных принципов, нашедших проверку в практике обучения слабо­слышащих. Следование этим принципам позволило учесть и по­ложения дидактики (от простого к сложному, систематичность, сознательность, сочетание наглядных и словесных способов позна­ния и др.).

Программа по русскому языку для I—IV классов имеет сле­дующие разделы: 1. Обучение грамоте. 2. Чтение. 3. Развитие речи (устной и письменной). 4. Формирование грамматического строя речи. 5. Грамматика и правописание. Рассмотрим содержа­ние этих разделов программы.

Обучение грамоте. Данный раздел школьной програм­мы включает комплекс требований, вытекающих из сущности формируемых элементарных, навыков чтения и письма, а также из особых условий, в которых этот процесс протекает у слабо­слышащих детей. Одновременно с решением задач обучения чтению, письму требования раздела направлены на выполнение занятиями грамотой их коррекционно-развивающей роли как по отношению к устной речи детей, так и по отношению к позна­вательно-речевой деятельности учащихся в целом.

Овладение каждой из двух сторон письменной речи — чтением и письмом — имеет свои особенности, обусловленные спецификой психологической структуры соответствующих навыков. Поэтому раздел «Обучение грамоте» имеет два подраздела: «Чтение» и «Письмо».

В содержание раздела, относящегося к обучению чтению, включено требование воспитания у учащихся ряда умений: зву­ковой, слоговой, звуко-буквенный анализ и синтез, овладение структурой слогов и слов разной сложности. Дети должны на­учиться громкому, четкому и внятному чтению (с соблюдением акцента на ударном слоге и паузы между предложениями) слов

разной сложности в текстах букваря, составлению слов и пред­ложений из разрезной азбуки, выполнению заданий, написанных печатным или рукописным шрифтом.

Четкий круг требований определен и по отношению к обу­чению письму: выработка навыков и правил письма, письмо строчных и прописных букв, написание слогов, слов, предло­жений, списывание с текста, разные виды дописывания (воспол­нение пропусков) и диктанты. Попутно должны быть усвоены некоторые элементарные навыки правописания.

Чтение и развитие речи. В этот раздел включена система требований, выполнение которых позволяет воспитать у учащихся навыки правильного, беглого, выразительного, созна­тельного чтения. Исходя из той роли, которую должны сыграть занятия чтением в коррекции и формировании речи и словесно-логического мышления учащихся, в приобретении ими способности черпать знания об окружающем мире из книг, осмысливать эту информацию, работая с текстом, развивать возможности самостоятельной оценки прочитанного с опорой на свой жизненный опыт, программа предусматривает реализацию требований по это­му разделу как на уроках, так и в процессе внеклассного, коллективного и индивидуального чтения. Кроме того, предусмот­рено включение внеклассного чтения в общую систему речевого и умственного развития учащихся на основе установления тесных связей этих занятий с развитием слухового восприятия и обу­чением произношению, с формированием речевого общения, с обогащением и коррекцией словаря, овладением грамматичес­кими закономерностями языка, правописанием, орфоэпией, само­стоятельной устной и письменной связной речью.

В рассматриваемом разделе программы учтено, что в младших классах чтение как предмет начального образования выполняет пропедевтическую функцию по отношению к основам наук, вклю­ченным в учебный план средних классов (литература, биология, география, история). Поэтому в нем регламентируется не только развитие технических навыков чтения, овладение сознательным чтением (через разнообразные виды работы с текстами), но и последовательное накопление элементарных сведений из разных областей жизни, формально относящихся к различным областям научных знаний о природе и обществе, а также некоторых пред­ставлений и понятий, связанных с литературой и искус­ством.

Учитывая важную роль чтения в решении воспитательных задач в процессе обучения, особое внимание в данном разделе уделено отбору тематики, способствующей формированию у детей материалистического мировоззрения, осознанию норм коммунис­тической морали, знакомящей с героическим прошлым и настоя­щим советского народа. Требования к сознательности чтения указанных текстов направлены на развитие у детей обоснован­ных самостоятельных суждений и оценок, на воспитание идейных и нравственных убеждений.

Структурно раздел программы по чтению состоит из двух подразделов: «Классное чтение» и «Внеклассное чтение». Первый подраздел содержит темы для чтения, перечень произведений для заучивания наизусть, требования к навыкам чтения, работе с текстом и умениям ориентироваться в учебной книге. Во вто­ром подразделе указаны примерный круг внеклассного чтения, его тематика, требования к развитию знаний, умений и навыков в работе с детской книгой.

В числе технических навыков чтения названы навыки правиль­ной передачи звуко-буквенного и слогового состава слов, слит­ности (от послогового к пословному чтению), беглости (посте­пенное ускорение темпа), соблюдение ударений, правил орфоэпии, паузального членения текста, использования интонационно-выра­зительных средств (в связи с осознанием содержания и смысла читаемого). Каждый из этих навыков (согласно требованиям программы по годам обучения) должен формироваться с посте­пенно увеличивающейся долей самостоятельности детей и распространяться на все более широкий круг языкового материала и речевых явлений.

Требования, помещенные в рубрике «Работа с текстом» (в под­разделе «Классное чтение»), призваны обеспечивать развитие понимания читаемых текстов (сознательность чтения) при помо­щи использования учителем рекомендуемых программой видов занятий. Возрастание требований к сознательному чтению вле­чет за собой и соответственное усложнение тех операций, которые дети должны уметь выполнять с текстом (ответы на вопросы по содержанию, подбор из текста слов и предложений к картин­кам, пересказ, определение главной мысли прочитанного расска­за, постановка вопросов к тексту, выборочное чтение, характе­ристика событий, персонажей, составление плана, ориентировка в образных, выразительных средствах художественного текста, выражение своей оценки текста, практическое различие лите­ратурных жанров).

Все эти требования к работе с текстом обеспечивают в про­цессе анализа читаемого развитие речи и мышления детей. Однако в числе требований к работе с текстом имеются и такие, которые специально преследуют цели развития речи, учат приемам анали­за, синтеза, подводят к обобщениям и отвлечению на основе сравнения и суммирования выявленных особенностей содержания и формы текста. Так, дети должны учиться, находя нужные слова в тексте, анализировать, сравнивать их по значению, заме­нять другими, от ответов на конкретные вопросы переходить к ответу в обобщенной форме, от выявления последовательности событий во времени — к определению причинно-следственных за­висимостей, от пересказа текста — к рассказу по аналогии с текстом и т. д.

Тематика чтения охватывает разные стороны жизни. В соот­ветствии с указанными программой темами учитель подбирает конкретные тексты из книг для чтения.

Программа требует ознакомления детей с разными литера­турными жанрами (рассказ, сказка, стихотворение, басня и др.), предусматривает формирование элементарных представлений о специфических выразительных средствах, свойственных этим ви­дам литературных произведений, заучивание стихотворных тек­стов, чтение по ролям и пр.

Подраздел «Внеклассное чтение» предъявляет постепенно ус­ложняющиеся требования к самостоятельной работе с книгой, к уяснению содержания текстов, к умению отбирать необходимую литературу. В числе требований имеются и такие, которые спе­циально направлены на развитие речи в процессе внеклассного чтения, на установление связей с другими формами внеклассной работы.

Развитие речи. Задача раздела — обеспечение основной части специально организованной практики речевого общения в условиях учебно-познавательной деятельности на уроках русско­го языка; эта задача реализуется путем отбора и систематизации языкового материала, предлагаемого для использования в зада­ниях, многократное выполнение которых последовательно форми­рует речевые и познавательные умения и навыки, в целом со­ставляющие понятия «речь», «речевая деятельность».

Данным разделом предусмотрено формирование и обогащение словарного запаса, работа над пониманием и употреблением в речи разных по структуре предложений, обучение построению связных высказываний с соблюдением нормативных требований к их лексико-грамматической и логико-композиционной правиль­ности.

Раздел «Развитие речи» состоит из двух подразделов: «Обо­гащение словаря» и «Развитие связной речи». Для каждого класса указаны основные требования к речевым умениям, кото­рые должны быть сформированы у учащихся к концу учебного года.

В подразделе «Обогащение словаря» названы группы слов, вводимые в речь учащихся в каждом классе. Конкретный отбор лексики проводится учителем с учетом тем, выбранных для разви­тия речи. Предусмотрена работа над многозначными и обобщаю­щими словами, синонимами, антонимами, словами с переносным значением и экспрессивной окраской.

В подразделе «Развитие связной речи» сосредоточены требо­вания к речевым умениям и навыкам (понимание и употребление указанного программой лексического материала, умение строить устные и письменные сообщения в виде отдельных фраз (простых и сложных предложений), диалога, связных повествований, опи­саний и т. д.).

В состав отбираемого для усвоения языкового материала должны входить модели побудительных, повествовательных и вопросительных конструкций, передающие различные типы и виды смысловых, логико-грамматических отношений. Овладение слова­рем, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, усвоение навыков в оформлении своих мыслей должны формироваться в тесной взаимосвязи на основе развития устной и письменной речи.

Программа предусматривает развитие речи на базе образова­тельно-воспитательных тем (используется тематика из раздела «Чтение», II—VI классы, и из программы по «Ознакомлению с окружающим миром», I—II классы). Образовательно-воспи­тательные темы выступают связующим звеном между языковым материалом и речевыми умениями и навыками, указанными в программе в виде требований к построению предложений, диало­гов, бесед, повествований, описаний. Названные для каждого класса темы разнообразны и отражают (постепенно усложняясь) окружающую жизнь. Они связаны с опытом детей, с их пов­седневной деятельностью, интересами, развивающимися познава­тельными возможностями.

В числе речевых умений в программе названы: понимание и употребление поручений, построение ответов на вопросы, поста­новка вопросов (в форме предложений полного и неполного состава), составление повествовательных предложений, в которых содержится сообщение о выполненном задании, об умении, жела­нии, отношении к окружающему, умение производить различные операции со словарем (нахождение и группировка слов по разным признакам, обозначение группы предметов обобщающим словом и пр.), участие в беседах, умение делать связные устные сообщения на указанные в программе темы, описывать предметы, явления, картины, события и т. д.

Работа по развитию письменной речи представлена требо­ваниями к овладению умениями выполнять различные задания: составлять предложения (по картине, демонстраций действий и др.), восстанавливать деформированный текст (по картине, инсценировке, вопросам, личным впечатлениям), описывать кар­тину, предметы, события, составлять письма, заметки в стенгазе­ту, излагать прочитанный текст, писать сочинения разных видов, составлять характеристику персонажа. Программа предусматри­вает выполнение как подготовленных, так и неподготовленных (самостоятельных) письменных работ. Последние рассматривают­ся как важнейшее средство развития речи слабослышащих детей. Выполнение таких заданий (после проверки) должно завершать­ся работой над ошибками.

Программа раздела «Развитие речи» содержит также указания к обучению планированию связных устных и письменных выска­зываний. Работа над составлением плана и обучение письму по плану представлены системой постепенно усложняющихся заданий. Их выполнение должно способствовать развитию логи­ческого мышления учащихся, умения устанавливать последовательность событий во времени, передавать причинно-следственные зависимости между отдельными предложениями, объединять их в группы соответственно частям, эпизодам, образуя целостное связное сообщение на определенную тему.

Формирование грамматического строя ре­чи — раздел программы, реализация требований которого должна обеспечить систематизацию и введение в активную речь уча­щихся основных грамматических закономерностей языка. Предла­гаемый этим разделом материал представляет собой граммати­ческий минимум (микросистему грамматических явлений), прак­тическое освоение которого составляет одно из необходимых условий овладения языком как средством коммуникации.

В соответствии с задачей практического овладения языком на начальном этапе обучения в данном разделе в качестве первичного для отбора и систематизации материала фактора принято грамматическое значение (отношение) и в качестве вто­ричного — языковые (формальные) средства выражения. Отра­жая в требованиях к умениям детей принцип единства содержа­ния и формы грамматических категорий, данный раздел прог­раммы в первую очередь обеспечивает овладение их понятийно-смысловой стороной. Исходя из необходимости обеспечить уча­щимся овладение грамматическими средствами для выражения своих мыслей, в программе по формированию грамматического строя речи учащиеся постепенно подводятся от практического усвоения одной грамматической закономерности к усвоению дру­гой и, наконец, к (также практической) систематизации этих закономерностей.

Система требований данного раздела разработана с расчетом на то, что на основе ее реализации учащиеся усвоят основные значения каждой из представленных в программе граммати­ческих форм. Будучи освоенными в речи учащихся, эти формы (конструкции, языковые средства выражения) станут носителями грамматических понятий, ряда взаимосвязанных значений (как это имеет место в языке). Тем самым обеспечивается создание для слабослышащих педагогических условий для овладения грам­матическим строем как совокупностью грамматических категорий языка.

Существенной особенностью построения раздела «Формирова­ние грамматического строя речи» является выбор словосочетания как единицы для осуществления функционального подхода к практическому овладению грамматическими закономерностями языка. Как лексические, так и грамматические значения слов реализуются в связях, в различного рода логико-смысловых отношениях между ними. В процессе овладения конкретными и част­ными значениями слов (через их отношение к другим словам в речи) учащиеся должны быть подведены к абстрагированию наиболее общих, типовых смысловых отношений (объектные, про­странственные, временные, причинно-следственные и др.) и харак­терных для них языковых средств выражения.

Функциональная основа грамматического минимума и выбор словосочетания как опорной единицы этого минимума призваны обеспечить практическую направленность процесса обучения грамматике. Учитывая психологические особенности развития грамматических навыков слабослышащих учащихся, в программе выделены два этапа практической работы: овладение основными закономерностями языка (I—III классы) и овладение граммати­ческими обобщениями на основе систематизации этих законо­мерностей (IV—V классы). Принципиальные различия в сущности педагогической работы по формированию грамматического строя речи на этих этапах выражены в соответствующих способах организации материала и характере программных требований каждого из этих этапов.

На первом этапе основой содержания обучения является фор­мирование навыков построения предложения с попутным уточне­нием значения грамматических слов в составе предложения. Программные требования концентрируются вокруг понятий о предмете и действии, отношений между ними (предикативные, пространственные, временные и некоторые другие). Ученики учат­ся выражать эти понятия и отношения указанными в программе средствами. Поскольку практическое овладение грамматическими закономерностями требует различения некоторых морфологичес­ких категорий и использования в предложении соответствую­щих форм, в содержание работы на первом этапе включается знакомство учащихся с родом и числом существительных и прилагательных, временем глагола.

Овладение всем этим материалом позволяет учащимся усвоить ряд грамматических значений слов, относящихся к основным частям речи, и тем самым подойти к овладению материалом второго этапа, когда усвоенные значения и отношения специально группируются вокруг существительных, прилагательных, место­имений и глаголов. К уже усвоенным значениям и отношениям программа IV—V классов добавляет новые. В результате основные грамматические закономерности изменения частей речи оказы­ваются систематизированными, учащиеся подводятся к выполне­нию заключительного требования второго этапа: усвоению обще­го понятия об основных частях речи, об их лексических и грамматических признаках.

Учащиеся I—V классов должны быть подготовлены к изуче­нию курса грамматики за начальную школу не только в плане практического овладения грамматическим строем языка, но и в плане усвоения некоторых элементарных грамматико-орфографических знаний и навыков. Поэтому в анализируемый раздел программы включены специальные требования, сконцентрирован­ные под заголовком «Сведения по грамматике и правописанию». В их числе требования, относящиеся к усвоению ряда правил орфографии и пунктуации, ознакомлению с частями речи, их лексическими и грамматическими признаками, с предложением и его составом. Сюда же включены требования к графической стороне речи (чистописанию) и к усвоению некоторых грамма­тических терминов (пока лишь на номинативном уровне).

Грамматика и правописание. Данный раздел по объему и характеру требований отражает материал программы по русскому языку для начальных классов массовой школы. Название раздела (обусловленное школьной традицией) в извест­ном смысле условно, оно обозначает лишь часть действитель­ного содержания многоплановой и многообразной работы, кото­рая должна проводиться в соответствии с программными тре­бованиями начального курса русского языка.

Программные требования раздела определены с учетом тех умений и навыков, которые были сформированы у учащихся работой по разделу «Формирование грамматического строя речи», а также занятиями по развитию и коррекции всех сторон речи. Одновременно их реализация предусматривает дальнейшую рабо­ту над всеми ее сторонами, а не только лишь в плане собственно изучения грамматики и правописания.

В целом раздел охватывает относительно широкий круг све­дений, отражающий разные аспекты языка: фонетику и графику, лексику, морфемный состав слова и словообразование, части речи и их частные морфологические категории, синтаксис прос­того и сложного предложения, орфографические и пунктуацион­ные знания, умения и навыки.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 454.