Этапы обучения детей решению творческих задач
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица

Этапы (шаги) работы с задачей Основные средства Необходимые дошкольникам умения для работы на данном этапе Методы ОТСМ-ТРИЗ-педагогики, формирующие эти умения

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации.

Описание различными средствами некоторой размытой, нечеткой проблемной ситуации, наблюдаемой в действительности взятой из литературного произведения или придуманной педагогом.

Вербализация данного проблемного поля (проговорить ситуацию, сформулировать возможные проблемы).

Визуализация через рисунки, фото, видео и другие изображения (представить наглядно конкретную ситуацию).

 

Умение вычленять признаки объектов, определять их значение в конкретной ситуации, оперировать моделью "Элемент – Признак - Значение признака"

Метод фокальных объектов.

Морфологический анализ.

Игры на формирование системного диалектического мышления.

Игры по формированию чувствительности к противоречиям: подбор антонимов, модификации игр "Хорошо-плохо"

 

Составление сравнений, загадок, метафор, пословиц по готовым опорам (методики И. Мурашковски, А. Нестеренко, Т. Сидорчук).

Умение устанавливать причинно – следственные связи.
Умение производить оценку на уровне "+-", "важно - не важно", "нужно - не нужно" применительно к конкретным ситуациям.
Чувствительность к проблемам Личностная аналогия (эмпатия). "Другая точка зрения"

Шаг 2. Вычленение конкретной задачи из Проблемной ситуации.

Конкретизация Цели решения задачи (ради чего решается задача.)

Конкретизация ресурсов имеющихся в исходной ситуации.

Конкретизация причины того, почему на имеющихся ресурсах нельзя получить необходимый результат.

Ответ на три базовых вопроса:

что ЕСТЬ?

чего ХОЧУ?

ПОЧЕМУ не могу получить того, что хочу из того, что есть?

Умение выявлять объекты, обозначать их признаки и значения этих признаков. ТПФ ("Волшебники"), игры по формированию системного диалектического мышления, морфологический анализ. Составление сравнений, загадок, метафор по готовым опорам (методики И. Мурашковски, А. Нестеренко, Т. Сидорчук).
Умение ставить конкретный вопрос по отношению к выделенным объектам и их признакам. Все виды игры "Да-Нет" (пространственная, объектная, ситуационная), игра "Точка зрения".

Шаг 3. Построение Абстрактной модели Конкретной задачи.

Абстрагирование.

На основе текста конкретной творческой задачи создать абстрактную модель этой задачи.

Наличие чувствительности к противоречиям;

Игры по формированию чувствительности к противоречиям.

Умения формулировать противоречия.

Шаг 4. Построение Абстрактной модели Решения задачи.

Представление идеального конечного результата: сам объект решает проблему, негативный эффект складывается с другим негативным и они взаимно уничтожаются, объекта нет, а функции его выполняются, ситуация изменяется так что нет необходимости решать задачу вообще.

Принципы сочетания противоположностей (приёмы разрешения противоречий)

Умения представлять идеальные системы по отношению к определенным признакам объектов. Метод "Золотая рыбка", эвроритм, типовые приёмы фантазирования ("волшебники", прежде всего универсальное волшебство), фантастическая аналогия.
Умение использовать накопленный ранее жизненный опыт, сформулированный в виде абстрактных типовых решений. Разные виды аналогий: эмпатия, прямая, фантастическая.
Владение принципами сочетания противоположностей или разрешения противоречий. Игры по формированию чувствительности к противоречиям.

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта и выход на конкретное решение.

Конкретизация абстрактного решения.

Умения выявлять ресурсы объекта (отсутствие стереотипов по описанию конкретного объекта в конкретной ситуации). Игры на поиск ресурсов, метод Робинзона Крузо. Игры по формированию системного мышления.
Умения конкретизировать абстрактные моменты. Системный оператор (системный и групповой лифт), ММЧ, Методика кодирования смысла сказочных сюжетов с помощью ситуационной игры "Да-Нет" (методика Т. Сидорчук, Н. Хоменко).

Шаг 6. Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Использование много экранной схемы для оценки полученного решения и выявления подзадач которые необходимо решить для реализации выбранного концептуального решения.

Из текста решенной задачи строить новый текст. Методика кодирования смысла сказочных сюжетов с помощью ситуационной игры "Да-Нет" (методика Т. Сидорчук, Н. Хоменко)
Умения связывать решенную задачу с исходной проблемной ситуацией. Системный оператор, игры по формированию системного диалектического мышления.
Умение отслеживать причинно- следственные цепочки, работать с внешней памятью (опыт человечества: разного рода справочная информация (картотеки. базы данных, книги и т.д.) и средства работы с ней) Составление пословиц по готовым моделям (методика И. Мурашковски). Составление загадок по готовым опорам (методика А. Нестеренко).
Шаг 7. Рефлексия Вербализация (проговаривание) осуществлённого процесса решения. Умение рефлексировать интеллектуальный процесс. "Другая точка зрения".

Описанный подход даёт системное видение дидактического процесса в детском саду, является хорошим подспорьем в разработке перспективного планирования работы, способствует пониманию необходимости применения тех или иных инструментов в реализации базисной программы.

Несколько слов об авторах:

 

Сидорчук Татьяна Александровна, заведующий кафедрой педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа №1, научный руководитель 24 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ - ТРИЗ - РТВ в работе с детьми дошкольного возраста, сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, медалист РАН (медаль Яноша Корчака), кандидат педагогических наук

г. Ульяновск, Россия.

E-mail: sidlj@mv.ru

 

Лелюх Светлана Викторовна, заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада с приоритетным осуществлением интеллектуального развития дошкольников № 277 "Золотой ключик", руководитель Методического Центра "ТРИЗ для дошкольников".

 г. Самара, Россия.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.