Главным источником самопознания является общение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таким образом, установлена теснейшая связь между изучением внутреннего мира человека и изучением человеческих взаимо­отношений.

Если вдуматься в этот вывод, то окажется, что он очень-очень странный: для того, чтобы глубже заглянуть в себя, надо «выйти наружу» и построить отношения с другими людьми, с помощью которых я смогу полнее узнать себя (и других людей тоже).

Эти странные законы психологии самопознания наводят нас на новые вопросы:

1) Общение является главным, но не единственным средством самопознания. Какие еще средства самопознания есть на свете?

191

(Тема тестов. . .),

2) Как «использовать» общение в качестве инструмента самопознания? Как устанавливать такое общение, которое помогает понять себя и других? Какими способами люди выражают свои мнения друг о друге? Как научиться «писать» и «читать» сообщения о себе и других?

3) Для разных людей желательна (удобна, приятна) разная мера и глубина понимания себя. Потребность быть понятым другими тоже очень разная у разных люцей. Поэтому, прежде чем углублять самопонимание, следует выяснить, кому в какой мере это надо, хочется. Иначе человеку можно нанести вред, боль, обиду. . ,

Поэтому, прежде чем начать какое-то общее дело, связанное с самопознанием, необходимо выяснить, чего хотят и чего опасаются (нс хотят) участники общего дела. Для того, чтобы это выяснить, каждый нарисует окно Джохари для себя и ответит на два вопроса:

каково отношение между знанием и незнанием себя самого (самой) СЕЙЧАС и чего Я ХОЧУ достигнуть в обозримое время (в ближайший год-два).

Вот результат такого самоанализа: представим, что площадь каждого квадрата равна условным ста единицам (100%).

выводы:

1) Общая тенденция—некоторое, не слишком сильное желание расширить область знания о себе сразу в двух направлениях:

уменьшить область «Я знаю, другие не знают», то есть раскрыть себя для других, и одновременно уменьшить область «Я нс знаю, а другие знают» , то есть получить от окружающих обрагную связь.

2) Оказалось, что незначительное уменьшение полей частичного знания (на 3-5 единиц) ведет к весьма значительному увеличению области ясного знания (на 16 единиц) и одновременно к немалому

192

о

 

уменьшению слепого поля (на 8 единиц). Это значит, что, приложив некоторые (нс чудовищно большие) усилия для построения общения, можно получить очень большое знание о себе.

3) Но не для всех людей это желательно. Так, два человека в группе выразили желание знать о себе меньше. Им необходимо серьезно подумать, стоит ли вообще заниматься психологией.

Еще два человека не хотят, чтобы другие люди со временем узнали о них больше, поняли их лучше. Они предпочитают быть «закрытыми». Это их право. «Закрытым» людям надо научиться деликатно избегать слишком близкого общения и освоить иные методы самопознания, такие, как самонаблюдение и up. Еще им ^ыло бы полезно научиться «читать» мнения других людей, не всегда выражаемые словами.

Другие четыре человека выразили сильное желание быть понятыми окружающими. Сейчас это для них важнее, чем понимание самих себя. Этим людям особенно важно освоить психологически безопасные, неранящис методы общения, в котором возможно самораскрытие.

4) В ходе выполнения задания возник очень важный вопрос: «Как написать, если я хочу, чтобы мои подруги знали обо мне больше, а араги или какие-нибудь знакомые знали обо мне меньше?» (Катя Т.).

Это значит, что необходимо различить разные сферы общения и •лх роль для понимания себя и других. Очевидно, это следует обсудить на ближайшем занятии.

Еще ряд вопросов, интересующих некоторых участников группы, необходимо обсудить на занятиях:

1) взаимоотношения между детьми и взрослыми;

2) повторить прошлогодний тест, показывающий, какие эмоционально неприятные ситуации наиболее трудны для человека;

3) узнать что-нибудь новое и не забывать хорошие игры;

4) побольше играть для развития ума, отношений и, конечно, внутреннего мира!!!

5) узнавать больше про внутренний мир.

193

Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.