Глава 3 Формирование основ диалектического мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современными психологическими исследованиями определено, что основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста (Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса и др.). В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера.

Диалектическое мышление называют творческим мышлением. Продукт творчества не только и не столько результат решенной задачи, сколько мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.

Г.С. Альтшуллер разработал алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), который успешно осваивается и используется профессионалами. При работе с АРИЗ изобретатели испытывают трудности, связанные с проблемами снятия стереотипов мышления. Несомненно, если способы диалектического мышления  были освоены человеком в детстве, в момент формирования основных мыслительных операций, то процесс дальнейшего обучения был бы не столь сложным.

Работа с противоречиями

При решении изобретательской задачи основное место занимает работа с противоречием. При обучении детей дошкольного возраста работе с противоречием ставятся задачи:

· Формировать чувствительность к проблемной ситуации.

· Учить находить объект, к которому предъявляется претензия.

· Выявлять противоречивые свойства у этого объекта.

· Находить объекты, которые "требуют" наличие этих противоречивых свойств.

· Формулировать противоречие.

· Знать способы разрешения противоречий.

· Применять способы разрешения противоречий в изобретательской задаче.

· Оценивать полученные решения и выбирать лучшее для конкретной ситуации.

· Формировать умение рефлексировать.

Основным средством обучения дошкольников работе с противоречием является система творческих заданий.

Система творческих заданий

Под словом "задание" понимается определенное руководство к действию. В основе понятия "творческое задание" лежит одно или два мыслительных действия диалектического характера, которые необходимо произвести с объектом или его признаками.

В систему заданий входят следующие группы:

1. Творческие задание на формирование чувствительности к противоречиям.

2. Творческие задания на обучение формулировке противоречий.

3. Творческие задания по обучению способам разрешения противоречий.

Творческие задания на формирование чувствительности к противоречиям

Развитие у детей чувствительности к противоречиям необходимо начинать с заданий, построенных на обсуждении реальных объектов и явлений природы. Затем необходимо переходить к обсуждению объектов, описанных в художественной литературе.

 

1. "Найди противоположное слово"

Цель: учить детей находить слова – антонимы.

Основное действие: ведущий называет слово – играющие произносят антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом, бубном или другими предметами.

Задания для детей 4 лет.

Воспитатель предлагает слово – прилагательное, а ребенок говорит противоположное по значению (хороший – плохой, умный – глупый, твердый – мягкий).

Предлагается слово – существительное, играющие называют противоположное (правда – ложь, Незнайка – Знайка).

Предлагается глагол с последующей заменой на противоположное значение данному действию (лечь – встать, плакать – смеяться и др.).

Задания для детей 5 лет

Детям предлагаются вразброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово.

ПР: редкий – густой (отвечает на вопрос какой?); работа – отдых (что?); бежит – лежит (что делает?) и т.д.

В задания вводятся наречия. Название части речи детям можно не говорить, но вопрос "Как?" – указывать (тяжело – легко, широко – узко и др.).

Ребенок (ведущий) называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", пусть его поправляют дети.

Задания для детей 6 лет

Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Игра может идти как соревнование.

ПР: команда девочек называют противоположные по значению существительные (слова, отвечающие на вопрос что?), а мальчики – глаголы (действия, слова с вопросом что делают?).

Педагог называет литературное произведение. Дети перечисляют героев с противоположными характеристиками (сказка "Золушка": мачеха жестокая, а Золушка – добросердечная; сестры – бездельницы, а Золушка – труженица).

Рекомендации по проведению заданий :

· Педагог должен иметь перед глазами словарик антонимических пар. Подбор антонимических пар осуществляется с учетом возраста детей.

· Темп заданий должен быть достаточно быстрый.

· Ведущий прекращает игру, если дети устали.

Необходимо организовать коллективный поиск антонимической пары, если ребенок не справляется самостоятельно.

Во время проведения задания педагогу необходимо ставить задачу обогащения словаря детей.

Включать творческие задания можно:

· как часть другой игры ("Жмурки" – поймали – назови слова, противоположные по значению);

· в режимные процессы (умывание: мыло мокрое, а полотенце сухое);

· как часть какого-либо занятия (математика: геометрическая форма – округлая, а бывает – угловатая).

2. "Где прячутся противоположности?"

Цель: учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие.

Основное действие: ведущий называет объект, а играющие находят в нем противоположности и объясняют их наличие. Либо наоборот: называются противоположности и подбираются объекты, в которых они "прячутся".

Задания для детей 4 лет

Дети получают картинки с изображением объекта. Ведущий называет антонимическую пару значений одного признака. Играющие их должны найти и объяснить.

ПР: у детей картинки с изображением кошки, щетки, стула и др. Педагог предлагает найти противоположные свойства: мягкий – твердый. Объяснение детей: у кошки шерсть мягкая, а коготки – твердые; у щетки низ мягкий, а верх – твердый; сиденье у стула – мягкое, а перекладины – жесткие.

Усложнение задания может быть связано с оценкой данного свойства на уровне "хорошо – плохо".

ПР: верх у щетки твердый – это хорошо, потому что щетинки держатся, но плохо для ног – можно удариться, споткнуться. Низ у щетки мягкий – это хорошо, потому что пыль туда собирается, но плохо – быстро стирается щетина.

Задания для детей 5 лет

Дети получают картинки с изображением объекта и самостоятельно находят противоположные значения признака с последующим объяснением. Игра проходит в виде соревнования.

ПР: один ребенок получает картинку с изображением телевизора, а другой – с изображением ботинок. Телевизор: блестящий и тусклый, горячий и холодный, округлый и угловатый и т.д. Ботинки: мягкие и твердые, большие и маленькие, дорогие и дешевые и т.д. Возможные объяснения: включенный телевизор становится горячим, а выключенный остывает; ботинки для малыша большие и болтаются на ноге, а для папы они маленькие.

Ведущий предлагает обсудить какой-либо признак и найти противоположные значения этого признака. Затем надо назвать объекты, в которых эти противоположности присутствуют.

ПР: ведущий называет признак "цвет", играющие называют противоположности: бесцветный – цветной, черный – белый, блестящий - тусклый и т.д. Называются объекты: плащ бывает бесцветным (прозрачным) и цветным; зебра бывает и черная и белая, нож может быть и блестящим (лезвие) и тусклым (ручка).

Задания для детей 6 лет

Ведущий называет героя сказки, а дети объясняют его противоречивые свойства. Обязательное условие – ребенок должен вспомнить эпизоды сказки, где эти свойства проявляются.

ПР: Красная Шапочка – серьезная и легкомысленная. Серьезная потому, что решила помочь маме, порадовать бабушку. Легкомысленная из-за того, что не подумала и рассказала волку о своих планах.

Ведущий просит играющих передавать друг другу предмет с условием, если найдено противоположные значения какого либо признака.

ПР: объект – книга. Первый ребенок: "Она мягкая и твердая по материалу", передается книга другому ребенку. Ответ второго: "Она светлая и темная по цвету", передается третьему: "Она полезная и бесполезная по своему делу. Пользу приносит тому, кто читает и бесполезна для того, кто не умеет читать" и т.д. Педагог, видя затруднение ребенка, просит всю группу детей помочь сформулировать противоположное значение какого-либо признака объекта.

Творческие задания на обучение детей формулировке противоречий

"Объяснялки"

Цель: учить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований.

Основное действие: ведущий называет объект, играющие находят в нем противоположности, объясняют для кого или чего нужны разные свойства.

Задания для детей 4 лет

Объявляется игра "Объяснялки". Детям предлагается картинка с изображением объекта (ботинки): "Ботинки могут быть и мокрыми и сухими. Объясните когда, в каких случаях это бывает" (ботинки – внутри сухие, снаружи – мокрые). К концу года воспитатель вводит усложнение: «Объясни, для кого это свойство нужно».

ПР: надо чтобы ботинки были сухими (для ног человека), а лужа делает их мокрыми.

Работа по обучению формулировке противоречий в этом возрасте идет на полуактивном этапе. Ведущий задает вопросы, а дети отвечают с помощью взрослого.

Задания для детей 5 лет

Вариант игры "Объяснялки".

Цель: учить детей обозначать словами части объектов, в которых находятся противоположности.

ПР: ведущий называет объект (дерево). Следует вопрос: «В каких частях дерева прячутся противоположности?» (листики – тонкие, ветки – толстые; кора ствола – шершавая, листья гладкие). Или: "Зонтик. Где прячется противоположность?" (тент – мягкий, а ручка – твердая; короткий, когда в сумке и длинный, когда мамы его достает, что бы укрыться от дождя).

Усложнение задания "Объяснялка". Воспитатель просит детей объяснить, кому или чему нужно противоположное свойство этого объекта. "Зонтик короткий – это нужно тогда, когда дождя нет, что бы в сумку поместиться. Зонтик длинный, нужно что бы от дождя укрыться". Творческое задание "Объяснялка" проводится только с рукотворными объектами, при этом подбираются объекты с явно выраженными противоположными свойствами (раскладушка – и короткая и длинная; утюг и горячий и холодный и т.д.).

Задания для детей 6 лет

Творческое задание по типу "Объяснялка" проводится на активном уровне. В этом возрасте можно использовать в качестве содержания заданий объекты природного мира.

ПР: ведущий предлагает картинку с изображением объекта (дерево). Играющий самостоятельно определяет противоположные свойства (ствол упругий и гибкий) и объясняет, когда в каком случае это свойство необходимо (ствол дерева должен быть упругим, что бы не гнуться под тяжестью веток и должен быть гибким, чтобы ветер не сломал его).

Итог задания - вывод: для веток ствол должен быть упругим, а для ветра – гибким.

Творческие задания по обучению детей способам разрешения противоречий

1."Решаем противоречие"

Цель: учить детей наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований; учить пользоваться некоторыми приемами разрешения противоречий.

Творческие задания для детей 5-7 лет

Воспитателем объявляется соревнование между двумя командами детей. Дается задание обеим подгруппам по мотивам сказки "Девочка-умница". Необходимо помочь девочке-умнице спасти своего отца. Для этого надо выполнить задания царя: принести и не принести подарок.

Побеждает та команда ребят, которая даст как можно больше решений и объяснит их.

Примеры решений:

Задание: "Девочка принесла в подарок царю крышку от ларца".

Ответы детей: "Была подарена часть подарка. Это и подарок и не подарок. Можно подарить часть чего-то: обложку от книги, колпачок от ручки и т.д.

Задание: "Девочка изо льда сделала бриллиант".

Ответы детей : "Сначала был подарок, а потом растаял. Можно что-то изо льда сделать и на огонь".

Задание: "Девочка подарила веник и ведро царю. Он закричал: не царский это подарок".

Ответы детей : "Царю это дарить не надо – это не нужная вещь ему. Можно подарить фартук для кухни или тряпку для пыли".

Задание: "Девочка принесла фотографию новой короны для царя".

Ответы детей: "Это не сам подарок, а его замена на фотографию. Можно еще слепить или нарисовать что-нибудь ценное для царя".

Задание: "Девочка принесла птицу в подарок, а она улетела".

Ответы детей: "Подарок сначала был, а потом улетел. Можно кошку подарить – она убежит, рыбку – уплывет и др.".

Задание: "Девочка принесла кусок металла и говорит – делай себе сам трон!".

Ответы детей : "Это не сделанный подарок. Царь не может делать трон сам. Она может принести нитки и говорит – вяжи себе свитер".

Задание: "Девочка принесла торт и собачку. Говорит царю: Ешь вкусный торт, царь не успел еще взять – собачка торт и съела".

Ответы детей : "Девочка объединила торт и собачку. Подарка не получилось. Можно вкусное объединять с кошками и собачками – царю подарок не достанется".

Задание : "Девочка принесла в подарок ядовитую змею. Возьми, царь, подарок! Нет, не нужен мне такой подарок!"

Ответы детей: Это вредный подарок. Все вредное можно подарить, царь сам откажется".

Тренинги по приемам разрешения противоречия могут осуществляться на заданиях, связанных с девочкой – умницей, которая должна «и не прийти и не приехать к царю», или «должна прийти и одетой, и раздетой к царю».

Осознание способов разрешения противоречий позволяет детям использовать их при решении творческих задач.

Педагогу надо помнить, что не так важно решить с детьми задачу, как привести к осознанию приемов, с помощью которых это производится.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 269.