Пояснительная записка
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Основные направления речевой работы с дошкольниками в рамках описываемого подхода, изложены в следующих разделах:
Глава 1 «Обучение детей созданию образных характеристик объектов» содержит технологические цепочки мыслительных действий, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 – 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор.
Глава 2 «Составление дошкольниками рифмованных текстов». Педагогическое воздействие для решения этой дидактической задачи организовано как последовательность творческих заданий. Данная технология развивает у детей способность к созданию рифмованных текстов.
Глава 3 «Обучение детей составлению творческих рассказов по картине» представлен как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине.
Глава 4 «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания» содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов.
Глава 1 Обучение детей созданию
Образных характеристик объектов
Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.
Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.
Для того чтобы ребенка сподвигнуть на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.
Разработанные нами алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 – 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
Технология обучения детей составлению сравнений
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
· воспитатель называет какой-либо объект;
· обозначает его признак;
· определяет значение этого признака;
· сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
ПР:
цыпленок (объект №1);
по цвету (признак);
желтый (значение признака);
такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.
ПР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».
Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка).
До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».
На пятом году жизни тренинги усложняются:
· в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
· в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение – золотистое – выбрано ребенком).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 342.