Под ресурсами понимаются неиспользованные признаки объектов.
Осуществляется выявление ресурсов самого объекта, его частей, местонахождения, ресурсов времени и др. Проводится аналитико-синтетическая деятельность по отношению к выявленным ресурсам с целью их возможного взаимодействия.
В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:
· формирование у детей умений описывать объект по его функциональному назначению;
· создание условий для выявления неиспользованных возможностей объекта;
· обучение детей устанавливать взаимосвязи между объектами.
Противоречие и приемы его разрешения
Противоречие – это предъявление к одному признаку объекта двух противоположных требований, разных по характеру. Осуществляется выбор способов разрешения проблемной ситуации на основе принципов разрешения противоречий.
В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:
· обучение формулированию противоречия;
· усвоение принципов разрешения противоречий;
· умения обобщать накопленный опыт.
Знаково-символическая деятельность
Модель – это образ какого-либо объекта. Знаково-символическая деятельность позволяет описать реальный объект разными средствами: модель – схема, модель – действие, модель – рисунок и т.д.
В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:
· формирование у детей мыслительных действий обобщения и абстрагирования;
· ознакомление с явлениями неживой природы; создание различных вариантов моделей одного объекта;
· обучение элементам схематизации, словесному моделированию разной степени подробности.
Рефлексия
Рефлексия – процесс самопознания внутренних психических состояний. Рефлексия позволяет осознать мыслительные приемы, производимые в процессе решения творческих задач.
В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:
· обучение вербализации мыслительных действий при работе с творческой задачей;
· развитие самосознания на основе формирования основ самоанализа и самооценки.
Восприятие итога решения задачи как новой проблемы. Создание на ее основе текста новой задачи.
Необходимо осуществлять вербализацию итогового решения творческой задачи. Находить новых проблем в решении и на этой основе формулировать другие творческие задачи.
В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:
· формирование у детей умения работать с потоком творческих задач;
· создание условий для воспитания у дошкольников желания работать с проблемными ситуациями как непрерывным процессом.
Стратегия решения творческой задачи в большой степени зависит от конкретного объекта, обозначенного в ее тексте, и характера вопроса о его признаках. ТРИЗ - педагогикой созданы алгоритмы, позволяющие достаточно эффективно научить детей работать с творческими задачами. При их решении необходимы мыслительные операции, которые позволили бы без лишних проб выйти на оптимальное решение
Выделяются несколько типов творческих задач, используемых в работе с дошкольниками. Суть их раскрыта в определенных главах данного раздела:
· творческие задачи с недостатком данных (Глава 1 “Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии”),
· задачи прогнозного характера (Глава 2 “Формирование основ системного мышления дошкольников»),
· изобретательские задачи (Глава 3 “Формирование основ диалектического мышления”).
Каждый тип творческой задачи имеет свои особенности в построении алгоритма ее решения.
Глава 1. Формирование мыслительных операций,
Основанных на дихотомии
Описание метода
При работе с творческими задачами необходимо использовать мыслительные операции, позволяющие выявить необходимый материал из проблемного поля. От группировки признаков и выбора оснований для классификации объектов зависит стратегия решения творческой задачи.
В традиционной педагогике работа с творческой задачей сводится к перебору вариантов, что в конечном итоге является крайне неэффективным мыслительным действием.
Мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение как можно большего количества неактуальной в данный момент информации.
Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных.
В ОТСМ - ТРИЗ - педагогике выработаны определенные правила обучения детей работе с открытыми задачами. Одно из них сводится к тому, что решатель не перебирает все возможные варианты, а должен уметь отсекать заведомо ненужные признаки объектов.
Для усвоения дошкольниками мыслительной операции дихотомии (сужение поля поиска) важна система тренингов в разных предметных областях.
Цели:
· обучение умению задавать вопросы, связанные с выяснением общих признаков объектов;
· формирование навыков объединения между собой выясненной информации;
· обучение построению обобщенной модели проблемной ситуации;
· обучение поиску аналогии в жизненном опыте;
· формирование умения самостоятельно уточнять и расширять знания;
· освоение алгоритма работы по решению задач с недостатком данных.
Алгоритм мыслительных действий при решении задач с недостатком данных:
1. Представление текста задачи на высоком уровне абстракции.
2. Выяснение уровня реальности данной ситуации (литературное произведение, сюжет фильма или событие реальной жизни).
3. Выяснение наличия (отсутствия) признаков и значений этих признаков у первого объекта. Воспроизведение текста с выясненными характеристиками первого объекта.
4. Поиск признаков и значений этих признаков у второго объекта. Воспроизведение текста с выясненными признаками.
5. Уточнение места происходящего.
6. Выяснение времени происходящего.
7. Установление взаимосвязей между двумя объектами в пространстве и времени.
8. Обозначение предметов, прямым или косвенным образом действующих на объекты (выдвижение гипотез).
9. Формулирование и решение противоречий, возникающих при выяснении ситуации.
10. Воспроизведение текста задачи с выясненными показателями.
11. Рефлексия по способу решения.
Главное средство работы с детьми по обучению сужения поля поиска - игра "Да - Нет". На основе нее разработаны тренинги в разных предметных областях.
В работе с дошкольниками рекомендуется использовать следующие виды задач «Да-Нет»:
1. Поиск объекта по признакам и их значениям
1.1. Поиск объектов по признаку, значения которого упорядочиваются в ряд. Главная особенность этой группы тренингов в том, объекты для отгадывания в них можно расположить в ряд «от самого…, до самого…»
1.2. Поиск объектов по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд. В этой группе тренингов для поиска загаданного объекта необходимы классификационные умения.
2. Выяснение недостающих данных в ситуациях.
2.1. Анализ бытовых ситуаций.
2.2. Анализ ситуаций из литературных произведений.
В зависимости от образовательных задач, тренинги на основе игры «Да-Нет» могут быть использованы в разных предметных областях: математике, грамоте, ознакомлении с окружающим миром, с природой, в музыкальном образовании, обучении основам изобразительной деятельности, ознакомлении с художественной литературой и др.
Освоение числового ряда
В традиционной отечественной дидактике существуют разные подходы к обучению детей порядковому счету. В большей степени они сводятся к тренингам, в ходе которых дошкольники учатся воспроизводить последовательность расположения чисел. При этом деятельность носит репродуктивный характер и не всегда осознана детьми.
Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет, различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Данный вид деятельности вызывает интерес у дошкольников и развивает их познавательные способности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 276.