Неиспользованные возможности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологи, имеющие вкус к строгому академизму, должны были не раз поморщиться, читая описание этого занятия в силу его терминологической нечеткости. В самом деле, все свалено в одну кучу, речь идет сразу о разных понятиях — эмоциях, чувствах, настроениях, переживаниях, аффектах. Расчленение всех этих аспектов чувствования входило в мои первичные планы, но не состоялось. В принципе, введение этих важных понятийных расчленений могло быть сделано тремя способами.

Во-первых — лекция. Этот путь представляется мне самым про­игрышным при работе с 10—12-тилетними учениками: до тех пор, пока у них не сформируется собственный и счет, настоятельный запрос на информацию, любое информирование вызовет отрицательный эффект. Вообще информирование как ОТВЕТ на НЕЗАДАННЫЕ УЧЕНИКАМИ ВОПРОСЫ, едва ли не самый большой порок современной системы образования, порождающей либо учеников-исполнителей, способных лишь к репродуктивным видам мышления и деятельности, нуждающихся в инструкции, либо учеников-негативистов, резко возражающих против любого насильственного кормления знаниями.

Второй путь введения понятий — построение проблемных ситуаций, позволяющих ученикам обнаружить. НЕОБХОДИ-

114

МОСТЬ нового понятия, например, необходимость расчленения ситуативности эмоций и постоянства чувств. Этот путь небес­перспективен, если удастся построить ситуацию личной значи­мости такого расчленения для самих учеников. Если сделать это в отстраненно-интеллектуалистской манере, то заинтересованными окажутся ученики со стойкими и широкими познавательными интересами, а такие всегда в меньшинстве, и делать ставку на них, значило бы потерять остальных участников занятий. Напоминаем, что занятия были сугубо факультативными и проводились на 7-ом уроке. Кроме того, основное понятийное отношение выстраива­емого курса — отношение всеобщего и индивидуального — имеет силу энергетическую, мотивирующую дальнейшее движение лишь в том случае, когда полюс индивидуального переживается учени­ками как остро значимый. Мне не удалось ИЗОБРЕСТИ ситуацию, в которой различение постоянства (чувств) и ситуативности (эмоций) могло бы приобрести для учеников личностную значимость. Но это не означает, что не следует искать подобных ситуаций.

Третий путь введения информации о человеческой чувственности и необходимых понятийных различении представляется мне наиболее соблазнительным: найти или написать такие популярные тексты, в которых будут содержаться сведения о биологической и социальной природе эмоций, о культурных, половых и возрастных различиях эмоциональной жизни, о красивых психологических экспериментах в этой области... В группе найдутся ученики, желающие получить дополнительную информацию и готовые обнаружить свою осведомленность тогда, когда это понадобится в ходе общегрупповой дискуссии. Такие знатоки и бескорыстные познаватели так же необходимы для полнокровной групповой работы, как интеллектуальные и эмоциональные лидеры. Для формирования знатоков необходимы ТЕКСТЫ, и создание ХРЕСТОМАТИИ по психологии ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ — одна из ближайших задач разработки данного курса

115

ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ:

О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ЭМОЦИЙ

Бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?

Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Эти вопросы были розданы каждому участнику третьего занятия, а запись ответа не заняла более минуты.

Чтение летописи прошлого занятия с уточнением задач этого занятия я резюмировала в следующей схеме:

— По вашим ответам получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, а есть такие чувства, которых лучше бы не было. Почему-то особым вашим нерасположением пользуется страх: 10 человек из 12 сказали, что не хотели бы его испытывать. И стало обидно за чувство, которое и нам и многим другим людям и животным сослужило бесценную службу. Поэтому позвольте мне произнести РЕЧЬ В ЗАЩИТУ СТРАХА.

Иногда, попадая в незнакомое место, я испытываю мгновенный страх. Он говорит мне: «Соберись! Будь особенно внимательна! Здесь что-то не так. Разберись в обстановке. Где-то таится опасность!»

— Но ведь может никакой опасности не быть, и бояться нечего!

— Да, это так. Но сколько времени тебе надо на то, чтобы, ра­зобравшись в незнакомой обстановке, сказать себе: «Все в порядке, тревожиться не о чем»? Это происходит мгновенно или потребуется хотя бы 30 секунд?.. Верно, чтобы осмотреться и обдумать

116

ситуацию, нужно время. А чувство возникает мгновенно, быстрее, чем мысли, глаза и уши собирают нужную информацию. Чувства, эмоции — самый быстрый источник информации, которым располагает человек. Эмоция даст нам самую срочную, самую необходимую оценку новой ситуации. Так, страх говорит: «Здесь возможны опасности. Включи все свое внимание и разберись».

— Но ведь есть люди бесстрашные!

— Бесстрашные, то есть не испытывающие страха, очень часто оказываются жертвами собственной неосмотрительности: их ничто не предупреждает об опасности, и они не принимают мер предосторожности.                            •

— Если бы не было страха, не было бы подвига!

— Золотые слова! Ведь на подвиг способны лишь те, кто не теряет голову, может разумно действовать даже тогда, когда очень страшно, когда страх буквально парализует.

— Но все-таки страх очень неприятно испытывать!

— Конечно, неприятно. Вопрос в другом: ты готов от него отказаться? Он тебе не нужен? Бесполезен?

— Тебе что, страх Божий не нужен?

Эта реплика Андрея привела к взрыву страстей, но завязавшуюся дискуссию о связи страха и совести пришлось приостановить, возвращаясь к теме занятия.

ПРИМЕЧАНИЕ. Такая свободная беседа на тему, глубоко задева-'; ющую детей, обычно происходит слишком бурно. Навыки слушанья и культура диалога еще не освоены в группе, поэтому «норма» собеседования может выглядеть несколько дикой и варварской: все говорят одновременно, комментарии на реплики бывают грубыми, но обычно реплики других просто не выслу­шиваются. На этом нецивилизованном этапе ведения дискуссии можно использовать один игровой прием, который поможет (по крайней мере ведущему) регулировать взрыв дискуссионных страстей. Но не стоит обольщаться: подлинное уважение к говорящему таким путем не воспитывается.

Я принесла на занятие красивый мячик и, когда все сели в круг, объяснила его назначение: «Мячик будет в руках у того, кто в

117

данный момент говорит. Сейчас я закончу мысль, задам вопрос и передам мячик тому, кто захочет мне ответить. Надеюсь, что это поможет другим не перебивать говорящего и ждать своей очереди. Считайте, что это — тренировка для игры «Счет до десяти»: когда говорит один, другим лучше молчать. Понятно, какую пользу может сослужить мячик?» В этот момент я передаю мячик тому, кто поднял руку. Когда говорящий закончил реплику, жестами показываю, что мячик вовсе не обязательно возвращать мне, лучше передать его любому из присутствующих, кто выразил готовность ответить на твое высказывание.

Приведу запись в летописи, сделанную одной из участниц занятия и ясно характеризующую отношение ученицы к описан­ному эпизоду работы.

«Психология. Эксперимент 4.02.93.

По совету Галины Анатольевны мы поставили стулья в круг. У Галины Анатольевны в руках был мячик. Сначала мячик у некоторых вызывал больший интерес, чем разговор, но потом все заинтересовались. Галина Анатольевна сказала нам, что у каждого чувства есть две стороны: хорошая и плохая. Например, ГНЕВ. Хорошая сторона — можно разрядиться, плохая — можно обидеть человека.

Потом попросила слово Маша, она высказала свои мысли. А потом еще кто-то и еще кто-то. А потом что началось! Все стали выхватывать мячик из рук друг у друга. У всех сразу хлынул поток мыслей. Никто не хотел кончать этот этап эксперимента, все хотели его повторить.»

Характерно, что в этой ранней записи, сделанной совершенно добровольно, от избытка чувств, начисто отсутствует содержание мыслей, высказанных участниками дискуссии. По школярскому обыкновению девочка воспроизвела лишь мысль учителя, полагая, что именно учитель формулирует главное содержание урока. Но как ярко запечатлены динамические особенности занятия, очевидно, составляющие мотивационный стержень работы для этой ученицы.

118

Вернемся, однако, к содержанию занятия, которое складывается не из реплик и резюме ведущего, а из всей совокупности вербальных и невербальных реакций участников обсуждения.

— Итак, мы установили, что страх приносит пользу. Но одну ли только пользу?

— Если все время страшиться, то ничего не сделаешь, будешь только оглядываться и прятаться.

— Точно! Известно, что люди трусливые, испытывающие страх постоянно, не умеют извлекать из него пользу. Они просто не слышат, что страх им приказывает делать и даже не пытаются понять: существует ли реально какая-нибудь опасность. Они постоянно прислушиваются к доводам и фактически «не слышат» своего рассудка.

— Да, например, на контрольной кто-то все время сидит и боится:

«А вдруг не решу! А ведь будет двойка!» И даже не пытается решить, а задача может быть совсем легкая!

— Спасибо. Твой пример помог нам окончательно уяснить природу страха. Но ведь все прочие чувства тоже посещают нас не просто так, а для того, чтобы о чем-то важном, неотложном проинформировать. Гнев говорит... Впрочем, вы сами испытывали и гнев, и обиду, и лень и сможете сейчас провести самостоятельное исследование вреда и пользы разных эмоций на основе собствен­ного опыта.

Разбейтесь на группы по 3—5 человек, впрочем, желающие могут работать и парами, и в одиночку, и заполните вот такую таблицу:

ЭМОЦИЯ ЕЕ ПОЛЬЗА ее вред

Я предлагаю для исследования два чувства: ЛЮБОВЬ и ЛЕНЬ. Если группа захочет продолжить работу, выберите любое третье чувство по собственному желанию. На обсуждение и запись результатов дается 15 минут.

Чтобы убедиться в эффективности этого приема, достаточно прочитать выдержку из летописи, где собраны все высказывания о любви, сделанные в группе из 17 человек.

119

Приведенные высказывания свидетельствуют, с одной стороны, о том, что подобные анализы даются отрокам чрезвычайно легко, но, с другой стороны, о том, что в их сознании перепутаны следующие понятия: субъективный опыт переживания чувства, объективная ситуация, вызвавшая чувство, форма переживания чувства и последствия выражения чувства. На расчленение этих понятий будут направлены следующие занятия.

Описываемое занятие закончилось игрой «СКУЛЬПТОР — ГЛИ­НА», в которой удалось выстроить связь «чувство — его телесное выражение» (невербальный язык эмоций).

I//

Все участники разделились на пары. Каждая пара договорилась, кто будет «скульптором», а кто — «глиной». Каждый «скульптор» должен был задумать какое-то чувство, записать его на карточку и спрятать карточку в карман, никому ее не показывая. После того, как название скульптуры было загадано, «скульптор разминал гли­ну»: делал «легкий массаж», чтобы из мягкой, податливой глины вылепить задуманную скульптуру». После того, как скульптор ставил статую в нужную позу, придавал ее лицу нужную мимику, творец произносил магическую формулу: «Шедевр закончен!» От «скульптуры» требовалось только одно: назвать себя, то есть указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Услышав ответ «скульптуры», «скульптор» доставал карточку с тайной записью. Если ответ совпадал с замыслом, «скульптура» отправлялась на выставку шедевров. Постаментами служили стулья, а восхищенными зрителями могли быть все желающие угадать название скульптуры. Если зрители тоже угадывали ' название, автор шедевра получал звание: «Лучший выразитель чувств». Каждый участник имел возможность испытать себя как в роли «скульптора», так и в роли «глины». На описанном занятии не было ни одной неотгаданной «скульптуры». Остается только : сожалеть, что не было возможности сделать видеозапись этого занятия. Материал видеозаписи был бы неоценим для дальнейшего изучения невербального языка эмоций.

| ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Перед зеркалом вылепить из самого ; себя скульптуру под названием «БОДРОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ,

121

<-. СИЛА, ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ». Запомните позу и мимику. «Надевать и носить» эту позу три раза в день. Запомнить испытываемые при этом чувства. Тем, кто настроен на психологи­ческое экспериментирование рекомендуется: а) «надевать» позу бодрости в самые неподходящие моменты: когда тебе неуютно или страшно, когда ты расстроен, рассержен или обижен, когда что-то не получается; 6) записывать, какое чувство возникает при «надевании» позы бодрости.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.