Неиспользованные возможности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для разработки этой темы в высшей степени уместно использо­вать различие между Я-сообщения и ТЫ-сообщения, широко обсуждаемое в психотерапевтической литературе гуманистического толка, а также приемы техники обучения построения Я-сообщения, используемые в американских школах.

144

ВСТРЕЧА.СЕДЬМАЯ:

труд и трудности взаимопонимания

Материал для этого занятия я готовила на основе ученических разборов трех ситуаций, сделанных на предыдущем занятии. Выписав все реплики учеников, я обнаружила, что среди них нет ни одной (!!!), которую можно было бы бесспорно отнести к искомому МИРНОМУ ПУТИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИИ. Поэтому в список ученических ответов я добавила свои реплики, пытаясь задать «образцы» миролюбивого выражения эмоций. Но я допустила серьезный просчет, на который указали мне ученики: использовав, как и в жизни, ироническую интонацию, я не ожидала, что прочтена она будет не как попытка шуткой разрядить напряжения, а как укор, оскорбление. Так подростки в очередной раз преподали мне отличный урок психотехнической грамотности, мораль которого такова: впредь надобно выбирать в качестве ПЕРВОГО примера мирного выражения чувств чистые образцы этого жанра, даже, если они мне не по вкусу (слишком приторно-серьезно-дидактичны) и в жизни, в непосредственном поведении я ими не пользовалась и не собираюсь пользоваться, отдавая чисто стилистическое предпоч­тение иронии. Но ирония, сдобренная улыбкой, ласковым взглядом, доверительным прикосновением и мягкой интонацией, будет оценена по достоинству, а иронизирование письменное, то есть вырванное из невербального контекста общения, можно оценивать оскорби­тельно. Натолкнувшись на однозначно-неодобрительное понимание иронической реплики, вырванной из контекста живого общения, я поняла также, что этот момент следует специально обсуждать с детьми, которые безжалостно оттачивают друг на друге свое прорезающееся чувство юмора.

Так едва я заговорила об иронии как двусмысленном, небезопасном средстве выражения чувств, группа обменялась многозначительными взглядами и шепотками: «Слышишь, Вера! Это к тебе относится!», «Я тебе говорила, что твои шуточки неприятны!»...

145

Неиспользованные возможности

Для разработки этой темы в высшей степени уместно использо­вать различие между Я-сообщения и ТЫ-сообщения, широко обсуждаемое в психотерапевтической литературе гуманистического толка, а также приемы техники обучения построения Я-сообщения, используемые в американских школах.

144

ВСТРЕЧА.СЕДЬМАЯ:

труд и трудности взаимопонимания

Материал для этого занятия я готовила на основе ученических разборов трех ситуаций, сделанных на предыдущем занятии. Выписав все реплики учеников, я обнаружила, что среди них нет ни одной (!!!), которую можно было бы бесспорно отнести к искомому МИРНОМУ ПУТИ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИИ. Поэтому в список ученических ответов я добавила свои реплики, пытаясь задать «образцы» миролюбивого выражения эмоций. Но я допустила серьезный просчет, на который указали мне ученики: использовав, как и в жизни, ироническую интонацию, я не ожидала, что прочтена она будет не как попытка шуткой разрядить напряжения, а как укор, оскорбление. Так подростки в очередной раз преподали мне отличный урок психотехнической грамотности, мораль которого такова: впредь надобно выбирать в качестве ПЕРВОГО примера мирного выражения чувств чистые образцы этого жанра, даже, если они мне не по вкусу (слишком приторно-серьезно-дидактичны) и в жизни, в непосредственном поведении я ими не пользовалась и не собираюсь пользоваться, отдавая чисто стилистическое предпоч­тение иронии. Но ирония, сдобренная улыбкой, ласковым взглядом, доверительным прикосновением и мягкой интонацией, будет оценена по достоинству, а иронизирование письменное, то есть вырванное из невербального контекста общения, можно оценивать оскорби­тельно. Натолкнувшись на однозначно-неодобрительное понимание иронической реплики, вырванной из контекста живого общения, я поняла также, что этот момент следует специально обсуждать с детьми, которые безжалостно оттачивают друг на друге свое прорезающееся чувство юмора.

Так едва я заговорила об иронии как двусмысленном, небезопасном средстве выражения чувств, группа обменялась многозначительными взглядами и шепотками: «Слышишь, Вера! Это к тебе относится!», «Я тебе говорила, что твои шуточки неприятны!»...

145

Эти и многие другие наблюдения и выводы были сделаны при разборе всех ученических ответов на заданные ситуации. (Мои ответы отмечены звездочками). Ученики могли работать с заданием малыми группами — по 2-4 человека или индивидуально. Им надо было, прочитав реплику, указать (цифрой), какой способ выражения эмоции выбран в данном случае:

1) «сдержанный» — «молчи, скрывайся и таи», делай вид, будто ничего не случилось;

2) «агрессивный» — если мне плохо, пусть тебе тоже будет плохо;

3) «мирный» — вырази свои чувства, но так, чтобы это никому не причинило вреда. Далее приводятся тексты, с которыми работали ученики, около каждой реплики указаны варианты ответов.

Ситуация I

Друг взял у меня книгу на три дня. Она мне нужна, чтобы написать сочинение. Прошло три дня, а книги нет. Я звоню другу и говорю: «...»

1. Слушай, ты! Если ты не принесешь мне завтра книгу, я изуродую тебя, как Бог черепаху! (2)

2. Пусть этого больше не будет! (1 или 3)

3. Извини, но мне очень нужна книга, потому что надо писать сочинение. (1 или 3)

4. Почему ты не принес книгу? Она мне очень нужна. Принеси ее сегодня. (2 или 1 или 3)

5. Как ты думаешь, что я чувствую, когда друг не выполняет своих обещаний?!* (2 или 1 или 3)

6. Немедленно верни мне книгу! Ты должен был вернуть мне ее вчера! Из-за тебя я получу двойку! Больше ты от меня ничего не получишь! (2)

7. Ты не мог бы принести мне книгу на один день? Если ты ее не дочитал, то я тебе ее верну. Принеси, пожалуйста! (1 или 3)

8. Ты — нахал! Почему ты не принес мне книгу?! Немедленно принеси мне мою книгу! (2)

9. На тебя нельзя положиться! (2)

10. Послушай, что с тобой случилось? Ты здоров?... Это хорошо,

что ты здоров. Но может быть ты догадываешься, почему я начинаю злиться...Я рад, что ты такой сообразительный! И сколько мне еще злиться?* (1 или 2 или 3)

Ситуация II

Я обещал (а) маме быть дома сразу после уроков или позвонить, если я задерживаюсь. Но начался такой захватывающий разговор с друзьями, что я не заметил (а), как пролетело два часа. Конечно, я не позвонил(а). Я возвращаюсь домой, а мама открывает дверь и говорит: «...»

1. Привет! Будешь есть? Как дела в школе? (1 или 3)

2. Ты мне обещал, что позвонишь, если задержишься. Уже прошло два часа. Я не желаю, чтобы это повторялось! (2)

3. Что такое!? Посмотри на часы! Ты могла хотя бы позвонить! Ты наказана! К телевизору не подойдешь! (2)

4. Ты почему не вернулась из школы вовремя?.. Хорошо, но почему ты не позвонила?.. Ну, ладно, проходи. Я тебя извиняю. (1 или 2 или 3)

5. Ну, слава Богу жива-здорова! Я так волнуюсь, когда ты за­держиваешься, начинаю воображать всякую чушь... Я бы хотела избавиться от подобных волнений. И нуждаюсь в твоей помощи. Какие есть деловые предложения?* (2 или 3)

6. С этого момента я с тобой больше не разговариваю. (2)

7. Наконец-то! Мы так переволновались! Проходи! Ты, наверное, голодная? (3)

8. Ооох! Ооой! У меня нет слов!.. А если бы были, они бы тебе не понравились!.. Сначала поешь. А потом беги в аптеку, купи мне ящик валерьянки: иначе я не выживу!* (2 или 3)

9. Ну, когда ты, наконец, повзрослеешь?!... (1 или 2 или 3)

10. Ты что, не знаешь, что у меня сердечные приступы начинаются после таких волнений? (2)

Ситуация III

Задание надо было сделать к понедельнику. В понедельник сказали, что последний срок — среда. В среду на уроке учительница спрашивает: «Где твое задание?» Я честно сознаюсь: «Забыл (а)»,

147

опускаю глаза и жду, что будет дальше. Учительница: «...»

1. На тебя нельзя положиться! Тебе нельзя доверять! Задание было задано на понедельник, а сегодня среда! (2)

2. Давай дневник. Я поставлю тебе двойку. (2)

3. Мое терпение лопнуло! Я больше ждать не могу! Я ставлю тебе «Два». (2)

4. Я знаю, что ты всегда выполняешь домашние задания. Хорошо, я тебя прощаю. Но только не забудь принести задание завтра. (1 или 3)

5. Мне очень жаль. Ты меня расстроила. Ну, ничего. Принесешь завтра. (3)

6. Даю тебе последний шанс. Но чтобы завтра была работа. Иначе поставлю тебе «Два». (2 или 3)

t

После того, как ребята обсудили и оценили каждую реплику в малых группах, результаты были вынесены на доску. Я читала каждую реплику, все (пальцами) показывали мне, к какому способу выражения эмоций можно отнести это высказывание, потом сторонники разных точек зрения отстаивали свою правоту. Из ученической полемики я «выхватила» приметы, определяющие каждый способ выражения эмоций и заносила их в схему:

148

       

 

 
   

После такого анализа средств выражения чувств группа еще раз

просмотрела списки реплик по каждой из разработанных ситуаций

и пришла к драматическому заключению: мы прекрасно владеем

средствами агрессивного выражения чувств, но мы очень бедны

по части мирного их выражения.

Катя: — То есть получается, что настоящего мирного пути никто из нас не смог найти!?

Слава: — Кажется, что говоришь по-мирному, а... Даже шутка пе­рерастает в оскорбление!..

Полина: — Даже шутка ни к чему хорошему не приводит!..

Г.А. (ведущая): — Так стоит ли поучиться находить мирные пути выражения чувств в разных ситуациях?     ^

Хор: Да! Еще бы! Еще как стоит! Давайте!

Г.А.: — Я предлагаю этим и заняться на следующем занятии.

Хор: Даааа!

Г.А.: — А сейчас, убедившись в том, как трудно, как почти невозможно бывает достигнуть эмоционального взаимопони­мания в самых простых жизненных ситуациях, давайте поиграем в игру, которая тренирует способность угадывать настроение партнера. Игра называется

ОБЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Понимать настроение собеседника и подстраиваться под него — важнейшее условие подлинного глубокого взаимопонимания. Начать совершенствоваться в этом высоком искусстве можно в самой невинной глуповато-шаловливой форме. Сначала в группе объявляется конкурс на лучшее пластическое выражение радости (страха, гнева, горя, покоя...). В дальнейшем наборбазисных эмоций можно расширить, но начинать следует с трех. Итак, конкурс:

«Радость». Каждый участник конкурса вспоминает какое-то событие своей жизни, которое вызвало в нем (ней) глубокую радость. И старается изобразить свое состояние с помощью позы и мимики. Желательно, чтобы все выполняли это задание с закрытыми глазами, чтобы не имитировать друг друга. Когда ведущий видит, что многие уже нашли свою позу, он просит

149

придумать и издать какой-нибудь звук, выражающий радость. Теперь можно открыть глаза и полюбоваться друг другом. Ведущий тем временем указывает самые выразительные приемы, найденные разными участниками, объединяя их в обобщенные группы радости, например, вскинутые как бы для объятия руки, широкая улыбка и восторженное «аааа!». Договорившись об этом знаке, все вместе выражают общий знак СТРАХА, например, съежиться, плотно прижать к груди кулачки и с широко раскрытыми глазами выдохнуть «ооооййй!». Ясно, что знак ГНЕВА должен и по позе, и по мимике, и по звуку контрастно отличаться от первых двух знаков, например, выставленные вперед когти, оскаленные зубы и грозное «рррр!».

Договорившись об этих трех знаках и повторив их несколько раз в разной последовательности, чтобы запомнить, группа делится на тройки. В каждой тройке выбираются два игрока и судья. Игроки становятся друг к другу спинами и на счет судьи «раз, два, три» резко поворачиваются друг к другу (прыгают с поворотом на 180 градусов) и изображают одно из трех настроений. Если их настроения совпали, то это означает, что они «поняли друг друга» и могут выразить взаимное удовольствие: пожать друг другу руки, обняться и играть дальше. Их задача: поставить рекорд взаимопони­мания, то есть совпасть как можно большее число раз. Если настроения (позы и звуки) не совпадают, то один из игроков становится судьей, а новая пара пробует достигнуть взаимопо­нимания.

Одна из исследовательских возможностей этой игры заключается в проведении самонаблюдения в двух контрастных ситуациях общения: при работе с самым близким, приятным, знакомым партнером и при работе с человеком, которого ты меньше всего знаешь, с которым меньше всего общался. Итогом такого самонаблюдения может стать запись типа: 1) со знакомым человеком мы совпали в настроениях... раз из 10 попыток; 2) с малознакомым человеком мы совпали в настроениях ... раз из 10 попыток; 3) разницу (отсутствие разницы) в результатах двух ситуаций общения я объясню тем, что...

150

Когда половина пар в группе смогут «совпасть по настроению» 2—3 раза подряд, стоит усложнить задачу: ввести еще два-три эмоционально-выразительных жеста и (или) играть вчетвером.

Жесты этой игры можно переносить и в жизнь. Если ученик робеет отвечать у доски, то группа изображает знак страха, тогда робкий улыбается и преодолевает напряжение. Утрированный, шутовской знак гнева может рассмешить ссорящихся и разрядить обстановку. Однако пародировать горе грешно.

КОММЕНТАРИЙ К УРОКУ

Описанная схема анализа способов и средств выражения эмоций будет осложнена по крайней мере двумя обстоятельствами, связанными с понятийными путаницами, существующими в сознании учеников.

Первая путаница связана со слишком тонким различением причин агрессивного способа выражения чувств. В частности, прямая и намеренная агрессия нередко смешивалась с эмоциональ­ным взрывом подавленного, сдерживаемого чувства. Так, реплика:

«Слушай, а твоему слову, оказывается, нельзя доверять!» одними оценивалась как агрессивная (обвинение в лживости, ненадеж­ности), а другими — как взрыв после долгого ожидания, терпения, попыток сдержаться: «Я ждал два дня, я надеялся, что друг не подведет! А теперь мне стало так обидно, что терпение мое лопнуло!»

Мы обсудили вопрос о том, что с точки зрения внутренних причин поведения эти две ситуации чрезвычайно различаются, но с точки зрения внешних последствий — до обидного похожи: обе ведут к нарушению или разрушению ^отношений.

Вторая путаница происходит из-за нерасчлененности представле­ний о выражении эмоций и о разрешении конфликта. Ярким примером такой путаницы могут служить разногласия по поводу реплики: «Пусть этого больше не будет!» (ситуация 1), отнесенной некоторыми учениками к первому способу работы с эмоцией — подавление, а некоторыми — к третьему — мирное выражение. Сторонники последней точки зрения настаивали на том, что; если

151

ситуация разрешилась мирным путем, то все обиды забылись, а «обидчик» не пострадал. Разыгрывание этой ситуации несколькими способами помогло ребятам увидеть, что В НЕВЕРБАЛЬНОМ ПОДТЕКСТЕ общения всегда можно вычитать чувство, не выраженное словами. В данном случае это чувство может быть и миролюбивым, и резко враждебным. Но можно ту же реплику произнести бесстрашно, сдерживая свои чувства. Поэтому вопрос о выражении чувств пришлось уточнить, разделив на два вопроса:

выражено ли чувство словами? Выражено ли чувство неязыковыми средствами? Далее мы договорились при анализе ПИСЬМЕННОГО текста говорить только о вербальном выражении эмоций, поэтому нам удалось без особых усилий разрешить противоречия точек зрения, например, на реплику: «Ты не мог бы принести мне книгу на один день? Если ты не дочитал, я тебе ее верну. Принеси, пожалуйста!» Ни о каком ВЫРАЖЕНИИ чувств здесь речи быть не может. Это — великолепный образец сдержанности, благовос­питанности и всепрощения, признанный ребятами нереалис­тичным, но занятным. Когда ученики попытались представить последствия подобного «идеального» поведения, мнения группы разделились. Одни настаивали на том, что природа подобного поведения — ханжеская, что человек, способный на такие «розовые слюни», в душе затаит презрение к людям, «будет считать себя лучше всех», а на самом деле никого не прощает. «И когда-нибудь это презрение прорвется: он взорвется и все-все выскажет». Таков был один из прогнозов. «А может быть он в самом деле добрый и благородный? Может быть он действительно простил, и когда друг принес книгу, порадовался, что так все хорошо, без ссор получилось. А друг его еще больше полюбил!» Такой была точка зрения романтического меньшинства. Прогноз романтиков был таков: «Обиды можно забыть, простить и от этого стать лучше. Это зависит от человека — копит он обиды или старается простить». Эта дискуссия привела к перестройке исходной схемы выражения эмоций и к несколько преждевременному введению понятия:

«Изменение состояния» (планировалось ввести это понятие много позднее, но...).

152

Исправленная схема - «СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ»

Едва ли стоит стремиться к такой перестройке исходной схемы уже на этом занятии. Если это случится через 2—3 занятия, когда группа нащупает новые пути работы с эмоциями, ученики от этого только выигрывают в понимании.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.