Приемы разрешения противоречий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В работе с детьми используются следующие приемы разрешения противоречий:

1. В пространстве (противоположные значения одного признака разносятся в пространстве).

2. Во времени (сначала одно значение признака проявляется, а потом другое).

3. В подсистеме (одно значение признака в части объекта, другое – во всем объекте).

4. В смене агрегатного состояния (в одном агрегатном состоянии одно значение признака, в другом – противоположное).

5. На микроуровне (изменение структуры вещества ведет к тому, что проявляются разные значения одного признака).

6. По сравнению (противоположное значение одного признака проявляется по сравнению с другим значением).

7. Антисистема (противоречие решается тогда, когда объект начинает выполнять антифункцию, или наделяется антисвойством).

8. Объединение с другими системами (одно значение признака в системе, другое – в других объектах).

9. Замена объекта моделью (противоположное значение признака находится в модели объекта).

Рекомендации:

Работа с творческими заданиями организуется с учетом следующих рекомендаций:

1. Текст заданий должен быть максимально "присвоен" детьми, то есть понят, интересен и принят для решения.

2. В процессе работы с творческим заданием воспитатель уточняет представления детей в разных областях знаний.

3. Итогом работы с заданием нужно считать не столько само решения, сколько процесс мышления при его решении.

4. По результатам работы с заданием целесообразно организовать практическое занатие.

Алгоритм решения изобретательских зада.

Алгоритм решения изобретательских задач успешно адаптируется к работе с дошкольниками.

Описание каждого шага включает в себя:

1. пояснение,

2. основную характеристику проблемной ситуации,

3. сквозной пример,

4. перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа.

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

Пояснение

Представление некоторой проблемной ситуации, наблюдаемой в действительности, взятой из литературного произведения или придуманной воспитателем.

Основное средство очерчивания ее границ – вербализация данного проблемного поля (вербальная модель).

Основная характеристика проблемной ситуации

· Неясность требований по отношению к какой-либо группе объектов.

· Недовольство возникшей ситуацией, которое не решается типовым ходом (известными аналогиями).

Сквозной пример

На территории бывшего детского лагеря смерти надо поставить памятник.

Перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа:

· наличие понимаемой и активной речи;

· умение устанавливать причинно – следственные связи;

· чувствительность к проблемам.

Шаг 2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации

Пояснение

Вычленение творческой задачи конкретного содержания из проблемной ситуации.

Основная характеристика

· Выявление основных объектов.

· Обозначение признаков объектов.

· Наличие вопроса изобретательского плана: как быть? что делать?

Сквозной пример:

Необходимо создать памятник погибшим детям.

Как должен выглядеть памятник тому, кто погиб?

Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:

· выявление объектов,

· обозначение их признаков;

· постановка конкретного вопроса по отношению к выделенным объектам и их признакам.

Шаг 3. Построение абстрактной модели конкретной задачи

Пояснение

Создание абстрактной модели задачи на основе текста конкретной творческой задачи

Основная характеристика этапа

Наличие противоречия, то есть предъявление двух противоположных требований к признаку объекта.

Сквозной пример:

Памятник должен быть с изображением детей (потому что это памятник детям).

Памятник не должен быть с изображением детей (потому что они погибли).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.