Учить детей:
- самостоятельно находить центральный предмет в линейно выстроенном ряде (ряд от 15 до 25 предметов). Отработать умение сужать поле поиска объекта в одномерном пространстве;
- задавать вопросы по сужению поля поиска в одномерном пространстве в зеркальном варианте. Отрабатывать умение задавать вопросы по определению правой и левой стороны с точки зрения человека, стоящего напротив;
- сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 11 на память;
- сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 100 (десятками);
- сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 20 (единицами). Ввести в активный словарь словесные обороты: «предыдущий», «последующий», «десяток», «единица».
Сужение поля поиска в двухмерном пространстве
Учить детей:
- самостоятельно делить горизонтальную и вертикальную поверхности на части с помощью мысленно представляемого фиксатора;
- задавать вопросы по поиску объекта на плоскости в зеркальном и боковом вариантах;
- формулировать вопрос по поиску объекта с точки зрения ведущего.
Сужение поля поиска в трехмерном пространстве
Учить детей:
- самостоятельно производить деление трехмерного пространства на необходимое количество частей;
- определять нижнюю часть, верхнюю часть комнаты с точки зрения уровня глаз;
- задавать вопросы по сужению поля поиска в трехмерном пространстве с точки зрения разного расположения ведущего.
Обучение детей классификационным умениям
Продолжать учить детей:
- классифицировать объекты материального мира. Побуждать к объяснению основания для деления объектов на природный и рукотворный мир. Природный мир определять по признакам живая - неживая природа. Рукотворные объекты классифицировать по функциональному назначению, месту нахождения, наличию общих частей, материалу, цвету, форме, времени создания, и т.д.;
- классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества;
- находить объекты разного агрегатного состояния;
- классифицировать объекты живой природы на растительный, животный мир, грибы, мхи, микробы. Растительный мир делить по разнообразным признакам. Животный мир делить на группы: насекомые, птицы, рыбы, звери, паукообразные, эемноводные, моллюски, черви, пресмыкающиеся, человек и некоторые другие классификационные группы;
- сужать поле поиска загаданного объекта путем выявления его признаков или их значений.
Обучение детей анализу ситуаций
Учить детей:
- анализировать ситуации. Выделять признаки реальной и фантастической (литературной) ситуации.
- Определять ситуации по признакам:
o Наличие героев (главных и второстепенных), у которых есть специфические характеристики (свойства или черты характера).
o Наличие предметов, которые имеют значение в происходящем.
o Наличие места происходящего.
o Временная характеристика (части суток, времена года и т.д.).
o Наличие связей между героями или другими составляющими ситуации.
Формировать у детей навыки сужения поля поиска при анализе неизвестной ситуации. Создавать педагогические условия для решения задач с недостатком данных. Побуждать детей к формулированию жизненного правила (морали) по результатам выясненной ситуации.
- Учить детей кодировать (моделировать) реальную и фантастическую ситуации.
Глава 5. Задачи обучения детей основным мыслительным действиям диалектического характера
Младший возраст
Учить детей объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах (полуактивный уровень).
Создавать условия для генерации идей по решению изобретательских задач, связанных с проблемами ближайшего окружения детей. Побуждать к выбору лучшего решения из предложенных. Учить детей слушать друг друга.
Средний возраст
Продолжать учить детей:
- объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в объектах (активный уровень);
- оценивать противоположное значение одного признака;
- оценивать зависимость признаков количества – качества объектов. Устанавливать связь количественно-качественной характеристики в определенном месте;
- заменять какой-либо рукотворный объект другим объектом, выполняющим функцию более качественно;
- создавать условия для генерации идей при решении изобретательских задач;
- выбирать лучшее решение с помощью оценки по стоимости изобретения и длительности его изготовления;
- слушать друг друга;
- из текста решенной задачи делать новую проблемную ситуацию. Побуждать к созданию творческого продукта по итогам решения изобретательской задачи.
Старший возраст
Учить детей:
- самостоятельно объяснять наличие отрицательного и положительного значения признака в каком-либо объекте (активный уровень);
- находить противоположные значения одного признака в объекте;
- оценивать количество-качество каких-либо объектов. Устанавливать связь между количественно-качественной характеристикой и местонахождением;
- заменять какой-либо рукотворный объект другим объектом, выполняющим функцию более качественно;
- сворачивать функцию объекта за ненадобностью;
- самостоятельно решать изобретательские задачи;
- формулировать противоречия;
- поиску ресурсов объекта. Побуждать детей к представлению идеального объекта (ИКР);
- применять некоторые приемы решения противоречий и объяснять словами способы решения;
- выбирать лучшее решение по показателям РВС (размер, время, стоимость);
- из текста решенной задачи делать цепочку проблемных ситуаций;
- по итогам решения изобретательской задачи создавать творческий продукт: историю, рисунок, лепку и др.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.