В работе с детьми используются следующие приемы разрешения противоречий:
1. В пространстве (противоположные значения одного признака разносятся в пространстве).
2. Во времени (сначала одно значение признака проявляется, а потом другое).
3. В подсистеме (одно значение признака в части объекта, другое – во всем объекте).
4. В смене агрегатного состояния (в одном агрегатном состоянии одно значение признака, в другом – противоположное).
5. На микроуровне (изменение структуры вещества ведет к тому, что проявляются разные значения одного признака).
6. По сравнению (противоположное значение одного признака проявляется по сравнению с другим значением).
7. Антисистема (противоречие решается тогда, когда объект начинает выполнять антифункцию, или наделяется антисвойством).
8. Объединение с другими системами (одно значение признака в системе, другое – в других объектах).
9. Замена объекта моделью (противоположное значение признака находится в модели объекта).
Рекомендации:
Работа с творческими заданиями организуется с учетом следующих рекомендаций:
1. Текст заданий должен быть максимально "присвоен" детьми, то есть понят, интересен и принят для решения.
2. В процессе работы с творческим заданием воспитатель уточняет представления детей в разных областях знаний.
3. Итогом работы с заданием нужно считать не столько само решения, сколько процесс мышления при его решении.
4. По результатам работы с заданием целесообразно организовать практическое занатие.
Алгоритм решения изобретательских зада.
Алгоритм решения изобретательских задач успешно адаптируется к работе с дошкольниками.
Описание каждого шага включает в себя:
1. пояснение,
2. основную характеристику проблемной ситуации,
3. сквозной пример,
4. перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа.
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации
Пояснение
Представление некоторой проблемной ситуации, наблюдаемой в действительности, взятой из литературного произведения или придуманной воспитателем.
Основное средство очерчивания ее границ – вербализация данного проблемного поля (вербальная модель).
Основная характеристика проблемной ситуации
· Неясность требований по отношению к какой-либо группе объектов.
· Недовольство возникшей ситуацией, которое не решается типовым ходом (известными аналогиями).
Сквозной пример
На территории бывшего детского лагеря смерти надо поставить памятник.
Перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа:
· наличие понимаемой и активной речи;
· умение устанавливать причинно – следственные связи;
· чувствительность к проблемам.
Шаг 2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации
Пояснение
Вычленение творческой задачи конкретного содержания из проблемной ситуации.
Основная характеристика
· Выявление основных объектов.
· Обозначение признаков объектов.
· Наличие вопроса изобретательского плана: как быть? что делать?
Сквозной пример:
Необходимо создать памятник погибшим детям.
Как должен выглядеть памятник тому, кто погиб?
Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
· выявление объектов,
· обозначение их признаков;
· постановка конкретного вопроса по отношению к выделенным объектам и их признакам.
Шаг 3. Построение абстрактной модели конкретной задачи
Пояснение
Создание абстрактной модели задачи на основе текста конкретной творческой задачи
Основная характеристика этапа
Наличие противоречия, то есть предъявление двух противоположных требований к признаку объекта.
Сквозной пример:
Памятник должен быть с изображением детей (потому что это памятник детям).
Памятник не должен быть с изображением детей (потому что они погибли).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 284.