В ПОИСКАХ ДОСТОЙНЫХ ПУТЕЙ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Памятуя, сколько призывов: «Играть, играть, играть!» было получено на прошлом занятии, я сделала заголовки для нескольких игр, чтобы в начале занятия, сориентировавшись в настроениях учеников, принять окочательное решение. Приведу описание этих игр.

ПУТАНИЦА

Данная игра — типичный энергетик, повышающий тонус группы и работающий на групповое сплочение. Внутри этой игры есть возможность на чувственном уровне проработать тему: «Лидеры и аутсайдеры». Все игроки встают в тесный круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Сцепившись правыми руками, все вытягивают вперед левые руки. Снова надо найти «партнера по рукопожатию», но ни в коем случае не того же самого, кому ты протянул (а) и пожал (а) правую руку.

Когда все руки соединились, образовалась путаница и теперь группе предлагается ее распутать, не разъединяя рук и никому не причиняя боли. Конечная цель — снова выстроиться в круг. Для того, чтобы подогреть азарт игроков при многократном использова­нии этой игры, или для того, чтобы придать этой игре статус теста на групповую сплоченность, ведущий проверяет время, которое потребовалось группе (из... человек) для того, чтобы «выпутаться из сложной ситуации, не потеряв и не поранив никого из членов группы...» Лучше всего наложить запрет на словесное общение.

Если через некоторое время в клубке рук образуется мертвый узел, то ведущий может предложить одному из игроков взять на себя ответственность за всю группу и указать ту пару рук, которую следует временно разъединить, чтобы распутать узел. Этим временным «диктатором» можно назначить как участника,

133

стремящегося к лидерству, но еще не признанного группой, так и наименее активного члена группы. Обсуждая с группой стиль руководства «диктатора», можно повлиять на статус данного члена группы. Обсуждая с самим «диктатором», что он (а) ощущал (а), принимая решение за группу, можно помочь этому человеку понять, какое место он(а) реально занимает в данной группе, а какое место хотел (а) бы занять.

ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДАМИ

Эта игра дает возможность ведущему исподволь начать тренинг одного из базисных навыков общения — глазного контакта. Все игроки встают в круг, лицом друг к другу, «немеют», опускают головы и смотрят на носки собственных ботинок. По сигналу ведущего все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое сцепились взглядами, они протягивают друг другу руки и вдвоем выходят из круга: они встретились, «нашли друг друга». Задача группы — разбиться на пары с одной попытки, сразу. Разумеется, с одной попытки это упражнение выполнить невозможно. Ведущий фиксирует число попыток, потребовавшихся данной группе для решения задачи, и при повторении игры сравнивает число попыток и обсуждает с игроками вопрос: почему во второй раз число попыток увеличилось (уменьшилось)?

В группе, где задача глазного контакта практически решена, игру можно «перевернуть» и предложить игрокам НЕ встречаться взглядами. Те, кто нечаянно встретились взглядами, должны немедленно выйти из круга: игра идет до победного конца. Если в первом варианте желательно четное число игроков, то в обратном варианте предпочтительно нечетное. Ведущий может легко регулировать число игроков, участвуя или не участвуя в игре.

ВСТРЕЧА

Эта игра чрезвычайно полезна для размораживания, подогрева и тренировки в какой-то степени утраченной в современной русской культуре привычки говорить человеку приятное, выражать открыто позитивные чувства. Для этой игры желательно большое число участников.

134

Все игроки делятся на две равные группы. Каждая группа выстраивается в круг так, чтобы образовать два концентрических круга — внешний и внутренний. Все поворачиваются в затылок друг к другу так, чтобы круги начали вращаться в противоположные стороны, например, внешний — по часовой стрелке, а внутренний — против часовой стрелки. По сигналу ведущего игроки начинают двигаться, по сигналу ведущего останавливаются. Стоящие во внешнем и внутреннем кругах поворачиваются друг к другу, разбиваясь на пары.

Несколько раз надо потренировать самодвижение. Когда ведущий увидит, что пары выстраиваются безошибочно, он дает команды, указывая, что делать:

1. Вы встретились после долгой разлуки. А до этого вы были в добрых, но не очень близких отношениях.

2. Вы были самыми близкими друзьями и детстве. Одного из вас родители на год увезли в другой город. Вы встретились впервые после годовой разлуки.

3. Человек, стоящий напротив тебя, очень робеет, а ему предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. Подбодри его. Сначала робкие будут стоять во внутреннем кругу, потом — во внешнем.

4. Этот человек сделал для тебя нечто очень приятное и не простое. Ты только что об этом узнал.

5. Тебе только недавно стало известно, что этот человек совершил нечто необыкновенное (спас человека, поставил рекорд, сделал великое открытие). И вот вы встретились.

6. Ему сегодня жутко, отчаянно, очень несправедливо не повезло. Он, конечно, не подает виду, но ты—его друг—понимаешь, насколько ему кисло на душе...

Такие ситуации можно множить и разнообразить. От задач ведущего и потребностей группы зависит: будут ли эти психоло­гические этюды выполняться чисто невербально или с «текстом»? Сколько раз каждое упражнение будет выполнено с разными партнерами? Будут ли ученики допущены на роль ведущего, задающего группе тему очередного этюда? Будет ли создано жюри, оценивающее артистизм и выразительность каждой пары? Тактика ведения этой игры может быть самой разнообразной, но рефлексию

135

игры проводить необходимо. По началу рефлексия может быть индивидуальной и письменной. Каждый игрок записывает, например, самый приятный комплимент, полученный им (ею), самое удачное подбодривание, самое искреннее выражение бла­годарности... Все записи дожны быть анонимно помещены в летопись и прочитаны в группе.

Построение схемы:

«Способы выражения чувств»

Объявляю в группе результаты «референдума», проведенного в конце прошлого занятия, когда наиболее желательной была признана задача научиться достойно выражать свои чувства. После этого я получила возможность просто записать на доске тему занятия:

«СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ» и начать с анализа конкретной ситуации, случившейся в данной группе. Я объяснила ученикам, почему для начала я выбрала свою собственную ситуацию и подвергла анализу свои собственные чувства.

Во-первых, потому что я этого не боюсь, не стесняюсь, чувствую полное доверие к собеседникам и в любом случае смогу обезопасить себя от неумелого или неделикатного обращения с моими чувствами.

Во-вторых, я хочу показать всем пример того, как следует анали­зировать реальные жизненные ситуации на ближайших занятиях. Может быть это побудит других участников предложить группе для обсуждения ситуации, которые значимы для них.

И в-третьих, я выбираю ситуацию, совершенно понятную всем присутствующим и не требующую дополнительной информации о том, что ей предшествовало, каковы характеры участников, какие отношения между ними сложились раньше.

Итак, вот моя ситуация: на протяжении последних трех занятий я обращалась ко всем присутствующим с просьбой о помощи в ведении летописи наших занятий. И получала твердые заверения в том, что к следующей встрече непременно все будет сделано. Интерес к летописи, желание ее читать несомненны. Некоторые даже приходят в мой кабинет после занятий специально почитать летопись. Ценность разных мнений, различных рассказов о событиях занятий тоже несомненна. В искренность ваших обещаний я верю целиком и полностью. Однако, НИ ОДНОГО рассказа для летописи эта группа не принесла! (В другой группе ситуация иная.)

Таков ФАКТ. Я начинаю чертить на доске схему.

Думаю, что мои чувства, возникшие в описанной ситуации, вам не трудно угадать. (Далее ученики называют чувства, я их записываю в схему.)

Ведущий: — Да, я испытывала все эти чувства по очереди и вместе, но сильнее всего я, пожалуй, ощущала обиду. Поэтому я

137

выделила это слово в схеме... Однако, сейчас нас интересует не то, что именно я ощущала, а то, что мне с этими чувствами делать?

Саша: — Выплеснуть наружу.

Оксана: — Вы можете сорвать на нас злость!

Женя: — Если обиду выплеснуть наружу, то надо будет драться на кулаках!

Маша: — Но ведь нельзя же взять что-нибудь тяжелое и нас!..

Дима: — Можно выразить гнев не на нас, а на какой-нибудь вещи: порвать тетрадь или стукнуть кулаком по столу.

Катя: — Можно выразить обиду не физически, а психоло­гически: не отвечать на наши просьбы... Отомстить.

Вера: — Или лишить чего-нибудь. Наказать.

Саша: — Если так делать, то возникает двусторонняя обида: друг на друга!

Ведущий: — Да, есть такой способ выражения любого чувства:

если мне обидно, плохо, то пусть и тебе будет плохо и обидно!

Тимоша: — «Наш девиз четыре слова:

Тонешь сам — топи другого!»

Ведущий достраивает схемы, фиксируя в ней этот фрагмент обсуждения. Замечу, что принцип следования группе работает и при построении логических схем. Так, в другой группе эта же дискуссия развернулась по-другому: ребята начали разбирать тему «Сдержанность». В ответ на вопрос ведущего : «Так что же мне делать с этим букетом неприятных переживаний?» последовала мгновенная реакция:

— Подавить... скрыть чувства!

— Надо проявить выдержку: сдержаться...

— И сделать вид, что ничего не случилось.

Ведущий: — Предположим, что я так и поступила. Подавив свою обиду, раздражение, закипающую злость, я прихожу к вам как ни в чем ни бывало, снова прошу о помощи, снова получаю самые искренние обещания, потом снова повторяется ситуация невыпол­ненных обещаний. Я опять сдерживаюсь, все несколько раз повторяется... И что случится с моими подавленными, сдержан­ными чувствами?

138

— О-о-о! Это будет жутко!

— Можно взорваться! И тогда... что с нами будет!!!

— Можно лопнуть.

Ясно, что после такого начала разговора первый путь выражения чувств, появившийся на схеме во второй группе, был иным. Но в обеих группах пути подавления чувства и агрессивного его выражения были предложены участниками дискуссии практически мгновенно, что, видимо, отражает реальный опыт выражения чувств, сложившийся в этом сообществе.

Схема, фиксирующая два обсужденных пути выражения чувств, такова:

Очень важно не просто осознать, но и прочувствовать оба зафик­сированных в схеме пути выражения чувств и пережить их плачевные последствия не в воспоминаниях, а «здесь и сейчас». Поэтому в этом месте стоит прервать обсуждение и предложить разыграть сценки. Например, изобразить учителя, выражающего классу свою обиду за невыполненные обещания. Задание чуть сложнее: изобразить учителя, который долго пытается сдержать обиду, но, наконец взрывается. Хорошо бы посмотреть этюды нескольких учеников. А всем, не желающим «выступать», поручить роли экспертов, выставляющих, как на спортивных соревнованиях, оценки по 10-тибалльной системе. Такие просмотры с обсуждени­ями могут открыть сразу много направлений обсуждения темы «Способы выражения эмоций». Так, к примеру, Андрей, изображая

139

учителя во гневе, произнес обвинительную речь, которую закончил словами: «Сейчас вам всем двойки поставлю!» Но слова эти произносились таким нежным тоном, с такой благодушной улыбкой, что судьи настояли на необходимости изменения интонации, позы и мимики, тем самым приоткрыв новый аспект обсуждаемой темы: «Текст и подтекст или открытое и скрытое сообщение». Другой актер оказался невольным инициатором обсуждения стилистики выражения чувств в разных социальных обстоятельствах. Изображая учителя, он вызвал хохот аудитории, произнеся с самой развязно-блатной интонацией: «Ща, как дам по рогам!»...

ВЫВОД: Два пути выражения чувств мы нашли без труда. Но оба эти пути ведут к пренеприятным результатам: в одном случае человек рискует испортить отношения с людьми, в другом случае он(а) рискует испортить собственное здоровье. В связи с этим стоит дать короткую справку о природе психосоматических заболеваний, например, рассказать о том, как сдерживание страха перед контрольной может привести к тому, что в день контрольной у ребенка всегда начинает болеть живот или голова, поднимается температура...

В любом случае, найденные нами два пути выражения чувств приводят к неприятностям. Неужели нет третьего пути?

—Есть!!!

—Должен быть!!!

— Найдем и испробуем его на следующем занятии.

— Так что же, нам надо ждать целую неделю?!

— Нет, не ждать, а искать. Наблюдайте за собой и другими людьми — своими сверстниками и взрослыми. Каждый день вы видите сотни разных способов выражения чувств. Найдите среди них те, которые не укладываются в нашу схему. Хорошо бы вы, встретив такие случаи, описали их на карточках, которые мы поместим в летопись.

ВСТРЕЧА ШЕСТАЯ:

Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.