Задача №1
Воспитатель | Дети |
Шаг №1 В одном удивительном королевстве был город зверей. Все жили хорошо и счастливо. В этом городе захотел жить жираф, но у него не было своего дома. В чем тут задача? | Можно построить дом Попросить кого-нибудь построить дом. Может быть, ему дадут квартиру или он ее купит. |
Шаг №2 Да, действительно он захотел построить дом, но земля была у аэродрома. Какой по размеру жираф? Какой у него должен быть дом? Можно ли такой дом строить там, где снижаются самолеты? Как же построить здание жирафу при условии, что другого места для дома у него нет. | Жираф высокий, у него длинная шея. Дом должен быть высоким. Но высокий дом строить нельзя около аэропорта, потому что может быть авария. |
Шаг №3 Итак, дом должен быть высоким для кого? И дом должен быть низким. Для чего? Кто мне скажет противоречие? | Должен быть высоким для жирафа. Должен быть низким для того, чтобы не было аварий у самолетов. Дом должен быть и высоким, и низким. |
Шаг №4 А что, если представить, что дом удобный и жирафу по высоте и самолетам он не мешает приземляться. | Дом и такой и другой. Или то - такой, то - другой. А может быть кусочек дома высокий и кусочек низкий. Дом на бочок положить. |
Шаг №5 А какие ресурсы места могут быть, на котором строит дом жираф? Земля бывает прямая (с ямками). | Надо поставить дом в ямку. Он будет высокий для жирафа и низкий для самолетов. |
Шаг №6 Построил дом жираф, но что-то проблемы у него появились. Какие, как вы думаете? | Ответы детей: Как ему в такой дом спускаться? А окошки ему куда делать, они же в землю смотреть будут? |
Шаг №7 Какую задачу мы решали с вами, ребята? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи? | Ответы детей… |
Задача №2
Воспитатель | Дети |
Шаг №1 Жил-был один кот. И решил он завести себе железные зубы, чтоб мышей ловить. А где их взять? Спросил кот совета у Бабы Яги. Та ему и говорит: Я дам тебе железные зубы, а ты отдай мне взамен то, что первое ими поймаешь. Кот и согласился. Отправился в тёмный чулан на охоту, ни одной мыши не поймал, и случайно в темноте ухватил себя зубами за хвост. Пришлось отдать его Бабе Яге. И стал кот куцым. В чем тут задача? | Кот теперь без хвоста. Ему плохо. Хочется хвостик вернуть. |
Шаг №2 Да, худо коту без хвоста. Кто должен хвост отдать? Хочет ли Баба Яга сама вернуть его коту? | Баба Яга жадная, она сама хвост не отдаст. |
Шаг №3 Итак, Баба Яга должна вернуть хвост коту, чтоб ему было удобно, как раньше. И не должна возвращать, потому что она его выиграла по уговору. Кто мне повторит противоречие? | Ответы детей. |
Шаг №4 Как же быть? Надо, чтобы Баба Яга САМА (что сделала?) Что для этого надо? | Захотела хвост отдать? Надо, чтоб кот предложил что-то взамен. |
Шаг №5 У кота нет больше ничего. Но он умеет что-то делать? Что полезного умеет делать кот? Чтобы Бабе Яге это понадобилось? | Он мышей ловить умеет. Надо, чтоб у Бабы Яги мыши завелись, а кот их словит в обмен на хвост. |
Шаг №6 Обрадовался кот, что вы помогли ему придумать выход. Да вот незадача – как сделать, чтоб мыши у Бабы Яги завелись? Кот не может их позвать – мыши кота боятся и убегают. Новая задача – как быть? Нужно, чтобы кто САМИ сделали что? Как их приманить? | Надо их туда позвать. Чтоб мыши сами прибежали к Бабе яге в дом. Зёрнышек посыпать или сыру положить. |
Шаг №7 Кто нам расскажет, что придумал кот? Какую задачу мы решали с вами? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи? | Ответы детей… |
Решение творческой задачи с детьми 6 года жизни
Задача №1.
Воспитатель | Дети |
Шаг №1 Двое рыбаков вышли на небольшой яхте в море, чтобы наловить рыбу. Какие проблемы могут у них возникнуть из-за этого? Но случилось так, что они увидели огромную стаю рыб. Какая? | Могут не найти рыбы. Попасть в шторм. Сеть порваться и т.д. Как сделать так, чтобы всю эту рыбу поймать? |
Шаг №2 Рыбы поймать надо много, но яхта маленькая. Как быть? Что делать? | Поймать только немного рыбы. |
Шаг №3 Рыбаки должны поймать много рыбы. Зачем? Как вы думаете? И не должны поймать много, почему? | Чтобы ее продать и что-нибудь купить или консервы сделать. Они не должны ловить много, потому что на маленькой яхте вся рыба не поместится. |
Шаг №4 А как сделать так, чтобы сама рыба вся наловилась и на яхту ее помещать не надо? | Пусть рыба сама к берегу приплывет. |
Шаг №5 А какие ресурсы есть у рыбы, для того, чтобы она сама поплыла к берегу. | - Надо ее кормом за яхтой поманить, или лучше сеть забросить и тащить за яхтой вместе с рыбой. |
Шаг №6 Замечательно, рыба в сети по воде за яхтой приплывет к берегу. Но вот беда, сеть рыбаки забыли на берегу. | - Тогда надо сеть из паруса сделать, дырочки порезать, а яхта на моторе поплывет. |
Шаг №7 Какую задачу мы решали с вами, ребята? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи? | Ответы детей… |
Задача №2
Воспитатель | Дети |
Шаг №1 "Один дед очень любил мёд. А разводить пчёл тогда не умели. Облюбовал он себе дупло в лесу, где дикие пчёлы улей устроили, да стал оттуда мёд добывать. Приходит однажды к своему дереву, а там – полный разгром. Медведь на улей набрёл, да всё и разорил. Выбрал себе дед другое дупло, да и туда вскоре медведь явился. Сел тогда дед и задумался : "Как же ему быть?". О чём же задумался дед? | Дед мёду хотел, а медведь разоряет. Он подумал, как медведя убить. Не убить, а прогнать. Дед задумался, как медведя отвадить. А ещё думал, что если медведь разоряет, так где же я теперь мёд брать буду?! |
Шаг №2 Что же делать деду? | Надо взять ружьё и застрелить медведя. Капкан поставить, словить. |
Обязательно ли нужно уничтожить медведя? Чего на самом деле дед хочет? | Мёду хочет, чтобы медведь не разорял. |
Шаг №3 Кто вообще в нашей задаче есть? | Дед и медведь. И ещё пчёлы |
А кто спрашивает: "Как же быть? Что делать?" | Дед спрашивает. |
Значит, кто задачу решать должен? | Дед. |
Шаг №4 Кто или что деду мешает мёд добывать? | Медведь мешает, он улей разоряет. |
А медведь, это что за объект? К какому классу он относиться? Какие у него свойства? | Медведь из класса зверей, диких зверей. Он слов не понимает. Медведь страшный и сильный, он деда может побороть. Медведь очень мёд любит. |
А чего не любит медведь, что ему не нравится, что неприятно? | Он не любит, когда пчёлы кусают, когда собаки лают – боится. Ещё боится, когда на него с ружьём. Если бьют, тоже неприятно. |
Шаг №5 Давайте позовём на помощь волшебника "Сам Самыча". Он сделает так, чтобы всё произошло само собой, Чтобы медведь сам… (что сделал?) | Чтобы медведь сам ушёл. Чтобы мёду расхотел. Чтобы сам чего-то испугался. Или сам себе больно сделал. |
Давайте подумаем: медведь сам просто так уйдёт? А мёду расхочет? Что остаётся? | Нет. Не расхочет, он же за мёдом пришёл. Чтобы испугался или сделал себе больно. |
Шаг №6 Что мы выберем, какой способ? | Чтобы больно сделал, а то вдруг он ничего не боится… |
Чем же медведь может сделать себе больно? | Лапами. Палкой. |
Будет он специально это делать? | Специально не будет, надо, чтобы он случайно побился. Может головой о ветку? А может он полезет на дерево, ветка треснет, и он упадёт. Или лапу прищемит, как в той сказке, что мы читали про вершки и корешки. |
Может дед что-то такое подстроить? | Да, может ветку подпилить. А может палку на дерево положить, и она на медведя упадёт, когда он полезет. |
Если дед станет ветки подпиливать, это хорошее решение, или не очень? А если подстроит так, чтобы палка САМА (что сделала?) | Не очень, дерево пострадает. Сама медведя ударила. И медведь живой останется, и от дерева уйдёт. И мёд есть не станет. И дерево не пострадает. |
Но если палка просто лежать будет на ветках, как сделать так, чтобы она мимо не пролетела? Не упала случайно? Вот так дед и решил: надо привязать к верхушке дерева дубину на длинной верёвке. Да так, чтобы она чуть ниже улья спускалась. Медведю дубина помешает, и он попытается её оттолкнуть. А дубина-то назад прилетит, да снова медведя ударит. Вот он сам себя и побьет. И уйдёт. | Может привязать? Тогда не упадёт? |
Это хорошее решение, или не очень? | Медведю больно, конечно, было. Зато не надо его уничтожать. И медведь цел остался, и мёд. |
Образовался дед, что придумал, как медведя от дупла с мёдом отваживать. Да вот тут новая проблема. Медведь большой, значит и дубина нужна какая? Тоже большая. Огромная. Где же ему такую дубину раздобыть? Что из того, что в лесу есть, деду службу сослужить может? | Можно ветку толстую сломать, или отпилить. Или даже целое дерево повалить. Повалить дерево, и ветки обрубить. А ствол – как дубина. |
Хорошо ли будет, если дед живое, здоровое дерево срубит? | Нет, это плохо. Дерево тоже жить хочет. Нельзя дерево рубить. |
Что же выходит: дерево надо повалить, чтобы с медведем справиться. И дерево нельзя повалить, чтобы его не погубить. Как же быть? | |
Снова позовём волшебника Сам Самыча. Что он сделает? Чтобы дерево САМО… | Чтобы оно само повалилось. А мы с папой в лес на лыжах ходили, и видели дерево поваленное. От ветра. Пусть дед поищет, в лесу часто поваленные деревья валяются. |
На том дед и порешил. Нашёл в валежнике деревцо, ураганом поваленное. И сделал из него отличное приспособление медведя отгонять. Но вскоре у деда новые проблемы появились. Как вы думаете, что теперь деда не устраивает с дикими пчёлами? | Пчёлы кусаются, когда дед мёд берёт. Лазать на дерево высоко. Ходит далеко в лес, вот если бы дома такой улей был… |
Шаг №7 Какую задачу мы решали с вами? Как мы ее решали? И что за проблемы были после ее решения? А зачем нам учиться решать задачи? | Ответы детей. |
Игры и творческие задания по обучению детей работе с противоречиями
Название игры, цель | Содержание, методические рекомендации |
"Маятник" Учить выделять противоречивые свойства объекта. | Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. Проводится со среднего возраста |
"Пинг – понг" Упражнять в подборе слов – антонимов. | Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", ребенок должен его поправить. Проводится во всех возрастных группах. |
"Перевертыш" Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «хорошо – плохо». | Ведущий называет какое-либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения. ПР: мама купила новые ботинки. Ответ первого ребенка: «Это хорошо, потому что у меня не намокнут ноги». - У тебя не намокнут ноги, это плохо. Почему? Ответ второго ребенка: «Потому что придется идти к зубному врачу». - К зубному врачу идти хорошо почему? Ответ третьего ребенка: «Потому что мне вылечат зуб, и он не будет болеть». |
"Кто (что) это может быть?" Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств. | Воспитатель задает два значения одного признака (что может быть сухим и мокрым). Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые). Проводится со среднего возраста. |
"Помирим гномов" Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий. | Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет обладает противоположными свойствами (бывает и большим, и маленьким одновременно). Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов. |
"Один – хорошо, много – плохо" Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество. | Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют (кто-то кошку, кто-то собаку). Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого. Устанавливается зависимость количества – качества объекта от площади, на которой этот объект находится. Проводится со среднего возраста. Усложнение: воспитатель предлагает игру "Один – плохо, а много – хорошо (одна кошка на весь мир – это плохо)". |
"Что имеем - не храним, потерявши – плачем" Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями "много – мало", "цена – стоимость". | Детям предлагается обсудить пословицу "Что имеем – не храним, потерявши – плачем". Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести. Проводится в старшем дошкольном возрасте как часть занятия на нравственно – этические темы. |
"Что произойдет?" Учить детей формулировать причины и выводить следствие | Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: "Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?") Дети другой команды должны дать оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Вводится правило: задавать вопросы на определенную тему (например, из мира природы или мира сказки и т.д.). Проводится со старшего возраста. |
"Робинзон Крузо" Учить детей выявлять ресурсы объекта. Придумывать способы использования ресурсов в проблемных ситуациях. | Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации: на необитаемом острове. Используя ресурсы какого-либо ненужного объекта (сломанные карандаши или запчасти от велосипеда), необходимо придумать, как построить жилище на острове, добыть пищу, воду и т.д. Проводится со среднего возраста. |
"Аукцион" Учить выделять дополнительные ресурсы объекта. | На «аукцион» выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения какого-либо объекта. Проводится со среднего возраста. |
"Кто (что) делает наоборот?" Учить подбирать объекты, противоположные по назначению. | Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен (функцию). Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять (пылесос: собирает, всасывает; наоборот – распыляет, раскидывает – фонтан или распылитель). Проводится со среднего возраста. |
"Скажи, почему объект должен быть таким и другим?" Обучать детей формулированию противоречий. | Ведущий выбирает объект, к которому предъявляется претензия (мост низкий – высокий). Детям предлагается сформулировать противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, чтобы удобно было ходить пешеходам, и мост должен быть высоким, потому что под ним проходят корабли). Далее высказываются предложения по конструированию объекта, в котором сочетаются противоположности. Проводится со старшего возраста. |
"Найди выход" Учить детей выбирать способ решения противоречий. | Ведущий предлагает разрешить проблемную ситуацию, взятую из художественной литературы. Дети обсуждают способы разрешения противоречий на основе предложенных воспитателем вариантов и выбирают наиболее подходящий, мотивируя свой выбор. Проводится со среднего возраста. |
"Учимся у сказки" Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами. | Ведущий читает отрывок из литературного текста, содержащий проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. Проводится со среднего возраста. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 499.