Тема: «Птицы такие похожие и такие разные»
– Формировать умение составлятьописательный рассказ по предметной картинке по плану;
– упражнять в составлении предложений;
– совершенствовать артикуляционный и голосовой аппарат;
–развивать активную речь детей;
–воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности
1. Организационный момент – слушание записи с голосами птиц.
2. Упражнение на внимание «Кормушка» (стихотворение З.Александровой«Новая столовая»).
3. Упражнение «Что у кого?» (отличительные особенности птиц от животных: у животных шерсть, а у птиц - … и т.д.).
4. Артикуляционная гимнастика и проговаривание чистоговорок.
5. Составление описательных рассказов о зимующих птицах по плану:как называется птица?Как выглядит? Какое оперение?Какая голова?Какие ноги?Какой клюв? Где живёт птица?Чем питается?
6. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
– Снегирь, ворона, аист, сова.
– Дятел, ворона, воробей, скворец.
– Соловей, кукушка, сорока, журавль. И т.д.
8. Упражнение «Накорми птиц» (составление предложений с опорой на картинки: я угощу синиц семечками.Я дам воробью зёрен).
9. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
10. Подведение итогов занятия
Магнитофон, диск с записями голосов птиц, изображения птиц.Схема с изображением птицы и корма: снегири – семечки, голубь – хлебные крошки, воробей – зёрна, дятел – семена шишек.
Артикуляционная гимнастика
Мы немножко отдохнем, язычок свой разомнем.
Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д
Ар-ар-ар – кричит ворона «кар».
Ыр-ыр-ыр – ворона любит сыр.
Ри-ри-ри – свиристели, посмотри!
Ирь-ирь-ирь – кнам летит снегирь.
Пальчиковая гимнастика
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимать и разжимать кулаки)
Прилетело? Мы расскажем. (Загибать по одному пальцу)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках –
Всем хватило зернышек. (Сжимать и разжимать кулаки)
Н. Нищева[23, с.124]
Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн.
Тэма:Пераказ казкi Цёткi «Журавель i Чапля»
– Фармiравацьуменне пераказвацьказкуЦёткi «Журавель і Чапля»;
– развівацьуменні адказваць на пытаннi;
– развiваць навыкi разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытаннi;
– выхоўваць цiкавасць да беларускай мовы
1. Арганiзацыйны момант: пытанні: якiя прыкметы зімы вы ведаеце?(Выпадае снег, холадна, замярзаюць рэкі, азёры, дзень кароткі, ноч доўгая, расліны спяць пад снегам.) Для чаго патрэбен снег?Куды паляцелі птушкі?Ці ўсе з ix пакідаюць родны край? Узгадайце, якія з ix застаюцца? Як называюцца птушкі, якія адлятаюць у вырай? А тыя, што застаюцца? Якiя птушкi паляцелi ў вырай?
2. Разгляданне малюнка з вiдарысам журава, складанне апавядання пра гэтую птушку. (Журавель шэры. У яго доўгiя ногi i шыя, доўгая вострая дзюба. Ён жыве на балоце. Ловiць жабак).
3. Практыкаванне “Утварэнне складаных слоў” (Доўгая шыя — даўгашыі. Доўгiя ногi — даўганогi. Доўгая дзюба — даўгадзюбы.
Пра жураўля лепш казаць — даўганосы.
4. Разгляданне малюнка з вiдарысам чаплi. Складанне апicання: шыя ўчаплi не проста доўгая, а даўжэнная, ногi даўжэнныя, дзюба даўжэнная. Журавель і чапля падобныя адзiн да аднаго.
5. Фiзкультхвiлiнка.
6. Гутарка па пытаннях па казцыЦёткі “Журавель і Чапля”. (Дзе жывуць Журавель i Чапля? Чаму iм стала маркотна жыць? Якiмi словамi можна замянiць слова “маркотна”? (Сумна, нявесела, дрэнна, нярадасна.) Што вырашыў Журавель? Як ён iшоў да Чаплi? Што значыць: хутка, павольна? Як адказала Чапля Жураву? А што было далей?
7. Пераказ казкi па ролях.
8. Падвядзенне вынікаў занятку
Малюнкi жорава i чаплi.
Cхемы з рухамi.
Фiзкультхвiлiнка
Дзецi паказваюць, як ходзяць журавель, чапля. Выхавацель дэманструе схемы, на якiх паказаны розныя pyxi. Дзецi паўтараюць іх
Обучение грамоте
Тем а: « Птицы »
– Продолжать формировать действие звукового анализа слова, умение определять последовательность звуков в слове «гуси»;
– закреплять представление о твёрдых и мягких согласных звуках;
– развивать умение составлять предложения с заданными словами и заданным количеством слов;
– закреплять умения делить слова на слоги;
–воспитыватьжелание вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом
1. Организационный момент: загадки о птицах.
2. Дидактическое упражнение «Кто прилетел к кормушке?» (дети отгадывают птицу, слушают ее голос в записи, оставляют на кормушке птиц, в названии которых есть звук «с», «с’». протягивают эти звуки с разной силой голоса, делят слова-названия птиц на слоги).
3. Составление предложений по теме из 2, 3, 4 слов.
4. Дидактическая игра «Назови пару» (подбор парных согласных (твёрдый – мягкий)).
5. Физкультминутка «Птичка».
6. Звуковой анализ слова «Гуси».
7. Дидактическая игра «Определи, где звук?». (определение местоположения звуков в слове).
8. Дидактическая игра с мячом«Назови птицу» (подбор слов-названий птиц на заданный звук) 9. Упражнение «Заштрихуй птицу» (заштриховать птиц, в названии которых есть звук «с», «с’».
10. Подведение итогов занятия
Картинка-схема слова «гуси», указка, красные, синие, зелёные фишки (по 2 штуки), мяч. Силуэты кормушки, птиц, листы с контурами птиц на каждого ребенка.
Загадки
Птичка-невеличка,
Ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
Эта птица у природы
Как живой прогноз погоды:
Громче всех она орет,
Если скоро дождь пойдет. (Ворона)
В дупле она сидит весь день,
А ночью тихо, будто тень,
Летает по лесу хищная птица,
Ищет, чем бы ей поживиться. (Сова)
Как трещотка птица эта,
Одного с березой цвета. (Сорока)
[45, с.120-127]
Дата: 2018-12-21, просмотров: 538.