Комментарий к первому занятию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Я согласна с правим Г. А. попросить каждого записать свою интересную мысль. Очень часто интересные мысли забываются, а тут они остаются надолго.

Внутренний мир человека и отношения между людьми. Нам предстоял выбор. Как я об этом думаю? Я сразу понимаю, что нету четкой границы между внутренним миром и отноше­ниями: где-то они расходятся, а потом сливаются, кик мы и выяснили. И все-таки, хотя это и связана, но я больше хочу погружаться во внутренний мир. Но, с другой стороны, мне страшна узнать некоторые тайны моей души, которые мне' и никому на свете не известны! Я побаиваюсь узнать о себе что-нибудь плохое. Но любопытство у меня перебарывает страх, и я хочу двигаться по направлению к внутреннему миру! Окно Джохари я считаю величайшим изобретением. Испуг, который изобразила Катя, похож и на мое состояние. Я тоже не хочу, чтобы обо мне знали все. Нс всем это приятно.

Когда я иду ни страшный риск общения с другими людьми, я неизбежно узнаю от них что-то новое о себе. Общение, по-моему, действительно страшный риск. Можно вместо того, чтобы вызвать хорошее отношение к себе,, наоборот, сильно его испортить, и тогда... Окно Джохари я бы для себя изменили так:

При этом уменьшается область полного незнания. Но я не хочу ее уменьшать очень сильно. Пусть будет такой, как на картинке.

Как расширить знание о себе других? А хочу ли я этого? Нет. Hf очень. Я хочу. скорее, уменьшить окно, где «обо мне знают, а я нет".

Когда я иду на риск самораскрытия, то граница между знанием и незнанием других оба мне тоже сдвигается. Сильно ее сдвигать я не хочу. Доверять очень многое я не могу всем другим. Если же

194

это окно полного знания сильно расширять, то у меня останется очень мало сокровенного, лично своего. А я этого не хочу и считаю, что у каждого должно быть что-то скрытое, и его должно быть много.

Чтобы глубже заглянуть в себя, надо выйти наружу; я могу это понять только математически — по окну Джохари. но в душе я этого не понимаю!

Все вопросы, возникшие в результате того, что мы узнали законы психологии, интересуют и люня.

Комментарии к,вывадам_верв.ого занятия:

1) С первым выводом я не очень согласна. Желание расширить область знания о себе r двух направлениях и уменьшить «Я знаю -—другие нет» у меня отсутствует. Но я хочу уменьшить область «Я не знаю, а другие знают» и расширить «Все знают, и я знаю» вниз.

2) Со вторым выводом я согласна. Да, это так. Но я не хочу уменьшать «Я знаю, а другие нет».

3) Да, не для всех людей это желательно. Для меня это тоже желательно не в полной мере. Со второй группой людей, предполагающих быть «закрытыми», я согласна полностью и буду стараться осуществить мои желания и научиться читать мнения других. Другие четыре человека предполагают открыться. Что ж, это их право. Хорошо, когда есть «открытые люди», но сама я к ним не отношусь.

4) С Катей Т. я согласна. Лично я вообще окно полного знания распространила бы только на людей, мне близких, — мою семью, класс и еще некоторых людей, которым я доверяю.

Ряд вопросов, .интересующих некоторых участников группы:

I) Да, первый вопрос меня интересует очень сильно. В этой области больше всего меня интересует расстояние, которое следует соблюдать в общении. Очень неприятно, когда тебе напоминают, что ты мне неровня, я тебя старше, и вообще, когда говорят: «Не лезь и не давай мне советов» и т. п.

195

2) Да, я тоже бы хотела повторить этот тест. Он поможет мне и другим избежать неприятных ситуаций, из которых мне, например, трудно выкручиваться.

3) Что-нибудь новое мы и так узнаем, когда общаемся между собой. Мы все время и везде узнаем что-то новое. Что касается хороших игр, то их никогда нельзя забывать.

4) Игры — это вообще здорово! А когда при этом развиваются ум, отношения и внутренний мир, то это великолепно!

5) С этим я полностью согласна! Это очень-очень интересно! Мне кажется, что это сможет объяснить все-все! Я очень хочу узнать хотя бы капельку про внутренний мир!!!

Мария Т.

КОММЕНТА РИЙ К КОММЕНТАРИЮ

Маша говорит, что ей трудно понять, почему, чтобы познать себя, нужно выйти наружу. Я считаю, что это вполне можно понять. Ведь, когда ты выходишь наружу, ты общаешься с людьми и они раскрывают в себе такие качества, о которых ты, может быть. и подозреваешь, но никак не догадываешься, что оно есть в

тебе.

Тима М. С неповторимым изумлением и восхищением я цитирую эти отроческие высказывания (изменяя в них лишь орфографию рукописных оригиналов). Все теоретические выкладки мировой психологии (см. 1 часть этой книги) убедительно показывают, что чудо рождения автора собственной биографии должно случаться где-то между 10 и 13 годами, но все равно—самая сильная вера в чудо не избавляет нас от трепета при непосредственном его лицезрении. Да! Эти 11-12 -летние отроки ставят серьезные задачи самоизменения, и для них это легко и естественно — как дыхание. Разумеется, такая лег кость нс есть результат занятий и тренировок. Это естество возраста. Занятия могут лишь придать этому естеству форму, огранить и оправить драгоценный дар отроческой души — способность взяться за труд само строительства.

196

ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ

Опираясь на текст рукописи, я коротко восстановила основные идеи прошлого занятия:

1) Мы вместе выбираем содержание нашей общей работы, поэтому мы начали с выбора генерального направления движения. Выбор между изучением внутреннего мира человека и изучением человеческих отношений был сделан так:

0% 0%

62%

100% внутренний мир человека 100% отношения между людьми

72%

Я нарисовала эту схему на доске и объяснила, какие руководящие указания для себя я получила из такого волеизъявления группы. Ин­терес группы к внутреннему миру человека лишь немного отстает от интереса группы к миру человеческих отношений. Примечательно •ю. что сделав свой выбор еще до обращения к окнам Джохари, рас­крывающим интимную связь общения и самопознания, вы интуи­тивно показали: эти два направления ведут нс в разные стороны; это как бы две стороны, обочины одной и той же дороги, ведущей к пониманию себя и других людей, к умению решать свои личные проблемы и проблемы человеческих отношений. Поэтому, основы­ваясь на выборе группы, я — ведущий — приняла такое решение:

сегодня мы начнем с темы «Человеческие отношения. Пространство общения между людьми». (Тема записывается на доске.) Так как эта тема неминуемо приведет нас к обращению па себя, то вы сами будете регулировать темп изучения пространства общения. Когда у вас созреют новые вопросы, связанные с тем, к чему мы приступаем, мы плавно перейдем к новой теме, которую вы же и сформулируете,

Принципиальных возражений это предложение не вызвало. Будем считать, что участники занятий пока приняли предложенный план.

Для учеников, отсутствовавших па прошлом занятии, было коротко восстановлено его содержание. Неразрывность связи знаний о себе и сферы общения с другими людьми показана в следующей схеме:

197

что другие люди обо мне

знают

не знают

Результаты самоанализа десяти участников первого занятия показали, каких изменений они хотят для себя в течение ближайших двух-трех лет:

Итак, общая тенденция в группе такова: приложив некоторые усилия к построению общения и к самораскрытию, ребята хотя-i существенно расширить знание о себе. Это — наиболее частое пожелание.

Но есть два индивидуальных варианта, которые мы рассмотрели особо и признали равнодостойными. Это означает, что ни один из планов на будущее не считается более или менее правильным. В данном случае правильны все пути.

Наша задача — найти способ совместной жизни и работы для людей, выбирающих разные жизненные пути,

198

Эти люди хотят узнать о себе больше, но не стремятся к самораскрытию.

Назовем людей такого типа «ЧИТАТЕЛЯМИ»: они хотят «прочесть» в высказываниях других людей что-то о себе, но сейчас

 

Эти люди в данный период своей жизни настолько сильно стре­мятся к самораскрытию, к выражению себя, что готовы на некоторое время пренебречь самопознанием. Назовем такой тшт людей «ПИСА­ТЕЛЯМИ», потому что они предпочитают сейчас высказываться о себе, а не слушать («читать») высказывания других людей,

Самый распространенный вариант — это выбор обоих путей самопознания — и «читательского», и «писательского» пути.

Когда я представила схему «Окно Джохари», Тима М, сформули­ровал два чрезвычайно остроумных вопроса-возражения. По просьбе ведущего он немедленно записал свои замечания, и, когда я писала текст летописи этого занятия, я не только процитировала мысли Тимы, но и немедленно ответила то, что думала сама. На следующем занятии другие участники тоже захотели включиться в эту письменную полемику, которая ниже приводится целиком.

1) Абсолютного незнания о человеке быть не может, потому что в каком-то возрасте (если у тебя здравый ум) ты что-то узнаешь о себе.

Ти.\ш М.

199

Ответы Тимофею:

Мне кажется, что Тима говорит о том, что в принципе чечове-к может понять самого себя целиком и полностью. Например, вот так:         i—f —— I

Я согласна с Тимой и очень хотела бы сама достигнуть такого состояния полного самопонимания, но пока еще не умею это сделать. Яне встречала ни одного человека, который смог бы это сделать. Но это не значит, что это в принципе невозможно. (Талина Анатольевна Ц.}

Возражение: Я считаю, что человек не может знать о себе все, то есть не может быть вот такой ситуации:

Потому что, когда человек узнает немного больше какого-то предела, он начинает понимать, что все это без толку и что знг" никому, кроме него не нужно, а ему это только вредит.

Я считаю, что в основном люди хотят больше «читать книги.-' других, и как можно больше, чем «давать другим читать cw > io книгу»: но чтобы '•(читать книги других», надо, чтоб и тепе разрешили это делать, и люди невольно дают другим «читать свои книги», когда хотят «прочитать книги» этих людей.

Инна !\.

2) Как же человек может узнавать , понимать, оценивать себя по мнениям других, когда он сим не знает себя и не люжет сравнивать свои мнения о себе с чужими ?

Тима М.

200

Я согласна с Тимой в одном: если человек совсем-совсем себя не знает, то он не может сравнивать собственное мнение о себе с мнениями других просто потому, что не имеет собственного мнения. Если у человека (например, у младенца) еще нет собственного мнения о себе, то что он сделает с мнением другого человека? Например, ребенку полутора месяцев все окружающие говорят: « Какие у тебя красивые голубые глазки!», а он еще не знает, что такое «глазки», что такое «голубой цвет», никогда нс видел себя в зеркале.. . Повлияет ли мнение других людей на этого ребенка ?

(Галина Анатольевна Ц.)

Мне кажется, что сравнивать свое .мнение с чужими не обязательно. Тебе надо просто узнать мнения чужих и поста­раться (если хочешь и можешь) изменить себя.

Полина Д.

Я не совсем согласна с Тимошей. Мне кажется, что, сколько бы человек ни делал для полного познания себя, он будет знать (естественно) все больше и больше, но к полному знанию никогда не придет. Это примерно так же, как если бы космический корабль решил достигнуть скорости света, он бы никогда ее не достиг, так как, чем больше бы его скорость приближалась к скорости света, тем медленнее она приближалась, и корабль никогда не достиг бы скорости света.

Мне кажется, когда человек рождается, он ничего не знает о себе. Из Ваших слов я поняла, что Вы не совсем согласны с Тимой, ну ... к я тоже.

Я согласна с Тимошей и с Вами в следующем (цитирую): «Если человек совсем-совсем себя не знает, то он не может сравнивать собственное мнение о себе с мнениями других». Мне кажется, что, если у человека нет своего^пения о-себе, то <ш.сагласится лтш с мнением, которое_е.уу больше нравится, jiujulc мнением наиболее близкого человека.

Маша М.

201

Не скрою, было жалко прерывать столь содержательный диспут и просить тех, кто рвался высказаться, записать свои мысли после ?анятия (заведомо зная, что половина искренних обещаний завтра же принести записи не будет выполнена). Однако замелькавшие в разговоре методологические, нравственные и конкретно-психологические темы развивать здесь и теперь было прежде­временно. Разговор, задевший участников, не был пока подкреплен !ix реальным опытом или знаниями, принял слишком обобщенный характер и рисковал превратиться в житейское словоговорение. Оставив щедро набросанные замыслы многих психологических экспериментов на то будущее, в котором потребность в этих именно экспериментах созреет в группе, я решила перейти от слов к действиям, чтобы сохранить и усилить групповую энергию.

Ведущий: Итак. решено; что идти надо обоими путями; и научить­ся «читать» тексты поведения других людей, и научиться грамотно и разборчиво «писать» тексты собственного поведения. Эти два действия (чтение и письмо поведения) связаны друг с другом, как движения правой и левой ноги при ходьбе. Поэтому выбор — /двигать юлько правой ногой или только левой — бессмыслен. Единственное, что можно выбрать, — с какой ноги начать движение, А это не прин­ципиально- Повинуясь чуть более сильному желанию ipynubi, я нрсд-1агаю начать с изменяя законов построения человеческих отношений.

Для открыгия этих законов проведем эксперимент-игру,

Игра <(Встре-ча с незнакомыми»

Все, желающие участвовать в игре-эксперименте, встают из-за парт и выходят на свободное пространство комнаты. Им предлагается прсдставитг», что через минуту в этом помещении начнется лекция знаменитого психолога. На эту лекцию приглаша­ются далеко нс вес желающие, а только самые-самые заинтересо­ванные и знающие ребята из разных школ. Все присутствующие в аудитории сейчас являются представителями разных школ и никто друг с другом нс знаком. Вы только что вошли в помещение. До чекции — 1 минута- Все. Действуйте.

202

Началось очень шумное действие. Часть ребят начала немедленно «знакомиться», делая это подчеркнуто шумно и театрализованно. Часть кинулась ко мне с вопросом: «А что надо делать?», «А что ты обычно делаешь, попадая в ситуацию, где все люди тебе не знакомы?»

После этого я включила секундомер, отошла в противоположный конец класса и одну минуту наблюдала за поведением группы, чрезвычайно сожалея о том, что нс могу делать видеозапись. Среди всего многообразия действий мне удалось увидеть три типа поведения:

1. Активное построение отношений. Большая часть группы возбужденно знакомилась. Рукопожатия, улыбки, похлопывания по плечу, короткие громкие восклицания были несколько утрированы, но общая атмосфера напоминала мне обычную ситуацию знакомства, отснятую на видео и пущенную на огромной скорости. Радостное перевозбуждение, нарастающее так стремительно, что возникает угроза потери самоконтроля, — так бы я охарактеризо­вала эмоциональный тон происходящего. (Кстати, через полмину­ты, когда все играющие заняли свои места при виде «лектора», утрата самоконтроля некоторыми участниками игры была оче­видна: нескольких людей пришлось урезонивать и ждать, пока они возьмут себя в руки.)

2. Наблюдение. Небольшая часть ребят отошла в сторону и не проявляла инициативы в завязывании знакомств. Когда к ним подходили знакомиться, они отвечали весьма вежливо, но не втягивались в общий оживленный круговорот.

3. Присматривание. Эта манера поведения в ситуации знакомства является промежуточной. Есть люди, которые не кидаются сразу в гущу событий, а сначала (недолго) ведут наблюдения и выбирают себе тех людей, с которыми хотят познакомиться. После этого общаются только с избранной небольшой частью группы.

Через минуту я изобразила начало лекции: «Здравствуйте, глубоко­уважаемые коллеги. Позвольте поздравить вас с удачным завершени­ем этого смелого психологического эксперимента. Давайте обме­няемся мнениями но поводу того, что вы только что делали, думали и чувствовали. Итак, что же вы сейчас делали...»

203

Далее ведущий просит всех участников игры заполнить лист самоотчета:

Когда я (имя, фамилия) оказываюсь среди незнакомых людей:

а) я чувствую. , ,

б) я думаю. . .

в) я делаю. . . .

Эта с виду незамысловатая форма самоотчета представляет значительные трудности для людей, не имеющих опыта разделения своих чувств, мыслей и действий. Здесь уместен короткий тренинг. Например, ведущий может нарочно смешать названия собственных чувств, мыслей и действий и попросить учеников их отдиффсреп-пировать:

мне неуютно — чувство

стараюсь быть незаметным —- действие

робость — чувство

осматриваюсьдействие

любопытство — чувство

«этот человек внушает мне доверие» —мысль и своем чувстве

«хорошо бы познакомиться» —мысль о действии

Вот список ЧУВСТВ, испытываемых участниками занятия и ситуации первой встречи с незнакомыми людьми:

интерес к этим людям, растерянность, скованность, неловкость, некоторый страх (особенно, если ребята старше меня), смущение. любопытство, неудобство, волнение, стеснение, желание про­извести хорошее впечатление на людей, мне симпатичных, я чувст­вую тех. кто симпатичен, кто одинок в этой компании, я чувствую тип компании, понимаю, кто с кем сходится, мне неприятно, я боюсь, что люди меня не поймут и не примут в свое общество, я хочу познакомиться, некоторые люди вызывают отвращение...

Вот перечень ДЕЙСТВИЙ, которые члены нашей группы обычно совершают в ситуации первой встречи с незнакомыми людьми:

• сначала наблюдаю, а потом иду знакомиться с тем. кто мн0 поправился;

204

• стараюсь пе показывать свое смущение;

• смотрю на лица;

• если со мной хотят познакомиться люди, которые вызывают у меня неприязнь, то я постараюсь уйти из их поля зрения и нс попадаться им на глаза;

• присматриваюсь, а потом тихо «втираюсь» в компанию;

• я захочу с ними познакомиться, если это общество примерно такое же, как я;

• присматриваюсь, а затем знакомлюсь с теми людьми, которые, как мне кажется, наиболее доступны в плане знакомства, добрые, понимающие меня;

• я стою в стороне и присматриваюсь, потом, когда присмотрю кого-нибудь, буду знакомиться, а если не присмотрю, то с кем сяду, с тем сяду;

• я нс присматриваюсь, а иду напролом, кто мне попадется, с тем я и начинаю разговор и знакомство, а эти люди, я думаю, познакомят меня с другими;

• я чаще всего стою в сторонке и жду, пока ко мне кто-нибудь сам подойдет;

• начинаю разглядывать людей, и, кто мне больше приглянулся и стоит один, к тому я и подойду и начну говорить;

• я подыскиваю человека и подхожу к нему с вопросом, потом я смотрю, как он реагирует на мое обращение. . . Может быть, он отшатнется и я почувствую, что ему неприятно знакомство со мной. Тогда я буду немного огорчена, но попробую еще раз. Я буду говорить с человеком на общую тему;

• стою в стороне, слушаю, о чем разговаривают, а потом, когда немного освоюсь и узнаю немного побольше, я знакомлюсь с некоторыми;

• слушаю и изредка разговариваю;

• знакомлюсь с тем, кто мне приглянулся или с тем, кто в такой же ситуации, как и я. . .

Ясно, что такой список может быть составлен ведущим лишь после занятия на основании индивидуальных еамоотчстов

205

участников игры. Чтение этого списка на следующем занятии имеет двойной смысл. Во-первых, подростки убеждаются в том. сколь естественны и распространены те чувства неловкости, которые они сами испытывают в незнакомом обществе. Во-вторых, этот список может послужить прекрасным эмпирическим материалом для углубления понятий «интроверсия» и «экстраверсия», которые будут введены на следующем занятии. Для этого полученный сейчас список чувств и действий следует рассмотреть в терминах интроэкстравертности и распределить по шкале;

О                                           24

крайняя интровертность

крайняя экстравсртностъ

Вернемся к ситуации игры- «Лектор» предлагает уважаемым коллегам одну из возможных гипотез, объясняющих то социальное событие, которое мы только что наблюдали. Это гипотеза интимного пространства — того «пузыря», который окружает каждого человека и воспринимается им как часть его организма, Вторжение других людей в интимное пространство всегда вызывает возбуждение. (Подробное изложение гипотезы интимного пространства приводится ниже.)

Эта короткая информация вызвала в группе взрыв вопросов- и комментариев (какая жалость, что мы работали без магнитофона!!!).

Один из них удалось записать: «Я встретился с человеком, которого знаю давно, и мы с ним хорошие друзья, но у меня плохое настроение. Я ему сказал: «Привет», — и быстро пошел дальше. Что это значит?» (Женя Ф.),

Это отличный вопрос о том, умеем ли мы по знакам приветствия, по тому расстоянию, которое человек выбирает при встрече с другим человеком, прочитывать и правильно понимать сообщения о состоянии собеседника, о его ожиданиях по отношению к партнеру, о его отношении к партнеру.. - Хорошо бы накопить таких вопросов и составить из них задачник (или букварь) по взаимо­пониманию. 206

Выбор работы на следующее занятие проводился открытым голосованием (из-за цейтнота). Выбирали между продолжением обсуждения и экспериментирования по проверке гипотезы интимного пространства и тестированием, с помощью которого каждый мог определить свое собственное место в человеческом общении. Мнения разделились практически поровну. Я предложила компромисс; на следующем занятии провести тестирование, но обеспечить желающих текстами, знакомящими со взглядами психологов на гипотезу интимного пространства.

Далее почти без стилистической правки приводятся комментарии двух девочек к тексту описанного занятия, наглядно показывающие наличный критично-аналитический, но недостаточно дифферен­цированный уровень понимания того экспериментального материала, который наблюдался и проживался в игре «Встреча с незнакомыми». Дальнейшее углубление понимания, а главное, отделение своей нормы поведения от норм людей, принадлежащих к другим типам, может произойти по мере накопления понятийных средств анализа ситуации общения.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.