Определение ситуативной загадки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под ситуативной загадкой ("загадалкой") понимается абстрактная модель взаимодействия объектов и последствий этого взаимодействия.

Ситуация, в содержании которой есть два объекта, средства взаимодействия и следствие этого взаимодействия, может быть превращена в загадочную фразу: "Она заговорилась и оно убежало".

Наполнение этой абстрактной модели конкретным содержанием разъясняет ситуацию и непонятное делает понятным: она – это мама; оно – молоко, которое грелось на огне. Ситуация уже понятна.

И если мы хотим узнать, с кем и по какому поводу она (мама) заговорилась, то можно поставить следующую задачу на уточнение.

Прежде чем научить дошкольников анализировать ситуации (задачи с недостатком данных), педагогу необходимо освоить алгоритм составления абстрактных моделей ситуаций ("загадалок").

Алгоритм составления "загадки"

1. Выделение какой-либо жизненной ситуации.

2. Создание предложения, в котором обозначены место, время действия, объекты взаимодействия и следствия из этого взаимодействия.

3. Обозначение конкретных объектов, места действия и время происходящего, и замена их на абстрактные.

4. Выведение следствия из действия. Текст укорачивается, обобщается и  представляется в виде одного предложения.

Абстрактный текст конкретной ситуации сообщается детям как загадочная фраза (загадалка), которую надо расшифровать .

ПР:

Поздней осенью папа заболел гриппом, остался дома и стал пить таблетки; через некоторое время он выздоровел (выделена жизненная ситуация).

Осенью человек заболел, стал пить таблетки дома, и они ему помогли (создано предложение, в котором обозначены место, время действия, объекты взаимодействия и следствия из этого взаимодействия).

Таблетка – «она», человек – «кто – то»; время действия – «однажды», место действия - «где – то», действие - «что-то сделал» (произведена замена конкретных объектов на абстрактные слова).

Получилось: «Кое – кто однажды где – то сделал что – то и она ему помогла» (выведено следствие из действия; текст представляется в виде одного предложения). Ребята, я приготовила для вас загадалку, ее надо расшифровать.

Рекомендации по обучению детей анализу ситуаций

· Обучение детей анализу ситуаций целесообразно начинать после 5 лет. К этому моменту дети овладевают некоторыми классификационными умениями и знают алгоритмы игры "Да – Нет» на загаданное слово, умеют сужать поле поиска. Рекомендуется моделировать ситуации, которые дети переживали или наблюдали.

· Ведущий готовит текст "загадалки" и приносит его в подарок детям. Предлагает задавать вопросы по разгадыванию загадочной фразы. Принимаются вопросы, наилучшим способом сужающие поле поиска. В самом процессе отгадывания происходит обучение детей постановке нужных вопросов.

Алгоритм работы с задачей с недостатком данных.

Выделяются следующие группы вопросов:

1. Вопросы по признакам объектов;

2. Вопросы относительно места происходящего;

3. Вопросы относительно времени происходящего;

Вопросы относительно результатов взаимодействия объектов.

После каждой выясненной характеристики конкретизируется абстрактный текст загадалки. Тем самым постепенно уточняется смысл конкретной ситуации.

ПР: ситуация "Кое – кто однажды где – то сделал что – то и она ему помогла".

В данной ситуации есть два объекта: «кое – кто» и «она».

Вопросы по признаку объекту «кое – кто», на которые ведущий ответил «да»:

· Это живая природа?

· Это человек?

· Это мужчина?

· Это папа?

Значит, папа однажды где – то сделал что – то и она ему помогла.

Вопросы по признаку объекту «она», на которые ведущий ответил «да»:

· Это рукотворный мир?

· Она небольшого размера, круглая и белая?

· Ее придумали люди, чтобы помочь больным?

· Это таблетка?

Значит, папа однажды где – то сделал что – то и таблетка ему помогла.

В данной ситуации место обозначено словом «где – то». Вопросы по месту происходящего «где - то», на которые ведущий ответил «да»:

· Это происходило в рукотворном месте?

· Это происходило в жилом помещении?

· Это в доме?

Значит, папа однажды в доме сделал что – то и таблетка ему помогла.

Время происходящего обозначено словом «однажды». Вопросы по времени происходящего «однажды», на которые ведущий ответил «да»:

· Это было в холодное время года?

· Это было поздней осенью?

Значит, папа поздней осенью в доме сделал что – то и таблетка ему помогла.

Принимаются вопросы относительно результатов взаимодействия и строятся гипотезы причинно - следственного характера. В данном случае обобщенный текст превращается во фразу «Однажды поздней осенью папа заболел и дома стал пить таблетки, которые помогли ему выздороветь».

Выясненная ситуация обсуждается с детьми. Ведущий просит вспомнить, были ли такие ситуации в опыте у детей и можно ли к этим ситуациям использовать текст загадалки.

Ведущий просит придумать варианты загадалок по сходным ситуациям:

· Она кого-то не послушалась и из-за этого долго куда-то не ходила (девочка не послушалась маму, вышла из дома во время болезни и из-за этого болела на много дольше);

· Кто-то что-то не делал и из-за этого случилась неприятность (один мальчик не мыл руки перед едой и у него заболел живот).

· Таким образом, дети учатся анализировать ситуации нравственно-этического, познавательного и поведенческого плана, которые ведут к формированию умений охранять свою собственную жизнь, вырабатывать линию культурного поведения.

Примеры загадалок из жизненного опыта детей

1. Ситуация, позволяющая сформировать у детей морально-этические нормы: «Кое-кто думал только о себе, из-за этого заставил кого-то страдать» (мальчик сел на свободное место в трамвае, потому что не хотел стоять, из-за этого пожилому человеку пришлось страдать, стоя на больных ногах).

2. Ситуация, позволяющая формировать навыки охраны жизни и здоровья детей: "Кто–то не послушал наказ и из-за этого чуть не случилась большая беда" (ребенок заблудился в лесу из-за того, что не послушал наказ взрослого "Не уходить одному далеко в лес").

3. Ситуация, позволяющая формировать познавательный интерес: "Мама - олениха имеет пятнистую окраску, чтобы быть незаметной в лесной чаще. Когда у нее рождается маленький олененок, он может потерять маму из-за этого. Как распорядилась природа, чтобы олененок не терял свою маму".

Данная ситуация не несет достаточную информацию о ресурсах живых объектов. Поэтому вопросы детей, на которые воспитатель должен ответить "да", должны касаться восприятия признаков объекта разными органами чувств:

· Олененок маму видит глазами?

· Он видит что – то яркое у мамы?

· Это яркое находится около хвоста?

· Это светлое пятно около хвоста?

Ответ: у оленихи есть светлое пятно под хвостом, и олененок держится всегда сзади матери.

Особым направлением в обучении детей анализу ситуаций является работа с текстами литературных произведений. Специфика организации педагогической деятельности в этом направлении описана в разделе "Развитие речи дошкольников".

Игры и творческие задания

Название игры, цель Содержание и методические рекомендации
«Замени слова» Учить детей подбирать обобщающие слова к конкретным объектам. Ведущий называет какие-либо конкретные объекты. Играющие обозначают их обобщающими словами (самокат – кое-что; медведь – он, кто-то, некто; очки – они, кое-что; сестра – она, кое- кто).
«Что из этого может быть» Учить детей делать предположения и предлагать варианты последующих действий. Учить наполнять абстрактную модель ситуации конкретным содержанием. Ведущий называет какое-либо действие. Играющие предполагают, какие следствия из этого могут быть. ПР: «Она очень заботилась о ком- то и из-за этого…» Предположения детей: -    Из-за этого она может уставать (мама – птица носила корм своим птенцам и к вечеру очень уставала). -    Из-за этого они ее очень любили (мама – коза заботилась о своих козлятах и те ее очень любили).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 302.