Развитие речи и культура речевого общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: «Птицы такие похожие и такие разные»

 

– Формировать умение составлятьописательный рассказ по предметной картинке по плану;

– упражнять в составлении предложений;

– совершенствовать артикуляционный и голосовой аппарат;

–развивать активную речь детей;

–воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности

 

 

1. Организационный момент – слушание записи с голосами птиц.

2. Упражнение на внимание «Кормушка» (стихотворение З.Александровой«Новая столовая»).

3. Упражнение «Что у кого?» (отличительные особенности птиц от животных: у животных шерсть, а у птиц - … и т.д.).

4. Артикуляционная гимнастика и проговаривание чистоговорок.

5. Составление описательных рассказов о зимующих птицах по плану:как называется птица?Как выглядит? Какое оперение?Какая голова?Какие ноги?Какой клюв? Где живёт птица?Чем питается?

6. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

– Снегирь, ворона, аист, сова.

– Дятел, ворона, воробей, скворец.

– Соловей, кукушка, сорока, журавль. И т.д.

8. Упражнение «Накорми птиц» (составление предложений с опорой на картинки: я угощу синиц семечками.Я дам воробью зёрен).

9. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

10. Подведение итогов занятия

Магнитофон, диск с записями голосов птиц, изображения птиц.Схема с изображением птицы и корма: снегири – семечки, голубь – хлебные крошки, воробей – зёрна, дятел – семена шишек.

Артикуляционная гимнастика

Мы немножко отдохнем, язычок свой разомнем.

Дятел, дятел тук-тук-тук.

Д-Д-Д-Д

Ты чего стучишь, мой друг!

Д-Д-Д-Д

-Я не зря во рту стучу

Д-Д-Д-Д

Звукам правильным учу.

Д-Д-Д-Д

Ар-ар-ар – кричит ворона «кар».

Ыр-ыр-ыр – ворона любит сыр.

Ри-ри-ри – свиристели, посмотри!

Ирь-ирь-ирь – кнам летит снегирь.

Пальчиковая гимнастика

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимать и разжимать кулаки)

Прилетело? Мы расскажем. (Загибать по одному пальцу)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках –

Всем хватило зернышек. (Сжимать и разжимать кулаки)

Н. Нищева[23, с.124]

Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн.

Тэма:Пераказ казкi Цёткi «Журавель i Чапля»

 

– Фармiравацьуменне пераказвацьказкуЦёткi «Журавель і Чапля»;

– развівацьуменні адказваць на пытаннi;

– развiваць навыкi разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытаннi;

– выхоўваць цiкавасць да беларускай мовы

1. Арганiзацыйны момант: пытанні: якiя прыкметы зімы вы ведаеце?(Выпадае снег, холадна, замярзаюць рэкі, азёры, дзень кароткі, ноч доўгая, расліны спяць пад снегам.) Для чаго патрэбен снег?Куды паляцелі птушкі?Ці ўсе з ix пакідаюць родны край? Узгадайце, якія з ix застаюцца? Як называюцца птушкі, якія адлятаюць у вырай? А тыя, што застаюцца? Якiя птушкi паляцелi ў вырай?

2. Разгляданне малюнка з вiдарысам журава, складанне апавядання пра гэтую птушку. (Журавель шэры. У яго доўгiя ногi i шыя, доўгая вострая дзюба. Ён жыве на балоце. Ловiць жабак).

3. Практыкаванне “Утварэнне складаных слоў” (Доўгая шыя — даўгашыі. Доўгiя ногi — даўганогi. Доўгая дзюба — даўгадзюбы.

Пра жураўля лепш казаць — даўганосы.

4. Разгляданне малюнка з вiдарысам чаплi. Складанне апicання: шыя ўчаплi не проста доўгая, а даўжэнная, ногi даўжэнныя, дзюба даўжэнная. Журавель і чапля падобныя адзiн да аднаго.

5. Фiзкультхвiлiнка.

6. Гутарка па пытаннях па казцыЦёткі “Журавель і Чапля”. (Дзе жывуць Журавель i Чапля? Чаму iм стала маркотна жыць? Якiмi словамi можна замянiць слова “маркотна”? (Сумна, нявесела, дрэнна, нярадасна.) Што вырашыў Журавель? Як ён iшоў да Чаплi? Што значыць: хутка, павольна? Як адказала Чапля Жураву? А што было далей?

7. Пераказ казкi па ролях.

8. Падвядзенне вынікаў занятку

Малюнкi жорава i чаплi.

Cхемы з рухамi.

 

Фiзкультхвiлiнка

Дзецi паказваюць, як ходзяць журавель, чапля. Выхавацель дэманструе схемы, на якiх паказаны розныя pyxi. Дзецi паўтараюць іх


Обучение грамоте

Тем а: « Птицы »

– Продолжать формировать действие звукового анализа слова, умение определять последовательность звуков в слове «гуси»;

– закреплять представление о твёрдых и мягких согласных звуках;

– развивать умение составлять предложения с заданными словами и заданным количеством слов;

– закреплять умения делить слова на слоги;

–воспитыватьжелание вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом

1. Организационный момент: загадки о птицах.

2. Дидактическое упражнение «Кто прилетел к кормушке?» (дети отгадывают птицу, слушают ее голос в записи, оставляют на кормушке птиц, в названии которых есть звук «с», «с’». протягивают эти звуки с разной силой голоса, делят слова-названия птиц на слоги).

3. Составление предложений по теме из 2, 3, 4 слов.

4. Дидактическая игра «Назови пару» (подбор парных согласных (твёрдый – мягкий)).

5. Физкультминутка «Птичка».

6. Звуковой анализ слова «Гуси».

7. Дидактическая игра «Определи, где звук?». (определение местоположения звуков в слове).

8. Дидактическая игра с мячом«Назови птицу» (подбор слов-названий птиц на заданный звук) 9. Упражнение «Заштрихуй птицу» (заштриховать птиц, в названии которых есть звук «с», «с’».

10. Подведение итогов занятия

Картинка-схема слова «гуси», указка, красные, синие, зелёные фишки (по 2 штуки), мяч. Силуэты кормушки, птиц, листы с контурами птиц на каждого ребенка.

Загадки

Птичка-невеличка,

Ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей)

Эта птица у природы

Как живой прогноз погоды:

Громче всех она орет,

Если скоро дождь пойдет. (Ворона)

В дупле она сидит весь день,

А ночью тихо, будто тень,

Летает по лесу хищная птица,

Ищет, чем бы ей поживиться. (Сова)

Как трещотка птица эта,

Одного с березой цвета. (Сорока)

[45, с.120-127]

Дата: 2018-12-21, просмотров: 456.