Главная особенность специальной программы по русскому языку для I—VI классов состоит в том, что она разработана с учетом своеобразия речевого развития учащихся 2-го отделения. Поэтому определяющие ее характеристики (общая целенаправленность, структура, принцип отбора и компоновки материала, определение объема требований к умениям, навыкам, знаниям и последовательности в их усвоении) подчинены необходимости достижения ведущей цели обучения — формированию языка как средства общения и орудия познания.
При обучении слабослышащих детей речи оказывается необходимым обеспечить формирование всех ее сторон, видов и стилей, что требует воспитания соответствующих речемыслительных умений, навыков и знаний. Овладение же последними происходит с использованием определенного языкового материала и с опорой на системные связи и отношения, существующие в языке между его компонентами и единицами. Усвоение языкового материала и языковой системы в речевой деятельности ведет к приобретению суммы знаний, представлений, понятий, образующих содержательную сторону мышления; различного рода операции с учебным языковым материалом постепенно формируют познавательные, логические процессы у детей. Следовательно, программа по русскому языку в школе для слабослышащих одновременно является и программой умственного развития учащихся, и программой формирования их познавательной деятельности.
Учебный материал и требования к речевым умениям и навыкам отобраны и распределены между разделами программы по годам обучения и учебным четвертям таким образом, что создаются благоприятные условия для организованной речевой практики. Эта практика предусматривается на специальных уроках по развитию понимания обращенной к ребенку речи, в беседах на образовательно-воспитательные темы, на уроках по практическому овладению закономерностями грамматического строя языка, во время чтения постепенно усложняющихся текстов, на уроках письменной речи.
Наряду с обеспечением практической направленности в обучении языку программа предусматривает и изучение его как предмета начального образования. Достигается это двумя способами. Во-первых, по мере реализации требований практического овладения языком подключаются требования к приобретению учащимися сведений о некоторых языковых явлениях (второе полугодие I—V классы). И во-вторых, начиная с VI класса вводится раздел, предусматривающий непосредственное изучение языка.
Решение задач речевого развития и изучения языка предусмотрено программой с учетом поэтапности этих процессов, постепенности в преодолении трудностей. От класса к классу возрастают степень сложности предлагаемого материала и требования к уровню владения им. Это относится и к отобранной в программе лексике, грамматическим явлениям, видам и формам речи, тематике бесед, изложений, сочинений, к степени самостоятельности выполнения тех или иных видов речевых упражнений и заданий.
В построении программы, в отборе и группировке материала учтены как наиболее общие закономерности развития речи и мышления, так и особенности самого языка, его лексики и грамматических явлений. Весьма существенно то, что отбор и группировка материала произведены на основе научно обоснованных принципов, нашедших проверку в практике обучения слабослышащих. Следование этим принципам позволило учесть и положения дидактики (от простого к сложному, систематичность, сознательность, сочетание наглядных и словесных способов познания и др.).
Программа по русскому языку для I—IV классов имеет следующие разделы: 1. Обучение грамоте. 2. Чтение. 3. Развитие речи (устной и письменной). 4. Формирование грамматического строя речи. 5. Грамматика и правописание. Рассмотрим содержание этих разделов программы.
Обучение грамоте. Данный раздел школьной программы включает комплекс требований, вытекающих из сущности формируемых элементарных, навыков чтения и письма, а также из особых условий, в которых этот процесс протекает у слабослышащих детей. Одновременно с решением задач обучения чтению, письму требования раздела направлены на выполнение занятиями грамотой их коррекционно-развивающей роли как по отношению к устной речи детей, так и по отношению к познавательно-речевой деятельности учащихся в целом.
Овладение каждой из двух сторон письменной речи — чтением и письмом — имеет свои особенности, обусловленные спецификой психологической структуры соответствующих навыков. Поэтому раздел «Обучение грамоте» имеет два подраздела: «Чтение» и «Письмо».
В содержание раздела, относящегося к обучению чтению, включено требование воспитания у учащихся ряда умений: звуковой, слоговой, звуко-буквенный анализ и синтез, овладение структурой слогов и слов разной сложности. Дети должны научиться громкому, четкому и внятному чтению (с соблюдением акцента на ударном слоге и паузы между предложениями) слов
разной сложности в текстах букваря, составлению слов и предложений из разрезной азбуки, выполнению заданий, написанных печатным или рукописным шрифтом.
Четкий круг требований определен и по отношению к обучению письму: выработка навыков и правил письма, письмо строчных и прописных букв, написание слогов, слов, предложений, списывание с текста, разные виды дописывания (восполнение пропусков) и диктанты. Попутно должны быть усвоены некоторые элементарные навыки правописания.
Чтение и развитие речи. В этот раздел включена система требований, выполнение которых позволяет воспитать у учащихся навыки правильного, беглого, выразительного, сознательного чтения. Исходя из той роли, которую должны сыграть занятия чтением в коррекции и формировании речи и словесно-логического мышления учащихся, в приобретении ими способности черпать знания об окружающем мире из книг, осмысливать эту информацию, работая с текстом, развивать возможности самостоятельной оценки прочитанного с опорой на свой жизненный опыт, программа предусматривает реализацию требований по этому разделу как на уроках, так и в процессе внеклассного, коллективного и индивидуального чтения. Кроме того, предусмотрено включение внеклассного чтения в общую систему речевого и умственного развития учащихся на основе установления тесных связей этих занятий с развитием слухового восприятия и обучением произношению, с формированием речевого общения, с обогащением и коррекцией словаря, овладением грамматическими закономерностями языка, правописанием, орфоэпией, самостоятельной устной и письменной связной речью.
В рассматриваемом разделе программы учтено, что в младших классах чтение как предмет начального образования выполняет пропедевтическую функцию по отношению к основам наук, включенным в учебный план средних классов (литература, биология, география, история). Поэтому в нем регламентируется не только развитие технических навыков чтения, овладение сознательным чтением (через разнообразные виды работы с текстами), но и последовательное накопление элементарных сведений из разных областей жизни, формально относящихся к различным областям научных знаний о природе и обществе, а также некоторых представлений и понятий, связанных с литературой и искусством.
Учитывая важную роль чтения в решении воспитательных задач в процессе обучения, особое внимание в данном разделе уделено отбору тематики, способствующей формированию у детей материалистического мировоззрения, осознанию норм коммунистической морали, знакомящей с героическим прошлым и настоящим советского народа. Требования к сознательности чтения указанных текстов направлены на развитие у детей обоснованных самостоятельных суждений и оценок, на воспитание идейных и нравственных убеждений.
Структурно раздел программы по чтению состоит из двух подразделов: «Классное чтение» и «Внеклассное чтение». Первый подраздел содержит темы для чтения, перечень произведений для заучивания наизусть, требования к навыкам чтения, работе с текстом и умениям ориентироваться в учебной книге. Во втором подразделе указаны примерный круг внеклассного чтения, его тематика, требования к развитию знаний, умений и навыков в работе с детской книгой.
В числе технических навыков чтения названы навыки правильной передачи звуко-буквенного и слогового состава слов, слитности (от послогового к пословному чтению), беглости (постепенное ускорение темпа), соблюдение ударений, правил орфоэпии, паузального членения текста, использования интонационно-выразительных средств (в связи с осознанием содержания и смысла читаемого). Каждый из этих навыков (согласно требованиям программы по годам обучения) должен формироваться с постепенно увеличивающейся долей самостоятельности детей и распространяться на все более широкий круг языкового материала и речевых явлений.
Требования, помещенные в рубрике «Работа с текстом» (в подразделе «Классное чтение»), призваны обеспечивать развитие понимания читаемых текстов (сознательность чтения) при помощи использования учителем рекомендуемых программой видов занятий. Возрастание требований к сознательному чтению влечет за собой и соответственное усложнение тех операций, которые дети должны уметь выполнять с текстом (ответы на вопросы по содержанию, подбор из текста слов и предложений к картинкам, пересказ, определение главной мысли прочитанного рассказа, постановка вопросов к тексту, выборочное чтение, характеристика событий, персонажей, составление плана, ориентировка в образных, выразительных средствах художественного текста, выражение своей оценки текста, практическое различие литературных жанров).
Все эти требования к работе с текстом обеспечивают в процессе анализа читаемого развитие речи и мышления детей. Однако в числе требований к работе с текстом имеются и такие, которые специально преследуют цели развития речи, учат приемам анализа, синтеза, подводят к обобщениям и отвлечению на основе сравнения и суммирования выявленных особенностей содержания и формы текста. Так, дети должны учиться, находя нужные слова в тексте, анализировать, сравнивать их по значению, заменять другими, от ответов на конкретные вопросы переходить к ответу в обобщенной форме, от выявления последовательности событий во времени — к определению причинно-следственных зависимостей, от пересказа текста — к рассказу по аналогии с текстом и т. д.
Тематика чтения охватывает разные стороны жизни. В соответствии с указанными программой темами учитель подбирает конкретные тексты из книг для чтения.
Программа требует ознакомления детей с разными литературными жанрами (рассказ, сказка, стихотворение, басня и др.), предусматривает формирование элементарных представлений о специфических выразительных средствах, свойственных этим видам литературных произведений, заучивание стихотворных текстов, чтение по ролям и пр.
Подраздел «Внеклассное чтение» предъявляет постепенно усложняющиеся требования к самостоятельной работе с книгой, к уяснению содержания текстов, к умению отбирать необходимую литературу. В числе требований имеются и такие, которые специально направлены на развитие речи в процессе внеклассного чтения, на установление связей с другими формами внеклассной работы.
Развитие речи. Задача раздела — обеспечение основной части специально организованной практики речевого общения в условиях учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка; эта задача реализуется путем отбора и систематизации языкового материала, предлагаемого для использования в заданиях, многократное выполнение которых последовательно формирует речевые и познавательные умения и навыки, в целом составляющие понятия «речь», «речевая деятельность».
Данным разделом предусмотрено формирование и обогащение словарного запаса, работа над пониманием и употреблением в речи разных по структуре предложений, обучение построению связных высказываний с соблюдением нормативных требований к их лексико-грамматической и логико-композиционной правильности.
Раздел «Развитие речи» состоит из двух подразделов: «Обогащение словаря» и «Развитие связной речи». Для каждого класса указаны основные требования к речевым умениям, которые должны быть сформированы у учащихся к концу учебного года.
В подразделе «Обогащение словаря» названы группы слов, вводимые в речь учащихся в каждом классе. Конкретный отбор лексики проводится учителем с учетом тем, выбранных для развития речи. Предусмотрена работа над многозначными и обобщающими словами, синонимами, антонимами, словами с переносным значением и экспрессивной окраской.
В подразделе «Развитие связной речи» сосредоточены требования к речевым умениям и навыкам (понимание и употребление указанного программой лексического материала, умение строить устные и письменные сообщения в виде отдельных фраз (простых и сложных предложений), диалога, связных повествований, описаний и т. д.).
В состав отбираемого для усвоения языкового материала должны входить модели побудительных, повествовательных и вопросительных конструкций, передающие различные типы и виды смысловых, логико-грамматических отношений. Овладение словарем, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, усвоение навыков в оформлении своих мыслей должны формироваться в тесной взаимосвязи на основе развития устной и письменной речи.
Программа предусматривает развитие речи на базе образовательно-воспитательных тем (используется тематика из раздела «Чтение», II—VI классы, и из программы по «Ознакомлению с окружающим миром», I—II классы). Образовательно-воспитательные темы выступают связующим звеном между языковым материалом и речевыми умениями и навыками, указанными в программе в виде требований к построению предложений, диалогов, бесед, повествований, описаний. Названные для каждого класса темы разнообразны и отражают (постепенно усложняясь) окружающую жизнь. Они связаны с опытом детей, с их повседневной деятельностью, интересами, развивающимися познавательными возможностями.
В числе речевых умений в программе названы: понимание и употребление поручений, построение ответов на вопросы, постановка вопросов (в форме предложений полного и неполного состава), составление повествовательных предложений, в которых содержится сообщение о выполненном задании, об умении, желании, отношении к окружающему, умение производить различные операции со словарем (нахождение и группировка слов по разным признакам, обозначение группы предметов обобщающим словом и пр.), участие в беседах, умение делать связные устные сообщения на указанные в программе темы, описывать предметы, явления, картины, события и т. д.
Работа по развитию письменной речи представлена требованиями к овладению умениями выполнять различные задания: составлять предложения (по картине, демонстраций действий и др.), восстанавливать деформированный текст (по картине, инсценировке, вопросам, личным впечатлениям), описывать картину, предметы, события, составлять письма, заметки в стенгазету, излагать прочитанный текст, писать сочинения разных видов, составлять характеристику персонажа. Программа предусматривает выполнение как подготовленных, так и неподготовленных (самостоятельных) письменных работ. Последние рассматриваются как важнейшее средство развития речи слабослышащих детей. Выполнение таких заданий (после проверки) должно завершаться работой над ошибками.
Программа раздела «Развитие речи» содержит также указания к обучению планированию связных устных и письменных высказываний. Работа над составлением плана и обучение письму по плану представлены системой постепенно усложняющихся заданий. Их выполнение должно способствовать развитию логического мышления учащихся, умения устанавливать последовательность событий во времени, передавать причинно-следственные зависимости между отдельными предложениями, объединять их в группы соответственно частям, эпизодам, образуя целостное связное сообщение на определенную тему.
Формирование грамматического строя речи — раздел программы, реализация требований которого должна обеспечить систематизацию и введение в активную речь учащихся основных грамматических закономерностей языка. Предлагаемый этим разделом материал представляет собой грамматический минимум (микросистему грамматических явлений), практическое освоение которого составляет одно из необходимых условий овладения языком как средством коммуникации.
В соответствии с задачей практического овладения языком на начальном этапе обучения в данном разделе в качестве первичного для отбора и систематизации материала фактора принято грамматическое значение (отношение) и в качестве вторичного — языковые (формальные) средства выражения. Отражая в требованиях к умениям детей принцип единства содержания и формы грамматических категорий, данный раздел программы в первую очередь обеспечивает овладение их понятийно-смысловой стороной. Исходя из необходимости обеспечить учащимся овладение грамматическими средствами для выражения своих мыслей, в программе по формированию грамматического строя речи учащиеся постепенно подводятся от практического усвоения одной грамматической закономерности к усвоению другой и, наконец, к (также практической) систематизации этих закономерностей.
Система требований данного раздела разработана с расчетом на то, что на основе ее реализации учащиеся усвоят основные значения каждой из представленных в программе грамматических форм. Будучи освоенными в речи учащихся, эти формы (конструкции, языковые средства выражения) станут носителями грамматических понятий, ряда взаимосвязанных значений (как это имеет место в языке). Тем самым обеспечивается создание для слабослышащих педагогических условий для овладения грамматическим строем как совокупностью грамматических категорий языка.
Существенной особенностью построения раздела «Формирование грамматического строя речи» является выбор словосочетания как единицы для осуществления функционального подхода к практическому овладению грамматическими закономерностями языка. Как лексические, так и грамматические значения слов реализуются в связях, в различного рода логико-смысловых отношениях между ними. В процессе овладения конкретными и частными значениями слов (через их отношение к другим словам в речи) учащиеся должны быть подведены к абстрагированию наиболее общих, типовых смысловых отношений (объектные, пространственные, временные, причинно-следственные и др.) и характерных для них языковых средств выражения.
Функциональная основа грамматического минимума и выбор словосочетания как опорной единицы этого минимума призваны обеспечить практическую направленность процесса обучения грамматике. Учитывая психологические особенности развития грамматических навыков слабослышащих учащихся, в программе выделены два этапа практической работы: овладение основными закономерностями языка (I—III классы) и овладение грамматическими обобщениями на основе систематизации этих закономерностей (IV—V классы). Принципиальные различия в сущности педагогической работы по формированию грамматического строя речи на этих этапах выражены в соответствующих способах организации материала и характере программных требований каждого из этих этапов.
На первом этапе основой содержания обучения является формирование навыков построения предложения с попутным уточнением значения грамматических слов в составе предложения. Программные требования концентрируются вокруг понятий о предмете и действии, отношений между ними (предикативные, пространственные, временные и некоторые другие). Ученики учатся выражать эти понятия и отношения указанными в программе средствами. Поскольку практическое овладение грамматическими закономерностями требует различения некоторых морфологических категорий и использования в предложении соответствующих форм, в содержание работы на первом этапе включается знакомство учащихся с родом и числом существительных и прилагательных, временем глагола.
Овладение всем этим материалом позволяет учащимся усвоить ряд грамматических значений слов, относящихся к основным частям речи, и тем самым подойти к овладению материалом второго этапа, когда усвоенные значения и отношения специально группируются вокруг существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. К уже усвоенным значениям и отношениям программа IV—V классов добавляет новые. В результате основные грамматические закономерности изменения частей речи оказываются систематизированными, учащиеся подводятся к выполнению заключительного требования второго этапа: усвоению общего понятия об основных частях речи, об их лексических и грамматических признаках.
Учащиеся I—V классов должны быть подготовлены к изучению курса грамматики за начальную школу не только в плане практического овладения грамматическим строем языка, но и в плане усвоения некоторых элементарных грамматико-орфографических знаний и навыков. Поэтому в анализируемый раздел программы включены специальные требования, сконцентрированные под заголовком «Сведения по грамматике и правописанию». В их числе требования, относящиеся к усвоению ряда правил орфографии и пунктуации, ознакомлению с частями речи, их лексическими и грамматическими признаками, с предложением и его составом. Сюда же включены требования к графической стороне речи (чистописанию) и к усвоению некоторых грамматических терминов (пока лишь на номинативном уровне).
Грамматика и правописание. Данный раздел по объему и характеру требований отражает материал программы по русскому языку для начальных классов массовой школы. Название раздела (обусловленное школьной традицией) в известном смысле условно, оно обозначает лишь часть действительного содержания многоплановой и многообразной работы, которая должна проводиться в соответствии с программными требованиями начального курса русского языка.
Программные требования раздела определены с учетом тех умений и навыков, которые были сформированы у учащихся работой по разделу «Формирование грамматического строя речи», а также занятиями по развитию и коррекции всех сторон речи. Одновременно их реализация предусматривает дальнейшую работу над всеми ее сторонами, а не только лишь в плане собственно изучения грамматики и правописания.
В целом раздел охватывает относительно широкий круг сведений, отражающий разные аспекты языка: фонетику и графику, лексику, морфемный состав слова и словообразование, части речи и их частные морфологические категории, синтаксис простого и сложного предложения, орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 454.