Тренинги, направленные на формирование сильного мышления, управляемого воображения и навыков творческой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
    Реальный мир Творческое задание Что это? Что умеет делать? а) Объект – действие. б) Объект – функция. Назвать изображение на своей картинке и перечислить как можно больше «дел», которые умеет выполнять объект. Выделить главное (самое важное дело). Обмен функциями. Назвать объект, одно из множества его «дел», затем «подарить это дело» другому игроку. Тот должен найти способ объяснить, как его объект может выполнять такое «дело». Из каких частей состоит объект Объект –  части Назвать как можно больше частей объекта, заданного картинкой Обмен частями. Назвать одну из «своих» частей, подарить её другому игроку. Тот должен объяснить, какая его часть выступает в указанной роли. «Друзья» (надсистема по классу) Объект – группа объектов а) Указать, к какой классификационной группе относится объект. б) Выделить свойство (значение признака) объекта, назвать как можно больше объектов, у которых наблюдается такое же свойство (значение признака). Указать признак, по которому строилось множество. а) Отнести объект к нетипичной для него классификационной группе, найти «оправдание» ситуации. б) Отнести объект к нетипичной для него классификационной группе, указать, что в нём должно измениться (какое новое дело должен научиться выполнять), чтобы относиться к этой группе (дружить с этими объектами). «Недруги» Объект – объекты с противоположными свойствами или функциями. а) Назвать объект, выделить одно из его свойств (значений признака), назвать иной объект, у которого данный признак имеет противоположной значение. б) Назвать объект, выделить его функция, назвать объекты с противоположной функцией. в) Назвать объект, выделить его функция, назвать объекты, которые мешают названному объекту выполнять его «дело» Назвать объект, выбрать произвольно иной объект. Доказать, что в них есть противоположные свойства, «дела», или они просто не дружат (мешают друг другу) в какой-то ситуации. Где можно встретить этот объект (надсистема по месту) Объект – место Назвать как можно больше мест, где встречается данный объект, объяснить его назначение в указанном месте. Обмен местами. Назвать одно из «своих» мест, затем «подарить это место» другому игроку. Тот должен объяснить, в каких условиях его объект окажется в указанном месте, и как там будет функционировать. Каким был объект ранее? Каким станет? Было – есть – будет Отслеживание линии развития объекта по реальной ситуации. Операции с Волшебником Времени: остановка во времени, перепутывание времени, поворот времени вспять и т.д.

 

Игры и творческие задания по формированию системного мышления

Название игры, цель Содержание и методические рекомендации
"Мои друзья" Упражнять детей в выявлении у объекта заданного признака.   Ведущий предлагает детям представить и словесно обозначить себя в роли кого-либо или чего-либо. Затем ведущий называет своими друзьями объекты с каким-либо значением признака ("Мои друзья – те, кто имеет красный цвет"). Дети, объект которых имеет это признак (значение признака), подбегают к ведущему.
"Давай поменяемся" Упражнять детей в умении представлять и описывать результаты преобразований объекта в случае приобретения дополнительной функции. Учить детей с достаточной степенью достоверности рассказывать о полезности новой функции или свойства. Играющие выбирают карточку с изображением какого-либо объекта и выделяют его функцию (дело). Затем дети попарно производят обмен функциями выбранных объектов и объясняют, как подаренная функция будет выполняться объектом. ПР: три ребенка получили картинки с изображением утюжка, пчелки и автобуса и объявляют главное дело своего объекта: "Утюжок гладит; пчелка собирает нектар; автобус перевозит пассажиров". Каждый ребенок меняется "своим делом" с другом. Новое дело приспосабливается к объекту: "Утюжок должен собирать не нектар, а микробы. Пчелка перевозит не пассажиров, а нектар. Автобус гладит не белье, а своими колесами дорогу".  
"Найди друзей" Упражнять в умении сравнивать конкретный объект с другими объектами по разным основаниям.   Ведущий называет объект рукотворного мира и предлагает детям перечислить его признаки. Затем выбирается один из перечисленных признаков, дети составляют свои классификационные группы, объединенные одним общим признаком ПР: пылесос - бытовой прибор (фен, кофемолка); пылесос помогает в уборке (веник, щетка, метла). Пылесос имеет "нос", значит его друзья - птицы, люди и другие животные.
"Часть чего это?" Учить детей находить общую часть в разных системах. Ведущий называет какую-либо часть, общую для группы объектов. Детям предлагается перечислить объекты, имеющие такую же часть. ПР: частью чего может быть "крыша" (дома, кузова машины, веранды).
"Лифт" Закрепить умение детей находить части у какого - либо объекта и место его расположения. Ведущий называет какой-либо объект. Дети выделяют его составляющие (движутся на лифте вниз). ПР: ведущий назвал "город", дети движутся на лифте вниз и называют –  "район", "улица", "дом", "окно" и т.д.  Далее предлагается отправиться с этим объектом на лифте вверх. ПР: город –  это часть области, область - в стране, страна - на земном шаре и т.д.
"Замени часть" Учить детей заменять части у рукотворных объектов и объяснять полезность приобретенного качества. Ведущий предлагает рассмотреть две карточки с изображением объектов рукотворного мира, определить их функции, перечислить составляющие, называя степень важности каждой части для функционирования объекта. Воспитатель предлагает поменять части у рассматриваемых объектов и объяснить действие новых функций с точки зрения "хорошо – плохо". ПР: самолет получил от пылесоса "нос" и стал собирать пыль во время полета в воздухе. Пылесос от самолета получил крылья и стал самостоятельно летать по комнате.
"Где живет?" Учить детей определять разные места нахождения объектов. Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и типичное место нахождения рукотворных объектов. Проводится с детьми с трехлетнего возраста.
"Паровозик" Учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объекта живой природы во времени. Ведущий готовит 5 – 6 карточек с изображением одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта (ведущий выступает в роли паровозика, а дети - в роли вагончиков). Проводится с детьми с трехлетнего возраста.
"Найди прадеда" Учить находить аналоги современным объектам рукотворного мира среди старинных предметов, выполняющих ту же функцию. Ведущий называет объект, дети обговаривают его функцию. Затем играющие называют старинные предметы, выполнявшие эту же функцию. Проводится с детьми старшего возраста.
"Что на что похоже?" Учить находить аналогии объектам рукотворного мира среди представителей живой природы. Каждому ребенку предлагаются две карточки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия. ПР: на одной карточке – самолет, на другой - птица. Сходство птицы и самолета – в наличии частей, похожих по виду и функции; различие – в одушевленности одного, и неодушевленности другого.
"Фантазеры" Учить детей находить полезность в необычном свойстве конкретного объекта. Ведущий называет объект и предлагает детям перечислить способы использования его не по назначению. Поощряется описание необходимых для выполнения новой функции технических изменений.  
"Теремок" Учить детей находить общие признаки у разнообразных объектов. Ведущий – хозяин теремка – становится каким-либо объектом. Детям раздают карточки с изображением объектов природного и рукотворного мира. Играющим предлагается "войти в теремок", назвав, чем на него похож хозяин теремка.  
« Чья работа? » Упражнять в назывании функционального назначения рукотворного объекта.   Каждый ребёнок выбирает себе образ. Желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями. Образ можно обозначить медальоном. Воспитатель с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа. Тот из детей, для кого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим. В игре участвуют не более 5-6 детей
« Угадай, кто я?» Упражнять в подборе объектов рукотворного мира по признаку его функционального назначения.   Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею...» Действие изображается при помощи пластики. Дети называют изображённое действие. « А ещё я умею...» - говорит ребёнок и показывает следующее движение. После 3-4 изображённых действий дети отгадывают объект. Например: прыгать, катиться, лежать...(мячик). Количество участников - до 10 человек.
 «Обгонялки» Упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов от корня глагола.   Каждый придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: «скакунчик», «поливалка» и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг. Количество участников должно быть не менее 10, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь. Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разных функций своего образа.
«Ты мой кусочек» Учить вычленять основные и второстепенные части в объектах рукотворного мира. Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные – его части: я – машина, а ты мой кусочек. Я – твой руль, колесо, фара и т.д. В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: « Я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твоя фара, а ты мой кусочек. Я – лампочка в фаре, а ты – мой кусочек...»  
«Угадай - ка» Учить детей узнавать объекты по описанию разных признаков (цвет, форма, величина, местонахождения, материал, функциональное назначение – для рукотворного объекта) Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только «да» и «нет».  

Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.