Группа 5 – Модель Идеальности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Умение строить идеальную модель Элементов используя различные уровни Идеальности и Системоформирующий Признак;

Умение формулировать специфический Идеальный Конечный Результат (ИКР) для специфического Противоречия;

Умение видеть различие между Противоречием и Идеальным конечным Результатом;

Умение строить идеальную модель Решения Проблемы используя различные уровни идеальности.

Группа 6 – Модель Противоречия

Умение видеть Противоречие как препятствие на нашем пути от Ресурсов Исходной Проблемной Ситуации к Идеальному Конечному Решению;

Умение видеть Противоречие как Первопричину всех проблем;

Умение видеть Противоречия и оперировать ими;

Умение обострять Противоречие чтобы сокращать Область Поиска Решения;

Умение видеть различные типы Противоречий в Проблемной Ситуации;

Умение видеть, понимать и оперировать противоположностями (их комбинациями и взаимодействиями);

Умение видеть нежелательные отрицательные последствия для положительных необходимых результатов и наоборот: умение видеть полезные позитивные последствия для негативных нежелательных результатов;

Умение видеть Систему Противоречий используя Расширенную Схему Сильного Мышления.

Группа 7 – Модель Проблемной Ситуации

Умение видеть Основополагающие Причины для Проблемы;

Умение анализировать любую Проблемную Ситуацию принимая во внимание ее Специфические Условия и варианты их развития;

Умение видеть Иерархию Проблем в целом за описанием данной проблемы в соответствии с Расширенной Схемой Сильного Мышления;

Способность анализировать Проблемную Ситуацию таким же образом как и любой другой Элемент мира;

Умение вычленять/выбирать (используя Расширенную Схему Сильного Мышления) из Системы Задач именно ту проблему (и тот момент времени) решение которой даст наилучший эффект на данной стадии развития.

Группа 8 – Модель Решения Проблемы

Способность проводить различие между оценкой Промежуточного и Итогового Решений;

Умение использовать здравый смысл и инструменты ОТСМ-ТРИЗ для того, чтобы сокращать Поле Поиска в процессе решения проблемы;

Способность находить Ключевые Элементы Проблемной Ситуации – элементы которые вызывают наибольшее количество нежелательных эффектов и противоречий;

Умение оценивать и принимать во внимание Уровень Предопределенных Процессов в прошлом и будущем;

Способность находить Частичные Решения для Проблемы и преобразовывать их в Комплексное Решение удовлетворяющее текущей конкретной ситуации;

Умение допускать решение для совершенно другой проблемы, скрытой под маской данной ситуации. Способность быть готовым отказаться от решения данной проблемы, навязанной внешними обстоятельствами.

Группа 9 – ТРТЛ (Теория Развития Творческой Личности)

Наличие новой или недостигнутой значительной, общественно полезной Достойной Цели (или Системы Целей);

Наличие Программы (или пакета Программ) достижения поставленной Цели и контроля за выполнением этих программ;

Желание и Осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов;

Владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к Цели;

Способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение "держать удар", верность Цели;

Соответствие Достигнутых Результатов (или соответствие их масштаба) поставленной Цели.

Приложение № 4.

Инструменты ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании:

Чему и для чего учить?

Корзун А.В. г. Минск, Беларусь

 

«Корабль, не знающий, куда он плывет, никогда не войдёт в гавань».

Восточная мудрость.

Воспитательно-образовательный процесс в любом учебном заведении подчинён решению определённых педагогических задач. Эти задачи, прежде всего, исходят из учебных программ. Для успешной их реализации педагог выбирает те или иные методы работы.

В ОТСМ – ТРИЗ - педагогике создан достаточно обширный фонд тренингов, приёмов, методик, позволяющих развить у ребёнка способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, а в старшем возрасте целенаправленно преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера из разных областей знаний и деятельности людей.

Педагоги-практики достаточно часто испытывают трудности в выборе наиболее оптимальных методик, которые бы позволили решить поставленные дидактические задачи. Особенно часто это наблюдается в дошкольном образовании. Такое положение вещей имеет свои причины:

· в отличие от школы, в дошкольном образовании длительное время не существовало образовательных стандартов. Это привело к тому, что основной акцент в дидактической работе с детьми делается не на целеполагание, а на привлекательную форму организации;

· воспитательно-образовательный процесс в детском саду многопрофилен. Это не только работа на учебных занятиях, но и разнообразная детская деятельность на протяжении дня: игра, труд, общение, прогулки, бытовые моменты. Отсюда необходимо наполнить эти виды деятельности таким содержанием, которое бы способствовало развитию у детей способности самостоятельно решать те проблемы, которые в ней возникают. Однако и в личной деятельности педагога имею место многочисленные проблемы, анализом и решением которых занимаются немногие;

· привлекательность и доступность игр и тренингов по РТВ зачастую провоцирует подмену понятий: заявляя об использовании ТРИЗ-технологии, педагог лишь развивает навыки управляемого воображения, но не обучает работе с проблемами. В то же время достаточно частым остаётся факт самоцельного использования тех или иных моделей, только потому, что они созданы в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике;

· разработка технологии обучения анализу и решению творческих задач детей младшего возраста, а также работы с педагогическими проблемами долгое время было затруднительным, потому что технический вариант АРИЗ в этом случае неприемлем, а адаптированного варианта не было.

Исходя из вышесказанного, мы сделали попытку систематизировать накопленный опыт обучения детей решению творческих задач. За основу был взять адаптированный для работы с дошкольниками алгоритм решения творческих задач (см. Раздел 2).

На основании вышеуказанного алгоритма анализа творческих задач составлена таблица, в которой описан каждый из этапов, средства их реализации, а также обязательный минимум мыслительных навыков, необходимых для работы на каждом из этих шагов.

Выстроено целеполагание для имеющихся сегодня в педагогическом арсенале воспитателей детского сада моделей ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, и эти модели распределены в соответствии с содержанием первой части таблицы.

Полученный перечень инструментов, минимизирован за счёт отказа от некоторых т.н. «монотренингов». т.е. моделей, работающих на формирование одного навыка, который в то же время можно получить другими средствами.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 209.