Понятие «эмоциональная стабильность» является еще одно'. базисной типологической категорией в психологии индивидуальности, В сочетании с введенными ранее понятиями интрс-экстраверсия понятие «эмоциональная стабильность» даст BO'i^'i
226
ность подойти к проблеме темпераментов. Шкала стабильности в тесте Дйзенка является очень удобным способом начать обсуждение этого понятия. Что касается терминов, то в работе с подростками лучше избегать рабочего термина «нсйротизм», используемого при обсуждении теста Айзенка. ибо всякие психиатрические ассоциации здесь нежелательны. Далее будут использоваться термины «стабильность» - «нестабильность».
Так как группа уже находится в нетерпеливом ожидании разговора о темпераментах, то новую порцию тестирования, после которой обещан прямой выход на тему «Мой темперамент», отроки готовы пройти более собрано, чем раньше. В самом деле, вопросов, не относящихся впрямую к истолкованию утверждения опросника, рассуждений по ассоциации, случаев из жични — всего того, чем сопровождается личностное тестирование, было существенно меньше. Поэтому на сей раз 24 вопроса шкалы «стабильностью удалось сочетать с 9 вопросами шкалы «ложь - откровенность».
ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ШКАЛА ОТКРОВЕННОСТИ
1. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые тебя понимают, могут ободрить, утешить?
2. Находишь ли ты, чго тебе трудно ответить «НЕТ»? о 3. Если ты обещаешь что-то сделать, всегда ли ты сдерживаешь свои обещания независимо от того, удобно это тебе или нет?
4. Часто ли у тебя бывают спады и под1,емы настроения?
5. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным человеком без достаточных причин?
6. Тебе трудно скрывать волнение, когда ты разговариваешь со значимым для тебя человеком?
+ 7. Ты злился когда-нибудь на своих знакомых, если им удавалось тебя обойти?
8. Часто ли ты беспокоишься из-за того, что сделал или сказал такое, чего не следовало бы говорить?
9. Легко ли тебя обидеть?
227
-r 10. Бывают ли иногда у тебя мысяи. которые ты хотел бы скрыть от окружающих?
11. У тебя бывали периоды, когда ты без достаточных причин чувствовал себя несчастным человеком?
12. Часто ли ты мечтаешь? о 13. Ты всегда готов прийти на помощьпуждающемуся человеку?
14. Часто ли тебя беспокоит чувство вины?
15. Считаешь ли ты себя человеком возбудимым и чувствительным?
16. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, ты исгтатываешь чувство, что мог бы сделать его лучше? i 17. Иногда ты сплетничаешь?
18. Бывает ли, что тебе не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
19. Тебе бывает трудно заснуть из-за беспокойства по поводу неудачи?
20. Бывают ли у тебя приступы дрожи?
21- Всегда ли ты платил бы за провоз багажа в транспорте, если
бы нс опасался проверки?
22. Раздражителен ли ты?
23. Волнуешься яи ты по поводу каких-то неприятностей, которые могли бы произойти? + 24. Ты когда-нибудь опаздывал на свидание или на занятия?
25. Часто ли тебе снятся кошмары?
26. Беспокоят ли тебя какие-нибудь боли?
27. Можешь ли ты назвать себя нервным человеком? + 28. Не во всех делах ты стремишься добиваться полезного для людей результата?
29. Легко ли ты обижаешься, когда люди указывают на твои ошибки в работе или промахи?
30. Беспокоит ли тебя чувство, что ты чем-то хуже других? +31. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
32. Тебя беспокоит чувство вины или угрызения совести даже из-за пустяков?
33. Страдаешь ли ты от бессонницы?
228
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. 24 вопроса, не отмеченные никакими значками, относятся к шкале стабильности. Для получения балла по этой шкале надо подсчитать все плюсы. Шкала стабильности, нормированная на студенческой выборке, такова:
О 24
2. 9 вопросов, помеченных значками, относятся к шкале «ложь (9), откровенность до цинизма (0)». В вопросах, отмеченных кружком, засчитываются плюсы. В вопросах, отмеченных крестом, засчитываются минусы. Во взрослой выборке среднее — 2,22, Стандартное отклонение от среднего — 2,01.
РЕЗУЛЬТАТЫ,
ПОЛУЧЕННЫЕ В ГРУППЕ ИЗ 19 ПОДРОСТКОВ 11.7-12.11 ЛЕТ
1. Средний показатель по шкале эмоциональной стабильности — 13,6. Девочки— 13,7. Мальчики— 13,4
2. Средний показатель по шкале открытости —2,18. Любопытно, что четыре девушки (две шестиклассницы и две восьмиклассницы), впервые пришедшие в группу специально из интереса к тесту, получили по этой шкале показатели 4 - 4,5 —5,5-6. Остальные 17 «старых» участников группы получили по шкале открытости показатели от 0 до 3. Этот факт косвенно свидетельствует об атмосфере доверия и чувстве защищенности, которое начало складываться в группе. Показатель открытости среди этих 17 человек— 1,77 (девочки—2, 1, мальчики— 1,44).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.