Неиспользованная возможность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разыгранные сценки дают повод для обсуждения еще одной грани вожделенного умения властвовать собой, своими чувствами:

умения УЗНАВАТЬ посетившее тебя чувство, правильно называть

127

его по имени. Непонимание собственных чувств, плохой контакт с собственными чувствами — беда не только подростков. Так, многие взрослые мужчины за любовь принимают жажду власти, и, объяснившись женщине в любви, начинают ее тиранить. Взрослые женщины нередко любовью называют желание быть опекаемыми, оставаться маленькими девочками... Маленькие дети капризничают, плачут, требуют развлечений, хотя на самом деле ощущают крайнюю усталость и желание выспаться, отдохнуть... Эти и подобные случаи могут стать материалом для специального занятия на тему: «Всегда ли я узнаю собственные чувства?»

Проблема выбора:

ХОЧУ ЛИ Я БЫТЬ ХОЗЯИНОМ СВОИХ ЧУВСТВ, УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ?

— Вероятно, теперь вам будет нетрудно обосновать то, о чем вы мудро догадывались раньше: почему нельзя, вредно, опасно душить свои чувства, затыкать им рот?

— Их надо сначала выслушать: они сообщают что-то важное и срочное.

— Но потом им нельзя давать волю! Мы же все предупреждали свои чувства: не разрастайтесь, не становитесь СЛИШКОМ большими.

— Я думаю, вы догадались уже, о чем у нас должен пойти разговор дальше? Кто может поставить задачу нового исследо­вания? — Как владеть своими чувствами, чтобы они не разраста­лись? — Согласна помочь вам в таком исследовании. Но предлагаю, прежде чем решать вопрос КАК это делать, решить куда более принципиальный вопрос: НАДО ЛИ это делать? А если надо, то ЗАЧЕМ и КОМУ? Это мне надо владеть своим гневом или этого от меня требуют другие? А мне лично не надо! Гораздо полезнее весь свой гнев немедленно выплеснуть? По крайней мере я не наживу инфаркта... А ближних я лучше научу надежно прятаться и не попадать мне под горячую руку.

128

Вопрос о том, хочу ли я управлять своими чувствами, настолько важен, что с ним надо побыть наедине, лицом к лицу хотя бы несколько минут прежде чем дать ответ. Пищей для размышлений, для вашего ЛИЧНОГО решения могут послужить психологические эксперименты, проведенные в 1953 году Джеймсом Олдзом. (Далее описывается эксперимент с крысой, которой был вживлен электрод в «центр удовольствий». Эта крыса не отходила от рычага, с помощью которого «центр удовольствий» возбуждался.)

В качестве иллюстрации к этому рассказу на доске был вывешен плакат, изображавший чрезвычайно симпатичную, улыбчивую желтенькую крысу, нажимающую на педаль, и оранжевую Кенгу, из сумки которой высовываются рожицы нескольких «эмоций» (радостная, хмурая, злая). Над крысой надпись: «ДАЙТЕ МНЕ НАСЛАЖДЕНИЙ!» Над Кенгой надпись: «Я МОГУ ПОЗАБО­ТИТЬСЯ О СВОИХ ЧУВСТВАХ!»

Каждый ученик получил две карточки — желтую (цвет крысы) и оранжевую (цвет Кенги). Им предлагалось на одной карточке написать «ДА», а на другой — «НЕТ». И поставить свою подпись. «ДА» могло означать: «Да, я хочу наслаждаться, дайте мне наслаждении!» Или: «Да, я могу сам(а) позаботиться о своих чувствах: узнать их, выяснить, какую полезную информацию они мне принесли, использовать эту информацию и предотвратить дурные последствия.» «НЕТ» тоже может означать два желания:

«Нет, я не хочу все время наслаждаться, я хочу испытать разные чувства. Иногда мне хочется грустить, иногда я предпочитаю злиться, а не благодушествовать...» Или: «Нет, я не хочу все время заботиться о своих чувствах, все время их дрессировать и при­струнивать, пусть себе живут вольно, приходят и уходят, когда им вздумается. А иначе жить не интересно, можно стать похожим на робота»...

Сам момент выбора, когда ученики писали на карточках свои «ДА» и «НЕТ», выглядел удивительно патетично: этот шумливый и насмешливый народец приумолк, многие отсели отдельно, лица сделались серьезно-торжественными... А следующее занятие началось с нетерпеливого вопроса: — Ну, как мы выбрали?

*-, Я: — Напомните мне: между чем и чем вы выбирали?

— Между Кенгой и крысой.

— Либо тебе дают все наслаждения, либо ты сам их находишь?..

— Между здоровой жизнью и наркоманией: эта крыса ведь стала наркоманкой.

— Между детством и взрослостью. Я: — Маша!!! Я потрясена твоей мудрой догадкой! Пожалуйста, поясни, что ты имеешь в виду.

— Дети делают, что им приятно, как крыса, а взрослые — что неприятно, но надо...

— Делать приятно другим — это удовольствие...

— Делать приятно себе — тоже удовольствие...

— Когда только себе, это не так приятно...

— Это как кому...

— Когда мы выбирали между крысой и Кенгой, это был ненастоящий выбор: разве можно было выбрать иначе?

— Когда ты выбираешь между «еще погулять» и «сделать уроки», это настоящий выбор?

Записанный в летопись, этот диалог может послужить отправной точкой для обсуждения темы: «Свобода воли», и для нового, менее черно-белого выбора между: «Дайте мне!» и «Я сам (а)». Возвратиться к этой альтернативе стоит после того, как будет проработана внутренняя структура «Я», в частности после осмысленного разделения внутреннего Ребенка и Взрослого и принятия своей (и общечеловеческой) Детско-Взрослой сущности.

Выбор взрослого-ведущего совершенно прозрачен и ясно понят всей группой. Мы пришли к той точке рассуждения об эмоциях, из которой отчетливо виден следующий шаг: подавлять чувство вредно, но некоторые формы выражения чувств тоже небезопасны. Следовательно, надо учиться достойно выражать свои чувства.

Эта задача уже вызрела, логику ее постановки ученики хорошо осознали. Но согласны ли они следовать логике? Может быть в группе созрели новые потребности, о которых ведущий еще не успел догадаться? В конце концов, каждая точка пути является

130

перекрестком нескольких возможностей дальнейшего движения. Не стоит увлекаться собственными замыслами, пора согласовать их с замыслами попутчиков и соратников. Пришло время нового самоопределения группы.

Участникам предлагается в очередной раз нарисовать пятибалль­ную линейку и оценить степень желаемости следующих предложе­ний. По каждому предложению сразу указывается результат оценок, сделанных 14 участниками занятия. Максимально возможный балл —28:

1. Узнать больше о вреде и пользе разных чувств: разобрать все 50 чувств из нашего списка и многие другие... — 18 баллов.

2. Научиться выражать свои чувства, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим. Искать достойные выходы из разных ситуаций, когда тебя обуревают эмоции... — 25 баллов.

3. Научить своих ближних (родителей, учителей, друзей) выражать их чувства так, чтобы не причинять мне болей, бед и обид... — 21 балл.

4. Закончить разговор о чувствах и заняться чем-то новым... — 8 баллов.

5. Особые, неучтенные мною пожелания и предложения... Какие пожелания были высказаны на этом занятии?

— Узнать, что еще есть нового и интересного, но при этом не забывать о старом.

Мальчику, сделавшему это предложение, я рассказала, из каких разделов состоит академический курс подготовки психологов, после чего он успокоился и сказал, что пока надо продолжить изучение эмоций, а потом, в следующем году, перейти к следующим темам.

— Я хочу, чтобы мы разговаривали о своей учебе — и вместе, и индивидуально.

Девочке, высказавшей эту мысль, были немедленно предложены индивидуальные занятия, что ее совершенно удовлетворило.

—Я хочу, чтобы Вы продолжили с нами изучение темы про чувства.

— Хочу управлять своими чувствами»-,

— Я очень хочу научиться управлять своей силой воли.

— Хочу научиться изливать гнев и месть как-нибудь поакку­ратнее.

— Я хотела бы научиться управлять своими ленью и волей. С удовольствием я отметила, что тема: «Умение властвовать собой» выразительно заявлена участниками занятий. Естественно, от подобных благих порывов до принятия решения — нести ответственность за свое поведение — путь не близкий, но движение происходит в желательном (для замысла данного курса) направле­нии.

— Побольше тестов! А остальное все нравится. И, конечно, индивидуальные занятия!

— Начало урока: игра, тесты. Середина урока: важные дела. На доске должна быть записана тема урока. Конец урока: игра, тесты. (Этим предложением я немедленно воспользовалась на следующем занятии.)

— Играть, играть, играть!

— Мне очень нравятся эти занятия. Я хотела бы побольше игр, которые помогают понять какие-нибудь чувства, или такие игры, как «Счет до 10».

— Побольше таких игр, как «Глина и скульптор»! Мне очень понравились занятия психологией. После них я чувствую себя отдохнувшей и полной сил.

— Хочу, чтобы занятия психологией были почаще.

— Мне хочется, чтобы Вы оставались такой, какая Вы есть. Это очень замечательно.

Вам хочется получить от Ваших учеников подобные поощрения и предложения? Не уставайте спрашивать их мнение по вопросам, которые считаются целиком находящимися в компетенции учителя. Честь мундира от этого нисколько не страдает, а деловое сотрудничество и личные отношения сильно выигрывают.

132

ВСТРЕЧА ПЯТАЯ:

Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.