Упоминания правителей в источниках и продолжительность правления
Ананьино Аркаим Аскино Бирский тамгаташ Уфимские граффити Печати Бахмута Сыма Сянь   1 Канг             2 Клч Канг             3 Тб Канг (10,5)             4         Дслтдд     5         Длд     6         Сндд     7       Дад (10) Дад       8       Ачн       9       Гд       10     Тсмапа (8,33) Твчкн       11   Яйык (Дайек)   Пад       12   Тhарма Тhарма Тнh Дзн   Найчур Тора-дад Тариг (Хоу-цзи)

По нашим предположениям, территория государства Кангов, в Европе, к началу правления Тогарма (он же Тариг\\Просо, он же Таргитай\\Отец Просо) в 1500-ых годах до Р.Х. занимало территорию, указанную в прилагаемой карте-схеме.

 

§11. Государства потомков Таргитая (Тогарма).

Документальных источников, относящиеся к истории государства Кангов, которые написаны используя буквенные алфавиты наших предков, в Башкортостане сохранились в огромном количестве. Условно, этот период истории можно отнести с 1500г. до Р.Х. по 260 г. до Р.Х.

Последователи пророка Иртыша (зарострийцы) использовали руны. На фото наскальная памятная надпись горы Мечеть у села Исянгильде в Оренбургской области.

Транскрипция: «Дбк бтдм».

Звучание на башкирском языке: «Табг бетенем».

Перевод на русский язык: «О слезном горе написал я».

 

Дорийцы и их боги Титаны.

 

В настоящий момент, из документов Башкортостана, которые могут датироваться 1500-1100 годами нашей эры, т.е ко времени начала правления в государстве Кангов потомков Тогарма (Таргитая), известен единственный документ, выполненный письмом кхароштхи. Этот документ хранится в одном из музеев Москвы, нам стал доступен благодаря ее фото, присланной Дилей Биккуловой. Этот документ представляет собой бронзовый кумбаз найденный в Башкортостане.

Письмо кхароштхи. Читается справа налево.

Транскрипция: "Нам амни тимумаhа : Таhтаhни".

Звучание на башкирском языке: Нам амины тамам (булыу) маhуэ : Титан".

Перевод на русский язык: "(Суть) книги безопасности успокоение во имя Всевышнего: Титан".

Упоминание в нем имени «Титан» дает нам право выдвинуть гипотезу о том, что приход к власти Таргитая, сопровождалось неизвестным доселе великим переселением народов.

На рубеже XIII—XII веков до н. э. дорийцы в составе других племён (говоривших на западных диалектах) вторглись на территорию Греции и в Пелопоннес, где находились центры микенской цивилизации. Это событие получило название «дорийское вторжение». Племенные группы дорийцев расселились на Пелопоннесе (обл. Арголида, Лаконика, Мессения, Коринфия и Мегарида на Истме), на южных островах Эгейского моря (Крит, Родос, Фера (Санторини), Мелос и др.), в части Эгейского побережья Малой Азии с близлежащими островами (азиатская Дорида).

Есть еще два интересных документа, которые найдены вне пределов нынешнего Башкортостан, в городе Виница, Македония. Там найдены глиняные таблички 5-6 в. н.э., две из которых привлекли особое внимание. На одной из них надпись "(A)hiles", на другой "Boilar".

В свете данного открытия интересны упоминания древних авторов о герое Илиады Ахилла (Ахиллеса) и Болгарах. Греческий историк Iohannes Malalas (491-578 гг. н. э.) пишет – «…в Троянской войне (1200 г. до н. э.) … Ахилл (герой Троянской войны) имел собственную армию из мирмидонцев, которых сейчас все называют болгарами».».

Иоанн Цец, византийский писатель (1110-1180 гг.) продолжает – «...И тогда все прибыли в Авлиду на кораблях, и вместе с ними Ахилл, сын Пелея и Фетиды, дочери философа Хирона, ведя войско из гуннов - болгар - мирмидонян числом две тысячи пятьсот…А Пирехми возглавлял пеонцев или болгар с реки Аксиос или Вардар…».

Эти данные отнесены к истории башкир опираясь на данные карты мира Гекатея, где вместо болгар упоминаются только «башека(р)де» и факта существования ныне в составе башкир племен биляр, байлар, буляр.

Как бы там не было, гипотеза имеет право жить, раз нашлись документы подтверждающее ее.

Однако, нас как историка-краеведа более интересуют интересует причина исчезновения иероглифов и гетерограмм, вопрос о датировании времени этого исчезновения.

Сохранились ли документы, зафиксировавшие эти факты и даты?

Да сохранились.

Первые из них, безусловно, относимые к Боспорским, монеты Башкортостана и Курганской области (см фото№5 в публикации газеты Истоки №49(973) от 9 декабря 2015 года).

Сайт «http://fb.ru/article/220386/pompei-istoriya-gibeli-goroda-s-foto-istoriya-raskopok-pompei-pompei-alternativnaya-istoriya» сообщает: «Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей – в Нолу, Стабии и Кумы».

Мы думаем, что упомянутые в ссылке народ «оски» это те же самые «сколоты\\скифы», одна, по нашему мнению, из ветвей кангов.

Об этом факте тексты монеты из фотографии рассказывают так: «Кнг мз кнг hт тб клкн\\Канг, эпохи кангов прямой пути писания осуществил».

Внизу текст письмом кхароштхи «Пам+пhа Ка+рура\\Помпейское поселение».

Примечание: «кинжал\\Кнг», «голова\\Мз», «лошадь\\ h д», «топор\\Бт», «щит\\клкн».

Итак, ориентировочная дата основания Помпея X век до Р.Х. Именно в это время, как видно по текстам монеты, перестали использовать иероглифы и гетерограммы и перешли к использованию кхароштхи.

Для более четкой датировки времени перехода к другим письменностям, а именно кхароштхи и архаическому арамейскому письму обратимся к двум другим документам, а именно к так называемым трем «Боспорским монетам» найденным в Башкортостане и Курганской области.

В таблице №11 расшифровка текстов монет из Иштугановских курганов Мелеузовского района.

№ п\п Монета и ее хорошо сохранившийся аналог Слова текста монет Пояснения

1

 

 

Подлинник монеты.

 

Аналог монеты.

; «Бс+л+бз» - написанное арамейским письмом слово со значением «баш ил башы\\Глава правителей стран».
; «Бс» по звучанию наиболее близки башкирское «баш\\голова» и из фарси «баз\\глава». Также может быть и антропонимом «Бс».
; «Л» по звучанию наиболее близок древне башкирской приставки принадлежности имен существительных и к слову «ил\\государство».
; «Тр+hалк» по звучанию наиболее близок к слову «т(о)р халкы» со значением «народ писания; тюркский народ; народ таргитая».
; «Тр» - «тор\\закон; писание» и «тары\\просо».
; «hалк» - «халык\\народ».
; «Гср» -«гасыр\\первое столетие».
; «Аулг бг» - «улуг бек\\великий князь»

2

Подлинник монеты.

Аналог монеты.

; «Евтм», имя царя.
; «Асгс», имя народа «ас; азиев».
;  «Гна», титул – хан.
; «Евтм асгс гна\\Евт(е)м Асского (народа) хан».
; Письмо кхароштхи. «Дтд. Цветок лотоса\\Эпоха справления правосудия лотоса»
 ; «Дтд\\Эпоха справления правосудия».
 ; Цветок лотоса, по всей видимости олицетворял собой Майтрею.
; «Гср\\Первое столетие».

Как видим, тексты всех монет и монограмм читаются справа налево и написаны арамейско-сирийским письмом эллинистического периода. Язык текстов данных монет тюркский!

Примечание: Все три монеты, и найденные в Иштугановских курганах, и найденные в Курганской области, представители классической археологической школы Томсена, на основании только внешнего их сравнения с известными аналогами, относят к монетам «Босфорского царства». [Кристиан Юргенсен Томсен (дат. Christian Jürgensen Thomsen) (29 декабря 1788 — 21 мая 1865) — датский археолог, который известен миру, созданием формальной системы периодизации истории человечества, состоящей из трёх эпох, которых условно называют: - «каменным, бронзовым и железными» веками.

Так как монеты оказались, по нашему мнению, датируемыми первым столетием эпохи Майтрейи, время замены иероглифов и гетерограмм на другие письменности, тоже следует отнести к этой дате. Но тогда само-собой возникает вопрос – «Когда началась эра Майтрейи?».

Википедия о Нем пишет следующее: «Будда Майтрея пребывает на Небесах Тушита (санскр. तुषित , tuṣita IAST, «Сад Радости») в ожидании, пока не настанет время, благоприятное для Спасения. Небеса Тушита — это четвёртый снизу мир из шести Небес богов Мира Желаний (Мира Страстей, Камалока), как описано в сутрах. В мире Тушита перевоплощаются существа, соблюдавшие пять заповедей: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги, не употребляй спиртные напитки — а также взращивавшие добрыми поступками и медитацией безмерные состояния сознания: Любящее сердце, Сострадание, Сорадование (Похвалу), Равновесие Пробуждённого Ума (Беспристрастность) — другими словами, те качества, которые составляют сущность пробуждённого ума. В этом мире перерождаются бодхисаттвы. Согласно сутрам махаяны, Будда Шакьямуни перед тем, как переродиться на Земле две с половиной тысячи лет назад, воплотился на этих Небесах… Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки. На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, учёные датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. Палийские источники говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер, то мы получаем такие даты: 566—486 до Р.Х.».

Но в той же Википедии указывается и другая интересная дата: «будущий Шакьямуни — Бодхисаттва «Благословенный» решил реализоваться. Он стал брахмачарином и переродился в Дэвалоке Тушита. Благословенный выждал время и сказал: «Я войду в чрево Махамайи в стране Джамбудвипа и достигну Нирваны. Те из вас, кто хочет достичь Нирваны, должны переродиться в той стране» Боги умоляли его остаться и говорили, что в той стране не нужно перерождаться, так как там много еретиков.

Но Благословенный вошёл в чрево Махамайи в 15-й день месяца уттра-пхалгуни (февраль-март). Он родился в роще Лумбини при восходе звезды Тишья. Это случилось в год Древа-тигра (1027 год до н. э.). Он стал Буддой в полнолуние месяца вайшакха года Огня-Свиньи (994 год до н. э.). Тогда случилось лунное затмение — Рахула проглотил Луну. Через 7 недель Брахма попросил Будду начать проповедь. Проповедь достигла отшельников: Каундинья, Ашваджит, Вашпа, Маханаман, Бхадрика. Они достигли архатства».

Дату начала проповедования Будды, ученика Майтреи на Небесах Тушита, т.е. 994 год до Р.Х. и можно обозначить условным началом эры Майтреи а также временем исчезновения иероглифов и гетерограмм.

В этом случае монеты из Иштугановских курганов датируются 994-894 гг. до Р.Х.

Теперь у нас возникла новая проблема. Проблема датировки монет Боспора.

Вообще то уместна ли такая постановка вопроса?

Ведь давным-давно установлена хронология правления Боспорских царей!

Оказывается, такой вопрос уместен.

Не вдаваясь в подробности даю только иллюстрации книг по данной проблематике, и продолжу рассказ о своей точке зрения на нее.

Для записи даты по Боспорской эре (Эра Майтрейи) на монетах использовались буквы греческого алфавита в своём числовом значении.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Α Β Γ Δ Ε Ϛ Ζ Η Θ
альфа бета гамма дельта эпислон стигма* дзета эта тета
10 20 30 40 50 60 70 80 90
Ι Κ Λ Μ Ν Ξ Ο Π q
йота каппа лямбда мю ню кси омикрон пи коппа*
100** 200 300 400 500 600 700** 800** 900**
Ρ Σ Τ Υ Φ Χ Ψ Ω Ϡ
ро сигма тау ипсилон фи хи пси омега сампи*

* — буквы стигма (6), коппа (90) и сампи (900) не входят в классический греческий алфавит, но использовались для обозначения чисел.

** — буквы ро (100), пси (700), омега (600) и сампи (900) не использовались для обозначения дат на монетах Боспора (т.к. диапазон использования на монетах Боспора — с 243 по 639 год Б.Э.), но на монетах Вифинии буква ро (100) использовалась (см. иллюстрированные примеры выше).

Не будем пока противоречить представителям классической археологической школы Томсена и рассмотрим факты использования народами Урало –Поволжских степей украшений «тэнгкэ\\мониска» выполненных из таких монет. Не соответствия вариантов прочтения текстов монет и их описаний представителями Томсеновской археологической школы к подлинным фактам напишем в виде поправок в отдельной таблице №12.  Исходя из факта перевода слова «Сауро+ Мате» в значении «Всадники Моде-шаньюя», за начало «Боспорской эры» нами принят 209 год до Р.Х., как год начала правления Моде и начала его эры.

Факсимиле монет и их описания берем из интернет-группы «Каталог Боспорских монет (https://bosporan-kingdom.com/coins_catalog.html?page=125&usgn=acc5»).

 

№ п\п

Монета

Факсимиле Классическое описание Поправки описаний
  Пантикапей. 480 — 470 год до н.э. Серебро Гемиобол, вес 0.33 г, d7.0 мм Av. Голова льва в фас Rv. Вдавленный квадрат, разделенный на четыре части, в двух из них точки Аналог золотых брактиадов из Филиповских курганов Оренбургской области. Av. «(А)сд\\Лев». Rv. След закрепок при односторонней чеканке. Имеет отверстие для ношения на одежде.
  Феодосия. 415 — 410 год до н.э. Серебро Диобол, вес 1.40 г, d12.0 мм Av. Голова Афины в шлеме вправо Rv. Голова быка в фас, без гирлянд (тений) во вдавленном квадрате. По сторонам ΘΕ ΟΔ ΕΩ Аналог брактиадов из Филиповских курганов Оренбургской области. Чекан Феодосии. Имеет эмблему монет Сарматов и Афины, отверстие для ношения на одежде. Av. Голова Афины в шлеме вправо Rv. «Бгр\\Корова», без гирлянд (тений) во вдавленном квадрате. По сторонам ΘI ΟΔ ΕΩ
  Пантикапей. 420 — 410 год до н.э. Серебро Тетартеморий, вес 0.13 г, d7.0 мм Av. Птица вправо Rv. ПАNT в разделенном на четыре части квадрате чеканки Имеет отверстие для прикрепления к одежде. Av. «hднгш\\соловей». Rv. ПАNT (используя греческое письмо до V века до Р.Х.) в разделенном на четыре части квадрате чеканки
  Феодосия. 410 — 405 год до н.э. Серебро Тетартеморий, вес 0.12 г, d0.0 мм Av. Муравей Rv. Букраний Иллюстрации имеют аналогии в брактиадах Филиповских курганов и Малосуреньской наскальной надписи. Имеет отверстие для ношения на одежде. Av. «Кмрск\\Муравей». Rv. «Бгр\\Бык».
  Храм Аполлона. 460 — 450 год до н.э. Серебро Гемиобол, вес 0.37 г, d9.0 мм Av. Голова льва в фас Rv. Вдавленный квадрат разделенный на четыре части с буквами АПОΛ Чекан Апол(она). Аверс имеет аналог в брактиадах Филиповских курганов. Имеется отверстие для ношения на одежде. Av. «(А)сд\\Лев». Rv. Вдавленный квадрат разделенный на четыре части с буквами АПОΛ (письмо до V века до Р.Х.)
  Пантикапей. 193 — 211 год н.э. Медь Сестерций, вес 0.00 г, d0.0 мм Av. ΤΙ ΙΟΥΛΙΟΥ ΒΑCΙΛΕωC CΑΥΡΟΜΑΤΟΥ. Бюст царя вправо. Надчеканка — голова Септимия Севера Rv. Нике влево, по сторонам ΜΗ Имеет отверстие для пришивки к одежде. На аверсе письмо кхароштхи «Нумеду шру тадhа твагаса \\Осуществляющий правду номадов табгач». Имеет отверстие для прикрепления к одежде. Бюст царя вправо. Надчеканка. Rv. Не читается.
  Пантикапей. 70 — 63 год до н.э. Медь Обол, вес 16.00 г, d0.0 мм Av. Голова Аполлона в венке вправо Rv. ΠΑΝΤΙΚΑΠΑΙΤΩΝ в одну строку. Орел на молнии, справа звезда, слева монограмма. Имеет отверстие для ношения на одежде. Тексты арамейским письмом. Av. Голова богини в венке вправо Rv  «Дтд-Лотос. Гср\\Эпоха справления правосудия Майтреи. Первое столетие».  «Евтм асгс гна\\Евтем хан асов».
  Нет данных. Имеет отверстие для ношения на одежде. Тексты письмом кхароштхи. Av. Голова богини в анфас. Тамга - « \\Гср\\Первое столетие». Rv. « \\Бслбз улг бг. Тр hалк\\Василевс великий князь тюркского народа».  
  Пантикапей. 210 — 200 год до н.э. Медь Обол, вес 5.50 г, d21.0 мм Av. Голова безбородого сатира в венке влево, надчеканка Rv. ΠΑΝ. Лук, под ним стрела вправо, надчеканка Имеет отверстия для ношения на одежде. Чекан неизвестен. Тексты не читаются. Av. Голова в венке влево, надчеканка Rv. ΠΑΝ. «…\\Дзн нн\\Молодой воин», надчеканка
  Пантикапей. 80 — 75 год до н.э. Медь Тетрахалк, вес 6.60 г, d0.0 мм Av. Голова Диониса в венке вправо. Надчеканка "колос" Rv. ΠΑΝΤΙΚΑΠΑΙΤΩΝ. Треножник и тирс, справа и слева монограммы Имеет отверстие для нашивки. Av. Голова царя в венке вправо. Надчеканка "колос" Rv. Текст не читается. Треножник и тирс, справа и слева
  Пантикапей. 48 — 47 год до н.э. Золото Статер, вес 8.50 г, d0.0 мм Av. Голова Асандра в диадеме вправо. Rv. ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΣΑΝΔΡΟΥ ΒΟΣΠΟΡΟΥ. Атакующий всадник с копьем вправо. Имеет приспособление для ношения на одежде. Av. Голова царя в диадеме вправо. Rv. Тексты не читаемы. Атакующий всадник с копьем вправо.

Вновь открывшиеся исторические факты ставят перед нами задачу более тщательного изучения Боспорских документов и задуматься над историей Боспора как части государства Кангов.

Вариантов попыток прочтения удалось обнаружить в работах по истории Боспора доступных нам. М. М. Чореф пишет: «Нас … интересуют биографии лиц второго ряда — родственников и сподвижников этого государя (Митридата, курсив мой). А, точнее, факты их участия в произошедших тогда событиях, прослеживаемые по нумизматическим данным. Дело в том, что на монетах Митридата VI Евпатора Диониса известно множество монограмм. Часть этих обозначений практически общепринято считать лигатурами имен царских чиновников (Голенко 1960: 34; Голенко 2005—2009: 240—270; Зограф 1951: 186—188; Сапрыкин 1996: 82—83, 114, 177; Смекалова, Дюков 2001: 68—71, рис. 2.7, 2.8; Фролова 1998: 23, 28; de

Callataÿ 1997; MacDonald 2005: 40). Однако они до сих пор не расшифрованы».

По нашему мнению, эти «тамги(монограммы)» олицетворяют собой «царственные имена (титулы)» правителей, нанесенные на монеты используя арамейское письмо и письмо кхароштхи. Составим таблицу №13 – «монограмм».

№ п\п Прочтения «монограмм». № п\п Прочтения «монограмм». № п\п Прочтения «монограмм».
1 Письмо арамейское. «Тав\\Пищущий». 24  Письмо арамейское, читается сверху вниз и справа налево. «Г+д+г\\Простодушный». 47  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+г+а+б\\Наследник».
2  Письмо кхароштхи, читается сверху вниз и справа налево. «Си\\Славнейший». 25  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+а+к+з\\Справедливый». 48  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+с+а+с\\Повелитель».
3  Письмо арамейское, читается сверху вниз и справа налево. «Г+д+г\\Простодушный». 26  Письмо арамейское, читается сверху вниз и справа налево. «Г+а+з+г\\Воинственный». 49  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+г+а+б\\Наследник»
4  арамейское письмо, читается справа налево. «Г+з\\Воитель». . 27  письмо арамейское, читается сверху вниз и справа налево. «С+г+з\\Усердный». 50  письмо арамейское, читается справа налево. «М+г\\Лунолицый».
5  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Тау+е\\зависимый». 28  Письмо арамейское, читается сверху вниз и справа налево. «Д+а+д\\Осуществляю32щий провосудие». 51  не идентифицировали.
6  Письмо арамейское, читается сверху вниз и справа налево. «Г+д+г\\Простодушный». 29  не идентифицировали. 52  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Тав+г\\Зависимый».
7    Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+г+а+б\\Наследник». 30  Арамейское письмо, читается справа налево. «h+н\\государственный муж». 53  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Тау+е\\зависимый».
8  не идентифицировали. 31  не идентифицировали. 54  не идентифицировали.
9  Письмо кхароштхи, читается сверху вниз и справа налево. «Кираhе дау кhу\\Кира великого монета» 32  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+к+а+б\\Наследник». 55  Арамейское письмо, читается справа налево. «h+н\\государственный муж».
10  письмо арамейское, читается справа налево. «Г+д+з\\Простодушный». 33  Арамейское письмо, читается справа налево. «Г+а+р+з\\Потомственный» 56  Арамейское письмо, читается справа налево. «Г+а+з\\Покоритель».
11  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+с+а+с\\Повелитель». 34  Арамейское письмо, читается справа налево. «Г+а+з\\Покоритель» 57  арамейское письмо, читается справа налево. «Т+а+л\\Счастливый?».
12  арамейское письмо, читается справа налево. «Т+а+д+з\\Правосудный». 35  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+г+н\\император». 58  Арамейское письмо, читается справа налево. «Г+а+з+е\\Завоеватель».
13  письмо арамейское, читается сверху вниз и справа налево. «К+с+г+г\\Казначей». 36  письмо арамейское, читается справа налево. «Г+з\\Завоеватель». 59  Арамейское письмо, читается справа налево. «Г+т+з\\Дарящий».
14  Арамейское письмо, читается справа налево. «Г+а+н+з\\из государственных мужей» 37  письмо армейское, читается справа налево. «Тд\\Справляющий правосудие». 60  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Д+г+а+з\\Призывающий».
15  не идентифицировали 38  письмо армейское, читается справа налево. «Тд\\Справляющий правосудие». 61  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «h+а+н\\император».
16  письмо арамейское, читается справа налево. «Г+з+а\\Воитель». 39  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+з+д\\Завоеватель». 62  Письмо кхароштхи, читается сверху вниз и справа налево. «Е+саи+дhа\\Законодатель».
17  письмо арамейское, читается сверху вниз и справа налево. «С+д+а+д\\Громогласный». 40  Письмо кхароштхи, читается сверху вниз и справа налево. «Ме+дра+да+ди\\Осуществляющий правду Майтреи в жизнь (Митридад)». 63  Письмо кхароштхи, читается сверху вниз и справа налево. «Е+саи+дhа\\Законодатель».
18  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+д\\Благодетель». 41  Письмо арамейское, читается сверху вниз. «Т+а+д\\Осуществляющий правосудие». 64  Письмо кхароштхи, читается сверху вниз и справа налево. «Е+саи+дhа\\Законодатель».
19  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «С+у+д+з\\Страстный». 42  не идентифицировали. 65  письмо арамейское, читается сверху вниз и справа налево. «Е+д+н\\Из магов».
20  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Г+н\\император». 43  Письмо кхароштхи, читается сверху вниз. «Т+а+д\\Осуществляющий правосудие». 66  не идентифицировали.
21  письмо арамейское, читается сверху вниз и справа налево. «Т+г+з\\Блудный». 44  не идентифицировали 67  письмо арамейское, читается справа налево и сверху вниз. «Т+г+г гопh\\Блаженный (Немой)».
22  не идентифицировали. 45  не идентифицировали. 68  Письмо кхароштхи, читается сверху вниз и справа налево. «Ка+пhа+а\\Кавказский».
23 Письмо кхароштхи, читается сверху вниз. «Чhа\\Устроитель колодцев». 46  Арамейское письмо, читается сверху вниз и справа налево. «Р+г+з\\король». 69  Письмо кхароштхи, «Ста\\Лучезарный».

Все монограммы на монетах оказались титулами правителей (дворцовыми именами) написанными арамейскими письменностями и письмом кхароштхи.

Так как наша цель, преследуемая в настоящей работе, это обращение внимания исследователей на неясные вопросы нашей истории, а именно отсутствие тщательного анализа древних текстов документов страны, то далее в своих публикациях мы не будем размещать корреляционные таблицы артефактов. Такие таблицы вторичны при наличии достоверных письменных документов рассматриваемых исторических периодов.

Описание этого периода истории ограничимся лишь общеизвестными фактами, которые дошли до нас в трудах Геродота и других историков древности.

Надеемся, что современные историки, увидев главное свое упущение при изучении исторических источников, а именно пренебрежение ими историческими документами страны выполненных на различных исторических письменностях и языках народов нашей родины, исправят эту непростительную для науки оплошность.

 

Саки и сколоты.

 

Подчиненные народы Таргитая, кроме кангов, включали в свой состав саков и сколотоев (скифов) тоже. Энциклопедии (в.т.ч. Викепедия) сообщают о них следующие сведения: «Са́ки (др.-перс. Sakā, др.-греч. Σάκαι, лат. Sacae) — собирательное название группы кочевых и полукочевых племён X в. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Название, возможно, восходит к слову saka – собака, волк. И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов. Первоначально саки, видимо, тождественны авестийским турам; в пехлевийских источниках под турами понимаются уже тюркские племена. В ахеменидских надписях «саками» называются все скифы. Ски́фы (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι, также Saka, Sakae, Sacae, самоназвание: Skolotoi) — древний народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.».

Мы думаем, что «канги» это те самые «царствующие роды» саков и сколотов (скифов).

Какие же документы рассматриваемого времени известны нам?

К настоящему времени в нашем распоряжении оказались следующие документы:

1. Кумбаз из Бижбулякского района (автор фото Рустама Исанбердина).

 

Мы пробовали прочесть тексты по следующему.

Транскрипции: 1) «Смс hслс у», 2) «Т hш», 3) «h hлсл у», 4) «Сс hслс у», 5) «Т hслс т», 6) «Т hлслс у».

Глоссарий: 1) «Шэмс хасилышы вэ», 2) «Та hуш», 3) «hиэ халисал вэ», 4) «Шах хасилыш вэ», 5) «Та хасилыш та», 6) «Та халисалыш вэ».

Переводы на русский язык: 1) «Солнца возникновение и», 2) «До разума», 3) «Женщина целомудрая и», 4) «Царей появление и», 5) «До возникновения всего до», 6) «До безгрешности и».

Центральный символ не смогли идентифицировать.

2. На фото, выполненном Ахатом Мухаметовым, показана эпитафия могильника «Кугарсен куз» около древнего поселения «Бахшай» из Учалинского района

 

Транскрипция: «Чачадhа рада. Райhа накhа – Лауга пака».

Глоссарий на башкирском языке: «Шэшэдэ (алтмыш) рэдэ (йыл). Ра(б)и нэгу (тынгла) – Аулуг пак (ул)».

Перевод на русский язык: «Шестдесять лет (от рода ему). Услышь Всевышняя – (Этот) Великий безгрешен».

4. Обереги для усопших, делались в виде перстней (автор Виктор Магутский) Перстень-печатка из Крыма.

Перстень, по нашему мнению, имеет текст письмом кхароштхи. Читается сверху вниз и справа налево.

Транскрипция: "А внн ру внн уаи внн внн и ро внн".

Звучание на древнебашкирском: "Эвэннин рэвэннэн ваи вэйлэ бэинни рэвэн".

Перевод на русский язык: " (Хозяин этого) из первых, уходящих (в мир иной). Ай какое горе! Все (мы) уходящие (не вечны".

5. Кумбаз села Килмяково Учалинского района

Транскрипция: «Гhа+ Дhа Ва+На+Та».

Звучание на башкирском языке: «Гhадhа (халкы) ваны».

Перевод на русский язык: «Царь народа «Гад».

6. Перстень-печатка (автор Константин Алекторов), найденная на берегу реки Уфа в Иглинском районе.

 

Текст выполнен одной из разновидностей письма кхарошти. Билингва. Использовалось в Башкортостане с VII века до рождества Христова по V веки после рождества Христова.

Транскрипция верхней строки: «Джабhака\\Чюбеки».

Транскрипция нижней строки: «Васада\\Васита».

Перевод обоих слов означает одно понятие – «Посол; посланник».

 

7. Перстень-печатка (автор Андрюха Юрьич) найденная в городе Николаев в Украине.

По нашему мнению, (после изучения зеркальных отражений печаток) на печатке слова, записанные письмом кхарошти. Это письмо использовали с VII века до нашей эры по VII века нашей эры. Тексты читаются сверху вниз и справа налево. Композит букв «Ма+тhа» (смотри фото букв) записан как один знак «Матhа». Композит букв «Кhа+у» записан вторым слитным знаком (на фото автора находки справа на перстне), как «кhау». Оба композитных знака вместе читаются справа налево, и гласят «Матаку\\Мэтэкъуа\\Это верующий (благочестивый)».

Думаем, перстни являются атрибутами похоронного обряда, и служили такую же роль, как и панагии (пэнэh) и «оболы мертвых» - хранителями душ усопших.

Герадот так рассказывает легенду об истории происхождения скифов: «По рассказам сколотов…произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай (китайский Шань или «просо», что по-тюркски «Тариг»). Родителями этого Таргитая были Папей и дочь реки Борисфен…Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей – Липоксаис, Арпоксаис и самый младший Колаксаис. В их царствовании на сколотскую землю с неба упали золотые предметы, плуг, ярмо, секира и чаща. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел чтоб поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, приблизился второй брат, и опят золото запылало. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший брат, пламя угасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему…. От Липоксаиса произошли племя «авхат», от Арпоксаиса племя «катиар», от Колаксаиса племя «паралат». Все эти племена и называют себя сколотами».

Первые упоминания Геродота о сколотах относятся к 750 году до Р.Х. В этот год, на берегу реки Днестр, произошло сражение между племенами «киммер» и сколотами. Итоги сражения коренным образом изменило этнополитическую ситуацию в Евразии. По всей видимости, движение сколотов на запад обуслоавливалось необходимостью поиска новых рынков товаров после отложения от государства Кангов его части, известной в истории как «Чжоу (в тюркских и фарси документах называется «Аншан»)». Схему сражения можно восстановить таким образом (фото№18).

Войско киммеров состояло из пещих воинов, и было разделено по роду их вооружения на «пиконосцев» и «топороносцев». Сколотское войско состояло из конных воинов, вооруженных луками, мечами и копьями. Сражение начали легковооруженные сколотские конные лучники. Они провели сильную стрелковую подготовку, не подпуская киммеров к основным силам сколотского войска. Разгромление и уничтожение обескровленного и смятенного киммерского войска завершили конные воины, вооруженные копьями и мечами. Успех данной битвы решило применение сколотами новой военной тактики – использование конного войска в сочетании со стрелковой подготовкой.

Эра киммеров в Причерноморских степях и на территории нынешнего Башкортостана закончилась.

Началась эра сколотов (скифов), потомков Таргитая, хотя по инерции в документах Мессапотамии их продолжают называть киммерами. В 730 году до Р.Х. сколоты уже завоевали западнокавказское побережье, а в 720 году до Р.Х. разгромили Урартского царя Руса Первого. После этого началась Сколото-ассирийская война. В 705 году до Р.Х. в битве с ассирийцами погиб сколотский царь Саргон Второй, но сколоты закрепились в Мидии и правили там в 705-679 годах до Р.Х. Спустя 26 лет, 679 году до Р.Х. сколоты вторглись в глубинные территории Ассирии, но были отбиты и закрепились в Малой Азии. В 673 году до Р.Х. в стране сколотов пришел к власти царь по имени Ишпакай. Он в 673 году до Р.Х. возглавлял восстание мидян против Ассирии и победил их. Так возникла Великая Мидийская держава, включающая в свой состав Хорезм, Согдиану, Синьцзянь. В 670 году до Р.Х. ассирийцами был убит царь Ишпакай. После него, в 670-650 годах до Р.Х. царем был Партатуа (Геродот называет его «Фроарт»). Партатуа был сыном Дейоки Второго («Яика» - по-тюркски).

В 650 году до Р.Х. сын Партатуа царь Мадий завоевал всю Малую Азию. Но к этому времени от государства сколотов отколись Сирия и Палестина, которые были завоеваны царем Партатуа в 670 году до Р.Х. В 633 году до Р.Х. царь Мадий обратно вернул Сирию и Палестину под владычество сколотов. По монетам Боспорского царства данного периода мы видим, что царю Мадию починялись и причерноморские сколоты (скифы), так как на монетах появляются надчеканки, с текстами его наместника или посланника – «Субhуhо Мада. Дзн нн. Ни+бо Да+куа+йhе \\Посол Мади. Молодой воин. Наместник Дакуйhе».

Вариант прочтения текстов даем в таблице.

№ п\п

Монета

Факсимиле Классическое описание Поправки описаний
  Пантикапей. 180 — 170 год до н.э. Медь Обол, вес 5.99 г, d21.0 мм Av. Голова Сатира влево. Надчеканка «венок» Rv. ПАN. Лук, под ним стрела вправо Имеет отверстия для нашивки на одежду. Тексты письмом кхароштхи. Av. Голова царя влево. Надчеканка « \\Су+бhу+hо Ма+да\\Посланник Мади» Rv. « \\дзн нн\\Молодой воин». « \\Ни+бо Да+куа+йhе\\Наместник Дакуйhе».

Мы предполагаем, что «Дзн нн\\Молодой воин» был, по всей видимости, титулом наследников царей сколотских. Эта иероглифическая надпись имеется во многих монетах Боспора.

№ п\п

Монета

Факсимиле Классическое описание Поправки описаний
  Пантикапей. 220 — 210 год до н.э. Медь Тетрахалк, вес 2.50 г, d15.0 мм Av. Голова бородатого Сатира вправо Rv. ПАNTI. Лук и стрела влево Чекан Пан(типакея). Имеет отверстие для ношения на одежде и на реверсе рисунок лука и стрелы. Гетерограммы читаются как словосочетание « \\Дзн нн\\Стрелок; молодой воин. ПАNTI».

Еще одна монета, использованная как украшение тэнгкэ.

 

№ п\п

Монета

Факсимиле Классическое описание Поправки описаний
  Пантикапей. 220 — 210 год до н.э. Медь Тетрахалк, вес 1.90 г, d15.0 мм Av. Голова бородатого Сатира в венке вправо Rv. ИАП. Лук и стрела влево Имеет приспособление для ношения на одежде. Av. Голова бородатого царя в венке вправо. Rv. Гетерограммы читаются как словосочетание « \\Дзн нн\\Стрелок; молодой воин ИАП».

В 625-584 годах до Р.Х. царем сколотов был Киаксар. Именно в его время, в 625-605 годах существовала и военная конфедерация с Вавилоном. Эта конфедерация в 605 году до Р.Х., в битве при Кархемише, наголову разбило союзные войска Мисыра (Египта) и ассирийцев. В 585 году до Р.Х. была война с Лидией. После Киаксара царем сколотов стал его сын Астиаг. В последний год его правления восстал персидский старшина Кир (Куруш) и объявил себя царем Аншаня. Причерноморские сколоты тоже признавали его, как это видно по монетам, верховным правителем.

 

№ п\п

Монета

Факсимиле Классическое описание Поправки описаний
  Пантикапей. 37 — 38 год н.э. Медь 8 унций, вес 7.01 г, d20.0 мм Av. Женская голова в калафе и покрывале вправо Rv. Скипетр, по сторонам надпись ΒΑ-ΣΙΛΕ-ΩΣ, справа монограмма ΒΑΡ, слева Η Имеет отверстие для пошива. Av. Женская голова в калафе и покрывале вправо Rv. Скипетр, по сторонам надпись ΒΑ-ΣΙΛ-ΩΣ, справа монограмма « \\Кираhе дау кhу\\Кира великого монета», слева Η

Такие тексты имеются во многих монетах.

№ п\п

Монета

Факсимиле Классическое описание Поправки описаний
  Пантикапей. 14 — 10 год до н.э. Медь 1 унция, вес 2.70 г, d18.0 мм Av. Дельфин и трезубец. Rv. Монограмма ВАЕ Имеет отверстия для нашивки. Av. « \\Лб+шур\\Благославление» Rv. « \\Кира+hе дау+кhу\\Кира великого монета».

В гражданской войне сколоты потерпели поражение и были вытеснены в Предкавказье. Преследуя их, Кир с огромным войском решил перейти Аракс, переплыть Каспий, и вторгнуться в глубь страны сколотов. Об этих событиях Геродот пишет так: «С запада Каспийское море ограничено Кавказом, с востока к нему примыкает равнина на необразимом пространстве. Значительную часть этой равнины занимают массагеты, против которых идти войною Кир. К этому походу у него было многие важные побуждения и поводы, прежде всего его рождение, в силу которого он мнил себя чем-то выше человека, потом то счастье, с каким он вел войны: куда бы он ни пошел со своим войском, ни один народ не смог устоять против него. Царицею массагетов в это время была вдова умершего царя; называлась она Томарис. Кир через послов пытался было свататься для виду, как бы желая иметь ее своей женой. Но Томарис поняла, что Кир сватается не к ней, а к царству массагетов, и отвергла предложение. Когда хитрость не удалась, Кир двинулся войском к реке Араксу и открыто начал войну против массагетов; для переправы войска он положил через реку мосты, а на судах поставил башни с переправляющимися воинами. Когда Кир был занят этой работой, Томарис послала к нему вестника со следующими словами: «Перестань, царь мидян, хлопотать над тем, чем ты занят теперь; ведь ты не можешь знать, благополучно ли. Кончатся твои начинания. Остановись, царствуй над своим и не мешай нам царствовать над тем, над чем мы царствуем».

Войско Кира было разгромлено, а сам он был убит в этой войне. После смерти Кира трон занял его сын Дарий Первый. Его восшествие на престол было ознаменовано массовыми восстаниями. Но так как это все не наша уже история мы вернемся к истории сколотов вернувшихся в историческую свою родину. «Дети женщин сколотов», так их называет Геродот, а по древнебашкирски просто «hиа угланы\\женщин сыновья (родителями их были сколотские женщины и рабы)», пока основное сколотское войско было на войне, узнавшие за это время историю своего происхождения, никак не хотели снова стать их рабами и подняли восстание и создали собственное государство к востоку от Сарпинских озер. Из древнебашкирских документов этого времени заслуживает внимания найденная, в окрестностях села Арсланово в пещерах скалы «Яман-таш» (башк. яман — плохой, обманчивый) обнаружены и исследованы наскальные рисунки датированные поздним железным веком — «Араслановская писаница», размещено в интернете группой «Мир Урала.ru») из Челябинской области.

Транскрипция: «Ка+стhаи+тhа+иа».

Звучание на башкирском языке: «Каста hиа».

Перевод на русский язык: «Каста женщин».

Интернет-группа «Мир Урала.ru» сообщает: «Писаница обнаружена в 1968 г. В.Т.Петриным, в начале 1990-х гг. изучалась В.Н.Широковым. В пределах 8 метрового типа выделены 2 группы рисунков; северные (с 6 фигурами) и центральные (с 8-ю изображениями); найдены также 2 одиночных рисунка. При раскопках возле Араслановской писаницы обнаружены остатки жертвенного комплекса: обломки глиняных сосудов, кусочки охры, каменные изделия, в том числе пест, а также кости косули, лошади, птицы и некоторых неопределенных фрагментов. По обобщенным данным, рисунки датированы поздним железным веком».

Встретившись с сильным сопротивлением «hиа углан»-ов, т.е. «гейлон»-ов (в истории более известны как «аланы»), сколоты не смогли восстановить свое господство на всей территории своей исторической родины и вынуждены были довольствоваться только Причерноморскими степями. Раздробление государства потомков Таргитая – сколотов было на руку для царя персов Дария, мечтавшего отомстить за отца. И он, между 519-512 годами до Р.Х. вторгся в страну сколотов из Фракии. Сколоты выслали послов детям женщин с целью уговорить их выступить против дария вместе. Но гейлоны, как пишет Геродот, дали такой ответ: «Если бы вы прежде не нанесли персам обиды и не начали войну с ними, тогда мы сочли бы вашу просьбу правильной и охотно помогли бы вам. Однако вы без нашей помощи вторглись в землю персов и владели ею, пока божество допускало это. Теперь это же божество на их стороне, и перцы хотят оплатить вам тем же. Мы же и тогда ничем не обидели этих людей и теперь первыми вовсе не будем враждовать с ними. Если же перцы вступят в вашу страну и нападут на нас, то мы не допустим этого. Но пока мы этого не видим, то останемся в нашей стране. Нам кажется, что перцы пришли не против нас, а против своих обидчиков».

Иданфирс, царь сколотов в описываемое время, учел этот ответ. Он начал манврировать, якобы убегая от персов. Дарий влекомый «убегающими» сколотами перешел Сарпинскую впадину и вошел в земли гейлонов. И гейлоны, и будины, и таксы объединились в один союз со сколотами против персов. Геродот пишет об этом так – «Свое войско они разделили на два отряда. К первому отряду, под предводительством царя Скопасиса присоединились гейлоны. Этот отряд в случае нападения персов на эту область должен был отступать к Танаису вдоль озера Меотида. Если же перцы повернут назад, то преследовать их. Это войско принадлежало к одной из трех частей сколотского царства и получило приказание идти указанным путем. Два других царства, великое царство под властью Иданфирса и третье, царем которого был Таксакис, соединились в одно войско вместе гейлонами и будинами, должны были также медленно отступать, держась на расстоянии дневного перехода от перцов, и таким образом выполнить военный план».

Союзные войска заманили Дария до пустыни. Дойдя до пустыни Дарий расположился станом на реке Оаре. Эта земля была землей будинов. Письменные источники того времени противоречивы. Если Геродот, например, утверждает, что поход Дария был безрезультатным, то персидские документы наоборот, говорят о включении страны сколотов в состав империи Дария. Сохранился интересный башкирский документ. Интернет-пользователь Анатолий Бабков прислал фотографию печати, найденной в Челябинской области.

 

Словарь печатки таков:

1). «Ясра» со значением «жэсур\\богатырь». Слово встречается в исторической башкирской и татарской литературе. Например, у Гаабдуллы Тукая имеются строки с этим словом – «Алар алдарлар, алдансанг, жэсур мофти дэ юк дирлэр\\Они будут врать, если обманешься, и богатырь и муфти будут утверждать то же самое».

2). «Дрйано» со значением «Дарийзынг\\Дария; принадлежащий Дарию», в башкирских текстах это слово встречается впервые.

3). «Ромдане» со значением «зола; его пепел». В башкирском языке сейчас сохранились только слова «эрэм\\исчезновение; уход в небытие; бесполезная трата», а также «эрэмэ\\кустарник застоявшийся и пригодная для сжигания; кустарник, используемый для заготовки дров».

По этому документу мы видим, что отдельные воины служили в армии Дария.

К 500-ым годам до Р.Х. государство Кангов была уже раздробленной. Она, по нашему мнению, состояла из практически самостоятельных, враждующих между собой частей. Первая часть – причерноморские сколоты, известные в классической истории как «скифы», вторая часть –гейлоны и будины (входили по всей видимости и башека(р)де), которые все вместе, позже ставшие известными в классической истории как «сарматы\\савроматы», третья часть – непосредственно сам Кангюй, четвертая часть – государство Чжоу.

Так как до начала эпохи «А Мат хаммиат хин\\Эпоха защиты Моде от посягательств чужих народов» в 206 году до Р.Х., все эти четыре части существовали как отдельные государства, в своей публикации будем рассказывать о каждом из них в отдельности, только между 500-206 годами до Р.Х.

Во времена царя Ариапифа страна сколотов окрепла заново. В 496 году до Р.Х. сколоты вторглись во Фракию, и дошли до Херсонеца Фракийского. Через 14 лет войны, т.е. в 480 году до Р.Х. был составлен договор о родстве и дружбе скрепленный браком Ариапифа и дочери Фракийского царя. По этому договору граница между государствами прошла по Дунаю. Известно о двух сыновьях Ариапифа, их звали Скил и Актоумасад. В 430 году до Р.Х. ольвийцы восстали и отделились. В 429 году до Р.Х. родился Атей, будущий великий правитель страны сколотов. В 400 году до Р.Х. на Дунае появились кельты. Житель Свердловский области Сережа Войнович прислал фотографию, найденного в области граффити. Граффити оказался государственной печатью одного из протогосударств на Урале! Читается сверху вниз. Письмо кельтское.

Транскрипция аверса (описательный текст): "Псуh ол".

Звучание на современном башкирском языке: "Мисэте илденг\\Ил мисэте".

Перевод на русский язык: "Печать государства; печать страны".

Примечание: Слово означающее такой вид предмета (действия) зафиксировано и в книге Махмуда Кашгари "Дивани лугат ат турки\\Сборник тюркских диалектов" 1070 года в форме "басут\\печать; пайцза".

Транскрипция реверса (тексты в самой печат, читаются начиная с ромбика, против часовой стрелки): ""Ол. Кунглкунгкул. Матен. Гиб (Киб)".

Звучание на современном башкирском яхыке. "Ил Кангюй? Муйтэн. Кыб(сак)".

Перевод на русский язык: "Государство Кангюй? Муйтены и Кибчаки(половцы)".

Рассмотрим генетическое подтверждение находки. ВИКИПЕДИЯ сообщает: Современная концентрация R1b (условно называемая «кельтской гаплогруппой») максимальна на территориях, связанных с кельтами: в южной Англии около 70 %, в северной и западной Англии, Уэльсе, Шотландии, Ирландии — до 90 % и более, в Испании — 70 %, во Франции — 60 %. По- видимому она связана с докельтским субстратом, поскольку высока её концентрация и у не-кельтов басков — 88,1 % и испанцев — 70 %. У соседних народов концентрация данной гаплогруппы падает: у итальянцев — 40 %, немцев — 40 %, норвежцев — 25,9 % и других. За пределами Западной Европы высокая концентрация данной гаплогруппы встречается лишь у некоторых популяций башкир (бурзян, гайна и др.) — до 87 %.

Само письмо кельтов (фото №30) выглядит так:

В 400 году до Р.Х. Фракия была завоевана Македонией. Началась длительная война между с одной стороны страной сколотов и Кангюем (племена юэчжи верховенствующие тогда в Кангюе выступили союзниками сколотов) и с другой стороны македонянами. Война велась в Европе и в Азии. В 339 году до Р.Х. на Истрском сражении был убит царь Атей. В 335 году до Р.Х. Александр Македонский пересек Дунай (Истр) и напал на страну сколотов. Но успеха не добился. Его попытку в 331 году до Р.Х. повторил македонский наместник во Фракии Запорион и тоже потерпел неудачу. Только в 323 году до Р.Х. Лисимаху удалось разгромить войско сколотов и осадить Каллатис. В 250 году до Р.Х. сколоты сиггины были завоеваны кельтами.

Все эти документы выполнены на языках и исторических письменностях народов нашей страны.

Как многое мы теряем, поддерживая мнения о добровольности изучения государственных языков субъектов Федерации и исторических письменностей. Ведь без них гуманитарные науки теряют свою комплексность и перестав быть наукой становятся политикой!

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 111.