Учить детей:
- самостоятельно выстраивать линию развития любого объекта живой природы;
- самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится;
- замечать изменение рукотворного объекта в зависимости от времени его создания (объект старинный - современный - более совершенный). Учить детей замечать в природном мире свойства объектов, которые позволили человеку сделать рукотворное изобретение (элементы бионики);
- выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.
Решение прогнозных задач
Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворных объектов. При решении использовать три уровня изменения объекта.
Выявление ресурсов объектов
Учить детей самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах); приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению.
Учить рассказывать о том, как с помощью неограниченного количества однородного объекта можно выжить в экстремальных условиях.
Сравнение систем
Учить детей самостоятельно сравнивать два объекта по 10 и более признакам (цвету, форме, размеру, материалу, частям, месту нахождения, возрасту, назначению, ресурсам и т.д.). Побуждать рассказывать об итогах сравнения.
Глава 7. Задачи обучения составлению рассказов
По серии картинок
Младший возраст:
Учить детей:
- замечать и обозначать словами последовательность действий в ближайшем окружении;
- обозначать одной фразой какой-либо знакомый процесс;
- находить на 2 – 3 картинках одного и того же героя, обозначать словом его действия и делать гипотезы по установлению причин этого действия;
- определять место и время происходящего на 2 – 3 картинках;
- с помощью воспитателя учить детей раскладывать 2 – 3 картинки в логической последовательности и обозначать одной - двумя фразами цепочку действий.
Средний возраст
Учить детей:
- находить в реальной жизни цепочку взаимосвязанных действий и обозначать их одной фразой;
- восстанавливать события до и после определенного факта;
- делать гипотезы по отношению к цели какого-либо действия;
- находить на 3 – 4 картинках одного и того же героя, обозначать словом его действия и делать гипотезы по установлению причин этого действия;
- определять место и время происходящего на 3 – 4 картинках;
- раскладывать 3 – 4 картинки в логической последовательности и обозначать одной фразой цепочку действий. Побуждать детей составлять рассказ по серии картинок.
Старший возраст
Упражнять детей в умении:
- обозначать цепочку действий, производимых или наблюдаемых в реальной жизни;
- уточнять последовательность каких-либо событий во времени;
- находить общие объекты на 4 – 8 картинках;
- обозначать действия и цель этих действий. Определять время и место происходящего.
Продолжать учить:
- выстраивать в логической последовательности серии картинок, объединенных одной тематикой и составлять на этой основе развернутые рассказы;
- придумывать название серии картинок.
Глава 8. Задачи обучения составлению рассказов по картине
Младший возраст
Необходимо обучить детей:
- выделять конкретные объекты на картине и обозначать их словом; понимать схематическое изображение объектов, выявленных на картине. Активизировать речь словами "схема – объект";
- сравнивать объекты по цвету, форме, размеру и действию; находить выделенные признаки в объектах окружающего;
- понимать образные сравнения, составленные воспитателем; самостоятельно производить простые сравнения;
- устанавливать некоторые связи между объектами; объяснять некоторые эмоциональные связи между объектами (любит, жалеет, обижает и т.д.). Устанавливать связи, основанные на совместной деятельности (играет, помогает и т.д.); на физическом взаимодействии (держит, бросает, трогает и т.д.). Побуждать детей оценивать выявленные связи на уровне « хорошо – плохо»;
- ориентироваться на плоскости картины; находить объект на основе ориентационной характеристики, произведенной воспитателем;
- представлять возможные звуки и запахи, издаваемые объектом картины; передавать свои представления с помощью речи; показывать несложные действия объекта (элементы пантомимики);
- определять время происходящего на картине (времена года, части суток); домысливать то, что происходит за изображением на картине, учитывая время происходящего;очеловечивать какой-либо объект картины, и от его имени составлять небольшой рассказ; сопровождать рассказ мимикой, жестом, учитывая эмоциональное состояние героя.
Средний возраст
Продолжать учить детей:
- выделять конкретные объекты на картине и обозначать их словом; понимать схематическое изображение объектов, выявленных на картине; самостоятельно схематизировать объектов, выявленных на картине;
- сравнивать объекты по цвету, форме, размеру, действию, материалу, частям и другим признакам; составлять двух -трех строчные загадки по признакам объектов;
- составлять небольшие рифмованные тексты;
- устанавливать и объяснять связи между объектами (эмоциональные, действенные, родственные, классификационные и т. д.); оценивать связи на уровне «хорошо – плохо»;
- ориентироваться на плоскости картины; самостоятельно находить объект на основе ориентационной характеристики, произведенной воспитателем; переносить ориентиры плоскостного характера в объемные (ожившая картинка);
- описывать словом возможные звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения объектов картины; производить оценку возможных ощущений на уровне « хорошо – плохо»;
- определять время происходящего на картине;
- составлять рассказы из прошлого или будущего объектов картины;
- очеловечивать какой-либо объект картины и от его имени составлять рассказ; сопровождать рассказ мимикой, жестом, учитывая эмоциональное состояние героя, используя междометия; производить оценку эмоционального состояния героя и с помощью воспитателя формулировать жизненные правила (мораль).
Старший возраст
Учить детей:
- самостоятельно выделять конкретные объекты картины и обозначать их словом. Обозначать схемами объекты, выявленные на картине. Обобщать объекты, изображенные на картине, в одну классификационную группу;
- самостоятельно сравнивать объекты по различным признакам; составлять загадки по признакам объектов, используя различные модели; понимать сравнения метафорического плана. Побуждать к самостоятельному составлению метафор;
- составлять небылицы и лимерики по содержанию картины;
- устанавливать связи между объектами картины и объяснять их с оценочной стороны (формирование рассуждений). объяснять взаимодействия между объектами на уровне физических связей, эмоциональных, морально – этических и др.. Уточнить знания детей о том, что все объекты на картине взаимосвязаны и взаимозависимы;
- самостоятельно ориентироваться на плоскости картины, находить объект на основе ориентационных характеристик; переносить ориентиры плоскостного характера в объемные (ожившая картинка); принимать на себя образ объекта и описывать собственное место нахождения в "ожившей" картине;
- описывать возможные звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения объектов картины;
- определять время происходящего на картине и составлять связные рассказы про прошлое или будущее выбранного объекта;
- наделять какой-либо объект человеческими свойствами или эмоциональными состояниями. От имени этого объекта составлять рассказ, используя элементы драматизации. Производить оценку эмоционального состояния героя и формулировать жизненные правила (мораль);
- с помощью алгоритма составлять сказки нравственно-этического характера.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.