ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ИНТРОВЕРСИЯ» И «ЭКСТРАВЕРСИЯ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перед тем, как раскрыть ученикам существо этих базисных понятий, на основе которых далее будет построена типология 216

темпераментов, проводится тестирование. Так как для 10-12 летних учеников тестирование — дело непростое, связанное с сильными эмоциональными переживаниями, я решила пе перегружать подростков избыточными впечатлениями и нс проводить с ними весь тест Айзепка, состоящий из 57 вопросов. Из стандартного опросника (см. «Практикум по психодиагностике» — изд. МГУ, 1988) были выбраны те 24 вопроса, которые составляют шкалу -жстраинтроверсии (использовалась форма «А»),

Для удобства последующей обработки вопросы, на которые зна­чимым является ответ «нет», отмечены особым шрифтом и тремя скобками. Обработку собственных результатов каждый ученик спо­собен сделать сам сразу после тссгирования. Закончив чтение вопро­сов, ведущий читает ключ к тесту и объясняет ученикам, как под­считывать баллы. Каждый сам подсчитывает и записывает свой пока-загель интроэкстраверсии. Усредненные показатели по группе веду­щий подсчитывает после занятия, перепроверив расчеты учеников.

ШКАЛА ЭКСТРАВЕРСИИ - ИНТРОВЕРСИИ (24 вопроса) ИЗ ТЕСТА АЙЗЕНКА

1) Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2) Ты веришь в удачу, считая себя везучим человеком? f ((3))) Задумываешься ли ты перед тем, как что-нибудь предпринять?

4) Всегда ли ты поступаешь и говоришь быстро, нс раздумывая?

5) Тебе интересно заключать пари, спорить па что-нибудь?

6) Тебе кажутся странными люди, которые своей серьезностью, осторожностью наводят на окружающих скуку?

7) Предпочитаешь ли ты обычно книги встречам с людьми?

8) Любишь ли ты часто бывать в компании?

9) Путешествуя, ты охотней любуешься пейзажем, чем беседуешь с людьми?

10) Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же?

11) Способен ли ты дать волю чувствам и вовсю повеселиться в компании. 217

12) Ты больше молчишь, когда находишься в обществе других людей ?

13) Если ты хочешь узнать о чем-то, то ты предпочитаешь

узнать об этом в книге, нежели спросить?

14) Нравится ли тебе работа, которая требует постоянного внимания?

15) Тебе неприятно находиться в обществе, где постоянно подшучивают друг над другом ?

16) Нравится ли тебе работа, которая требует быстроты действий'.'

1 7 Ты ходишь медленно и неторопливо ?

18) Верно ли, что ты любить поговорить, что никогда нс упустишь случая побеседовать с незнакомым человеком?

19) Ты бы чувствовал себя очень несчастным, если бы длительное время был лишен широкого общения с людьми?

20) Тебя ценят в компании как веселого и изобретательного человека?

 21) Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

22) Легко ли тебе внести оживление в довольно скучную компанию?

23) Любишь ли ты подшучивать над другими?

24) Считаешь ли ты себя человеком живым и веселым?

ВНИМАНИЕ!"

Прежде, чем делать обработку реальных результатов, надо дать интерпретацию (рассказать про интроэкстравсртпость). Наилуч­шим материалом для подготовки такого короткого рассказа является книга автора этих понятий — Карла Юнга «Психологические типы» (М.: 1992). Многочисленные популярные изложения концепции Юнга, увы, склонны примитив изировать фундаментальную идею автора и сводить базисное различение типов сознания и бессознательных установок к разнице между тамадой и невротиком или между «рубахой-парнем», душой подвыпившей компании и угрюмым мизантропом, отгораживающимся от общения с помощью книг и чудачеств.

После мини-лекции, знакомящей группу с понятиями интровер-сия и 'экстравсрсия, ведущий объявляет, что выполненный тест является самым лучшим в мире инструментом измерения данного качества, и просит каждого ПРЕДСКАЗАТЬ свой результат по 24-балльной шкале, где «О» соответствует крайней степени интровертности, а «24» — крайней степени экстравертности. Лишь после попытки предсказать свой результат и получить ответ на смешной вопрос бульварных еженедельников «Знаю ли я себя», следует посчитать реальный результат, а йотом — обозначить то. что хотелось бы иметь через несколько лег (я — будущее. идеальное).

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. 8 вопросов выделены тремя скобками и особым шрифтом. За эта вопросы баллы начисляются в том случае, если человек ответил «НЕТ» (минус).

2. За остальные 12 вопросов баллы начисляются в случае положительного ответа (плюс).

3. Все баллы суммируются. Максимальный результат— 24 балла (крайняя экстраверсия), минимальный — 0 (крайняя интроверсия),

 

4. Для младшего подросткового возраста шкала Айзенка НЕ НОРМИРОВАЛАСЬ. Приведенные ниже статистические норми­ровки сделаны на выборке студентов МГУ (обоего пола) нс психологических специальностей. Среднее — II, 92. Стандартное отклонение от среднего — 4, 91.

ИНТ,                                      ЭКСТ.

О      7,01    11,92   16,83    24

Результаты, полученные в группе 11—13-летних подростков (15 человек):

ИНТ,            П   15 20 ЭКСТ. х

О        7.01      11,92 16.83          24

На следующем занятии я доложила участникам занятия эти резуль­таты обработки теста на интроэкстравертность, выполненного группой из 15 человек на прошлом занятии. И попросила интерпретировать нетривиальный факт, полученный в результате этого эксперимента над самими собой: подростки 11-13 лет (по крайней мере, данная группа подростков) оказались значительно более экстравергными, чем группа взрослых, на которой проводилось нормирование шкалы,

Для выработки гипотез, объясняющих этот факт, ребята разделились на малые группы по 2-4 человека и написали следующее:

• У подростков еще мало жизненного опыта, поэтому они зависимы от своей компании. Конечно, подростки стремятся к независимости, не слушаются родителей, стремятся отстоять собственное мнение. Они постоянно показывают, что сами знают, как им жить, обо всем имеют собственное мнение. Но когда говорят своим сверстникам: «Я так считаю, а ты как думаешь?», — и слышат в ответ: «Ты совершенно ничего нс понимаешь, все совсем не так», — то поддаются влиянию окружения. Поэтому маленькие дети зависят от родителей, а подростки — от компании. (Сергей Н., Полина Д., Женя Т., Катя В.)

• «Я считаю, что, если человек в компании .говорит, чго он с ней не согласен, то он вылетает из этой компании и переходит в другую, Если его там не принимают, то он все более и более уходит в себя и становится все более интровсртным. Думаю, что от 11 до 14 лет человек становится более привязан к своей компании.» (Сергей Н.) 220

• «Нам кажется, что подростки в этом возрасте (11-14 лет) очень много общаются, потому что до этого они были детьми и за ними следили родители, а теперь им интересно узнавать все новое, у них появляется свое мнение, более отличное от мнения родителей, появляется желание узнавать о других и от других. . . (Например, раньше меня не волновало, как ко мне относятся, а теперь волнует). У них переходный возраст, они из детей с общим, одним представлением о мире переходят во взрослых. В детстве у детей одно мнение, а у взрослых их гораздо больше. Взрослые смотрят на людей с хорошей и плохой точки зрения. Переходный возраст — это серединка наполовинку.» (Инна К. и Наташа К.)

• «Потому что взрослые уже прошли через это, а дети только проходят через этот период, и им это интересно, а взрослым это уже нужно меньше». (Женя Ф- , Илья Ж, , Антон Н., Саша П.)

• «Мы считаем, что подростки более нуждаются в общении, чем в познавании себя- Они нуждаются в общении больше, чем взрослые. А взрослые уже лет в двадцать задумываются и нампого больше думают. Я считаю, кто больше думает, тот интроверт.» (Тимофей М. , Даня К.)

• Чем человек взрослее, тем он больше хочет углубиться в себя, у него больше личного, у него есть свое «Я». Когда человек маленький, он живет умом взрослых. У них в основном похожи понятия и взгляды на жизнь, А у подростков переходит из «ВСЕ МЫ» в «Я», поэтому он становится более активным, он ищет в общении и в других то, насколько надо углубляться в себя и как становиться лично «Я»,

ВЫВОД:

Занятие, как всегда, окончилось общим выбором темы следующей встречи: продолжить изучение ситуаций общения с точки зрения гипотезы о личностном пространстве и др.221

невербальных средств общения, ИЛИ продолжить «углубление во внутренний мир» — в данном случае продолжить тестирование, добавить вторую шкалу к шкале интроэкстравертности н выйти на проблему темпераментов.

— Темпераменты — это про холерикоа, флегматиков?.. Вот про •это? Тогда, конечно, про темпераменты"!

Выбор был сделан единогласно, что и определило переход к новой теме-

НЕИС ПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Дальнейшее углубление введенных понятий «интроверсия» и «экстраверсия» может быть достигнуто при работе с текстами и выполнении упражнений на самоанализ, основанных на изучении текстов. Приведенный ниже отрывок сделан но кык;с Е. С. Филатовой «Соционика для вас» (Новосибирск, ! 993, с, 30-34),

ЭКСТРАВЕРСИЯ - ИНТРОВЕРСИЯ

В своем поведении любой человек ориентируется на данные, полу­ченные из внешнего мира. Но люди неодинаково реагируют на одну и ту же информацию: одни — импульсивно, непосредственно, другие каждый новый сигнал пропускают сначала через себя, их реакция зависит от их собственных убеждений или привычек. Например, один, узнав, что на улице похолодало, надене-s пальто. Другой сочтет это излишним, поскольку считает полезным закаливаться. Один вос­хищается художником, которого хвалят все, другой нс спешит его хвалить — его собе гвснный взгляд на живились отличается от обще­принятого. Первый человек полностью ориентирован на внешние факты и их общепризнанную оценку. Ему нравится чествовагь себя .заодно с другими людьми, переживать и действовав так, как в похожих ситуациях принято действо вагь (принят о при похолодании одеваться теплее). Второй человек всегда остается при своем мнении, Встречаясь с новой ситуацией, он ориентируется не столько на факты. столько на свои собственные убеждения,

Для различения этих двух типов человеческого поведения Карл Юнг (! 875-1961) ввел понятия экстраверсия и интровсрсия,

222

УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ЭКСТРАВЕРТИРО ВАННОГО ТИПА

Деятельность экстраверта, как правило, полностью направлена на внешний мир. Реальные предметы составляют для него преобладающую ценность. Его жизненная энергия почти вся направлена вовне, на мир. Одно из самых ярких его свойств, по выражению Юнга, «во всем себя растрачивать и распространяться». Этим обусловлена и особая энергетическая «окраска» поведения экстравертов: они производят впечатление активных, деятельных, напористых, волевых людей.

Экстраверт живет так, что события внешнею мира оказывают на него большее влияние, чем его собственное мнение об этих событиях. Это, конечно, не значит, что у него нег своих взглядов и мнении. Но они гораздо меньше влияют на его поступки, чем внешние обстоятельства. Главный управляющий сигнал всегда приходит снаружи, а не изнутри.

Требования конкретной общественной среды часто оказываются для экстраверта важнее, чем общечеловеческие нормы. Соответст­вуя ожиданиям окружающих, экстраверт чувствует себя весьма комфортно. Значит ли это, что он всегда идеально приспособлен к окружающим условиям жизни? И да, и нет. Да, потому что мгновенная реакция на все новое, способность быстро и напористо действовать там, где обстоятельства требуют действия, делают экстраверта победителем и доставляют ему удовольствие. Нет, потому что внешние условия, к которым отлично приспособлен экстраверт, могут быть ненормальными. Тем нс менее эксграверт примет их как руководство к действию. При этом он может даже процветать, но объективно его действия могут оказаться вредными и даже бесчеловечными.

УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ИНТРОВЕРТИРОВАННОГО ТИПА

Интровсртированный тип отличается от экстравертированного тем, что ориентируется, главным образом, на свою оценку предмета или события, а не на предмет как таковой. Поступки интроверга не зависят впрямую от внешних обстоятельств, они определяются

223

в первую очередь его собственной внутренней установкой. Иногда •уго принимается за эгоцентризм.

Можно скачать, что экстраверт всегда хочет забраться попыще чтобы лучше увидеть все, что происходит вокруг- а интровсрт воспринимает свое «Я» как защитную оболочку, в которой он спрятал .целый мир чувств, мыслей, мечтаний, планов, и огкуда ему время от времени приходится выглядывать.

Иногда экстравертами считают людей общительных, а интровср-тами — людей малообщительных. Это неверно. Иптро-верт может быть совершенно открытым, компанейским, веселым, — но только в знакомой обстановке, где к нему хорошо относятся. Тогда он с удовольствием «вылезает» из сяоей раковины, не опасаясь неожиданных для себя неприятных воздсйсгвий.

ЭКСТРАВЕРТ:

• ориентирован на то, что происходит вне его,

• открыт всему, происходящему вокруг,

• соотносит свои суждения с мнением окружающих,

• любит действия, инициативен,

• легко вступает в новые контакты, быстро осваивается в новом коллективе,

• высказывает все, что думает,

• с интересом относится к новым людям, легко знакомится сними,

• если отношения не сложились — так же легко расстается. ничего не стремясь переиначивать на свой лад,

• часго склонен к риску и опрометчивости.

ИНТРОВЕРТ;

• ориентирован на свои ощущения, мысли, впечатления от того, что вне его,

• старается отгородиться (защититься) от обилия внешней информации,

• задумчив, молчалив, внешне спокоен,

• имеет узкий круг друзей,

• с трудом входит в новые контакты,

224

• стремится к сосредоточенности и тишине,

• не любит неожиданных визитов и сам нс делает их,

• хорошо работает в одиночку,

Прежде, чем давать ученикам этот текст для ознакомления, стоит предложить следующее упражнение (приведенные ниже утвержде­ния):

а) приписать интровсрту или экстраверту (поставить рядом с утверждением букву Э или И),

б) по пятибалльной шкале оценить, насколько данное поведение свойственно мне лично (поставить около каждого утверждения балл),

5 — это мне свойственно в высшей степени, для меня это всегда так,

4 — это мне свойственно, так я поступаю часто, но не всегда,

3 — это мне присуще ровно наполовину: в половине случаев это так, в половине — наоборот,

2 — в отдельных, редких случаях я действую именно так, но в основном иначе,

1 —это мне нс свойственно вообще, со мной такого никогда нс случается.

После такого (само)аиализа ученики получают текст и список качеств интроэкстраверта (по Филатовой), сравнивают свои ответы со списком, подсчитывают свои баллы по интроверсии и зкстраверсии. Этот двойной балл чрезвычайно важен для того, чтобы представления подростков о себе не были максималистски одномерны: если (но шкале Айзенка) я оказался экстравертом, то интровертное поведение мне не свойственно. Гораздо полезней представить себе эти два полюса как сосуществующие в каждом человеке свойства, с которыми можно работать; что-то менять, что-то закреплять, усиливать, . .

225

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАДАНИЯ

ячеловек, который

• ориентирован на свои ощущения, мысли, впечатления от тощ что вне меня;

• ориентирован на то, что происходит вне меня;

• соотносит свои суждения с мнением окружающих:

• ориентирован на свои ощущения, мысли, впечатления от тоге. что вне меня;

• легко вступает в новые контакты, быстро осваивается в iiobov коллективе;

• старается отгородиться (защититься) от обилия внешне?-информации;

• с интересом относится к новым людям, легко знакомится с ними,

• если отношения нс сложились — так же легко расстается, ничего не стремясь переиначивать на свой лад;

• с трудом входит в новые контакты;

• часто склонен к риску и опрометчивости;

• хорошо работает в одиночку;

• задумчив, молчалив, внешне спокоен;

• имеет узкий круг друзей;

• открыт всему, происходящему вокруг;

• стремится к сосредоточенности и тишине;

• высказывает все, что думает;

• не любит неожиданных визитов и сам ire делает их;

• ориентирован на свои ощущения, мысли, впечатления от тип'. что вне меня.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 243.