· чувствительность к противоречиям;
· умение формулировать противоречия;
· выявление объектов и их признаков.
Шаг 4. Построение абстрактной модели решения задачи
Пояснение
Представление идеального конечного результата: сам объект решает проблему, либо объекта нет, а функции его выполняются. Привлечение принципов разрешения противоречий для достижения ИКР.
Основная характеристика этапа
· Идеальный конечный результат (необходимость удовлетворить оба несовместимых требования).
· Привлечение модельных аналогов (принципы разрешения противоречий или сочетания противоположностей) в достижении ИКР и разрешения противоречия.
Сквозной пример
Само изображение детей показывает, что их нет. Изображения объемно, а надо сделать его вогнутым (принцип наоборот).
Умения детей необходимые для реализации этого этапа:
· представление идеальных систем по отношению к определенным признакам объектов;
· поиск аналогов из жизненного опыта;
· умение использовать накопленный ранее жизненный опыт, сформулированный в виде типовых абстрактных решений;
· владение приемами разрешения противоречий.
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта и выход на конкретное решение
Пояснение
Выявление конкретных ресурсов объекта и выход на конкретное решение.
Основная характеристика этапа
В конкретном месте в конкретное время задействован конкретный ресурс объекта: конкретные признаки приобретают конкретные значения.
Сквозной пример:
· Объекта, нет, но видно, что он здесь был.
· Жизненный опыт-аналогия: след на песке или в глине.
· След от тел детей (тень или вмятина на чем - либо)
Умения детей, необходимые для реализации этого этапа: выявление ресурсов объекта (снятие стереотипов при описании признаков и значений этих признаков у конкретного объекта в конкретной ситуации).
Шаг 6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения
Пояснение: решение конкретной задачи – есть текст новой задачи.
Основная характеристика этапа:
· Выявление основных объектов, обозначение их признаков;
· Наличие вопроса изобретательского плана (см. второй шаг).
Сквозной пример:
След чего и где может оставить ребенок, которого нет, и чтобы видно было, что он маленький и что его утрата принесла боль кому-то….
Самое тяжелое переживание по погибшим детям ложится на матерей. Как должен выглядеть памятник, который показывал бы пустоту и горе матери, лишившейся детей? В нем должны быть какие-то следы детей (следы - вмятины от частей их тел рядом с матерью или на ней самой).
Выход на контрольное решение: памятник с изображением матери в длинном платье, на котором отпечатаны фигуры детей разного возраста.
Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
· построение нового текста из текста решенной задачи;
· умение связывать решенную задачу с исходной проблемной ситуацией.
Шаг 7. Далее с шага № 3 идет повторение
Пояснение.
Если нет приемлемого описания идеи решения, то выявляются подзадачи, идет возврат на один из шагов 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько четко сформулирована подзадача на этих этапах.
При этом каждый раз идет накопление результатов, полученных ранее.
После каждого прохода следует этап рефлексии:
Оценка возможностей соединения воедино накопленных промежуточных идей.
Оценка полученных результатов синтеза.
Формулирование новых подзадач в случае неудачно синтезированного решения.
Оценка формулировок подзадач.
Основная характеристика:
· Синтез накопленных промежуточных решений.
· Оценка полученного решения.
Протоколы занятий с детьми дошкольного возраста
По решению творческих задач
Решение творческой задачи с детьми 4 года жизни
Задача №1.
Воспитатель | Дети |
Шаг №1 Один мальчик любил играть в мяч. Как можно играть в мяч? Однажды этот мальчик взял мячик на улицу. Какие беды могут случиться с мячиком при этом? | Можно кидать, катать, стукать… Под машину может укатиться, мальчишки плохие заберут… |
Шаг №2 Этот мальчик играл в мяч, и мяч упал в большую глубокую лужу. Как этот мяч достать мальчику? | Ответы детей могут быть разнообразны. Воспитатель стимулирует высказывания детей и критически к ним не относится. |
Шаг №3 Ребята, почему мальчику надо достать мяч? А может ли он это сделать? Почему нет? Мальчик должен достать мяч для чего? И не может, почему? | Мама поругает, если мяч останется в луже. И ему играть хочется. А не может он достать, потому что сапог нет резиновых и лужа глубокая. |
Шаг №4 А что, если мальчик был сообразительный и стал думать, как бы мяч сам к берегу приплыл? | Он сам не может. Он живой стал, как колобок и ножками раз-раз или прыгать по луже сам стал прямо к берегу. |
Шаг №5 И все же ребята, что может мячик и за счет чего он может плыть? А как сделать так, чтобы лужа сама "ушла" куда - нибудь? | Он может плавать по луже, когда на него дуют или волны ему помогают. Надо взять дощечку и в воде побулькать, чтобы волны были, мяч к другому берегу и приплывет. Надо ямочку такую длинную как коридорчик сделать, вода из лужи вытечет, мяч тогда на земле останется. |
Шаг №6 Решил мальчик, что, наверное, волны помогут ему, но дощечки рядом не было. Что же может помочь мальчику сделать волны в луже? | Ответы детей. |
Задача №2.
Воспитатель | Дети |
Шаг №1 Однажды дети вместе с воспитателем и няней оказались случайно закрыты в комнате на втором этаже детского сада. Как это могло случиться? Действительно, сломалась защёлка в дверях. Почему это плохо? | Сторож случайно закрыл. Замок защёлкнулся, а ключ потерялся. Дети на улицу не могут выйти. И в музыкальный зал пойти тоже. |
Шаг №2 Что же делать детям и взрослым? | Ответы детей. Воспитатель стимулирует высказывания детей и критически к ним не относится. |
Шаг №3 Дети должны открыть дверь. Для чего? И дети не могут открыть дверь. Почему? | Надо гулять идти. И няне за обедом на кухню надо. Не могут открыть дверь, потому что защёлка сломалась и застряла. |
Шаг №4 А что, если дети были сообразительными и стали думать, как бы дверь сама открылась? | Она сама не может. Надо, чтоб кто-то открыл. Снаружи. |
Шаг №5 Значит, кто-то должен открыть дверь снаружи, зачем? И не может открыть? Почему? Кто это сделает? | Надо позвать кого-нибудь. А группа далеко, в конце коридора. Никто не слышит. |
Шаг №6 В детском саду никто не слышит. А где могут услышать? | Надо окно открыть и крикнуть тем, что гуляет, чтоб позвали на помощь. |
Шаг №7 Кто расскажет, как детям быть? | Дети повторяют идею решения проблемы. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.