1. Выбираются объекты, выявляются их признаки и значения этих признаков.
ПР: ребята, месяц на ночном небе какой? (светлый, блестящий). Он умеет что делать? (освещать дорогу, сиять на небе). Какой стала дорога? (длинная, ровная, удобная). Что умеет делать? (показывать человеку, куда идти, приводить к нужному месту). Какими стали дома? (уютными, теплыми). Для чего они придуманы людьми? (от дождя и непогоды укрывать, согревать людей, обеспечивать спокойный сон)...
2. Приглашается Волшебник Наоборот, который заменяет выделенные признаки или их значения на противоположные.
ПР: после посещения Волшебника Наоборот каким стал месяц? (темный, блеклый). Стал уметь затемнять дорогу. Дорога стала какой? (короткой, ухабистой, очень неудобной для передвижения). Человека она запутывает, уводит от нужного места. Дома стали холодными, неуютными. Люди в них мерзнут, беспокойно спят, а как только пойдет дождь или снег, бежать из такого дома надо! Почему? (крыши не закрывают, а наоборот, открывают комнату для ненастья).
3. Обсуждение проблемных ситуаций и поиски способов их решения.
ПР: как передвигаться по дороге, уводящей от нужного места? Как укрыться от непогоды, если крыши в доме открываются?
4. Организация практического занятия с детьми.
ПР: схематизация истории про путешествие в страну “Наоборотию”.
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
Со средней группой проводить игры по типу “Хорошо – плохо”, “Замена”, “Наоборот” и др., суть которых в поиске свойств, противоположных по значению.
В старшем дошкольным возрасте проводятся занятия с приглашением Волшебника Наоборот. Игры по типу: “Я вам называю действия, а вы делайте наоборот. Покажите, как вы раздеваетесь и ложитесь в кроватки” (дети показывают, как они одеваются, поднявшись после дневного сна).
В подготовительной к школе группе представляются, обсуждаются, решаются проблемы, возникшие у объекта при условии воздействия Волшебника Наоборот на его части (рот человека стал поглощать слова - как людям общаться; человек с возрастом стал уменьшаться в размере - какими они должны быть в старости? какие проблемы по уходу за младенцами-гигантами появляются у родителей?) Волшебник Наоборот посещает групповую комнату (детский сад стал отучать детей от культурных слов, не давать спать, не кормить, учить плохим поступками и т.д.).
С 5-летнего возраста необходимо упражнять детей в выделении функции объектов и замены ее на противоположную. Обсуждение практического применения получившегося объекта.
ПР: бумага оставляет след, а наоборот - поглощает. Зачем человеку нужна такая бумага? (для тайнописи).
Стул удерживает человека, а наоборот - выбрасывает. Зачем может понадобиться такой стул-катапульта?
Пианино издает звук, а куда лучше поставить пианино улавливающее и уничтожающее звук?
С 5,5 лет организуется работа со сказочным материалом. У знакомых сказочных героев выделяются свойства, действия или функции и заменяются на противоположные по значению. Необходимо побуждать ребенка к составлению сказки на новый лад.
ПР:
Выделение приемов наоборот в кн. Л. Кэролла “Алиса в стране чудес”, “Алиса в Зазеркалье” и др.
Красная Шапочка добрая, наивная, ласковая, стала злой, хитрой, грубой. Пошла бы такая девочка просто относить бабушке гостинцы? как она разговаривала с Волком? Какую коварность могла бы придумать? какой была бы мораль? Кто должен быть в такой истории больше всего наказан? Какие герои и события перевоспитали Шапочку?
Организация практического занятия с детьми – наделение объекта противоположными свойствами или функциями.
· Рисование выбрасывающего стула.
· Лепка радостного и добродушного Карабаса-Барабаса.
· Аппликация наоборот: на белом фоне - цветной узор, а наоборот?
· изображение вырезается, а наоборот?
· Конструирование из строительного материала домов страны “Наоборотии”.
Ожидаемые результаты
· Умение заменять признаки и значения признаков объектов на противоположные и рассказывать о практическом использовании объекта.
· Умение самостоятельно использовать прием наоборот при создании творческого продукта.
Игры и творческие задания
Название игры, цель | Содержание и методические рекомендации |
"Кто внимательный?" Закрепить представления о принципах действия приемов фантазирования | Воспитатель показывает картинки с изображением объектов с явно выраженными признаками "действия Волшебников" (Большого и Маленького размеров; Оживления – Окаменения и др.) и символы этих Волшебников. Дети, увидев схематичное изображение Волшебника, например, Великана, должны встать (или поднять руки вверх), а, увидев схематичное изображение Волшебника Крохи, – присесть (опустить руки вниз). Один и тот же Волшебник может быть изображен по-разному (схемой, рисунком, лепкой или просто объявлен по имени). Символы Волшебников создаются воспитателем совместно с детьми. |
"Волшебные предметы и их хозяева". Учить анализировать знакомый сказочный предмет, находить в нем волшебные свойства. Побуждать детей к объединению волшебного предмета со знакомым сказочным персонажем. | Воспитатель предлагает набор картинок с изображением волшебных предметов (черный плащ, волшебная палочка, ступа и т.д.). Детям необходимо выбрать картинки, соответствующие тому или иному сказочному персонажу. Усложнения игры: Превращение в сказочного персонажа и показ действиями его образа. Представление возможных волшебных преобразований окружающего мира. Изобразительная деятельность: рисование волшебного предмета и его хозяина. |
"Мы – великаны (крохи)" Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебников изменения размера. | Детям предлагается превратиться в великанов, а затем обсуждается, какие предметы их окружают, как гулять, где жить, хорошо ли путешествовать (аналогично проводится игра с уменьшением героев). По итогам обсуждения возможна не только изобразительная деятельность, но и составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом. ПР: как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы. Игра "Хорошо – плохо". Изобразительная деятельность: рисование или лепка объектов, измененных по размеру. |
"Мастерская поделок" Учить объединять разные части для создания нового объекта. Определять его назначение. | Детям предлагается различный бросовый материал, части игрушек для создания новой игрушки. Дети должны объяснить, как играть с новой игрушкой. В младшей группе вместо природного материала воспитатель может предложить части сломанных игрушек. Скрепление идет пластилином. Используется во всех возрастных группах. |
"Завод игрушек" Учить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов | Детям предлагается придумать и изготовить как можно больше игрушек или предметов из пластмассовых стаканчиков (используется прием дробления – объединения). Усложнением является анализ сказочных образов, созданных на основе объединения однородного множества. ПР: Лошарик – лошадка из шариков; Кубарик – человечек из кубиков. |
"На что похоже?" Учить детей находить объекты, похожие внешне, но разные по степени проявления признаков статичности и динамичности. | Воспитатель предлагает найти в реальном мире объекты, похожие внешне, но разные по степени проявления признаков статичности и динамичности. Пр: камень и черепаха. Предложить детям пригласить Волшебников Оживления – Окаменения и поменять местами эти свойства. Получается движущийся камень или заснувшая, неподвижная черепаха. Предложить детям по итогам фантазирования создать образы с помощью театральной техники (мимика, пантомимика). |
"Позови джина" Учить находить в сказках примеры универсализации – специализации. Изобретать волшебные предметы специального и универсального характера. | Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых были предметы, умеющие делать все (волшебная палочка, цветик – семицветик и т.д.), обсудить, что и они имели ограничения (перечислить, какие). Далее дети называют сказки, в которых были волшебные предметы, выполняющие какое – то одно дело (сапоги – скороходы, скатерть – самобранка и т.д.). Обсудить, как можно было бы расширить их возможности. Придумать свои волшебные предметы и сочинить об этом историю. |
"Волшебник Наоборот просит выполнить задание" Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные. Продолжать учить решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений. | Ведущий (ребенок) показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске, затем подбирают к каждому названному признаку противоположный, и объясняют практическое применение преобразованного объекта. ПР: карточка с изображением утюг; свойство – разглаживание белья; противоположное – умеет мять что – либо. Практическое использование нового свойства (делать юбки вскладку). Придумывание названия такому утюгу. Задание для детей среднего и старшего возраста. Решение проблемных ситуаций. |
"Заколдованное место" Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта. | К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до помещения группы. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне (цветы растут вниз, стулья сбрасывают сидящих, бумага впитывает след от карандаша и т.д.), и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект. Задание для детей среднего и старшего возраста. Решение проблемных ситуаций. |
"Поможем герою сказки" Учить самостоятельно пользоваться приемом обратного времени при решении проблемных ситуаций. | Воспитатель выбирает сказку и предлагает детям определить ключевой момент, до которого необходимо вернуться, чтобы помочь герою избежать неприятностей (сказка "Красная Шапочка" – разговор Красной Шапочки и Волка). Меняется сказка. Дети предлагают свои варианты помощи героям. (Красная Шапочка, увидев Волка, вспомнила, что с волками разговаривать нельзя). Используется с детьми старшего возраста. |
"Зеркало времени" Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Учить описывать собственные представления. | Воспитатель предлагает детям заглянуть в "Зеркало времени". Оно показывает прошлое или будущее того, кто в него "смотрит". Детям предлагается представить какую – либо сюжетную сценку по типу: "Я и моя семья через 20 лет", "Я – пожилой человек", "Что бы я изменил во вчерашнем конфликте с другом". Используется во всех возрастных группах как самостоятельное упражнение или как часть занятия. |
"Машина времени" Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Учить описывать собственные представления. | Воспитатель предлагает всем вместе отправиться в прошлое или будущее Земли с помощью Машины времени. Например: всю группу детей Машина времени переместила в прошлое, когда еще человека не было, а были разные необыкновенные растения и животные. Дети обсуждают "увиденное", высказывают предположения о том, как вести себя в данной ситуации современным детям, как избежать опасных ситуаций. Используется во всех возрастных группах как самостоятельное упражнение или как часть занятия. |
"Парад волшебников" Закрепить знания детей о фантастических преобразованиях, которые могут производить известные им Волшебники. | Воспитатель "приглашает" Волшебников в группу (вывешиваются картинки, изображающие всех известных детям Волшебников). Воспитатель предлагает вспомнить возможности каждого волшебника и сгруппировать их. ПР: Гномик Всемогу объединяется с волшебной палочкой, Стариком Хоттабычем, золотой Рыбкой и т.д. После группировки картинки выстроить в ряд и объявить парад волшебников с подбором соответствующих музыкальных произведений. Рекомендуется с 5,5 лет. На картинках могут быть изображены Волшебники из известных детям сказок (сапоги –скороходы, Старик Хоттабыч) и изображения, сделанные на основе ТПФ (Гномик убыстрения Времени или Фея оживления). |
"Какой волшебник поработал?" Закрепить знания детей о фантастических преобразованиях в сказочных сюжетах, упражнять в определении использованного приёма фантазирования. | Воспитатель читает отрывок из сказки. Дети называют сказку и использованный приём. Рекомендуется с 5 лет. С 5,5 лет – кроме Волшебника, детям предлагается конкретизировать, в каком месте в сказке поработал Волшебник. ПР: сказка «Дюймовочка». Волшебник Уменьшения создал образ Дюймовочки – уменьшил обычную девочку. Сказка «Цветик Семицветик» - волшебник Универсал наделил своим волшебством каждый из 7 лепестков цветика. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 245.