На основе модели «Системный оператор»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Определение объекта рукотворного мира.

2. Обсуждение его основной функции.

3. Анализ составных частей выбранного объекта (подсистемы).

4. Определение места функционирования и принадлежности данного объекта к какой-либо классификационной группе (надсистемы).

5. Составление линии развития данной функции во времени, до момента возникновения рассматриваемого объекта.

6. Сравнение рассматриваемого объекта с его историческим аналогом.

7. Выявление отрицательных свойств у рассматриваемого объекта. Предъявление претензии, формулирование противоречия и его разрешение с помощью известных приемов. Описание улучшенного варианта объекта (изменение подсистемы).

8. Представление идеального объекта: объекта нет, а функции его выполняются. Замена объекта более совершенным за счет расширения его функций. Выполнение функции объекта в его отсутствие.

9. Рассмотрение возможности сворачивания функции и объяснение причин отсутствия объекта в будущем.

10. Рефлексия по способам решения задачи прогнозного характера.

Использование в полной мере всех шагов системного оператора позволяет не только систематизировать представления детей о каком-либо объекте, но и научить ребенка делать прогнозы развития систем на доступном для его возраста уровне. При этом таблица расширяется за счет дополнительных окон.

При установлении системных связей и решении прогнозных задач целесообразнее использовать следующую последовательность заполнения окон:

 

    3        
4 5 1   6 7 8
    2        

 

Контрольные вопросы по систематизации объектов рукотворного мира:

1. Что это? (укажи на объект)

Каково его главное дело? (назначение, функция)

Какой он по свойствам? (форма, цвет, материал, размер)

2. Какая главная часть есть у объекта, что бы выполнить свое дело?

3. Где главное место функционирования объекта?

Родственники объекта? (объекты, выполняющие аналогичную функцию) В какой класс входит объект? ….

4. Какое явление природного мира подсказало древнему человеку идею создания данного объекта?

5. Каким был старинный объект, выполняющий данную функцию?

6. Что плохого в современном объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем?

7. В далеком будущем эту функцию будет выполнять другой объект. Как он будет выглядеть? Как он это будет делать?

8. В необозримо далеком будущем функция будет свернута. В ней не будет необходимости. Почему?

Вывод: все рукотворное имеет свойства, части, место, класс (группу), свое прошлое и обязательно будет сначала улучшаться в будущем, а потом эти объекты заменятся более совершенными приспособлениями или другими системами. Объекты можно сравнить между собой по этим показателям.

Примером может служить логика системного мышления по отношению к объекту «Самолет». Описательный рассказ составлен группой детей 6, 5 – 7 лет с помощью контрольных вопросов воспитателя:

 «Это – самолет, он служит для быстрой перевозки пассажиров по воздуху. Состоит он из мотора, двигателя с горючим, системы управления и корпуса с разными удобствами для пассажиров. Самолет свое дело выполняет в воздухе, но ему надо быть еще в аэропорту для заправки, ремонта и посадки пассажиров. Самолет относится к воздушному транспорту. К его друзьям, выполняющим с ним одно дело, относятся вертолет, дирижабль. В далеком прошлом люди только мечтали взлететь, как птицы. Хотели сделать это с помощью крыльев. Прыгающие с высоты смелые люди привязывали их к рукам. Но это было нельзя, и они погибали. Так было делать нельзя. Поэтому люди стали придумывать машины, похожие на птиц. Но раньше самолеты были не такие, как сейчас. Они были неудобные, летали недолго и низко над землей. Скорость у них была много меньше. Самолеты в будущем будут еще лучше, чем сейчас. Для того, чтобы они не разбивались, их будут делать, например, резиновыми или со специальными парашютами... Самолеты будут надежные, скоростные и удобные для пассажиров. Придет время, и люди откажутся от строительства самолетов, люди научатся перемещаться по воздуху на большой скорости с помощью летательных аппаратов. Например, летающих стульев, тарелок или домиков. Когда- то настанет время, что перемещаться человеку не надо будет: подумает о ком-то или о чем-то и сразу же все это будет перед глазами…»

Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.