— с этой традиционной темы началась работа факультатива по психологии. Подростковым выборам предшествовала короткая вступительная речь ведущего:
186
«Паука «Психология» помогает нам понять и освоить две вещи на свете:
внутренний мир человека и отношения между людьми
В прошлом году мы изучали и то, и другое: эмоции, чувства являются содержанием внутреннего мира людей, а то, как люди выражают свои чувства, характеризует и строит их взаимоотношения. За год вы и ваши интересы могли измениться, поэтому прежде, чем начать занятия и углубляться в какую-либо область психологи, необходимо принять генеральное решение — во что погружаться глубже — во внутренний мир человека или в мир человеческих отношений»,
Выслушав эту короткую тронную речь ведущего, подростки с помощью линеек Дембо, которые для удобства подсчета были нарисованы длиной ровно в 10 см (20 клеток на стандартном листе в клеточку), оценили степень своей заинтересованности в изучении каждой темы. Крестик, поставленный на самом верху линеечки с заглавием «внутренний мир», означал стопроцентный, всепоглощающий интерес к этой области знаний и уме1тий. Крестик, поставленный в самом низу линеечки, означал глубокое безразличие к этой теме.
Вот результат выбора 10 человек, присутствовавших на первом занятии- Этот результат, естественно, был подсчитан после занятия, когда я составляла Летопись первой встречи, и предъявлен группе на втором занятии в качестве ее (группы) личного выбора.
0% ______I у_____I 100% внутренний мир человека
ВЫВОД: В данной группе интерес к миру отношений слегка преобладает над интересом к внутреннему миру человека, но нс намного. Можно ли сочетать эти два интереса?
187
Собрав у учеников листы с их выборами н пообещав на следующем занятии сообщить о групповом решении, ведущий продолжает лекцию: «Я пока не -знаю, что выбрал каждый из вас и группа в целом. Но заведомо могу предсказать, что, куда бы ни склонилась чаша весов вашего выбора, нам все равно так или иначе придется затронуть обе ведущие темы психологии, ибо они описывают две стороны одной медали. О том, насколько неразрывно связаны знание внутреннего мира и сфера общения, рассказывает схема, предложенная американским психологом Джохари, ______
Представьте себе, что этот квадрат является абсолютно прозрачным окном, сквозь которое можно разглядеть внутренний мир любого человека, причем разглядеть вес до капельки, заглянуть во все закоулки души. . . К примеру, посмотрю я сквозь это окно на. . . (девочка, на которую я «навожу» волшебное окно, шутливо изображает испуг и заслоняется руками!.
Испуг, который сейчас шутливо изобразила Катя, не случаен:
состояние, при котором ты сам\а\ все о себе знаешь и другие тоже все о тебе знают, нс всем людям приятно и не для всех притягательно. Но такого состояния абсолютного знания практически никогда не бывает, достичь его почти невозможно, особенно если к -)тому не стремиться. Окно Джохари открывает гораздо более реалистичную картину наших знаний о себе и других людях:
что другие люди обо мне знают не знают
188
Обсуждение предложенной схемы строилось примерно так:
— Как расширить знание о себе? Например, как узнать •ео, что обо мне знают другие люди, по не знаю я сам(а) (квадрат З)?
— Через общение,
— Действительно, когда я иду на страшный риск общения с другими людьми, я неизбежно раскрываюсь в общении и узнаю от них что-то новое о себе, и граница между моим знанием и незнанием себя перемещается.
Здесь уместен вопрос о том, получаю я знание о себе только ог знакомых мне людей или также и от незнакомых. Этот вопрос приоткрывает новую, дальнейшую тему обсуждений: о качественной разнице разных сфер общения — близкого, интимного, приятельского, чуть более дистантпого, официально-отстраненного. .,
Катя Б. заговорила на эту тему, но нс смогла сразу сформулировать свои мысли. Она обещала вес додумать и написать свои соображения о пользе общения с незнакомыми. Далее Катины письменные размышления «ДЛЯ ЛЕТОПИСИ» приводятся дословно.
Вопрос:
Можно ли узнать что-нибудь о себе от незнакомого человека?
Ответ:
Я считаю, что от незнакомых, посторонних людей МОЖНО узнать о себе. Например: человек приходит в незнакомое ему общество и видит, что люди начинают шептаться и поглядывать на него. Что он сделает, если обратит на это внимание?
Этот человек будет смотреть на себя и пытаться понять, почему люди переглядываются. Если удостоверится, что у него псе f , порядке, но увидит, что люди асе равно переглядываются: он уйдет, понимая, что все время, пока он будет находиться в этом обществе, на пего будут оглядываться, а это ему будет неприятно.
Из этого примера можно увидеть, каково отношение к тебе и приятен ли ты какому-то обществу. Если ты видишь, что приятен обществу, понимаешь, что ты человек приятный или наоборот. Также незнакомому человеку легче довериться, так как ты точно 'знаешь, что этот незнакомец не выдаст тебя твоим родным и не расскажет друзьям твонл'
189
Собрав у учеников листы с их выборами н пообещав на следующем занятии сообщить о групповом решении, ведущий продолжает лекцию: «Я пока не -знаю, что выбрал каждый из вас и группа в целом. Но заведомо могу предсказать, что, куда бы ни склонилась чаша весов вашего выбора, нам все равно так или иначе придется затронуть обе ведущие темы психологии, ибо они описывают две стороны одной медали. О том, насколько неразрывно связаны знание внутреннего мира и сфера общения, рассказывает схема, предложенная американским психологом Джохари, ______
Представьте себе, что этот квадрат является абсолютно прозрачным окном, сквозь которое можно разглядеть внутренний мир любого человека, причем разглядеть вес до капельки, заглянуть во все закоулки души. . . К примеру, посмотрю я сквозь это окно на. . . (девочка, на которую я «навожу» волшебное окно, шутливо изображает испуг и заслоняется руками!.
Испуг, который сейчас шутливо изобразила Катя, не случаен:
состояние, при котором ты сам\а\ все о себе знаешь и другие тоже все о тебе знают, нс всем людям приятно и не для всех притягательно. Но такого состояния абсолютного знания практически никогда не бывает, достичь его почти невозможно, особенно если к -)тому не стремиться. Окно Джохари открывает гораздо более реалистичную картину наших знаний о себе и других людях:
что другие люди обо мне знают не знают
188
Обсуждение предложенной схемы строилось примерно так:
— Как расширить знание о себе? Например, как узнать •ео, что обо мне знают другие люди, по не знаю я сам(а) (квадрат З)?
— Через общение,
— Действительно, когда я иду на страшный риск общения с другими людьми, я неизбежно раскрываюсь в общении и узнаю от них что-то новое о себе, и граница между моим знанием и незнанием себя перемещается.
Здесь уместен вопрос о том, получаю я знание о себе только ог знакомых мне людей или также и от незнакомых. Этот вопрос приоткрывает новую, дальнейшую тему обсуждений: о качественной разнице разных сфер общения — близкого, интимного, приятельского, чуть более дистантпого, официально-отстраненного. .,
Катя Б. заговорила на эту тему, но нс смогла сразу сформулировать свои мысли. Она обещала вес додумать и написать свои соображения о пользе общения с незнакомыми. Далее Катины письменные размышления «ДЛЯ ЛЕТОПИСИ» приводятся дословно.
Вопрос:
Можно ли узнать что-нибудь о себе от незнакомого человека?
Ответ:
Я считаю, что от незнакомых, посторонних людей МОЖНО узнать о себе. Например: человек приходит в незнакомое ему общество и видит, что люди начинают шептаться и поглядывать на него. Что он сделает, если обратит на это внимание?
Этот человек будет смотреть на себя и пытаться понять, почему люди переглядываются. Если удостоверится, что у него псе f , порядке, но увидит, что люди асе равно переглядываются: он уйдет, понимая, что все время, пока он будет находиться в этом обществе, на пего будут оглядываться, а это ему будет неприятно.
Из этого примера можно увидеть, каково отношение к тебе и приятен ли ты какому-то обществу. Если ты видишь, что приятен обществу, понимаешь, что ты человек приятный или наоборот. Также незнакомому человеку легче довериться, так как ты точно 'знаешь, что этот незнакомец не выдаст тебя твоим родным и не расскажет друзьям твонл'
189
Возвращаясь к наше-му вопросу, говорю, что близкие люди, зная тебя, будут судить о тебе не столь строго, так как они знают твои слабости и недуги, а незнакомые судят по-своему, и если вдруг потом ты сможешь войти с ним в контакт и поговоришь (они останутся для тебя незнакомыми}, /по узнаешь, какую новую слабость они у тебя открыли.
Когда на следующем занятии я прочла группе -этот Катин комментарий. Женя Т, согласилась с Катей в главном: от незнакомых людей можно узнать о себе. Но не согласилась, что от незнакомых можно узнать главным образом о своих слабостях. Женя доказала, что поведение незнакомого человека является отличным средс-i вом размышлений как о своих недостатках, так и о своих достоинствах,
«У тебя произошла какая-то ситуация с другим человеком. Ты запомнил, как себя вел другой человек в этой ситуации и сравнил с тем, как быты повел себя в этой ситуации. Было ли тебе приятно, как повел себя другой человек? Будет ли тебе приятно, если бы другой человек поступил так, как ты поступи»'! мысленно в этой ситуации?»... (Женя Т.)
Такие записи в Летописи являются бесценным материалом для постановки в недалеком будущем вопроса об источниках и средствах самопознания.
Вернемся к схеме. Вот как в ней отразится изменение моего знания о себе, полученное в результате общения со знакомыми или незнакомыми людьми;
что другие люди обо мне знают не знают
190
Заметим, что при уменьшении квадрата 3 уменьшается и квадрат 4; область полного незнания, где таятся мои никому неведомые силы (злые и добрые),
А как расширить знание обо мне других людей (квадрат 2)?
Тоже через общение.
Надо им рассказывать о себе,
Не только словами рассказывать, но и без слов — поступками, взглядами, улыбками...
Итак, когда я иду на риск самораскрытия, самовыражения, то граница между знанием и незнанием других людей обо мне тоже сдвигается;
что другие люди обо мне знают не знают
Мы рассмотрели основные способы получения знаний о себе и убедились, что
Дата: 2018-12-21, просмотров: 276.