Комментарии ко второму занятию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Про игру.. Мне кажется, что многие из этих людей пере­усердствовали и на самом деле ведут себя иначе. Когда я попадала в незнакомые места, я не замечала такого возбуждения, хотя оно есть. Оно создается из-за нетерпения и т. д., а не из-за у силе: того

•знакомства. Даже если люди усиленно знакомятся, они делают

•то без такого шума и беготни.

Я ПОМНЮ, что я ответила Жене Ф:. «Он просто хотел поставить галочку». До этого кто-то спросил про «здравствуйте» (обычное слово, которое произносится, когда встречаешь человека, которого плохо знаешь, но уважаешь). Ему ответили, что это говорится, чтобы «поставить галочку»: вот я с ним поздорова­лась, так прилично, так надо, я это сделала.

Инна К.

Дорогая Галина Анатольевна! С Вашего позволения, я буду не только все объяснять, но и кое с чем спорить (если можно).207

Мне, как и всем, нравится эта работа —работа на себя И я полностью согласна со схелюй (имеется ввиду окно ДжохариГД-).

Игра {{Встреча с незнакомыми»

Мне кажется, что шумное действие началось потому, что мы ведь на самим деле знакомы, но если бы мы друг друга не знали, все было бы совсем по-другому—мы были бы застенчивыми и тихими (но все по-разному) и не шумели бы так.

Активное построение отношений

Мне кажется, что асе перечисленное только подтверждает выше написанные строки (мне так кажется).

Найтод.ение

Мне кажется, что эта часть ребят восприняла игру более серьезно. Ребята ведь не стали вести себя развязно, а начали постепенно входить в коллектив.

^^Присматривание

. . . Тут ребята повели себя особенно. Они как бы перевоплоти­лись в незнакомых друг другу людей. И я полностью согласна с Вашим определением.

Мне кажется, что Женя Ф. задал правильный вопрос, и я попробую ответить. Мне кажется, чти, если у человека плохое настроение по какой-либо причине (но смотря — по какой!!!), то он не должен срывать злость на других, нс имеющих к этому никакого дели, если, конечно, причина не очень существенная. Но если кто-то умер (тыру-тьфу-тьфу через левое плечо), то человек имеет право сказать (ляпнуть) что-то невежливое (ни только в крайних случаях!).

Маши М.

Стоит ли спешить с противопоставлением взрослого этикета подростковым представлениям о приличиях и подобающем поведении? В частности, надо ли поспоритг, с Машей о донусги-208

мости «ляпнуть что-то невежливое», когда у тебя невыносимо гадко на душе? Да, Машина бабушка жалуется на недопустимый тон. которым внучка иногда отвечает своим домашним. Да, в Машиной компании нередки ссоры именно из-за того, что девочки позволяю! себе невоздержанные «ляпы». Однако мне все же представляется разумным не проповедовать внешнюю культуру поведения, а вырастить в девочке, в высшей степени склонной к сомнениям, внутреннее сомнение в правомерности ее собственного суждения. Психолог, сдержи воспитательный зуд' Нс ставь перед собой задачи прямого духовного руководства.

НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Мне кажется, что зыбкая и, как лезвие, опасная грань между духовным влиянием священника и развивательпым воздействием психолога, строящего «обогащенную» педагогическуо среду. лежит в ответе на вопрос: кто знает, как надо жить, куда развиваться, какие выборы делать данному отроку- Психолог не знает, обязан не '«гать ответы на все эти вопросы. Как человек, он (а) отвечает на эти вопросы своей жизнью и лишь применительно к себе. Как профессионал, занятый рискованным делом развития других людей, психолог может стать лишь эхом, возвращающим говорящему его слова. Пространство развития — это то пространст­во, в котором эхо психологической поддержки звучит особенно внятно.

Далее приводятся некоторые недоиспользованные в описывае­мом эксперименте возможности создать лучшую акустику для темы, зазвучавшей па данном занятии: чтение и письмо своего состояния и отношения к другим людям на языке пространства общения.

Возможность 1. «Пространство встреч»

Описанная выше игра «Встреча с незнакомыми» может быть разыграна еще на двух уровнях — «Встреча с людьми, которые ко мне относятся враждебно» и «Встреча с близкими друзьями». Для сближения ситуаций сюжет встречи перед лекцией можно 209

повторить трижды, меняя лишь состав аудитории. Если в первый раз это были неконкурирующие друг с другом незнакомцы, то во второй раз это могут быть конкуренты или (если в микросоциумс есть проблемы межнациональных и пр. конфликтов между социальными группами) представители враждующих кланов. Если написать разыгранные группой сцены трех встреч на видео, то в просмотрах можно отчетливо зафиксировать разницу простран­ственного взаиморасположения партнеров по общению, рачницу мимики и пластики, разительную разницу в энергетическом фоне общения.

Кроме видеозаписи, полезно сделать еще два вида записей. Во-первых, повторить самоотчеты, меняя в них первую фразу;

Когда я (имя, фамилия) оказываюсь среди (не)знако.иых людей, которые ко мне заведомо враждебны, а} я чувствую. . .

б) я думаю. . .

в) я делаю.

Когда я (имя, фамилия) оказываюсь среди своих близких друзей, а) я чувствую. . . 6) я думаю. в) я делаю. . . .

Вторая форма фиксации опыта игры может быть задана таблицей:

Все ученические самоотчету следует сохранить с тем, чтобы после изучения темы «интроэкстраверсия» и тестирования по шкале Айзенка вернуться к собственным записям и сопоставить результаты теста и поведенческие самонаблюдения в разных ситуациях.210

Возможность 2, Деловой тренинг на материале задач на пространственное взаимодействие

Группа делится на малые группы по 3-5 человек. Каждая малая группа получает информационный текст «Личное пространство» и тексты задач. Группа в совместном обсуждении формулирует и записывает решения каждой задачи, стараясь найти доказательства своих гипотез либо в тексте, либо в личном опыте. После того. как группы приготовятся, проводится общее обсуждение с фиксацией всех возникших гипотез. Ведущий, как более опытный, экспери­ментатор может подсказать своим юным коллегам схему полевых наблюдений или небольшого эксперимента для проверки выдвинутых гипотез. Далее приводятся тексты, которые можно использовать на этом чанятии.

ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

(По книге Лллина Пиэа «Язык жестов». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992) Большинство животных имеют вокруг своего тела определенное пространство, которое они считают своим собственным. Как далеко простирается это пространство, зависит от того, в каких условиях выросло данное животное. Лев, который вырос в пустынных районах Африки, может иметь личное пространство радиусом 50 км, и более, в зависимости от плотности населения львов в -этой области. Он помечает границы своей территории с помощью мочи или кала и очень настороженно относится к вторжению других львов в его личное пространство. С другой стороны, лев, который вырос в неволе вместе с другими львами, может иметь личное пространство не более метра. Это результат перенаселенности,

Как и у других животных, у человека есть личный «переносной пузырь», который он носит повсюду с собой. Его размер тоже зависит от плотности населения того места, где оп вырос. Например, японцы привыкли к большой плотности населения, и их «переносной пузырь» редко превышает 25 см. Горожане, живущие в Западной Европе и США, привыкли к несколько меньшей плотности населения, и их «переносной пузырь» простирается в среднем на 46 см.211

Другие люди заходят в наше личное пространство в двух случаях, 1) Любимые, родные люди таким образом выражают приязнь, близость, доверие, 2) Неприятели вторгаются в личное пространст­во, чтобы атаковать. И в том, и в другом случае мы испытываем очень сильные чувства — приятные или неприятные. Оба события (и выражение любви, и выражение вражды) являются для нас чрезвычайно важными, значимыми. В обоих случаях мы должны быть готовы к немедленному ответу.

Мгновенная готовность оранизма к быстрому действию, собранность, сосредоточенность, энергичность обеспечивается благодаря особому гормону — адреналину, который в ответствен­ные моменты жизни немедленно выбрасывается в кровь и мгновенно распространяется по телу. Под влиянием этого гормона начинает быстрее биться сердце, мозг получаст лучшее крово­снабжение и «быстрее, яснее соображает», мышцы напрягаются, в теле нс остается никакой вялости, рассеянности и сонливости. Человек чувствует ВОЗБУЖДЕНИЕ, сопровождаемое либо радостью, предвкушением удовольствия, либо страхом, злостью, предвкушением неприятности, боли. К такому возбуждению (а порой и ПЕРЕвозбуждению, при котором мы теряем контроль над собой) приводит ЛЮБОЕ вторжение в наше личное пространство, а особенно — неожиданное вторжение,

Поэтому, если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя комфортно, уютно в вашем обществе, держитесь па определенном расстоянии. Чем ближе ваши отношения с другим человеком, тем ближе вам разрешается подойти к нему или к ней.

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ!!!

1) Этих сведений достаточно для того, чтобы объяснить НЕКОТОРЫЕ факты, приведенные ниже. Найдите эти факты и объясните их.

2) Для части фактов этих сведений НЕДОСТАТОЧНО. Знаками вопросов отметьте те факты, для объяснения которых надо получить дополнительные сведения. Попробуйте сформулировать вопросы или предположения, возникающие при размышлении над этими пока необъяснимыми фактами.212

3) Какие еще факты «территориального поведения» людей и животных вы наблюдали и хотели бы обсудить (опишите ситуации).

факт 1 Я только что познакомилась с симпатичным человеком. Он оказался интересным, остроумным собеседником, и я с удо­вольствием слушала его забавные истории. В середине разговора он положил руку мне па плечо, продолжая дружески улыбаться и рассказывать смешной анекдот. Вскоре мы простились, выразив надежду на скорую встречу. К вечеру, вспомнив нового знакомца, я поняла, что не буду слишком огорчена, если никогда его больше не увижу. Чем можно объяснить такую неприязнь к обаятельному человеку?

Факт 2 Родители пятиклассницы Бетти мечтали о тихой жизни на природе. Они купили ферму и переехали из Чикаго в красивейшую сельскую местность. Бетти перешла в новую школу. К концу первой недели она призналась маме, что никогда нс встречала таких холодных и недружелюбных людей, как ее новые одноклассники. Она даже расплакалась: «Они меня невзлюбили! Я им не нравлюсь!» Откуда у девочки возникли такие тяжелые ощущения?

Факт 3 Когда в лифте оказывается несколько незнакомых людей, они избегают смотреть друг на друга, сохраняют бесстрастное выражение лица и стараются совершать как можно меньше движений. Почему?

Факт 4 Люди, которые едут в транспорте в часы пик, часто выглядят' унылыми, подавленными, безрадостными, раздраженными. У них в самом деле скверное настроение или они следуют неким неписанным правилам поведения в ситуациях, когда каждый невольно вторгается в личное пространство других людей. Что это за правила? Что происходит, когда эти правила нарушаются?213

Факт 5 Известно, что толпа людей может стать опасной. По мере того, как плотность толпы увеличивается, каждый отдельный человек получаст все меньше и меньше личною пространства, поэтому он возбуждается и раздражается все больше и больше. С увеличением размера толпы она становится все более рассерженной, и возникает вероятность драк и столкновений. Этот факт учитывается полицией, которая пытается толпу рассечь и рассеять. Что происходит с людьми, составлявшими толпу, после ее разгона?

Факт 6 Известно, что внутри одной и той же страны районы с высокой плотностью населения имеют наиболее высокий уровень преступности. Почему?

Факт? Японский ученый встретился со своим американским коллегой на международной конференции. В ходе разговора эта пара начала медленно перемещаться по всей комнате, при этом американец пытался отступать от японца, а японец медленно подходил к американцу. На зидсозаписи это походило бы на танец, в котором ведет японец. Чем объяснить эти забавные движения ученых во время умного разговора?

Факт 8 Виктор и Борис — самые близкие, «закадычные» друзья. Они выросли вместе, они имеют общие вкусы, интересы, полностью доверяют друг другу и очень дорожат своей дружбой. Но иногда, когда они поглощены беседой, между ними можно наблюдать -гот же «танец», который наблюдался между американцем и японцем (см. факт 7). Почему?

Факг 9 Лера обижена на свою лучшую подругу Риту. Вчера девушки ходили в кино к посмотрели поразительный по силе, очень печальный фильм. На обратном пути Лсра под впечатлением от пережитого долго делилась с подругой своими чувствами, 214

сравнивала историю своей влюбленности в Сережу с историей героини фильма, в больших подробностях рассказала Рите о последней своей встрече с Сережей. Рита внимательно слушала, но, когда Лера потребовала ответной откровенности, сказала:

«Давай поговорим об этом завтра. Сейчас мне хочется помолчать и подумать». Лсра надулась и замолчала, Просебяопарамышлялао том, что подруга так больно и несправедливо оттолкнула ее в минуту полной искренности, что Рита отдаляется от нее, что их чудесная дружба, кажется, дала первую трещину. Могла ли Лера, оценить поведение Риты иначе? Какое отношение этот случай имеет к разговору о личном пространстве?

Факт 10 Некоторые молодые люди жалуются на то, что теряют дар речи и все свое остроумие, когда подходят к симпатичной девушке, желая с ней познакомиться и заговорить. Некоторые начинают возбужден­но нести чушь, а потом стыдятся себя и не могут понять, какой бес тянул их за язык. Другие просто немеют и никак не могут сообразить, что сказать. Позже они тоже сожалеют и недоумевают, придумывают про себя необыкновенно занимательные диалоги,

Чем объясняется такое мгновенное и всегда временное «отупение»?

Факт 11 Представьте себе, что вы — представители разных партий, посланные на переговоры. Вас выбрали для этого сложнейшего и почетного дела за вашу чрезвычайную дипломатичность, мудрость и сообразительность. От этих переговоров зависит судьба страны:

если эти 10 партий смогут договориться и найдут общий язык, то они общими усилиями смогут противостоять зарождающемуся в стране фашизму,

Естественно, вы нс опоздали, вы пришли за несколько минут до начала переговоров. Вы не знакомы ни с кем ю представителей других партий. Вы вошли в зал, когда за столом переговоров еще много свободных мест. Выберите себе место так, чтобы представи­тели других партий не сочли вас с первого взгляда человеком215

излишне фамильярным, развязным и напористым, но не подумали бы, что вы пришли нс с дружественными намерениями.

(Рисунки двух вариантов стола переговоров)

Возможность 3. Самодиагностика

Если группа выразит готовность исследовать свои собственные, может быть, не вполне осознаваемые способы выражения отношений к другим людям через организацию пространственного взаимодействия, можно предложить подросткам выполнить, а потом обсудить три полупроективные методики:

1. Рисунок семьи.

2. Рисунок «Я в классе».

3. Методику Рсне Жиля, предназначенную для исследования сферы межличностных отношений и основанную на знаковой функции пространства общения.

Материал к методике Рене Жиля можно найти в книге «Лучшие психологические тесты» — Петрозаводск, 1992.

При обсуждении с подростками рисуночных методик интер­претацию следует делать крайне осторожно, сдержанно, уделяя внимание лишь одному параметру: пространственному соотноше­нию фигур на листе. Разговор об интерпретации этого параметра следует проводить не на рисунках участников группы, а на условных схемах или рисунках совершенно нечпакомых людей, Если подростки попросят психолога поговорить об их личных рисунках, это лучше делать с глазу на глаз. Методы интерпретации рисуночных проб см, в книге «Общая психодиагностика» (под ред. А.А.Бодалева. В. В, Столина) — М. : Изд. МГУ, 1987\\ Е, С. Романова, О. Ф. Потемкина «Графические методы в психологи­ческой диагностике»—М. : Дидакт, 1991.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 264.