Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· чувствительность к противоречиям;

· умение формулировать противоречия;

· выявление объектов и их признаков.

Шаг 4. Построение абстрактной модели решения задачи

Пояснение

Представление идеального конечного результата: сам объект решает проблему, либо объекта нет, а функции его выполняются. Привлечение принципов разрешения противоречий для достижения ИКР.

Основная характеристика этапа

· Идеальный конечный результат (необходимость удовлетворить оба несовместимых требования).

· Привлечение модельных аналогов (принципы разрешения противоречий или сочетания противоположностей) в достижении ИКР и разрешения противоречия.

Сквозной пример

Само изображение детей показывает, что их нет. Изображения объемно, а надо сделать его вогнутым (принцип наоборот).

Умения детей необходимые для реализации этого этапа:

· представление идеальных систем по отношению к определенным признакам объектов;

· поиск аналогов из жизненного опыта;

· умение использовать накопленный ранее жизненный опыт, сформулированный в виде типовых абстрактных решений;

· владение приемами разрешения противоречий.

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта и выход на конкретное решение

Пояснение

Выявление конкретных ресурсов объекта и выход на конкретное решение.

Основная характеристика этапа

В конкретном месте в конкретное время задействован конкретный ресурс объекта: конкретные признаки приобретают конкретные значения.

Сквозной пример:

· Объекта, нет, но видно, что он здесь был.

· Жизненный опыт-аналогия: след на песке или в глине.

· След от тел детей (тень или вмятина на чем - либо)

Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:  выявление ресурсов объекта (снятие стереотипов при описании признаков и значений этих признаков у конкретного объекта в конкретной ситуации).

Шаг 6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения

Пояснение: решение конкретной задачи – есть текст новой задачи.

Основная характеристика этапа:

· Выявление основных объектов, обозначение их признаков;

· Наличие вопроса изобретательского плана (см. второй шаг).

Сквозной пример:

След чего и где может оставить ребенок,  которого нет,  и чтобы видно было, что он маленький и что его утрата принесла боль кому-то….

Самое тяжелое переживание по погибшим детям ложится на матерей. Как должен выглядеть памятник, который показывал бы пустоту и горе матери, лишившейся детей? В нем должны быть какие-то следы детей (следы - вмятины от частей их тел рядом с матерью или на ней самой).

Выход на контрольное решение: памятник с изображением матери в длинном платье, на котором отпечатаны фигуры детей разного возраста.

Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:

· построение нового текста из текста решенной задачи;

· умение связывать решенную задачу с исходной проблемной ситуацией.

Шаг 7. Далее с шага № 3 идет повторение

Пояснение.

Если нет приемлемого описания идеи решения, то выявляются подзадачи, идет возврат на один из шагов 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько четко сформулирована подзадача на этих этапах.

При этом каждый раз идет накопление результатов, полученных ранее.

После каждого прохода следует этап рефлексии:

Оценка возможностей соединения воедино накопленных промежуточных идей.

Оценка полученных результатов синтеза.

Формулирование новых подзадач в случае неудачно синтезированного решения.

Оценка формулировок подзадач.

Основная характеристика:

· Синтез накопленных промежуточных решений.

· Оценка полученного решения.

Протоколы занятий с детьми дошкольного возраста

По решению творческих задач

Решение творческой задачи с детьми 4 года жизни

Задача №1.

Воспитатель Дети
Шаг №1 Один мальчик любил играть в мяч. Как можно играть в мяч? Однажды этот мальчик взял мячик на улицу. Какие беды могут случиться с мячиком при этом?   Можно кидать, катать, стукать…   Под машину может укатиться, мальчишки плохие заберут…
Шаг №2 Этот мальчик играл в мяч, и мяч упал в большую глубокую лужу. Как этот мяч достать мальчику?     Ответы детей могут быть разнообразны. Воспитатель стимулирует высказывания детей и критически к ним не относится.
Шаг №3 Ребята, почему мальчику надо достать мяч? А может ли он это сделать? Почему нет? Мальчик должен достать мяч для чего? И не может, почему?   Мама поругает, если мяч останется в луже. И ему играть хочется. А не может он достать, потому что сапог нет резиновых и лужа глубокая.  
Шаг №4 А что, если мальчик был сообразительный и стал думать, как бы мяч сам к берегу приплыл?   Он сам не может. Он живой стал, как колобок и ножками раз-раз или прыгать по луже сам стал прямо к берегу.
Шаг №5 И все же ребята, что может мячик и за счет чего он может плыть?   А как сделать так, чтобы лужа сама "ушла" куда - нибудь?     Он может плавать по луже, когда на него дуют или волны ему помогают. Надо взять дощечку и в воде побулькать, чтобы волны были, мяч к другому берегу и приплывет.   Надо ямочку такую длинную как коридорчик сделать, вода из лужи вытечет, мяч тогда на земле останется.
Шаг №6 Решил мальчик, что, наверное, волны помогут ему, но дощечки рядом не было. Что же может помочь мальчику сделать волны в луже?   Ответы детей.

Задача №2.

Воспитатель Дети
Шаг №1 Однажды дети вместе с воспитателем и няней оказались случайно закрыты в комнате на втором этаже детского сада. Как это могло случиться? Действительно, сломалась защёлка в дверях. Почему это плохо?   Сторож случайно закрыл. Замок защёлкнулся, а ключ потерялся.     Дети на улицу не могут выйти. И в музыкальный зал пойти тоже.
Шаг №2 Что же делать детям и взрослым?     Ответы детей. Воспитатель стимулирует высказывания детей и критически к ним не относится.
Шаг №3 Дети должны открыть дверь. Для чего? И дети не могут открыть дверь. Почему?   Надо гулять идти. И няне за обедом на кухню надо. Не могут открыть дверь, потому что защёлка сломалась и застряла.
Шаг №4 А что, если дети были сообразительными и стали думать, как бы дверь сама открылась?   Она сама не может. Надо, чтоб кто-то открыл. Снаружи.
Шаг №5 Значит, кто-то должен открыть дверь снаружи, зачем? И не может открыть? Почему? Кто это сделает?   Надо позвать кого-нибудь. А группа далеко, в конце коридора. Никто не слышит.
Шаг №6 В детском саду никто не слышит. А где могут услышать?   Надо окно открыть и крикнуть тем, что гуляет, чтоб позвали на помощь.
Шаг №7 Кто расскажет, как детям быть? Дети повторяют идею решения проблемы.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.