В ПОИСКАХ МИРНОГО ПУТИ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На доске—схема, построенная на прошлом занятии. На схеме обозначена проблема сегодняшней работы:

Если никто из учеников не предлагает конкретных путей мирного и конструктивного выражения чувств или ситуаций, не укладыва­ющихся в схему прошлого занятия, то ведущий может задать свой материал для размышлений. Приведем три ситуации, которые были предложены ученикам для анализа.

Ситуация 1

Друг взял у меня книгу на три дня. Она мне нужна, чтобы написать сочинение. Прошло три дня, а книги нет. Я звоню другу и говорю: «...».

140 141

Ситуация 2

Я обещал(а) маме быть дома сразу после уроков или позвонить, если я задерживаюсь. Но начался такой захватывающий разговор с друзьями, что я не заметил(а), как пролетело два часа. Конечно, я не позвонил(а). Я возвращаюсь домой, мама открывает дверь и говорит: «...».

Ситуация 3

Задание надо было сделать к понедельнику. В понедельник сказали, что последний срок будет в среду. В среду на уроке учительница спрашивает: «Где твое задание?» Я честно сознаюсь:

«Забыл(а)», опускаю глаза и жду, что будет дальше. Учительница:

«...».

Ученики разделились на группы по 2—5 человек, каждая группа получила текст трех ситуаций. Задание: «Дать три решения для каждой ситуации». Один ответ в манере «Сдержанность», когда человек делает вид, что ничего не произошло. Второй ответ — в манере «Раз мне плохо, пусть тебе тоже будет плохо». А третий, если получится, должен привести к мирному разрешению ситуации, когда человек не скрывает своего чувства, не делает вид, что все в порядке, но при этом никого не ранит и не оскорбляет, а предлагает поискать мирный выход из неприятной ситуации, который устроил бы обоих участников неприятного инцидента.

Если не удается для каждой ситуации найти все три пути, то надо записать столько решений, сколько удастся найти.

Анализ различных вариантов решения этого задания можно провести немедленно, а можно отложить до следующего занятия и провести в письменной форме. Я выбрала последний путь, полагая, что к незрелым и половинчатым решениям, предложенным сегодня, будет небезынтересно вернуться через некоторое время, приобретя большую искушенность в «мирном» выражении чувств.

После достаточно долгой (15—20 минут) письменной работы с подростками лучше всего поиграть. Но возможно, что напряжение

142

решаемой, но все еще нерешенной задачи начинает работать, и в группе уже сложилась сильная потребность найти ответ на поставленный вопрос: «Каков «мирный» путь выражения эмоции?» Это тот редкий в педагогической практике случай, когда вопрос о том, что же нам делать вместе, полезно решать открытым голосованием. Группу стоит откровенно спросить: «Чем мы займемся в оставшееся время — поиграем в новую игру или поищем мирный путь выражения эмоций? Кто за игру?» Если желающие играть оказываются в подавляющем меньшинстве (не более четверти группы), то, возможно, им будет полезно заразиться познавательным азартом большинства. Но такую ситуацию в конце долгого школьного дня вообразить трудно. Скорее в меньшинстве окажутся «познаватели». Но они не должны быть в проигрыше. Все, кто выразит желание немедленно заняться поисками решения задачи, получают от ведущего текст, с которым можно поработать немедленно — индивидуально или в малой группе, причем можно сейчас присоединиться к играющим, а над текстом поразмышлять дома. Привожу этот текст (см. рисунок на стр. 146).

Задания

1. Предсказать последствия каждого способа выражения обиды. Отдельно описать: а) чувства учеников; 6) их поступки. (Будут ли они выполнять просьбу учителя?).

2. Когда я искала мирный путь решения конфликта и избавления от обид, то поступила так: а) не скрыла своего чувства, выразила его, стараясь при этом никого не обидеть; б) выразила свое доброе отношение к тем людям, с которыми надеялась восстановить добрые и деловые отношения; в) выразила свои надежды и деловые предложения по мирному урегулированию конфликта, но оставила за своими собеседниками свободу выбора.

Далее предлагаю ученикам попробовать по этой схеме построить ответы на те три ситуации, которые вы разбирали сегодня на уроке.

143

Дата: 2018-12-21, просмотров: 235.