Освоение объемного (трехмерного) пространства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель

· Развитие умений сужать поле поиска в объемном пространстве.

· Обучение умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета.

· Обогащение словаря терминами: «центр», «правая – левая часть комнаты», «верхняя – нижняя часть комнаты», «дальняя – ближняя часть комнаты», «верхний – нижний угол», «ближний - дальний угол», «правый – левый угол», «правая – левая сторона», «задняя – передняя часть комнаты», «выше – ниже уровня глаз».

Игровая задача

Отгадать предмет, находящийся в комнате, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.

Условия

Не допускается перечисление объектов, находящихся в комнате. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве.

Описание хода игры

Ведущий загадывает какой – либо объект в комнате (цветок на подоконнике). Играющие задают вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска.

Вопросы, на которые ведущий ответил «да»:

· Это в ближней части комнаты?

· Это в правой ближней части комнаты?

· Это ближе к правому углу комнаты?

· Это связано с окном?

· Это в нижней части окна?

· Это цветок на подоконнике?

Играющие, задав 6 вопросов, отгадывают объект.

Примечание

На начальном этапе при сужении поля поиска используются обводящие жесты, которые позволяют играющим представить, в какой части комнаты ведется поиск. Ведущий и играющие занимают одинаковую позицию по отношению к загаданному объекту.

Усложнения

 Производится изменение позиций играющих и ведущего:

· ведущий и ребенок находятся напротив друг друга, то есть в "зеркальном" положении относительно друг друга,

· ведущий и ребенок находятся в боковом расположении друг относительно друга.

При этом вводятся правила: играющие должны задавать вопросы с точки зрения позиции ведущего. Используются фразы типа: «Загаданный объект находится в правой части комнаты от вас?", " Этот объект расположен впереди вас?»

Можно предложить игру «Черный ящик». Ведущий внутри какой – либо коробки прикрепляет предмет и предлагает играющим с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве отгадать, где он находится.

Примерные вопросы:

· Это в ближней части коробки?,

· Это в верхней части коробки?,

· Это в правой части коробки?

· Это с правой стороны коробки и в ближнем верхнем углу?".

На заключительных этапах освоения трехмерного пространства можно использовать игру «Робот». Ведущий выбирает робота – ребенка и ставит задачу перемещения в пространстве.

ПР: роботу надо пройти в дальнюю правую часть комнаты и сесть на стул. Играющие должны «управлять» роботом с помощью заданий, связанных с ориентировкой в пространстве. Даются команды роботу типа: «Сделай пять шагов влево от себя!", "Повернись кругом" и т.д. Обязательным условием игры является то, что играющие должны дать как можно меньше указаний роботу для выполнения поставленной задачи.

Игры и творческие задания в разных предметных областях – поиск объектов по признаку, значения которого упорядочиваются в ряд.

Все игры описаны по следующей схеме:

· Название игры.

· Целеполагание.(цель игры)

· Игры с признаками, значений которых упорядочены в ряд.

Целеполагание определяется во всех случаях исходя, прежде всего, из требований базисной образовательной программы дошкольного учреждения. Кроме задач, связанных с познанием признаков объектов и их значений, в играх решается проблема активизации в речи детей сравнительных степеней этих значений.

Название игры, цель Содержание  и методические рекомендации
«Найди загаданный предмет». Учить сужать поле поиска, осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть. Учить детей классифицировать объекты материального мира.   Предметы выставлены на столе в одну линию. Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска: 1.Выбрать и назвать на линии средний объект. 2.Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый (предметы, не участвующие в поиске, убираются). 3.Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект среди оставшихся. 4.Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку - спрячь половинку! В другой половинке – найди серединку!» В качестве усложнения воспитатель может сделать набор предметов из знакомых детям классификационных групп. При этом дети закрепляют названия объектов и группируют их по какому-либо признаку.
«Найди плоскую геометрическую фигуру определенного цвета». Закреплять умение сужать поле поиска, определять правую, левую стороны, середину ряда. Учить детей правильно называть плоские геометрические фигуры, их цвет и месторасположение. На демонстрационной ленте плоскостные геометрические фигуры разного цвета. Загадывается одна из фигур. Пример: набор ряда - круг желтый, квадрат красный, треугольник зеленый, трапеция синяя, овал оранжевый, круг красный, овал синий. Воспитатель вместе с детьми ищет объект, находящийся в середине линейного ряда (синяя трапеция). Вопросы, на которые ведущий отвечает «Да»: - Эта фигура находится слева от синей трапеции? - Эта фигура находится справа от красного квадрата? - Это зелёный треугольник? Воспитатель поощряет детей, которые с наименьшим количеством вопросов вышли на загаданную фигуру. В линейный ряд выставляются фигуры плоские и объёмные, доступные для восприятия детьми данного возраста.
"Угадай предмет и определи по величине" Учить детей обозначать объект по величине на основе сравнения с близлежащими. Закрепить понятия "между", "за", "перед", "предыдущий", "последующий", «большой – маленький», «средний по величине». На стол выставляются в линию геометрические фигуры трех размеров и одного цвета. Играющие и ведущий располагаются по одну сторону стола. Загадывается одна из фигур. ПР: в ряд поставлены большой шар, средний куб, средний шар, большой конус, маленький конус, большой куб, маленький шар, маленький куб, средний конус. · Это маленький конус? – Нет. · Это между большим шаром и маленьким конусом? – Да. · Это средний шар? – Нет. · Это меньше большого куба? – Нет. · Это большой шар? – Да! В младшем возрасте используются фигуры одного цвета двух размеров по величине (5 штук); в среднем возрасте - разные фигуры одного цвета трех размеров (9 – 11 штук); в старшем возрасте используются разные фигуры одного цвета четырех размеров (до 20 штук).
"Угадай предмет и определи по высоте" Продолжать учить детей сужать поле поиска в пространстве. Учить детей обозначать объекты по высоте, используя слова: "выше - ниже", "высокий - низкий", "средний по высоте, "чуть выше низкого", "чуть ниже высокого" . На стол выставляются в линию предметы, различные по высоте. Ведущий загадывает один из них (Пирамида низкая). ПР : дерево среднее по высоте, домик средний по высоте, пирамида высокая, пирамида низкая, домик низкий, дерево высокое, домик чуть выше среднего, дерево низкое, домик высокий, пирамида средняя по высоте, дерево чуть выше низкого. Воспитатель вместе с детьми ищет объект, расположенный в середине (дерево высокое). Вопросы, на который ведущий ответил "Да": · Это слева от высокого дерева? · Это справа от высокой пирамидки? · Это слева от низкого домика? · Это низкая пирамидка? В младшем возрасте используются объекты двух размеров по высоте одного цвета (5 объектов). В среднем возрасте - объекты трех размеров одного цвета (9 – 11). В старшем возрасте используются объекты четырех размеров одного цвета (до 20). Усложнения:  Аналогично проводятся игры с предметами разным параметрам размера: длина, ширина, толщина.
Игра "Зеркальная "Да – нет" Учить детей сужать поле поиска в пространстве, задавая вопросы с точки зрения зеркально расположенного ведущего. Ведущий (ребенок) самостоятельно подбирает объекты, расставляет их линейно, встает лицом к играющим и загадывает предмет. Перед началом игры ведущий и дети уточняют смену ориентиров. Игра проводится с детьми старшего возраста.
"Угадай картинку, закрепленную на доске" Учить детей сужать поле поиска в пространстве при этом выделять центр, сторону, угол доски. Упражнять детей в ориентировке на вертикальной поверхности. Активизировать в речи слова "центр", "выше", "ниже", "правее", "левее", «угол», «сторона». На вертикальной поверхности доски располагаются картинки с изображением любых объектов (их количество подбирается в соответствии с возрастом). Загадывается одна из них. В среднем возрасте на вертикальной поверхности работают с 11–15 картинками с изображением объектов одной классификационной группы. Выделение частей доски производится с помощью мела. В старшем возрасте выделение частей доски производится с помощью обводящего жеста.
"Угадай, где спряталась игрушка» Учить детей задавать вопросы, сужающие поле поиска в трехмерном пространстве по отношению к ведущему, который стоит боком к играющим. Воспитатель располагается боком (слева или справа) к играющим и предлагает найти игрушку, спрятанную в комнате. Предварительно следует уточнить, относительно кого ведется поиск. Для этого вводятся ориентиры: впереди нас, сзади нас, в правой или левой части комнаты, середина комнаты, выше – ниже уровня глаз, верхний – нижний угол комнаты, сторона комнаты, в боковом варианте. Игра проводится со старшего возраста.
"Цветовая гамма" Закреплять названий различных цветов и оттенков, понятий "темные и светлые тона", "теплые и холодные тона", последовательности цветов спектра радуги, умения определять цвета и оттенки по сравнению. Воспитатель предлагает детям карточки, раскрашенные в различные цвета и оттенки. Можно использовать пособие "Цветовой спектр" из комплекта сенсорных материалов М. Монтессори. Прежде, чем проводить тренинг, обсуждается как можно назвать данный цвет или оттенок, где в природе можно встретить такой цвет, как построить цветовой ряд (от самого светлого до самого тёмного в рамках одного тона), от самого холодного до самого тёплого (из разных тонов) и т.д. Затем детям предлагается отгадать, как цвет (карточка) загадана. Для определения центральной карточки в ряду используется ориентир: «цвет, похожий на…» Ребёнок подбирает сравнение, указывая на карточку, лежащую в центре ряда. ПР: Это цвет спелой землянички? Далее применяются ориентиры, характеризующие цвет или тон: этот цвет светлее (теплее, темнее, холоднее, ярче, тусклее – в зависимости от того, по какому признаку построен спектр.
«Отгадай загаданную букву в алфавите» Знакомить с последовательностью букв в алфавите, закрепление их характеристик (внешний вид, разряды звуков, которые буквы обозначают – гласные и согласные, твёрдые и мягкие и т.д.). У воспитателя демонстрационная таблица с алфавитом, в виде таблицы (5-6 рядов букв). Детям предлагается отгадать загаданную букву. Следует побуждать детей сначала определить, в каком ряду находится буква, затем искать саму букву. Пр: · Эта буква в третьем ряду сверху? · Эта буква выше третьего ряда сверху? · Эта буква в первом ряду? · Это буква Г? (разбиение ряда букв на две части), · Это перед буквой Г? и т.д. Примечание: Если ребёнок не знает букву, он просто указывает на неё: "Это справа от этой буквы?" Воспитатель, отвечая, букву называет: "Нет, это не справа от буквы О." Вместо понятий "справа - слева" через 2-3 игры вводятся понятия "до" и "после".аналогично можно организовать игры с алфавитом любого другого языка, например, английского. Используется со старшей группы.
"Нотный ряд" Закреплять знание последовательности нот в октаве, характеристик музыкального звука, места написания ноты на нотном стане (в пределах 1-й октавы) Воспитатель (музыкальный руководитель) с помощью детей располагает на наборном полотне в виде нотного ряда модели нот. Предлагает отгадать загаданную нотку, придерживаясь правила: сначала найти нотку, расположенную в центре нотного ряда. Пр: · Это нота "фа"? · Эта нота перед (ниже) "фа"? · Эта нота после (выше) ноты…? · Эта нота между нотой "фа" и нотой "си"? и т.д.
"Животный мир" Отрабатывать навыки классификации, закреплять знания о природном мире (животный мир), умение строить серриационный ряд по заданному признаку. Детям предлагается набор картинок с изображением представителей животного мира (картинки должны включать изображения представителей разных классов). Признаки, по которым могут быть упорядочены картинки: Степень опасности для человека, размер, особенности кожного покрова, повадки и др. Перед игрой дети с помощью воспитателя выкладывают соответствующий поставленной задаче ряд. · От самого опасного для человека до самого безопасного, · От самого крупного до самого мелкого, · От самого пушистого к самому гладкому, · От самого смелого к самому пугливому… Примечание: следует обратить внимание детей на относительность понятия «опасен для человека».
"Овощи – фрукты" Упражнять в узнавании изображений знакомых овощей и фруктов, сравнении их вкусовых характеристик. В игре используются предметные картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Воспитатель предлагает отгадать загаданный плод по одному из признаков: вкус, величина, твёрдость. ПР: · Это яблоко (деление ряда на 2 части)? · Этот фрукт (овощ) слаще (кислее), чем яблоко? Аналогично строится работа на основе другого признака: этот фрукт (овощ) твёрже, чем…, этот плод крупнее, чем…

Дата: 2018-12-21, просмотров: 270.