Игры и творческие задания по формированию системного мышления
Название игры, цель | Содержание и методические рекомендации |
"Мои друзья" Упражнять детей в выявлении у объекта заданного признака. | Ведущий предлагает детям представить и словесно обозначить себя в роли кого-либо или чего-либо. Затем ведущий называет своими друзьями объекты с каким-либо значением признака ("Мои друзья – те, кто имеет красный цвет"). Дети, объект которых имеет это признак (значение признака), подбегают к ведущему. |
"Давай поменяемся" Упражнять детей в умении представлять и описывать результаты преобразований объекта в случае приобретения дополнительной функции. Учить детей с достаточной степенью достоверности рассказывать о полезности новой функции или свойства. | Играющие выбирают карточку с изображением какого-либо объекта и выделяют его функцию (дело). Затем дети попарно производят обмен функциями выбранных объектов и объясняют, как подаренная функция будет выполняться объектом. ПР: три ребенка получили картинки с изображением утюжка, пчелки и автобуса и объявляют главное дело своего объекта: "Утюжок гладит; пчелка собирает нектар; автобус перевозит пассажиров". Каждый ребенок меняется "своим делом" с другом. Новое дело приспосабливается к объекту: "Утюжок должен собирать не нектар, а микробы. Пчелка перевозит не пассажиров, а нектар. Автобус гладит не белье, а своими колесами дорогу". |
"Найди друзей" Упражнять в умении сравнивать конкретный объект с другими объектами по разным основаниям. | Ведущий называет объект рукотворного мира и предлагает детям перечислить его признаки. Затем выбирается один из перечисленных признаков, дети составляют свои классификационные группы, объединенные одним общим признаком ПР: пылесос - бытовой прибор (фен, кофемолка); пылесос помогает в уборке (веник, щетка, метла). Пылесос имеет "нос", значит его друзья - птицы, люди и другие животные. |
"Часть чего это?" Учить детей находить общую часть в разных системах. | Ведущий называет какую-либо часть, общую для группы объектов. Детям предлагается перечислить объекты, имеющие такую же часть. ПР: частью чего может быть "крыша" (дома, кузова машины, веранды). |
"Лифт" Закрепить умение детей находить части у какого - либо объекта и место его расположения. | Ведущий называет какой-либо объект. Дети выделяют его составляющие (движутся на лифте вниз). ПР: ведущий назвал "город", дети движутся на лифте вниз и называют – "район", "улица", "дом", "окно" и т.д. Далее предлагается отправиться с этим объектом на лифте вверх. ПР: город – это часть области, область - в стране, страна - на земном шаре и т.д. |
"Замени часть" Учить детей заменять части у рукотворных объектов и объяснять полезность приобретенного качества. | Ведущий предлагает рассмотреть две карточки с изображением объектов рукотворного мира, определить их функции, перечислить составляющие, называя степень важности каждой части для функционирования объекта. Воспитатель предлагает поменять части у рассматриваемых объектов и объяснить действие новых функций с точки зрения "хорошо – плохо". ПР: самолет получил от пылесоса "нос" и стал собирать пыль во время полета в воздухе. Пылесос от самолета получил крылья и стал самостоятельно летать по комнате. |
"Где живет?" Учить детей определять разные места нахождения объектов. | Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и типичное место нахождения рукотворных объектов. Проводится с детьми с трехлетнего возраста. |
"Паровозик" Учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объекта живой природы во времени. | Ведущий готовит 5 – 6 карточек с изображением одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта (ведущий выступает в роли паровозика, а дети - в роли вагончиков). Проводится с детьми с трехлетнего возраста. |
"Найди прадеда" Учить находить аналоги современным объектам рукотворного мира среди старинных предметов, выполняющих ту же функцию. | Ведущий называет объект, дети обговаривают его функцию. Затем играющие называют старинные предметы, выполнявшие эту же функцию. Проводится с детьми старшего возраста. |
"Что на что похоже?" Учить находить аналогии объектам рукотворного мира среди представителей живой природы. | Каждому ребенку предлагаются две карточки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия. ПР: на одной карточке – самолет, на другой - птица. Сходство птицы и самолета – в наличии частей, похожих по виду и функции; различие – в одушевленности одного, и неодушевленности другого. |
"Фантазеры" Учить детей находить полезность в необычном свойстве конкретного объекта. | Ведущий называет объект и предлагает детям перечислить способы использования его не по назначению. Поощряется описание необходимых для выполнения новой функции технических изменений. |
"Теремок" Учить детей находить общие признаки у разнообразных объектов. | Ведущий – хозяин теремка – становится каким-либо объектом. Детям раздают карточки с изображением объектов природного и рукотворного мира. Играющим предлагается "войти в теремок", назвав, чем на него похож хозяин теремка. |
« Чья работа? » Упражнять в назывании функционального назначения рукотворного объекта. | Каждый ребёнок выбирает себе образ. Желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями. Образ можно обозначить медальоном. Воспитатель с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа. Тот из детей, для кого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим. В игре участвуют не более 5-6 детей |
« Угадай, кто я?» Упражнять в подборе объектов рукотворного мира по признаку его функционального назначения. | Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею...» Действие изображается при помощи пластики. Дети называют изображённое действие. « А ещё я умею...» - говорит ребёнок и показывает следующее движение. После 3-4 изображённых действий дети отгадывают объект. Например: прыгать, катиться, лежать...(мячик). Количество участников - до 10 человек. |
«Обгонялки» Упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов от корня глагола. | Каждый придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: «скакунчик», «поливалка» и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг. Количество участников должно быть не менее 10, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь. Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разных функций своего образа. |
«Ты мой кусочек» Учить вычленять основные и второстепенные части в объектах рукотворного мира. | Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные – его части: я – машина, а ты мой кусочек. Я – твой руль, колесо, фара и т.д. В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: « Я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твоя фара, а ты мой кусочек. Я – лампочка в фаре, а ты – мой кусочек...» |
«Угадай - ка» Учить детей узнавать объекты по описанию разных признаков (цвет, форма, величина, местонахождения, материал, функциональное назначение – для рукотворного объекта) | Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только «да» и «нет». |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.