Обучение классификации объектов материального мира необходимо начинать с 3,5 лет через систему творческих заданий.
Форма организации работы с детьми – тренинги с малыми подгруппами дошкольников. Деятельность мотивируется с помощью проведения соревнований, раскрытия тайн, восстановление порядка и справедливости в мире.
1 ."Природный и рукотворный мир"
Цель:
Учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления
Оборудование
Задания проводятся на большом круге, разделенном пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую - природного. Необходимо подготовить набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мира (не менее 100).
Содержание
Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга).
Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:
“Все в мире перепуталось” (воспитатель перемешивает картинки на модели мира, дети правильно их раскладывают);
“Раз, два, три, ко мне беги” (у кого картинки с изображением предметов рукотворного мира, бегут к ведущему).
соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет волшебнику – путанику».
2. "В гостях у Королевы Природы"
Цель
Учить детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.
Оборудование
Задания проводятся на большом круге, разделенном пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов живой природы, во вторую – неживой природы. Необходимо подготовить набор картинок с изображением различных объектов природного мира (не менее 50).
Содержание
Ведущий объясняет, что все объекты природного мира разные. К представителям живой природы относятся объекты, которые умеют дышать, расти, питаться, размножаться и др. К объектам неживой природы относятся вещества, находящиеся в твердом, жидком и газообразном состоянии.
В процессе работы с объектами неживой природы вводятся обозначения состояния вещества:
· твердое изображает человечек с вытянутыми руками; таким образом моделируется камень, лед и др.;
· жидкое изображает человечек с опущенными руками (вода);
· газообразное изображает «бегущий» человечек, который дает обобщенное представление обо всех газообразных веществах.
Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний: “Природный мир бывает разный”, ”В природном мире все перепуталось”, ”Что изменилось у Королевы Природы”, соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет Королеве Природе».
3. "В гостях у Живой Природы"
Цель
Учить детей делить объекты живой природы на классы и группы по заданным признакам и объяснять основания такого деления.
Оборудование
Задания проводятся на большом круге, разделенном на три сектора:
1. первый сектор обозначает царство грибов;
2. второй сектор – класс растений;
3. третий сектор – класс животных.
Количество картинок с изображением представителей этих классов не ограничено.
Содержание
Ведущий объясняет, что все объекты живой природы можно разделить на класс растений, класс животных и отдельно выделить царство грибов.
В процессе выполнения заданий воспитатель уточняет характеристики растений, находит общее для них (стебель, листья, цветы и плоды).
Сообщает детям, что класс животных чрезвычайно разнообразен; к нему относятся все природные объект, у которых есть живот.
Царство грибов немного похоже и на класс растений, и на класс животных.
Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:
· “Природный мир перепутался ”;
· “Раз, два, три, ко мне все животные (растения) беги” (к ведущему подбегают дети, на картинках которых изображены представители данного класса),
· соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто найдет домик для цветка (птицы)».
4."В гостях у Королевы Изобретений"
Цель
Учить детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснять причину такого деления.
Оборудование
Задания проводятся на большом круге, разделенном на несколько секторов. Каждый сектор обозначает какую-либо классификационную группу (мебель, транспорт, здания, посуда и др.).
Количество картинок с изображением представлений этих групп не ограничено.
Содержание
Ведущий объясняет, что все объекты рукотворного мира созданы человеком – изобретателем с какой-либо целью:
· транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздухе и др.);
· посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления;
· одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него;
· печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации и т.д.
В процессе выполнения заданий воспитатель уточняет характеристики рукотворных объектов, вводит новые классификационные группы на основе функции объектов. При этом задается вопрос: «Чем этот объект помогает человеку?». Дети обсуждают назначение рукотворного объекта и определяют принадлежность к классу или группе.
Одновременно ведется работа по обучению детей определению характерных признаков объектов. Деление объектов идет по цвету, форме, размеру, материалу, составляющим частям и др. Это можно проводить в форме игр: “ Чудесный мешочек “, ” Магазин игрушек “, “ Про какой предмет я сказала”.
5. Играем в " Да – Нет"
Серия игр “Да – Нет” на загаданное или неизвестное слово проводится, когда дети научатся определять характерные признаки объектов.
Цель
Закреплять умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и значений признаков неизвестного объекта.
Продолжать учить детей классифицировать объекты материального мира по самостоятельно выбранным основаниям.
Содержание
Ведущий загадывает объект или неизвестное слово, дети с помощью вопросов, основанных на сужении поля поиска признаков объекта, его отгадывают. Вопросы можно задавать, опираясь на таблицу:
Таблица классификации объектов окружающего мира
Объект | ||
Рукотворный мир |
Природный мир
Животный мир (черви, насекомые, ракообразные, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, моллюски, паукообразные, птицы, звери, человек).
ПР: ведущим загадан молодой мухомор в лесу.
Вопросы, на которые был дан утвердительный ответ:
· Этот объект относится к природному миру?
· Это живая природа?
· Это царство грибов?
· Он больше вреден для человека? (вопрос связан с пользой для человека).
· У него длинная ножка? (вопрос по признаку "размер" и признаку "часть").
· У него красная шляпка? (вопрос по признаку "цвет" и признаку "часть").
· У него на шляпке есть точки? (признак "часть").
· Он находится в лесу? (признак " места").
· Он недавно вырос, т.е. молодой? (признак "времени")
· Вы загадали один мухомор? (признак "количества")
Задания можно проводить как часть занятий по ознакомлению с окружающим миром или в режимных процессах.
Игры и творческие задания
по закреплению навыков осознанной классификации
Название игры, цель | Содержание и методические рекомендации |
"Отвечай быстро" Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам. | Играющие становятся в круг. Ведущий выбирает какой-либо признак (цвет) и называет его значение (желтый). Играющие по очереди называют предметы в соответствии с названной характеристикой. Вариант игры: игрок, назвавший предмет с заданным значением признака, выбирает другое значение признака (например, другой цвет). |
"Кому что нужно?" Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий | Называется профессия, дети называют предметы, необходимые человеку этой профессии. Вариант игры: называется предметы, орудия труда, а играющие определяют, человеку какой профессии они необходимы. |
"Все в мире перепуталось" Учить объединять объекты окружающего мира группы по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре | Игра проводится на основе "модели мира", которая разделена на сектора (количество секторов и их содержание устанавливаются в соответствии с возрастом детей и целью занятия). Каждый сектор объединяет объекты определенной классификационной группы. Ведущий располагает карточки на "модели мира" произвольно. Детям предлагается распределить карточки в соответствии с принадлежностью к определенной классификационной структуре. |
"Я еду на Север" Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения. | Дети сидят полукругом перед ведущим. Он называет какой-либо объект, предлагает детям перечислить другие объекты. Ведущий берет с собой на Север только тех детей, которые называют объекты данной классификационной группы. ПР: ведущий говорит: "Я еду на Север и беру с собой ботинки". Предполагается, что дети должны назвать предметы, относящиеся к группе “Обувь". Дети определяют (но не называют) классификационную группу, к которой относится названный объект, и по очереди называют свои объекты (ответы не должны повторяться). Последний играющий ребенок должен назвать классификационную группу, к которой относятся все объекты, взятые ведущим на Север (сандалии, кеды, сапоги и т.д. - обувь) |
"Что в круге" Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом. | Детям предлагаются наборы карточек с изображением различных объектов. Одна подгруппа подбирает карточки с изображением предметов одной классификационной группы и располагает их в круге (например, стул, табурет, диван, кровать...). Вторая – называет предметы в круге одним словом ("мебель"). Далее – первая подгруппа обобщает, а вторая – подбирает картинки. |
"Черный ящик" Продолжать учить самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта путем выяснения его признаков | Ведущий перед началом игры прячет объект в коробку и просит детей отгадать, что лежит в "черном ящике". Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по алгоритму сужения поля поиска. Варианты игры: Объект прячет ведущий – ребенок. Расположение коробки по отношению к ребенку и предмета в ней может быть разнообразным (ящик повернут углом к ребенку, находится над головой ребенка, предмет прикреплен к крышке с внутренней стороны коробки, и т.д.). Игра проводится после успешно выполненных заданий на ориентировку в трехмерном пространстве и тренингов, связанных с обучением классификации объектов. |
"Четвертый лишний" Упражнять в умении классифицировать объекты по какому-либо признаку. | Ребенку предлагаются три карточки с изображениями объектов одного вида (стул, стол, шифоньер) и одну карточку с изображением объекта другого вида (телефон). Ребенок должен определить, какая картинка лишняя, и обосновать свой выбор. |
"Да – Нет" на неизвестное слово Учить детей сужать поле поиска с помощью выделения признаков и значений признаков объекта. | Ведущий называет слово, неизвестное детям, и просит угадать, что оно означает, задавая вопросы по алгоритму. ПР: ведущий объявил слово «ага»; дети с помощью вопросов отгадывают, что это «жаба». После того, как определено значение слова, можно предложить детям изобразить его в продуктивной деятельности, а затем рассмотреть картинки или фото данного объекта и дать словесное описание объекта. |
"Поможем Золушке" Упражнять детей в самостоятельном выборе основания для классификации множества объектов материального мира | Ведущий предлагает детям помочь Золушке справиться с заданием, которое дала мачеха: разложить по корзинам овощи и фрукты. Да не сказала, по какому признаку, а только велела спросить у «помощников» (какие признаки выделяются каждым из анализаторов). Дети самостоятельно вычленяют признаки и раскладывают овощи и фрукты по признакам цвета, формы, величины, запаха, звуков (хрустит, трещит и др.), плотности, температуре. |
"Рыбы – птицы – звери" | Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно. ПР: птица – «воробей», рыба – «карась» и т.д. Аналогично можно играть с классификационными группами рукотворного мира. |
"Что взять с собой" Учить составлять множество на основе заданного признака | Воспитатель рассказывает историю о том, что волшебница приглашает в волшебную страну разные объекты. Да не все подряд, а только те, у которых есть определённый признак. Дети называют объекты и объясняют наличие заданного признака (громкий, яркий, тёплый, тяжёлый, устойчивый и т.д.) |
"Соты" Упражнять в назывании объектов рукотворного мира в соответствии с заданной классификационной группой | Ведущий начинает рассказывать сказку: гуляли предметы по лесу и заблудились. Темно стало страшно. Пошёл дождь. Вышли они на опушку и увидели вдруг пчелиные соты. На встречу вылетает пчёлка-часовой. Попросились скитальцы на ночлег: "Мы устали. Ночь пришла. На ночлег пусти пчела". А пчеле не хочется их пускать. Решила она хитростью не пустить их: -"Под дождём держать не буду, В соты я пущу посуду". Дети придумывают себе образ в соответствии с названным классом. -"Не теряйте вы надежду. В соты я пущу одежду". … -"Холод, грех вас здесь держать. Кто умеет рисовать?" … -"Заходите все игрушки для моей дочурки Мушки". … |
Игры и творческие задания в разных предметных областях – поиск объектов по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд (с 4,5 - 5 лет)
Область знаний | Примеры заданий |
Математика | Отгадать загаданную геометрическую фигуру (по признакам наличия и числа углов, граней, сторон, их равенства или неравенства). Отгадать числовой значение «незнакомого слова» (с округлением до целых): дюжина, вершок, миля, гривенник, алтын, локоть и т.д.) Отгадать математический знак или цифру (по признакам внешнего вида). |
Ознакомление с окружающим, с природой | Отгадать загаданный объект (на основе классификации). Что означает незнакомое слово? |
Музыкальное образование | Отгадать загаданное музыкальное произведение, Отгадать загаданного композитора, Отгадать загаданный музыкальный инструмент (по внешним признакам) |
Художественная литература | Отгадать детского писателя, Отгадать загаданное литературное произведение (по признакам жанра, героям, их характерам и т.д.) |
Изобразительное искусство | Отгадать загаданную картину известного художника, Отгадать загаданного художника, Отгадать, что означает «незнакомое слово»: палитра, охра, пастель и др. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 363.