Решение творческой задачи с детьми 5 года жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задача №1

Воспитатель Дети
Шаг №1 В одном удивительном королевстве был город зверей. Все жили хорошо и счастливо. В этом городе захотел жить жираф, но у него не было своего дома. В чем тут задача?   Можно построить дом Попросить кого-нибудь построить дом. Может быть, ему дадут квартиру или он ее купит.
Шаг №2 Да, действительно он захотел построить дом, но земля была у аэродрома. Какой по размеру жираф? Какой у него должен быть дом? Можно ли такой дом строить там, где снижаются самолеты? Как же построить здание жирафу при условии, что другого места для дома у него нет.   Жираф высокий, у него длинная шея. Дом должен быть высоким. Но высокий дом строить нельзя около аэропорта, потому что может быть авария.    
Шаг №3 Итак, дом должен быть высоким для кого? И дом должен быть низким. Для чего?   Кто мне скажет противоречие?   Должен быть высоким для жирафа. Должен быть низким для того, чтобы не было аварий у самолетов. Дом должен быть и высоким, и низким.
Шаг №4 А что, если представить, что дом удобный и жирафу по высоте и самолетам он не мешает приземляться.   Дом и такой и другой. Или то -  такой, то -  другой. А может быть кусочек дома высокий и кусочек низкий. Дом на бочок положить.
Шаг №5 А какие ресурсы места могут быть, на котором строит дом жираф? Земля бывает прямая (с ямками). Надо поставить дом в ямку. Он будет высокий для жирафа и низкий для самолетов.
Шаг №6 Построил дом жираф, но что-то проблемы у него появились. Какие, как вы думаете? Ответы детей: Как ему в такой дом спускаться? А окошки ему куда делать, они же в землю смотреть будут?
Шаг №7 Какую задачу мы решали с вами, ребята? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи? Ответы детей…

Задача №2

Воспитатель Дети
Шаг №1 Жил-был один кот. И решил он завести себе железные зубы, чтоб мышей ловить. А где их взять? Спросил кот совета у Бабы Яги. Та ему и говорит: Я дам тебе железные зубы, а ты отдай мне взамен то, что первое ими поймаешь. Кот и согласился. Отправился в тёмный чулан на охоту, ни одной мыши не поймал, и случайно в темноте ухватил себя зубами за хвост. Пришлось отдать его Бабе Яге. И стал кот куцым. В чем тут задача?   Кот теперь без хвоста. Ему плохо. Хочется хвостик вернуть.
Шаг №2 Да, худо коту без хвоста. Кто должен хвост отдать? Хочет ли Баба Яга сама вернуть его коту?   Баба Яга жадная, она сама хвост не отдаст.  
Шаг №3 Итак, Баба Яга должна вернуть хвост коту, чтоб ему было удобно, как раньше. И не должна возвращать, потому что она его выиграла по уговору. Кто мне повторит противоречие?   Ответы детей.
Шаг №4 Как же быть? Надо, чтобы Баба Яга САМА (что сделала?) Что для этого надо?   Захотела хвост отдать? Надо, чтоб кот предложил что-то взамен.
Шаг №5 У кота нет больше ничего. Но он умеет что-то делать? Что полезного умеет делать кот? Чтобы Бабе Яге это понадобилось?   Он мышей ловить умеет. Надо, чтоб у Бабы Яги мыши завелись, а кот их словит в обмен на хвост.
Шаг №6 Обрадовался кот, что вы помогли ему придумать выход. Да вот незадача – как сделать, чтоб мыши у Бабы Яги завелись? Кот не может их позвать – мыши кота боятся и убегают. Новая задача – как быть? Нужно, чтобы кто САМИ сделали что? Как их приманить?   Надо их туда позвать.      Чтоб мыши сами прибежали к Бабе яге в дом. Зёрнышек посыпать или сыру положить.
Шаг №7 Кто нам расскажет, что придумал кот?  Какую задачу мы решали с вами? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи?   Ответы детей…

Решение  творческой задачи с детьми 6 года жизни

Задача №1.

Воспитатель Дети
Шаг №1 Двое рыбаков вышли на небольшой яхте в море, чтобы наловить рыбу. Какие проблемы могут у них возникнуть из-за этого? Но случилось так, что они увидели огромную стаю рыб. Какая?   Могут не найти рыбы. Попасть в шторм. Сеть порваться и т.д.   Как сделать так, чтобы всю эту рыбу поймать?
Шаг №2 Рыбы поймать надо много, но яхта маленькая. Как быть? Что делать?   Поймать только немного рыбы.  
Шаг №3 Рыбаки должны поймать много рыбы. Зачем? Как вы думаете? И не должны поймать много, почему?   Чтобы ее продать и что-нибудь купить или консервы сделать. Они не должны ловить много, потому что на маленькой яхте вся рыба не поместится.
Шаг №4 А как сделать так, чтобы сама рыба вся наловилась и на яхту ее помещать не надо?   Пусть рыба сама к берегу приплывет.  
Шаг №5 А какие ресурсы есть у рыбы, для того, чтобы она сама поплыла к берегу.   -   Надо ее кормом за яхтой поманить, или лучше сеть забросить и тащить за яхтой вместе с рыбой.
Шаг №6 Замечательно, рыба в сети по воде за яхтой приплывет к берегу. Но вот беда, сеть рыбаки забыли на берегу.   -   Тогда надо сеть из паруса сделать, дырочки порезать, а яхта на моторе поплывет.
Шаг №7 Какую задачу мы решали с вами, ребята? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи?   Ответы детей…

Задача №2

Воспитатель Дети
Шаг №1 "Один дед очень любил мёд. А разводить пчёл тогда не умели. Облюбовал он себе дупло в лесу, где дикие пчёлы улей устроили, да стал оттуда мёд добывать. Приходит однажды к своему дереву, а там – полный разгром. Медведь на улей набрёл, да всё и разорил. Выбрал себе дед другое дупло, да и туда вскоре медведь явился. Сел тогда дед и задумался : "Как же ему быть?". О чём же задумался дед?   Дед мёду хотел, а медведь разоряет. Он подумал, как медведя убить. Не убить, а прогнать. Дед задумался, как медведя отвадить. А ещё думал, что если медведь разоряет, так где же я теперь мёд брать буду?!
Шаг №2 Что же делать деду? Надо взять ружьё и застрелить медведя. Капкан поставить, словить.
Обязательно ли нужно уничтожить медведя? Чего на самом деле дед хочет? Мёду хочет, чтобы медведь не разорял.
Шаг №3 Кто вообще в нашей задаче есть? Дед и медведь. И ещё пчёлы
А кто спрашивает: "Как же быть? Что делать?" Дед спрашивает.
Значит, кто задачу решать должен? Дед.
Шаг №4 Кто или что деду мешает мёд добывать?   Медведь мешает, он улей разоряет.
А медведь, это что за объект? К какому классу он относиться? Какие у него свойства? Медведь из класса зверей, диких зверей. Он слов не понимает. Медведь страшный и сильный, он деда может побороть. Медведь очень мёд любит.
А чего не любит медведь, что ему не нравится, что неприятно? Он не любит, когда пчёлы кусают, когда собаки лают – боится. Ещё боится, когда на него с ружьём. Если бьют, тоже неприятно.
Шаг №5 Давайте позовём на помощь волшебника "Сам Самыча". Он сделает так, чтобы всё произошло само собой, Чтобы медведь сам… (что сделал?) Чтобы медведь сам ушёл. Чтобы мёду расхотел. Чтобы сам чего-то испугался. Или сам себе больно сделал.
Давайте подумаем: медведь сам просто так уйдёт? А мёду расхочет? Что остаётся? Нет. Не расхочет, он же за мёдом пришёл. Чтобы испугался или сделал себе больно.
Шаг №6 Что мы выберем, какой способ? Чтобы больно сделал, а то вдруг он ничего не боится…
Чем же медведь может сделать себе больно? Лапами. Палкой.
Будет он специально это делать? Специально не будет, надо, чтобы он случайно побился. Может головой о ветку? А может он полезет на дерево, ветка треснет, и он упадёт. Или лапу прищемит, как в той сказке, что мы читали про вершки и корешки.
Может дед что-то такое подстроить? Да, может ветку подпилить. А может палку на дерево положить, и она на медведя упадёт, когда он полезет.
Если дед станет ветки подпиливать, это хорошее решение, или не очень? А если подстроит так, чтобы палка САМА (что сделала?) Не очень, дерево пострадает.   Сама медведя ударила. И медведь живой останется, и от дерева уйдёт. И мёд есть не станет. И дерево не пострадает.
Но если палка просто лежать будет на ветках, как сделать так, чтобы она мимо не пролетела? Не упала случайно? Вот так дед и решил: надо привязать к верхушке дерева дубину на длинной верёвке. Да так, чтобы она чуть ниже улья спускалась. Медведю дубина помешает, и он попытается её оттолкнуть. А дубина-то назад прилетит, да снова медведя ударит. Вот он сам себя и побьет. И уйдёт. Может привязать? Тогда не упадёт?  
Это хорошее решение, или не очень? Медведю больно, конечно, было. Зато не надо его уничтожать. И медведь цел остался, и мёд.
Образовался дед, что придумал, как медведя от дупла с мёдом отваживать. Да вот тут новая проблема. Медведь большой, значит и дубина нужна какая? Тоже большая. Огромная. Где же ему такую дубину раздобыть? Что из того, что в лесу есть, деду службу сослужить может? Можно ветку толстую сломать, или отпилить. Или даже целое дерево повалить. Повалить дерево, и ветки обрубить. А ствол – как дубина.
Хорошо ли будет, если дед живое, здоровое дерево срубит? Нет, это плохо. Дерево тоже жить хочет. Нельзя дерево рубить.  
Что же выходит: дерево надо повалить, чтобы с медведем справиться. И дерево нельзя повалить, чтобы его не погубить. Как же быть?  
Снова позовём волшебника Сам Самыча. Что он сделает? Чтобы дерево САМО… Чтобы оно само повалилось. А мы с папой в лес на лыжах ходили, и видели дерево поваленное. От ветра. Пусть дед поищет, в лесу часто поваленные деревья валяются.
На том дед и порешил. Нашёл в валежнике деревцо, ураганом поваленное. И сделал из него отличное приспособление медведя отгонять. Но вскоре у деда новые проблемы появились. Как вы думаете, что теперь деда не устраивает с дикими пчёлами? Пчёлы кусаются, когда дед мёд берёт. Лазать на дерево высоко. Ходит далеко в лес, вот если бы дома такой улей был…
Шаг №7 Какую задачу мы решали с вами? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи?   Ответы детей.

 

Игры и творческие задания по обучению детей работе с противоречиями

Название игры, цель Содержание, методические рекомендации
"Маятник" Учить выделять противоречивые свойства объекта.   Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. Проводится со среднего возраста
"Пинг – понг" Упражнять в подборе слов – антонимов. Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", ребенок должен его поправить. Проводится во всех возрастных группах.
"Перевертыш" Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «хорошо – плохо».   Ведущий называет какое-либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения. ПР: мама купила новые ботинки. Ответ первого ребенка: «Это хорошо, потому что у меня не намокнут ноги». -    У тебя не намокнут ноги, это плохо. Почему? Ответ второго ребенка: «Потому что придется идти к зубному врачу». -    К зубному врачу идти хорошо почему? Ответ третьего ребенка: «Потому что мне вылечат зуб, и он не будет болеть».
"Кто (что) это может быть?" Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств. Воспитатель задает два значения одного признака (что может быть сухим и мокрым). Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые). Проводится со среднего возраста.
"Помирим гномов" Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий. Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет обладает противоположными свойствами (бывает и большим, и маленьким одновременно). Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов.
"Один – хорошо, много – плохо" Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество.   Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют (кто-то кошку, кто-то собаку). Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого. Устанавливается зависимость количества – качества объекта от площади, на которой этот объект находится. Проводится со среднего возраста. Усложнение: воспитатель предлагает игру "Один – плохо, а много – хорошо (одна кошка на весь мир – это плохо)".
"Что имеем - не храним, потерявши – плачем" Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями "много – мало", "цена – стоимость". Детям предлагается обсудить пословицу "Что имеем – не храним, потерявши – плачем". Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести. Проводится в старшем дошкольном возрасте как часть занятия на нравственно – этические темы.
"Что произойдет?" Учить детей формулировать причины и выводить следствие   Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: "Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?") Дети другой команды должны дать оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Вводится правило: задавать вопросы на определенную тему (например, из мира природы или мира сказки и т.д.). Проводится со старшего возраста.
"Робинзон Крузо" Учить детей выявлять ресурсы объекта. Придумывать способы использования ресурсов в проблемных ситуациях. Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации: на необитаемом острове. Используя ресурсы какого-либо ненужного объекта (сломанные карандаши или запчасти от велосипеда), необходимо придумать, как построить жилище на острове, добыть пищу, воду и т.д. Проводится со среднего возраста.
"Аукцион" Учить выделять дополнительные ресурсы объекта.   На «аукцион» выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения какого-либо объекта. Проводится со среднего возраста.
"Кто (что) делает наоборот?" Учить подбирать объекты, противоположные по назначению. Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен (функцию). Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять (пылесос: собирает, всасывает; наоборот – распыляет, раскидывает – фонтан или распылитель). Проводится со среднего возраста.
"Скажи, почему объект должен быть таким и другим?" Обучать детей формулированию противоречий. Ведущий выбирает объект, к которому предъявляется претензия (мост низкий – высокий). Детям предлагается сформулировать противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, чтобы удобно было ходить пешеходам, и мост должен быть высоким, потому что под ним проходят корабли). Далее высказываются предложения по конструированию объекта, в котором сочетаются противоположности. Проводится со старшего возраста.
"Найди выход" Учить детей выбирать способ решения противоречий.   Ведущий предлагает разрешить проблемную ситуацию, взятую из художественной литературы. Дети обсуждают способы разрешения противоречий на основе предложенных воспитателем вариантов и выбирают наиболее подходящий, мотивируя свой выбор. Проводится со среднего возраста.
"Учимся у сказки" Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами. Ведущий читает отрывок из литературного текста, содержащий проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. Проводится со среднего возраста.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 499.