Операции, связанные с классификацией объектов окружающего мира, базируются на единстве мыслительных действий:
· анализа (мысленного разложения целого на части или выделения из целого его сторон, действий, отношений),
· синтеза (мысленного объединения частей, свойств, действий в единое целое),
· сравнения (установления сходства и различия между предметами, явлениями или их признаками),
· обобщения (мысленного объединения предметов или явлений по каким - либо существенным признакам).
От уровня их развития зависят классификационные навыки человека.
Освоение операции классификации происходит в дошкольном возрасте на основе перехода от оперирования внешними признаками объектов к раскрытию более существенных для предметов признаков.
В традиционной дидактике обучение детей классификационным умениям, как правило, сводится к сообщению знаний о принадлежности конкретного объекта к какой-либо конкретной классификационной группе. Развитие науки и появление новых объектов, созданных человечеством, ведут к тому, что не все укладывается в традиционные классификационные структуры.
Появляется противоречие: ребенок должен знать, какому классу принадлежит тот или иной объект, так как без этого умения значительно затруднен процесс познания мира, и не должен знать традиционные классификационные структуры, потому что объекты стремительно меняют свои свойства в зависимости от быстрого накопления новой информации человечеством.
На наш взгляд, решение этого противоречия лежит в освоении детьми способов создания своего варианта классификации в зависимости от принятого основания (основополагающего для данной проблемной ситуации).
Для построения методик развития у дошкольников классификационных умений необходимо дать определения понятиям «классификация», «классификационные отношения», а также обобщить правила классификации.
Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.
Классификационные отношения - это отношения объектов по уровню обобщенности, или их родовидовые отношения. В основе логических операций обобщения лежит установление соотношения понятий по содержанию (совокупности существенных признаков) и объему (совокупности охватываемых данным понятием объектов).
Правила классификации
Полноценное логическое мышление предполагает одновременный учет понятий и разновидностей родовидовых отношений (отношения подчинения и соподчинения).
В отношении подчинения находятся такие понятия, содержание одного из которых (подчиняющегося) целиком входит в содержание другого (подчиненного), но не исчерпывает его. Если при этом оба понятия общие (охватывают некоторый класс предметов), то подчиняющееся понятие именуется родовым (родом), а подчиненное – видовым (видом). Такие понятия связаны законом обратного отношения между объемом и содержанием понятий.
С увеличением содержания понятий сужается его объем, с расширением объема – уменьшается содержание понятия. В отношении соподчинения находятся все видовые понятия, подчиненные одному и тому же родовому.
О настоящей классификации можно говорить только тогда, когда понимаются отношения между группой и подгруппой, отношение берется за основу при группировке предметов.
Основная цель обучения детей классификации объектов окружающего мира – сформировать умение детей самостоятельно строить классификационные структуры по определенным основаниям в зависимости от решаемой ребенком задачи.
Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции дихотомии, при которых ребенок самостоятельно группирует какие-либо предметы по определенному признаку, устанавливает родовидовые отношения и постепенно осваивает правила классификации на доступном для своего возраста уровне.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 289.