Алгоритм сужения поля поиска в пространстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ведущим загадывается предмет, расположенный в каком -либо пространстве (линейном, плоскостном, объемном).

2. Вводятся правила игры: нельзя перечислять объекты;

при поиске использовать слова, обозначающие местонахождение объекта в пространстве.

3. Играющие задают вопросы по поиску объекта в пространстве.

4. Ведущий принимает вопросы, сужающие поле поиска в пространстве (механизмом сужения является отсечение части пространства).

5. Выигрывают те, кто выйдет на загаданный объект, задав наименьшее количество вопросов.

Последовательность освоения дошкольниками пространственных ориентировок

При освоении пространственных ориентировок педагогу необходимо строить работу таким образом, чтобы у детей формировалось умение ориентироваться сначала в линейном пространстве (одномерном), затем в плоскостном (двумерном), а затем в объемном (трехмерном пространстве). Обучение ориентировке в разных видах пространства имеет свои специфические особенности.

Освоение линейного (одномерного) пространства

Цель

· Развитие умения сужать поле поиска объекта на линии.

· Обучение умению ориентироваться в линейном пространстве.

· Обогащение словаря терминами: «середина», «право – лево», «между», «крайние».

Игровая задача

В линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.

Условия

Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «середина», «право – лево», «между», «крайние».

Оборудование

Демонстрационная лента с картинками.

Описание хода игры

Воспитатель выставляет в ряд на демонстрационной ленте семь карточек с изображением насекомых (стрекоза, бабочка, божья коровка, муравей, майский жук, таракан, кузнечик). Загадана стрекоза.

Вопросы, на которые ведущий отвечает «да»:

· Это слева от муравья?

· Это слева от бабочки?

· Это стрекоза?

Усложнения

1. В роли ведущего может выступать ребенок, который самостоятельно подбирает объекты для игры.

2. Линейный ряд можно составить из геометрических фигур разного размера (до 4 видов) или цвета. Можно использовать картинки с изображением частей суток, времен года.

3. Допускается увеличение линейного ряда до 25 предметов.

4. Возможна игра по памяти без зрительного восприятия объектов.

5. Педагог может предложить детям для игры предметы, расположенные в вертикальную линию. Тогда при отгадывании дети используют такие термины, как «выше – ниже», «на уровне глаз».

6. Организуется игра, при которой ведущие и играющие стоят друг против друга, а линейный ряд находится между ними. Играющие задают вопросы по сужению поля поиска с точки зрения ведущего. Используя речевые обороты типа: «Этот предмет находится справа от вас?».

Освоение плоскостного (двумерного) пространства

Двухмерное пространство осваивается детьми на основе объектов, расположенных на горизонтальной и вертикальной плоскости.

Цель

· Развитие умения детей сужать поле поиска объекта на плоскости.

· Обучение умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве.

· Обогащение словаря терминами: «центр», «правая – левая часть плоскости», «верхняя – нижняя часть плоскости», «дальняя – ближняя часть плоскости», «угол», «сторона» плоскости.

Игровая задача

Отгадать объект, загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве. Использовать слова, связанные с ориентировкой на плоскости.

Условия

Не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в двумерном пространстве.

Оборудование

Горизонтальная или вертикальная плоскости с расположенными на них объектами.

Описание хода игры

На плоскости стола располагаются геометрические фигуры, разные по цвету и размеру (до 15 штук). Ведущий предлагает отгадать играющим фигуру, которую он загадал.

Вопросы, на которые ведущий ответил «да»:

Это в ближней части стола?

Это в правой ближней части стола?

Это ближе к правому углу стола?

Это зеленый куб?

За четыре вопроса играющие нашли загаданный объект.

Примечание

На начальном этапе фигуры, не участвующие в поиске, постепенно убираются с плоскости.

 Ведущий и играющие находятся с одной точки зрения по отношению к горизонтальной поверхности.

Усложнения

Игра разворачивается на вертикально расположенной плоскости. При этом вводятся новые ориентировочные обозначения (верх – низ доски).

Производится изменение места нахождения играющих по отношению к горизонтальной плоскости:

· ведущий и ребенок находятся напротив друг друга, то есть в "зеркальном" положении,

· ведущий и ребенок находятся в боковом расположении друг относительно друга.

При этом вводятся правила: играющие должны задавать вопросы с точки зрения ведущего. Используются фразы типа: «Эта фигура находится в правой части стола по отношению к вам?", "Эта фигура расположена в ближней правой части стола по отношению к вам?»

Дата: 2018-12-21, просмотров: 268.