Детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Под мышлением понимается высшая форма человеческого познания, отражающая обобщенно и опосредованно окружающую действительность, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями.
Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явления, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно не даны восприятием.
Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций:
· анализа (мысленного разложения целого на части или выделения из целого его сторон, действий, отношений),
· синтеза (мысленного объединения частей, свойств, действий в единое целое),
· сравнения (установления сходства и различия между предметами, явлениями или их признаками),
· обобщения (мысленного объединения предметов или явлений по каким - либо существенным признакам).
Эти мыслительные операции находятся в неразрывном единстве.
Мышление всегда определяется как творческое, так как процесс отражения есть творческое преобразование субъективных образов в сознании человека.
Известно, что одним из показателей уровня мышления человека является умение решать задачи творческого характера. При этом действуют два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса: творческое мышление и произвольное воображение (Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии).
Под творческой задачей понимается так называемая открытая задача, которая характеризуется:
· размытостью условия;
· разностью путей решения;
· многовариантностью ответов.
Предполагается, что организация работы детей с творческими задачами будет наилучшим образом формировать мышление дошкольников.
При этом учитываются следующие показатели:
1. Чувствительность к проблемной ситуации.
2. Потребность в решении задачи
3. Систематизация информации
4. Классификация информации
5. Ресурсы объекта и его окружения
6. Противоречие и приемы его разрешения
7. Знаково-символическая деятельность
8. Рефлексия
9. ?
1. Чувствительность к проблемной ситуации.
Творческая задача или группа задач фиксируется в рамках проблемного поля. В основе проблемной ситуации лежит конфликт между исходными характеристиками субъекта и желаемым результатом, который не может быть получен на основе имеющихся в опыте человека аналогий.
В связи с этим педагог ставит перед собой цели:
· развитие у детей чувствительности к проблемной ситуации,
· умения вербально обозначать проблемное поле,
· вычленять творческую задачу (или группу задач) из конкретного содержания.
Потребность в решении задачи.
Производится осознание структуры творческой задачи: фиксация условий, постановка вопроса, достижение результата.
В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:
· обучение детей алгоритму работы с творческой задачей (описание условий, постановка вопросов),
· формирование мотивации к решению творческих задач;
· создание условий для формирования познавательной активности дошкольника.
Систематизация информации
Любой объект представляется как система связей по временным и функциональным показателям. Производятся мыслительные действия сравнения систем по разнообразным признакам.
В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:
· формирование у детей представлений об объекте как системе;
· развитие умения сравнивать объекты по разным признакам;
· развитие произвольной памяти; расширение информационного поля.
Классификация информации
Под классификацией понимается распределение объектов по определенным признакам. Осуществляется классификация объектов материального мира по общепринятым правилам. Создаются собственные классификационные структуры по выбранным основаниям.
В связи с этим педагог ставит перед собой следующие цели:
· формирование у детей умения выделять у объекта признаки и строить классификационные структуры на основе общепринятых правил;
· создание условий для более широкого общения с окружающим миром и выделения специфических признаков у объектов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.