Таблица
Этапы (шаги) работы с задачей | Основные средства | Необходимые дошкольникам умения для работы на данном этапе | Методы ОТСМ-ТРИЗ-педагогики, формирующие эти умения |
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации. Описание различными средствами некоторой размытой, нечеткой проблемной ситуации, наблюдаемой в действительности взятой из литературного произведения или придуманной педагогом. | Вербализация данного проблемного поля (проговорить ситуацию, сформулировать возможные проблемы). Визуализация через рисунки, фото, видео и другие изображения (представить наглядно конкретную ситуацию).
| Умение вычленять признаки объектов, определять их значение в конкретной ситуации, оперировать моделью "Элемент – Признак - Значение признака" | Метод фокальных объектов. Морфологический анализ. Игры на формирование системного диалектического мышления. Игры по формированию чувствительности к противоречиям: подбор антонимов, модификации игр "Хорошо-плохо"
Составление сравнений, загадок, метафор, пословиц по готовым опорам (методики И. Мурашковски, А. Нестеренко, Т. Сидорчук). |
Умение устанавливать причинно – следственные связи. | |||
Умение производить оценку на уровне "+-", "важно - не важно", "нужно - не нужно" применительно к конкретным ситуациям. | |||
Чувствительность к проблемам | Личностная аналогия (эмпатия). "Другая точка зрения" | ||
Шаг 2. Вычленение конкретной задачи из Проблемной ситуации. | Конкретизация Цели решения задачи (ради чего решается задача.) Конкретизация ресурсов имеющихся в исходной ситуации. Конкретизация причины того, почему на имеющихся ресурсах нельзя получить необходимый результат. Ответ на три базовых вопроса: что ЕСТЬ? чего ХОЧУ? ПОЧЕМУ не могу получить того, что хочу из того, что есть? | Умение выявлять объекты, обозначать их признаки и значения этих признаков. | ТПФ ("Волшебники"), игры по формированию системного диалектического мышления, морфологический анализ. Составление сравнений, загадок, метафор по готовым опорам (методики И. Мурашковски, А. Нестеренко, Т. Сидорчук). |
Умение ставить конкретный вопрос по отношению к выделенным объектам и их признакам. | Все виды игры "Да-Нет" (пространственная, объектная, ситуационная), игра "Точка зрения". | ||
Шаг 3. Построение Абстрактной модели Конкретной задачи. | Абстрагирование. На основе текста конкретной творческой задачи создать абстрактную модель этой задачи. | Наличие чувствительности к противоречиям; | Игры по формированию чувствительности к противоречиям. |
Умения формулировать противоречия. | |||
Шаг 4. Построение Абстрактной модели Решения задачи. | Представление идеального конечного результата: сам объект решает проблему, негативный эффект складывается с другим негативным и они взаимно уничтожаются, объекта нет, а функции его выполняются, ситуация изменяется так что нет необходимости решать задачу вообще. Принципы сочетания противоположностей (приёмы разрешения противоречий) | Умения представлять идеальные системы по отношению к определенным признакам объектов. | Метод "Золотая рыбка", эвроритм, типовые приёмы фантазирования ("волшебники", прежде всего универсальное волшебство), фантастическая аналогия. |
Умение использовать накопленный ранее жизненный опыт, сформулированный в виде абстрактных типовых решений. | Разные виды аналогий: эмпатия, прямая, фантастическая. | ||
Владение принципами сочетания противоположностей или разрешения противоречий. | Игры по формированию чувствительности к противоречиям. | ||
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта и выход на конкретное решение. | Конкретизация абстрактного решения. | Умения выявлять ресурсы объекта (отсутствие стереотипов по описанию конкретного объекта в конкретной ситуации). | Игры на поиск ресурсов, метод Робинзона Крузо. Игры по формированию системного мышления. |
Умения конкретизировать абстрактные моменты. | Системный оператор (системный и групповой лифт), ММЧ, Методика кодирования смысла сказочных сюжетов с помощью ситуационной игры "Да-Нет" (методика Т. Сидорчук, Н. Хоменко). | ||
Шаг 6. Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения. | Использование много экранной схемы для оценки полученного решения и выявления подзадач которые необходимо решить для реализации выбранного концептуального решения. | Из текста решенной задачи строить новый текст. | Методика кодирования смысла сказочных сюжетов с помощью ситуационной игры "Да-Нет" (методика Т. Сидорчук, Н. Хоменко) |
Умения связывать решенную задачу с исходной проблемной ситуацией. | Системный оператор, игры по формированию системного диалектического мышления. | ||
Умение отслеживать причинно- следственные цепочки, работать с внешней памятью (опыт человечества: разного рода справочная информация (картотеки. базы данных, книги и т.д.) и средства работы с ней) | Составление пословиц по готовым моделям (методика И. Мурашковски). Составление загадок по готовым опорам (методика А. Нестеренко). | ||
Шаг 7. Рефлексия | Вербализация (проговаривание) осуществлённого процесса решения. | Умение рефлексировать интеллектуальный процесс. | "Другая точка зрения". |
Описанный подход даёт системное видение дидактического процесса в детском саду, является хорошим подспорьем в разработке перспективного планирования работы, способствует пониманию необходимости применения тех или иных инструментов в реализации базисной программы.
Несколько слов об авторах:
Сидорчук Татьяна Александровна, заведующий кафедрой педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа №1, научный руководитель 24 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ - ТРИЗ - РТВ в работе с детьми дошкольного возраста, сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, медалист РАН (медаль Яноша Корчака), кандидат педагогических наук
г. Ульяновск, Россия.
E-mail: sidlj@mv.ru
Лелюх Светлана Викторовна, заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада с приоритетным осуществлением интеллектуального развития дошкольников № 277 "Золотой ключик", руководитель Методического Центра "ТРИЗ для дошкольников".
г. Самара, Россия.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.