Ресурсы объекта и его окружения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под ресурсами понимаются неиспользованные признаки объектов.

Осуществляется выявление ресурсов самого объекта, его частей, местонахождения, ресурсов времени и др. Проводится аналитико-синтетическая деятельность по отношению к выявленным ресурсам с целью их возможного взаимодействия.

  В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:

· формирование у детей умений описывать объект по его функциональному назначению;

· создание условий для выявления неиспользованных возможностей объекта;

· обучение детей устанавливать взаимосвязи между объектами.

Противоречие и приемы его разрешения

Противоречие – это предъявление к одному признаку объекта двух противоположных требований, разных по характеру. Осуществляется выбор способов разрешения проблемной ситуации на основе принципов разрешения противоречий.

В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:

· обучение формулированию противоречия;

· усвоение принципов разрешения противоречий;

· умения обобщать накопленный опыт.

Знаково-символическая деятельность

Модель – это образ какого-либо объекта. Знаково-символическая деятельность позволяет описать реальный объект разными средствами: модель – схема, модель – действие, модель – рисунок и т.д.

В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:

· формирование у детей мыслительных действий обобщения и абстрагирования;

· ознакомление с явлениями неживой природы; создание различных вариантов моделей одного объекта;

· обучение элементам схематизации, словесному моделированию разной степени подробности.

Рефлексия

Рефлексия – процесс самопознания внутренних психических состояний. Рефлексия позволяет осознать мыслительные приемы, производимые в процессе решения творческих задач.

В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:

· обучение вербализации мыслительных действий при работе с творческой задачей;

· развитие самосознания на основе формирования основ самоанализа и самооценки.

Восприятие итога решения задачи как новой проблемы. Создание на ее основе текста новой задачи.

Необходимо осуществлять вербализацию итогового решения творческой задачи. Находить новых проблем в решении и на этой основе формулировать другие творческие задачи.

В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:

· формирование у детей умения работать с потоком творческих задач;

· создание условий для воспитания у дошкольников желания работать с проблемными ситуациями как непрерывным процессом.

Стратегия решения творческой задачи в большой степени зависит от конкретного объекта, обозначенного в ее тексте, и характера вопроса о его признаках. ТРИЗ - педагогикой созданы алгоритмы, позволяющие достаточно эффективно научить детей работать с творческими задачами. При их решении необходимы мыслительные операции, которые позволили бы без лишних проб выйти на оптимальное решение

Выделяются несколько типов творческих задач, используемых в работе с дошкольниками. Суть их раскрыта в определенных главах данного раздела:

· творческие задачи с недостатком данных (Глава 1 “Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии”),

· задачи прогнозного характера (Глава 2 “Формирование основ системного мышления дошкольников»),

· изобретательские задачи (Глава 3 “Формирование основ диалектического мышления”).

Каждый тип творческой задачи имеет свои особенности в построении алгоритма ее решения.

Глава 1. Формирование мыслительных операций,

Основанных на дихотомии

Описание метода

При работе с творческими задачами необходимо использовать мыслительные операции, позволяющие выявить необходимый материал из проблемного поля. От группировки признаков и выбора оснований для классификации объектов зависит стратегия решения творческой задачи.

В традиционной педагогике работа с творческой задачей сводится к перебору вариантов, что в конечном итоге является крайне неэффективным мыслительным действием.

Мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение как можно большего количества неактуальной в данный момент информации.

   Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных.

В ОТСМ - ТРИЗ - педагогике выработаны определенные правила обучения детей работе с открытыми задачами. Одно из них сводится к тому, что решатель не перебирает все возможные варианты, а должен уметь отсекать заведомо ненужные признаки объектов.

Для усвоения дошкольниками мыслительной операции дихотомии (сужение поля поиска) важна система тренингов в разных предметных областях.

Цели:

· обучение умению задавать вопросы, связанные с выяснением общих признаков объектов;

· формирование навыков объединения между собой выясненной информации;

· обучение построению обобщенной модели проблемной ситуации;

·  обучение поиску аналогии в жизненном опыте;

· формирование умения самостоятельно уточнять и расширять знания;

· освоение алгоритма работы по решению задач с недостатком данных.

Алгоритм мыслительных действий при решении задач с недостатком данных:

1. Представление текста задачи на высоком уровне абстракции.

2. Выяснение уровня реальности данной ситуации (литературное произведение, сюжет фильма или событие реальной жизни).

3. Выяснение наличия (отсутствия) признаков и значений этих признаков у первого объекта. Воспроизведение текста с выясненными характеристиками первого объекта.

4. Поиск признаков и значений этих признаков у второго объекта. Воспроизведение текста с выясненными признаками.

5. Уточнение места происходящего.

6. Выяснение времени происходящего.

7. Установление взаимосвязей между двумя объектами в пространстве и времени.

8. Обозначение предметов, прямым или косвенным образом действующих на объекты (выдвижение гипотез).

9. Формулирование и решение противоречий, возникающих при выяснении ситуации.

10. Воспроизведение текста задачи с выясненными показателями.

11. Рефлексия по способу решения.

Главное средство работы с детьми по обучению сужения поля поиска - игра "Да - Нет". На основе нее разработаны тренинги в разных предметных областях.

В работе с дошкольниками рекомендуется использовать следующие виды задач «Да-Нет»:

1. Поиск объекта по признакам и их значениям

1.1. Поиск объектов по признаку, значения которого упорядочиваются в ряд. Главная особенность этой группы тренингов в том, объекты для отгадывания в них можно расположить в ряд «от самого…, до самого…»

1.2. Поиск объектов по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд. В этой группе тренингов для поиска загаданного объекта необходимы классификационные умения.

2. Выяснение недостающих данных в ситуациях.

2.1. Анализ бытовых ситуаций.

2.2. Анализ ситуаций из литературных произведений.

В зависимости от образовательных задач, тренинги на основе игры «Да-Нет» могут быть использованы в разных предметных областях: математике, грамоте, ознакомлении с окружающим миром, с природой, в музыкальном образовании, обучении основам изобразительной деятельности, ознакомлении с художественной литературой и др.

 

Освоение числового ряда

В традиционной отечественной дидактике существуют разные подходы к обучению детей порядковому счету. В большей степени они сводятся к тренингам, в ходе которых дошкольники учатся воспроизводить последовательность расположения чисел. При этом деятельность носит репродуктивный характер и не всегда осознана детьми.

Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет, различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Данный вид деятельности вызывает интерес у дошкольников  и развивает их познавательные способности.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 276.