Система тренингов по обучению классификационным умениям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обучение классификации объектов материального мира необходимо начинать с 3,5 лет через систему творческих заданий.

Форма организации работы с детьми – тренинги с малыми подгруппами дошкольников. Деятельность мотивируется с помощью проведения соревнований, раскрытия тайн, восстановление порядка и справедливости в мире.

1 ."Природный и рукотворный мир"

Цель:

Учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления

Оборудование

Задания проводятся на большом круге, разделенном пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую - природного. Необходимо подготовить набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мира (не менее 100).

Содержание

Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга).

 Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:

“Все в мире перепуталось” (воспитатель перемешивает картинки на модели мира, дети правильно их раскладывают);

“Раз, два, три, ко мне беги” (у кого картинки с изображением предметов рукотворного мира, бегут к ведущему).

соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет волшебнику – путанику».

2. "В гостях у Королевы Природы"

Цель

Учить детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.

Оборудование

Задания проводятся на большом круге, разделенном пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов живой природы, во вторую – неживой природы. Необходимо подготовить набор картинок с изображением различных объектов природного мира (не менее 50).

Содержание

Ведущий объясняет, что все объекты природного мира разные. К представителям живой природы относятся объекты, которые умеют дышать, расти, питаться, размножаться и др. К объектам неживой природы относятся вещества, находящиеся в твердом, жидком и газообразном состоянии.

В процессе работы с объектами неживой природы вводятся обозначения состояния вещества:

· твердое изображает человечек с вытянутыми руками; таким образом моделируется камень, лед и др.;

· жидкое изображает человечек с опущенными руками (вода);

· газообразное изображает «бегущий» человечек, который дает обобщенное представление обо всех газообразных веществах.

Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний: “Природный мир бывает разный”, ”В природном мире все перепуталось”, ”Что изменилось у Королевы Природы”, соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет Королеве Природе».

3. "В гостях у Живой Природы"

Цель

Учить детей делить объекты живой природы на классы и группы по заданным признакам и объяснять основания такого деления.

 Оборудование

Задания проводятся на большом круге, разделенном на три сектора:

1. первый сектор обозначает царство грибов;

2. второй сектор – класс растений;

3. третий сектор – класс животных.

Количество картинок с изображением представителей этих классов не ограничено.

Содержание

Ведущий объясняет, что все объекты живой природы можно разделить на класс растений, класс животных и отдельно выделить царство грибов.

В процессе выполнения заданий воспитатель уточняет характеристики растений, находит общее для них (стебель, листья, цветы и плоды).

Сообщает детям, что класс животных чрезвычайно разнообразен; к нему относятся все природные объект, у которых есть живот.

Царство грибов немного похоже и на класс растений, и на класс животных.

Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:

· “Природный мир перепутался ”;

· “Раз, два, три, ко мне все животные (растения) беги” (к ведущему подбегают дети, на картинках которых изображены представители данного класса),

· соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто найдет домик для цветка (птицы)».

4."В гостях у Королевы Изобретений"

Цель

Учить детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснять причину такого деления.

Оборудование

Задания проводятся на большом круге, разделенном на несколько секторов. Каждый сектор обозначает какую-либо классификационную группу (мебель, транспорт, здания, посуда и др.).

Количество картинок с изображением представлений этих групп не ограничено.

Содержание

Ведущий объясняет, что все объекты рукотворного мира созданы человеком – изобретателем с какой-либо целью:

· транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздухе и др.);

· посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления;

· одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него;

· печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации и т.д.

В процессе выполнения заданий воспитатель уточняет характеристики рукотворных объектов, вводит новые классификационные группы на основе функции объектов. При этом задается вопрос: «Чем этот объект помогает человеку?». Дети обсуждают назначение рукотворного объекта и определяют принадлежность к классу или группе.

Одновременно ведется работа по обучению детей определению характерных признаков объектов. Деление объектов идет по цвету, форме, размеру, материалу, составляющим частям и др. Это можно проводить в форме игр: “ Чудесный мешочек “, ” Магазин игрушек “, “ Про какой предмет я сказала”.

5. Играем в " Да – Нет"

Серия игр “Да – Нет” на загаданное или неизвестное слово проводится, когда дети научатся определять характерные признаки объектов.

Цель

Закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и значений признаков неизвестного объекта.

Продолжать учить детей классифицировать объекты материального мира по самостоятельно выбранным основаниям.

Содержание

Ведущий загадывает объект или неизвестное слово, дети с помощью вопросов, основанных на сужении поля поиска признаков объекта, его отгадывают. Вопросы можно задавать, опираясь на таблицу:

Таблица классификации объектов окружающего мира

Объект

Рукотворный мир

Природный мир

Принадлежность к классификационной группе Живая природа Неживая природа Функция объекта, его дело

Животный мир (черви, насекомые, ракообразные, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, моллюски, паукообразные, птицы, звери, человек).

Вещество Материал Твердое Форма Жидкое Цвет Газообразное Размер (по отношению к чему-либо) Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д. Наличие частей     Местонахождения Грибы (ядовитые и съедобные)   Время создания Растительный мир (культурные и дикорастущие)   Количество и др. Микробы     Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д.  

ПР: ведущим загадан молодой мухомор в лесу.

Вопросы, на которые был дан утвердительный ответ:

· Этот объект относится к природному миру?

· Это живая природа?

· Это царство грибов?

· Он больше вреден для человека? (вопрос связан с пользой для человека).

· У него длинная ножка? (вопрос по признаку "размер" и признаку "часть").

· У него красная шляпка? (вопрос по признаку "цвет" и признаку "часть").

· У него на шляпке есть точки? (признак "часть").

· Он находится в лесу? (признак " места").

· Он недавно вырос, т.е. молодой? (признак "времени")

· Вы загадали один мухомор? (признак "количества")

Задания можно проводить как часть занятий по ознакомлению с окружающим миром или в режимных процессах.

Игры и творческие задания

 по закреплению навыков осознанной классификации

Название игры, цель Содержание и методические рекомендации
"Отвечай быстро" Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам. Играющие становятся в круг. Ведущий выбирает какой-либо признак (цвет) и называет его значение (желтый). Играющие по очереди называют предметы в соответствии с названной характеристикой. Вариант игры: игрок, назвавший предмет с заданным значением признака, выбирает другое значение признака (например, другой цвет).
"Кому что нужно?" Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий Называется профессия, дети называют предметы, необходимые человеку этой профессии. Вариант игры: называется предметы, орудия труда, а играющие определяют, человеку какой профессии они необходимы.
"Все в мире перепуталось" Учить объединять объекты окружающего мира группы по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре Игра проводится на основе "модели мира", которая разделена на сектора (количество секторов и их содержание устанавливаются в соответствии с возрастом детей и целью занятия). Каждый сектор объединяет объекты определенной классификационной группы. Ведущий располагает карточки на "модели мира" произвольно. Детям предлагается распределить карточки в соответствии с принадлежностью к определенной классификационной структуре.
"Я еду на Север" Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения. Дети сидят полукругом перед ведущим. Он называет какой-либо объект, предлагает детям перечислить другие объекты. Ведущий берет с собой на Север только тех детей, которые называют объекты данной классификационной группы. ПР: ведущий говорит: "Я еду на Север и беру с собой ботинки". Предполагается, что дети должны назвать предметы, относящиеся к группе “Обувь". Дети определяют (но не называют) классификационную группу, к которой относится названный объект, и по очереди называют свои объекты (ответы не должны повторяться). Последний играющий ребенок должен назвать классификационную группу, к которой относятся все объекты, взятые ведущим на Север (сандалии, кеды, сапоги и т.д. - обувь)
 "Что в круге" Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом. Детям предлагаются наборы карточек с изображением различных объектов. Одна подгруппа подбирает карточки с изображением предметов одной классификационной группы и располагает их в круге (например, стул, табурет, диван, кровать...). Вторая – называет предметы в круге одним словом ("мебель"). Далее – первая подгруппа обобщает, а вторая – подбирает картинки.
"Черный ящик" Продолжать учить самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта путем выяснения его признаков   Ведущий перед началом игры прячет объект в коробку и просит детей отгадать, что лежит в "черном ящике". Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по алгоритму сужения поля поиска.  Варианты игры: Объект прячет ведущий – ребенок. Расположение коробки по отношению к ребенку и предмета в ней может быть разнообразным (ящик повернут углом к ребенку, находится над головой ребенка, предмет прикреплен к крышке с внутренней стороны коробки, и т.д.). Игра проводится после успешно выполненных заданий на ориентировку в трехмерном пространстве и тренингов, связанных с обучением классификации объектов.
"Четвертый лишний" Упражнять в умении классифицировать объекты по какому-либо признаку. Ребенку предлагаются три карточки с изображениями объектов одного вида (стул, стол, шифоньер) и одну карточку с изображением объекта другого вида (телефон). Ребенок должен определить, какая картинка лишняя, и обосновать свой выбор.  
"Да – Нет" на неизвестное слово Учить детей сужать поле поиска с помощью выделения признаков и значений признаков объекта. Ведущий называет слово, неизвестное детям, и просит угадать, что оно означает, задавая вопросы по алгоритму. ПР: ведущий объявил слово «ага»; дети с помощью вопросов отгадывают, что это «жаба». После того, как определено значение слова, можно предложить детям изобразить его в продуктивной деятельности, а затем рассмотреть картинки или фото данного объекта и дать словесное описание объекта.
"Поможем Золушке" Упражнять детей в самостоятельном выборе основания для классификации множества объектов материального мира Ведущий предлагает детям помочь Золушке справиться с заданием, которое дала мачеха: разложить по корзинам овощи и фрукты. Да не сказала, по какому признаку, а только велела спросить у «помощников» (какие признаки выделяются каждым из анализаторов). Дети самостоятельно вычленяют признаки и раскладывают овощи и фрукты по признакам цвета, формы, величины, запаха, звуков (хрустит, трещит и др.), плотности, температуре.
"Рыбы – птицы – звери" Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно. ПР: птица – «воробей», рыба – «карась» и т.д. Аналогично можно играть с классификационными группами рукотворного мира.
"Что взять с собой" Учить составлять множество на основе заданного признака Воспитатель рассказывает историю о том, что волшебница приглашает в волшебную страну разные объекты. Да не все подряд, а только те, у которых есть определённый признак. Дети называют объекты и объясняют наличие заданного признака (громкий, яркий, тёплый, тяжёлый, устойчивый и т.д.)
"Соты" Упражнять в назывании объектов рукотворного мира в соответствии с заданной классификационной группой Ведущий начинает рассказывать сказку: гуляли предметы по лесу и заблудились. Темно стало страшно. Пошёл дождь. Вышли они на опушку и увидели вдруг пчелиные соты. На встречу вылетает пчёлка-часовой. Попросились скитальцы на ночлег: "Мы устали. Ночь пришла. На ночлег пусти пчела". А пчеле не хочется их пускать. Решила она хитростью не пустить их: -"Под дождём держать не буду, В соты я пущу посуду". Дети придумывают себе образ в соответствии с названным классом. -"Не теряйте вы надежду. В соты я пущу одежду". … -"Холод, грех вас здесь держать. Кто умеет рисовать?" … -"Заходите все игрушки для моей дочурки Мушки". …

 

Игры и творческие задания в разных предметных областях – поиск объектов по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд (с 4,5 - 5 лет)

Область знаний Примеры заданий
Математика Отгадать загаданную геометрическую фигуру (по признакам наличия и числа углов, граней, сторон, их равенства или неравенства). Отгадать числовой значение «незнакомого слова» (с округлением до целых): дюжина, вершок, миля, гривенник, алтын, локоть и т.д.) Отгадать математический знак или цифру (по признакам внешнего вида).
Ознакомление с окружающим, с природой Отгадать загаданный объект (на основе классификации). Что означает незнакомое слово?
Музыкальное образование Отгадать загаданное музыкальное произведение, Отгадать загаданного композитора, Отгадать загаданный музыкальный инструмент (по внешним признакам)
Художественная литература Отгадать детского писателя, Отгадать загаданное литературное произведение (по признакам жанра, героям, их характерам и т.д.)
Изобразительное искусство Отгадать загаданную картину известного художника, Отгадать загаданного художника, Отгадать, что означает «незнакомое слово»: палитра, охра, пастель и др.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 363.