По нашему мнению, этот осколок государства Кангов, упоминаются и в позднейших письменных документах башкир – шэжэрэ. Мы думаем, что переписчики шэжэрэ, внося корректировку в древние тексты по своему уразумению допускали ошибки. Рассмотрим откорректированные тексты. В одном из отрывков шэжэрэ башкир племени юрматы говорится – «Анчэ нкат аул ирдэ бр ажд h аилан бидл булди. Бир кичэ-кунлк ирдан бар аирди. Бунгар куб иллр кчди. Анг брлан аурш килдилар. Куб халик булунгиа булди. Шундин сунг аул (а)илан гиб булди, хлаик амандэ калди\\ К тому времени как раз в том самом месте появился беспощадный алан. Пришли (они) с юго-западной стороны. К этому (событию) много времени утекло. С ним воевали. Много народа (нашего) у них было в плену. Затем этот алан исчез, народ (наш) остался в сохранности».
Эти «hаилан»-и из башкирского шэжэрэ, вполне могут быть теми самыми «гелон»-ами Геродота. К сожалению, последователи классической археологии оперируют только терминами «сармат; савромат», хотя все культурное наследие алан как раз и вкладывается к эре сарматов. Только два археолога нашей страны как К.В.Салников и Н.А.Мажитов осмелились идентифицировать аланские археологические памятники Урала как «позднесарматские».
Википедия про аланов пишет так: «Этноним «аланы» впервые встречается в 25 году н. э. в китайских источниках как название сарматского племени, сменившего аорсов (Яньцай): «владение Яньцай переименовалось Аланьляо; состоит в зависимости от Кангюя… Обыкновения и одеяние народа сходны с кангюйскими». К более позднему времени относится ещё одно интересное свидетельство китайских анналов: «Правление в городе Аланьми. Эта страна прежде принадлежала кангюйскому удельному владетелю. Больших городов считается сорок, малых окопов до тысячи. Мужественные и крепкие берутся в чжегэ, что в переводе на язык Срединного государства значит: строевой ратник». Позднее, в I веке н. э., свидетельства об аланах встречаются у римских авторов. Наиболее раннее их упоминание мы встречаем у Луция Аннея Сенеки, в пьесе «Фиест», написанной в середине I века н. э.».
Истории сколотов (скифов) и гейлонов (алано-сарматов) невозможно изучить без знаний истории монетного дела в государстве Кангов.
В качестве первых монет использовались украшения - предметы роскоши и благ. Такими предметами, безусловно, были и украшения Шульганташа, изготовленные из ракушек.
По мере развития географии обмена и контактов они заменялись более сложным ракушками каури.
Эти каури, наряду с монетами (тэнгкэ) различных исторических эпох и сейчас остаются предметами украшения башкирской, тюркской тоже, национальной одежды.
В последствии, после утери выходов к южным морям, эти каури стали заменяться своими имитациями из глины-камня-металла. Вот некоторые их образцы из Башкортостана:
1. Каменная имитация каури из Чебаркульской стоянки Челябинской области (автор фото Л.Я.Крижевская).
2. Имитация каури из глины. Саузовская стоянка, Краснокамский район (находка О.Н.Бадера).
3. Имитация каури из глины. Гумеровская стоянка, Мечетлинский район (находка Ю.А.Морозова).
Позже, по мере появления украшений из золота и других цветных металлов, они заменялись либо предметами первой необходимости тех времен (оружием: ножи, наконечники стрел, шила и.т.д.), либо кусками драгметаллов с иллюстрацией видов скота (животных - используемых для жизнеобеспечения людей). Таким видами монет были, например.
4. Пучок из пяти наконечников стрел - "укбаш" по-башкирски, или "обол" по юнански (по ионийски).
5. Иллюстрации животных на золотых круглых пластинках, которые были найдены в Филипповских курганах Оренбургской области археологами).
6. Иллюстрация средства передвижения как на бронзовой круглой пластине из Курганской области, найденная краеведом Зелининым.
Филипповские и Курганские круглые пластины были первыми монетами-брактиадами (монеты с односторонней чеканкой).
По мере объединения различных народов в одни государства (добровольно или путем завоеваний, не имеет значения) стили и методы изготовления монет начали смещаться. Эта особенность развития монетного дел особенно заметен в истории государства Гейлонов\\Детей женщин, которую в классической истории предпочитают называть либо Боспорским царством либо Сарматией. Монеты брактиады стали выпускаться в виде полновесных монет, при сохранении древних мотивов на аверсах и указанием места чекана на реверсах.
Как видим начало монетного дела в государстве детей женщин-гейлонов представлено только брактиадами, которые представляли собой изображения головы льва (по древнебашкирски – «асд»), головы барана (по древне башкирски – «бр»), головы быка (по древне башкирски – «бу»), птицы (по древне башкирски – «кр»), муравья (по древне башкирски – «кмрск»).
Убедившись в существовании общей истории брактиадов алан (сарматов) и Боспора мы можем вести речь об общей истории этих объектов исследований. Нам кажется, сам подход к изучению истории Боспора как к истории греческой или римской колонии не выдерживает никакой критики.
Вокруг вопроса происхождения сарматов было много публикаций. К сожалению, они не опирались на подлинные письменные источники самого этого народа. Более того, такие граффити как перстни-печатки, монеты, сулпы и кумбазы (историки классической школы называют их просто «бляшка»-ми) вообще игнорировались и не исследовались, и эти предметы древности всячески прятались от любителей древностей. Исключением в череде представителей классической исторической школы, по моему мнению, являются только два башкирских археолога, а именно А.Х.Пшеничнюк и Н.А.Мажитов. Они, хотя и не читают сами тексты древних граффити, но добросовестно выкладывают в своих трудах иллюстрации как самих граффити, так иногда и тексты из них. В этом отношении представляют определенный интерес прорисовки А.Х.Пшеничнюка знаков из золотых ручек деревянной посуды из Филипповских курганов.
В 2014 году, году посетил я Музей археологии и этнографии Института этнологических исследований УНЦ РАН и делал собственные прорисовки текстов из этих золотых ручек (Фотографировать не разрешили, поэтому делал только прорисовки).
Оказалось, что на ручках письмом кхароштхи выведены следующие надписи.
Словарь текстов, слева направо. «Ткл\\Такил», композитное слово «Таки+л» со значением «предназначил я для», где «-л» глагольное окончание. Это слово часто употреблялся в башкиро-татарской литературе. Например, у Габдуллы Тукая есть такие строчки- «Суз рэте килгэч, итим эзрэк бэян, таки яшерен кул тобо булсын гаян». Что на русском языке означает – «Раз появилась возможность высказаться, и я немного расскажу, для нас невидимое дно озера пусть станет видным, ясным». «Лкзл\\Аль казал», слово со значением «исполнение предписываемых законом действий». Где «аль» приставка принадлежности имен существительных, «каза» слово со значением «совершение предписываемых законом действий», «-л» глагольное окончание Данное слово тоже встречается в образцах нашей литературы. Например, у Мусы Акъегетзадэ есть такие строчки – «Кэсебкяр булмакыгызга сэбэп кэзалик узегездер», или на русском языке –«Причина того что вы не предприимчивы в том, что вы сами не делаете положенное».
Как видим золотые ручки от деревянных чаш, действительно граффити, и в них действительно тексты на тюркских языках.
По нашему мнению, тексты сарматские, так как рядом с ними находились, похожие на бректиады (монеты одностороннего чекана) золотые пластины-круги с мотивами иллюстраций монет Баспорского царства.
Боспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство, др.-греч. Βασίλειον του Κιμμερικού Βοσπόρου) — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э.
В начальном этапе сарматского государства все тексты выполнены письмом кхароштхи.
Печать (автор Марат Люлода) найденная в Пермском крае.
Транскрипция: «Абhаша сапавара чабhаса ва дhатагhа».
Глоссарий на башкирском языке: «Башлыгы hыбайлы гэскэрзенг, сабкын вэ тоток».
Перевод глоссария на русский язык: «Начальник кавалерии, посол и наместник».
Со временем кхароштиписьменные документы начинают заменяться текстами выполненными арамейскими письменностями.
Кумбаз (автор Диля Биккулова Письмо арамео-сирийское (тип эстрангело). Читается справа налево).
Транскрипция: «Неhен(и) : Дэhеев».
Звучание на башкирском язык «Нэhани : Дейеу»
Перевод на русский язык: «Запрещенное : Див».
К настоящему времени найдены много документов, которых можно отнести к истории гейлонов (или сармат. Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — народ, состоявший из кочевых племён конца раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), населявшие степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана). По мнению исследователей, сарматы, под именем «савроматы», впервые упоминаются Геродотом, который сообщал: «Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов»).
Классическая история так описывает историю гейлонов (алано-сарматов).
К моменту ухода сколотов из Мессопатамии в 560-559 годах до Р.Х. «гейлоны\\дети женщин» властвовали в их исторической родине. В 530 году до Р.Х. участвовали на войне против персидского царя Кира. В 512 году до Р.Х. участвовали на войне против персидского царя Дария. Скопасис — возглавлял савроматов в 512 году до н. э. Во времена Атея, 429-339 годах до Р.Х., союзнические отношения с сколотами сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Мидоссак (Медосак) — царь сарматов в III веке до н. э., муж Амаги. Амага — царица сарматов в III веке до н. э.
После середины VII века до н. э. на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы, а к началу второй четверти VI века до н. э. они осваивают значительную часть побережья, за исключением южного берега Крыма. Первой колонией в этом регионе было основанное во второй половине VII века до н. э. поселение, расположенное в районе современного Таганрога.
Скорее всего, древнегреческие колонии основывались как независимые полисы. Так, в частности, они возникли в районе Боспора Киммерийского (Керченский пролив), где постоянное местное население отсутствовало. Местные племена тавров жили в Крымских горах, в степях периодически кочевали скифы, в бассейне реки Кубань жили полукочевые меоты и земледельцы синды.
Первое время колонии не испытывали давления со стороны варваров, население их было весьма немногочисленным, а оборонительные стены у поселений отсутствовали. Около середины VI в. до н. э. зафиксированы пожары на некоторых небольших памятниках, в том числе в Мирмекии, Порфмии и Торике, после чего на первых двух из них возникают небольшие укреплённые акрополи.
Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. В настоящее время появилось мнение, что первоначально ему удалось объединить вокруг себя только близлежащие малые города, а на другой стороне пролива центром стала основанная в третьей четверти VI в. до н. э. Фанагория. Около 510 года до н. э. в Пантикапее был построен храм Аполлона ионического ордера. Видимо, от имени священного союза городов, возникшего вокруг храма, выпускалась монета с легендой «ΑΠΟΛ». Был ли этот союз политическим, как он был организован, кто в него входил — неизвестно. Существует гипотеза, связывающая выпуск этих монет с Фанагорией.
Согласно указанию древнего историка Диодора Сицилийского, около 480 г. до н. э., в Пантикапее к власти пришла династия Археанактидов, видимо, во главе с неким Археанактом. Характер её правления не совсем ясен. Раньше предполагалось, что она могла возглавлять широкий оборонительный союз полисов — симмахию, в который входили все города по обоим берегам Керченского пролива, включая Феодосию. Сейчас учёные склоняются к тому, что власть Археанактидов была тиранической. Во главе объединения стояли тираны Пантикапея из греческого, скорее всего, милетского рода Археанактидов. В состав союза точно входили такие города и поселения, как Мирмекий, Порфмий и Тиритака. Вхождение в него других греческих поселений на Таманском и Керченском полуостровах остаётся под вопросом.
В 430 году до. н. э. власть в Пантикапее перешла к Спартоку, основателю династии Спартокидов, которая правила на Боспоре Киммерийском до 108 года до н. э. Судя по имени, основатель династии не происходил из греческой среды. Скорее всего, истоки его родословной нужно искать на территории Фракии. Тесная связь с варварскими племенами прослеживается в ходе всего правления династии Спартокидов.
После недолгого правления Спартока, и, возможно, узурпации власти неким Селевком (возможно, его имя возникло в результате порчи текста Диодора Сицилийского), к власти пришёл царь Сатир I (433—389 гг. до н. э.), энергично взявшийся за увеличение территории своего государства.
Его дело продолжили Левкон I и Перисад I (348—311 гг. до н. э.) — правители IV века до н. э., с именами которых связан период наивысшего расцвета Боспора.
Расширение владений Спартокиды начали, видимо, с присоединения Нимфея, по некоторым данным, входившего в Афинский морской союз. В городе находился представитель Афин, которого, по данным оратора Эсхина звали Гелон. По утверждению Эсхина, последний передал власть над городом боспорским тиранам, а сам получил за это в управление городок Кепы. Последнее может косвенно указывать на то, что Таманский полуостров в это время уже входил в состав Боспорского государства. Впрочем, учитывая, что целью Эсхина было опорочить своего политического противника Демосфена, данные здесь могут быть неточными. В любом случае, Нимфей вошёл в состав государства без боя.
Драматичнее сложилась борьба за Феодосию, метрополией которой, как и Пантикапея, был Милет. Феодосийский крупный порт находился относительно далеко от основных центров государства и пользовался поддержкой Гераклеи Понтийской — города на южном берегу Чёрного моря. Боспорское войско потерпело поражение, в немалой мере из-за военных хитростей, применённых гераклейским стратегом. В результате гераклейские войска высаживали десанты непосредственно на территории Боспорского царства. Судя по огромному импорту амфор с вином из Гераклеи Понтийской в первой половине IV в. до н. э., отношения нормализовались довольно быстро. Видимо, в середине 80-х годов IV в. до н. э. Феодосия вынуждена была покориться, и Спартокиды стали именовать себя «архонтами Боспора и Феодосии». Победа над Феодосией означала присоединение территории всего Керченского полуострова. Затем Спартокиды обратили взоры на восточное побережье Керченского пролива. Левкон сразу после победоносной Феодосийской кампании, разгромив стремительным броском из-под Феодосии Октамасада, сына синдского царя Гекатея, стал обладателем во второй половине 80-х гг. IV в. до н. э. новых земель с синдским населением и Фанагории. Результатом всех этих завоеваний было приобретение Спартокидами новых портов и торговой монополии, обширных плодородных земель и права хлебного экспорта. Олицетворением мощи государства, его политической зрелости и международного признания стало появление царского культа, связанного с именем Перисада I.
После смерти Перисада I разгорелась борьба между его сыновьями Сатиром, Пританом и Евмелом. Она продемонстрировала, с одной стороны, нарушение традиции престолонаследия Спартокидов, которая заключалась в участии двух старших сыновей в управлении государством сначала совместно с отцом, а после смерти его в соправительстве двух братьев до смерти одного из них, с другой — необходимость для боспорских династов в своей политике учитывать ситуацию, сложившуюся в племенном мире Северного Понта и Приазовья. Евмел, младший из братьев, претендуя на престол, выступил против двух старших. Военные действия разгорелись, вероятно, в районе Прикубанья. В армии Сатира, а после его гибели — Притана, помимо наёмников, важной силой были союзники — скифы. Евмел опирался на превосходившее численно противника войско местного племени фатеев, обитавших на азиатском Боспоре. Победивший Евмел жестоко расправился с противником. Во время своего короткого правления (309—304 гг. до н. э.) он боролся с пиратством и поддерживал дружественные отношения с причерноморскими греческими городами.
Особое внимание боспорских царей к понтийским делам было отнюдь не случайным. Оно отвечало изменившейся ситуации в этом регионе в связи с начавшимися передвижениями скифов и теснивших их с востока сарматов. Но связи с Афинами не прерывались: за хлебный дар в 77 тысяч литров афиняне дважды отправляли на Боспор посольство с благодарностью. Источники свидетельствуют о политических связях Спартокидов с Афинами, Дельфами, Делосом, Милетом, Египтом. Ещё более тесными стали контакты с Понтийском царством в южном Причерноморье.
Государство Чжоу.
Изучение истории Чжоу начнем через изучение монет, как надежных документальных источников при описании истории любого народа. История монет и монетного дела Чжоу, практически ничем не отличается от их истории в Башкортостане. Вот сравните для наглядности.
Монеты каури используемые в Чжоу.
Иммитации монет каури из глины и камня.
Имитация монет каури из металла.
Государство Чжоу с тюрками связывает не только общая история монет, и рукописный свод «Уйгурская версия биографии Сюань Сзяня» но и происхождение.
«Таргитай\\Отец просо» считается предком чжоуцев тоже, как и у тюрков. Для ознакомления читателей размещаем перевод Чжоуского гимна «Рождение народа» на русский язык.
«Поначалу рождение народа пошло
От той матери Цзянь, по прозванию Юань,
Как же племя родилося наше?
Цзянь Юань приносила все жертвы в году,
Чтоб ей не остаться без сына в роду.
И ступила на след – то был палец Владыки большой.
И она зачала. Далеко забрела,
Трепетала она, берегла первенца,
И носила его в чреве она;
То и был «Тары», царь наш.
Как исполнился срок, родился у ней сын,
Прародитель он наш, как барашек живой.
Не порвал ей утробу, не ранил ее.
Без беды, без вреда, так легко родила,
Чудотворность его проявилась сполна.
Не хранил ли Владыка мать нашего предка?
Не воспринял ли жертвы ее аромат?
Так легко и спокойно сынка родила.
Вот остался младенец в проулке один,-
Но быки и бараны прикрыли его,
Вот остался сынок позабытый в лесу,-
Дровосеки пришли, подобрали его.
Вот на льду на холодном забыли его,-
Птица, крыльями взяв, обогрела его.
А когда от него улетела она,
Поднял плачь тот сынок позабытый,
И кричал во весь рот, и кричал все звончей;
Далеко на пути слышен голос его.
А когда научился младенец ползти,
Такой умный он стал, понятливый,
А когда научился ребенок сам есть,
Он посеял зерно и бобы посадил.
Словно флаги его развивались бобы,
Колосились, ряды за рядами, хлеба,
И богата пшеница его, конопля,
И усеяны тыквами рядом поля.
Наш царь Тары, работал в поле,
Знал, как можно, помочь урожаю,
Он полол сорняки, не давал им расти,
Сеял густо для хлеба зерно.
Он смотрел за зерном, пока пустить росток,
Он садил семена, и они проросли,
И они зацвели, дали колос они,
Крепкий колос его, лучший колос его,
Полный колос его к земле клонится.
От тех пор и повелся род матери Тай,
От него и счастливые все семена,
Зерна белые нам, зерна красные нам,
(Тары» черное, «тары» - двойное зерно для вина.
И кругом «тары» черное, «тары» - двойное зерно,
И повсюду – то жнут, и снопы на полях,
И повсюду – то зерно, и бело, и красно.
Кто несет на плече, кто несет на спине,
Жертвы предкам начнем, как вернемся домой,
Как же жертвы велики мы принесем?
Обдирает один, другой в ступе толчет,
Один веет зерно, другой топчет его,
Промываем зерно – шелестит, шелестит,
Жаркий пар от зерна облаками летит.
Мы советы ведем, с думой жертву несем,
Положить артемезии, сала добавить,
И барашка трех лет в жертву духу дорог,
Мяса в жертву напарить, да мяса зажарить,
Чтоб и в новом году также быть с урожаем.
Мы наполним зерном деревянные чащи,
А блюдами мясными сосуды из глины,
Аромат наших жертв поднимается ввысь,
Он приносит блаженство Владыке на небе.
Ах как пахнет кругом в нам указанный срок,
Тары – царь приношению жертв научил,
И до этого дня все идут вслед за ним,
И поныне никто против жертв не грешил».
Наша точка зрения о том, что «каждая вещь сама себя называет» и это самоназвание выражается иероглифами, делает корректным нашу попытку прочтения древнекитайских иероглифов эпохи Чжоу и выдвинуть гипотезу о том, что древнекитайский язык мог относиться к Алтайской семье языков.
Томить читателя пустословием не будем.
Гадальные тексты времен государства Чжоу на панцире черепахи.
Допустим, как и все древние письменности эти иероглифы читаются сверху вниз и справа налево.
Попытка прочтения первого, справа, столбца чжоуского текста показано на таблице №14.
Текст | Отдельные иероглифы из текста | Перевод текста | |||
№ п\п | Рисунок | Фонема | Значение | ||
1 | Кун | День | От Всевышнего Бога жизни , от писания каждый лук для стрельбы (война) Да? | ||
2 и 3 | Днгру | Иероглифы «Бог» и «дом» означают «к Богу». | |||
4 | Крк | Иероглиф «носорог» использован для написания слова «нужно». | |||
5 и 6 | -тн | Вертикальный композит иероглифов «дочешка для письма» и «колючка» использованы для написания исходно-направительного падежа | |||
7 и 8 | Трк дзн | Горизонтальный композит иероглифов «сидеть» и «лук» использовано для написания словосочетания…. | |||
9 и 10 | hр | «Плуг» и «поле(земля) использованы для написания слова «каждый» | |||
11 | Дзн | «Лук для» стрельбы, использовано как окончание исходного падежа | |||
12 | Ма | «Луна» использовано как утвердительного вопросительного окончания |
Попытка прочтения второго, справа, столбца чжоуского текста показано на таблице №15.
Текст | Отдельные иероглифы из текста | Перевод текста | |||
№ п\п | Иероглиф | Фонема | Значение | ||
1 | Кш | Композит «Птица» и «змея» использованы для обозначения слова «зима» | Зимой мало еды, разузна- ем-ка ускакав-шие послы воена-чальни-ки именно: Шш-Крб-...; Те-Эдк-Сс; Учк-Чнс-Стр? | ||
2 | Йбк | Иероглиф «рулон шелка» использовано для написания слова «тощий» | |||
3 | (А)ш | «Казан с варевом» использован для обозначения слова «еда» | |||
4 | Блк | Иероглиф «рыба» использован для обозначения слова «разузнаем». | |||
5 | Чбк | Иероглиф «нагайка» использовано для написания слова «гонец». | |||
6 | Швр | Иероглиф дерево использовано для написания слова «предназначенные для скачек» | |||
7 | Сгнлр | Иероглиф «пучки лука» использовано для написания слова «военачальники» | |||
8 | (У)б | Иероглиф дом использован для написания союза «и» | |||
9-10-11 | Шш (г)рб….. | Композит иероглифов «змея», «телега»…использованы для написания антропонима. | |||
12-13-14 | Тн Эшкр Сс | Композит иероглифов «дочечка для письма», «колючка», «дом», «змея», «день», «змея» использованы для написания антропонима | |||
15-16-17 | Композиты «очаг»; «собака»; «хворост» использованы для написания антропонимаа |
Попытка прочтения третьего, справа, столбца чжоуского текста показано на таблице №16.
Текст | Отдельные иероглифы из текста | Перевод текста | |||
№ п\п | Иероглиф | Фонема | Значение | ||
1 | Днгр | Бог | От Шуток Бога чуть откровение (получит ли) справляющий правосудие Ку-ван? | ||
2-3 | Шук | Композит «дерево» и «стрела» использован для написания слова…. | |||
4 | Нн | «Колючка» использован для написания окончания исходного падежа. | |||
5-6-7 | Шкк | Композит «дерево», «сидеть», «трон» использовано для написания слова «ничтожный». | |||
8 | Кбк | «Ворота». | |||
9-10 | Дт | Композит «Бог» и «потомство» использовано для написания слова «Правосудие». | |||
12-13 | Ку | Композит «птица» и «дом» использовано для антропонима «Ку». | |||
14-15 | Вн | Композит «дом» и «колючка» использовано для написания слова «ван\\царь». |
Попытка прочтения четвертого, справа, столбца чжоуского текста показано на таблице №17.
Текст | Отдельные иероглифы из текста | Перевод текста | |||
№ п\п | Иероглиф | Фонема | Значение | ||
1-2-3-4-5-6-78-9-10-11-12-13-14 | Днгр тн нн нн шкк кбк дт ку вн | От дыхания Бога нижайшее откровение правосудия Ку-ван | От дыхания Бога нижайшее откровение правосудия Ку-ван. Этого мужа еда верховые животные, злаки и овощи? | ||
15 | (А)р | «Муж» | |||
16-17-18 | внк | Композит «дом», «колючка», «казан» использованы для написания слова «этого». | |||
19 | (А)ш | «Еда» | |||
20 | Дб | «Верховое животное» использовано для написания слова «сказав» | |||
22 | Трглр | «злаки» | |||
23 | Сгн | «овощи». |
Тексты, действительно оказались читаемыми и относятся ко времени правления Чжоуского царя Ку-вана.
Чжоу недолго находилось в сфере влияния государства Кангов.
Случилось восстание Иньцев, которое было разгромлено, но правители Чжоу все более отдалялись от нас более заботясь о благополучии новых поданных.
Кангюй.
Об этом государстве Википедия пишет так:
Кангюй (кит. трад. 康居 , пиньинь: kāngjū, палл.: Канцзюй, др.-кит. khāŋka, Кангха, Кангдиз) — название древнего народа и владения в Центральной Азии, предстающего как объединение тюркского происхождения (около II века до н. э. — IV век н. э.) в район е нижней и средней Сырдарьи. К западу от Кангюя обитали сармато-аланские племена (Айпан), к востоку (в Семиречье) — усуни. На юге Кангюй граничил с Ферганой и Согдом.
Но, как пишет Сыма Сянь, в 403-221 годах до Р.Х., т.е. в эпоху Чжанго (Дерущихся государств) к северо-западу от Китая возникло сильное государство юэчжийских племен Кангюй. Гунны были в подчинении Кангюя и передавали им в аманаты своих будущих правителей. Так, будущий гуннский царь Тыуман тоже был аманатом в Кангюе и воспитывался там. Эти кангюйцы, после разгрома их в 517 году до Р.Х. персидским царем Дарием были его данниками. Так продолжалось до вторжения до начала Великого похода Александра Македонского на восток. В 330 году до Р.Х. Кангюй поддержал восстание сатрапа Бактрии Бесса. Сатрап Бесс объявил себя царем Артаксерксом Четвертым. Александр Македонский не признал этого, так началась трехлетняя война Александра с Кангюем и Бактрией. Потерпев поражение Бесс отступил за реку Аму-Дарья. Но помощи от Кангюя не дождался и попал в плен македонцам. В 339 году до Р.Х. кангюйцы дали бой Александру Македонскому (тюрки зовут его «Искандар Зюлкарнайн»). Ими в этом сражении руководил согдийский царь Спитамен. По каким-то неизвестным нам причинам саки предали Спитамена, разгромили его обозы, убили его самого и голову его оправили Александру. Только в 328 году до Р.Х. Кангюй выставил свои основные войска против Александра. Македонцы окружил войска Кангюя, вместе с их полководцем – царем Оксиартом в крепости и пленили их всех. В плен попала и дочь Оксиарта Роксана. В нее влюбился Александр Македонский. Между Кангюем и македонянами был заключен «Договор о родстве и дружбе» скрепленный браком Роксаны и Александра. Оксиарт был объявлен сатрапом Бактрии. На его коронацию пришли представители саков и царь Хорезма Фарасман. Подчинение Кангюя македонянам было непродолжительным. В 321-311 годах до Р.Х. в созданном Александром Македонским государстве шла гражданская война. Империя была поделена на отдельные части. Этим не замедлили воспользоваться кангюйцы и подчиненные им саки. В 250 году до Р.Х. от государства Селевкидов отложилась Бактрия во главе с бывшим наместником Диододом. Примеру Диодода последовал Эвтидон – бывший наместник Согдианы-Маргианы-Арейи. Таким образом создалась благоприятная политическая ситуация для восстановления влияния Кангюя на бывших своих подчиненных территориях. В 247 году до Р.Х., племена Кангюя даев (известны под этнонимами «яик; даик; парны) вторглись в Парфию. В 238 году до Р.Х. Селевк Второй нанес поражение царю даев Тиридаду (Аршаку). Тиридат отступил обратно в Приаралье. В 237 году до Р.Х. Эвтедем свергнул царя Бактрии Диодода. В 208 году до Р.Х. Антиох Третий нанес поражение Артабану Первому, сыну Тиридада и Эвтедему. В 206 году до Р.Х. Эвтедем признал зависимость Бактрии от Парфии. Этот шаг он вынужден был делать в связи с началом новой эпохи в истории тюркских народов – эпохи «А Мат хаммиат хин».
Философии Кангюя.
О вероисповедании Кангов того времени рассказывают граффити. На фото (автор Клара Иксанова) каменная печать, найденная в селе Мамбеткулово Куюргазинского района.
По нашему мнению, текст печати выполнен используя письмо кхароштхи. Читается справа на лево. Использовалась предками башкир с 7-го века до нашей эры по 7 век нашей эры. Факсимиле печати, зеркальное переложение текста, примеры написания отдельных слов и их значений прилагаем.
Транскрипции.
Первая строка сверху: «Гаутhама».
Вторая строка сверху: «Наба».
Третья строка сверху: «Кочhаиhе ваддhа».
Глоссарии:
Первая строка: «Гаутама (одно из имен пророка Будды)»
Вторая строка: «Нэби»
Третья строка: «Кушан вэдигэhе».
Переводы на русский язык:
Первая строка: «Гаутама»
Вторая строка: «Пророк»
Третья строка. «Покровитель Кушана».
Пояснения: Известны три человека с таким именем.
1. Будда Гаутама — Сиддхартха Гаутама, Будда, основатель буддизма (VI—V века до н. э.).
2. Акшапада Гаутама — индийский философ II века до н. э., основоположник философии ньяйи.
3. Гаутама — в индуизме — один из семи мудрецов — сыновей бога Брахмы, муж Ахальи
В печати упоминается «наби\\пророк», следовательно речь в тексте идет о Бу́дде Ша́кьямуни (санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि, вьетн. Thích-ca Mâu-ni; 566 до н. э. — 486 до н. э.[1]; дословно «Пробуждённый мудрец (молчальник) из рода Шакья (Сакья)[2]») — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, одной из трёх мировых религий. Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма (пали) / Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) (потомок Готамы, успешный в достижении целей), он позже стал именоваться Буддой (буквально: «Пробудившийся») и Полностью совершенным Буддой (sammāsambuddha). Его также называют: Татха́гата (Так пришедший / Так ушедший), Бхагаван (Блаженный), Сугата (Идущий во благе, Хорошо идущий или Идущий ко благу), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).
Этот пророк упоминается и в Аль Коране.
Стих 85 сура Аль Наби (Пророки)– (Посылали) и Исмаила , и Идриса, и Зу-л-кифла…Все - из терпеливых». В стихе 48 суры Сад зафиксировано – «И вспомни Исмаила, и Илиаса, и Зу-л-кифла – все из благих». Слово «Зу-л-Кифла» переводится в значении «царевич из Кафилависту». Кафилависту родной город Будды.
«Кочhа\\Кушаны» -царство существовало в 10-350 годах нашей эры, вассал Кангюя.
Рашида Гизатуллина прислала фото кумбаза из одежды Закии Суфиановы, жительницы села Старо-Субханкулово Бурзянского района.
По нашему мнению, текст кумбаза выполнен письмом кхарошти. Письмо кхарошти предки башкир использовали с VII века до нашей эры по VII век нашей эры. Тексты читаются справа налево.
Транскрипция:
Верхняя строка – «Масака марама».
Средняя строка - «Сана Бhудосадhа».
Нижняя строка - «Масага маара».
Глоссарии на старобашкирском:
Верхняя строка – «Мэсих мэрама».
Средняя строка - «hыны Богдусатhанынг».
Нижняя строка - «Мэсага мара».
Переводы на русский язык:
Верхняя строка – «Помазанного (нашего) учителя».
Средняя строка - «Память Богдусатвы».
Нижняя строка - «Разрешенное проходящим (в иной мир)».
В кумбазе прочеканена манихейская фетва о том, что – Иисус это реинкарнация Богдусатхи, такое же, которое (реинкарнация) разрешено ушедшим в мир иной».
По рассмотренным примерам мы видим, что к началу эпохи «А Мат хаммиат хин\\Эпоха защиты Моде от посягательств других народов», наши предки исповедовали как учение пророков Зороастра, Майтреи и Будды.
Как мы уже писали, после XXVIII века до рождества Христова, во владениях протогосударства Кангов появляется новая письменность кхароштхи.
Я предполагаю, что данное обстоятельство вызвано было появлением новой религии в протогосударстве Кангов, представители которой все больше и больше начали обособляться в отдельную духовную касту со своими новыми теологическими законами. Появление новой касты, состоящий из духовников потребовало и появление новой письменности, вело к разделению древних языков Кангов на новые диалекты. По-моему, новые духовные ценности общества и привело к ее расколу и к разделению общества по теологическому принципу на духовников ортодоксов и духовников реформаторов.
Наследие этого разделения мы и наблюдаем в рунописьменных и кхароштхиписьменных текстах рассматриваемого времени. Приверженцами старых постулатов, по всей видимости остались представители рода Ашина (народа волков и собак) т.е. прототюрки, а приверженцами реформаторов стали протоиндо-европейцы. Не зря, наверное, зафиксировал Махмуд Кашгари в своей книге «Дивани лугат ат турки» две поговорки, которые касаются этого разделения и хоть как-то объясняют этот процесс. Вот эти поговорки:
Транскрипция: «Алмшал: Татсиз Тург булмас, башсиз бург булмас».
Перевод: «Пример: Без персидского языка тюркского языка не бывает, без головы шапки не бывает».
У нас появились дополнительные источники, перехожу и к использованию информации зафиксированной в таких башкирских граффити как "сулпы" (переводятся как "давно забытые, утерянные ценности"), "кумбаз" (переводятся как "всеобщее начало") "тэнгкэ" (переводятся как "божественное, принадлежащие Богу"). Они представляют собой женские украшения, изготавливаемые из металла и пришиваемые к одежде. Возможно, мои оппоненты могут возразит мне так:
1. Не верю, что предметы такой древности могли дойти до наших дней!
Отвечаю: Во-первых, все они металлические поэтому есть очень большая вероятность того, что они могли передаваться по наследству в течении тысячелетий; во-вторых, они могли быть случайными находками и позднее пришиты к одежде; в-третьих, они могут быть копиями своих более древних аналогов. Во всех трех случаях информации зафиксированные в текстах граффити подлинны и принадлежат к той эпохе которая датируется по данным самих этих текстов.
2.Не верю, что эти предметы принадлежали только башкирам!
Отвечаю: Использую я только граффити, найденные на башкирской национальной одежде и в местах проживания башкир. Но это не значит, что эти тексты не могут не встречаться в аналогичных граффити таких народов как финны, угры (мадьяры), коми, ханты, манси, саха (якуты), чуваши, армяне, азербайджанцы, мари, мордва, зыряне, алтайцы, хакасы, фарси (таты), других финно-угорских-алтайских-фарси и казачьих народов РФ. Все эти народы связывают существующая культура украшений -граффити в национальной одежде, отсутствие в их языках родов имен существительных и сингармонизм (за исключением полностью обрусевших в настоящее время казаков). А что же касается вопроса о том, что при существовании древнего общего койне существуют, различия в нынешних языках, то это не противоречит теории государства. Койне может быть общим, а языки разные. Ведь различия языковых диалектов прослеживаются и различиями археологических культур на территориях в которых находят эти одинаковые граффити.
Смотрите фотодокументы о национальной одежде перечисленных выше народов.
А. Половцы (кипчаки).
Б. Таджики, персы, курды.
В. Финно-угры в том числе:
Финны, ханты и манси, венгры.
Марийцы, мордва, коми-зыряне.
Г. Башкиры, в том числе оренбургские, челябинские, курганские.
Д. Другие тюрки, в том числе:
Турки, мишари, ногайцы.
Авары, гагаузы, якуты.
Чуваши, узбеки, хакасы.
Туркмены, киргизы, казахи.
Е. Монголы, в том числе.
Калмыки и буряты.
З. Казаки Дона и Терека.
Кроме того, связывают эти народы и этимологии некоторых общих слов. Не вдаваясь в подробности, для этого имеются специалисты филологи, остановимся только на одном слове.
Это слово "Йима\\общество". На башкирском – «йэмег», «уммэ», «кумэк», на коми языке гидроним «Кама\\полноводная» на древнетюркском "Кмг, жмг, гмг\\много", на фарси "жэмех\\собирание, сбор".
Пример по древнетюркскому (по книге "Дивани лугат ат турки").
Транскрипция:
«Кар-буз кмг арушди,
Таглар суви акишди,
Гугшин булт аурушди,
Каигук блуб агршур».
Перевод:
«Льда и снега много растаяло
С гор потекли ручейки
В небе собрались тучи
Лодками проплывут над нами».
Как видите, башкирская "Теория государства и права" оказалась неразрывно связанной и с древней историей практически всех коренных народов Российской Федерации! Поэтому, не спешите пожалуйста повесить на меня ярлык башкирского националиста. Просто я люблю свой народ и кроме того хорошо знаю тюркские языки, поэтому читаю тексты опираясь только на башкирский язык. Вполне возможно, что некоторые граффити народов могут читаться и на других диалектах древнего койне, главное, чтоб это не забывали будущие мои последователи!
Хотя мы выше и рассматривали нижеприводимые документы, найденные в пределах земель Исторического Башкортостана, считаем нужным все-таки составить пространственно-временную корреляцию этих документов по всей Евразии. Только такая таблица поможет нам размещать их по датам и в координатах и даст нам дополнительную возможность комплексного сравнения содержания их с древними документами других народов.
№ п\п | Документы (граффити) | Содержание | Место находки и датировка | |
Факсимиле (Транслитерация) | Транскрипция | |||
1 | «Тhа+рма стра+па И+я+ку». | «Тогарм – сатрап Яика (Дайеку)». | Аркаим. Челябинская область. XXVIIIв.до н.э. |
Примечание: «Этот «Яик (иранское произношение по всей видимости «Дейоки», жил раньше Тогарма (Таргитай; Тарг). Первые упоминания Геродота о сколотах, как о потомках Таргитая, относятся к 750 году до Р.Х. В этот год, на берегу реки Днестр, произошло сражение между племенами «киммер» и сколотами. Итоги сражения коренным образом изменило этнополитическую ситуацию в Евразии. По всей видимости, движение сколотов на запад обуславливалось необходимостью поиска новых рынков товаров после отложения от государства Кангов его части, известной в истории как «Чжоу (в тюркских и фарси документах называется «Аншан»)». Так закончилась эра киммеров в Причерноморских степях и на территории нынешнего Башкортостана.
Началась эра сколотов (скифов), потомков Таргитая, хотя по инерции в документах Мессапотамии их продолжают называть киммерами. В 730 году до Р.Х. сколоты уже завоевали западнокавказское побережье, а в 720 году до Р.Х. разгромили Урартского царя Руса Первого. После этого началась Сколото-ассирийская война. В 705 году до Р.Х. в битве с ассирийцами погиб сколотский царь Саргон Второй, но сколоты закрепились в Мидии и правили там в 705-679 годах до Р.Х. Спустя 26 лет, 679 году до Р.Х. сколоты вторглись в глубинные территории Ассирии, но были отбиты и закрепились в Малой Азии. В 673 году до Р.Х. в стране сколотов пришел к власти царь по имени Ишпакай. Он в 673 году до Р.Х. возглавлял восстание мидян против Ассирии и победил их. Так возникла Великая Мидийская держава, включающая в свой состав Хорезм, Согдиану, Синьцзянь. В 670 году до Р.Х. ассирийцами был убит царь Ишпакай. После него, в 670-650 годах до Р.Х. царем был Партатуа (Геродот называет его «Фроарт»). Партатуа был сыном Дейоки Второго («Яика» - по-тюркски)».
2 | «Ка+стhаи+тhа+иа». | «Каста женщин». | Арслановская пещера. XXIII-XVIII вв. до н.э. |
Примечание: По моему мнению, «каста женщин» образовалась во времена владычества сколотов (скифов) в Мидии, Палестине и Мисыре (Египте) в 705-585 годах до нашей эры. Араслановская писаница обнаружена в 1968 г. В.Т.Петриным, в начале 1990-х гг. изучалась В.Н.Широковым. В пределах 8 метрового типа выделены 2 группы рисунков; северные (с 6 фигурами) и центральные (с 8-ю изображениями); найдены также 2 одиночных рисунка. При раскопках возле Араслановской писаницы обнаружены остатки жертвенного комплекса: обломки глиняных сосудов, кусочки охры, каменные изделия, в том числе пест, а также кости косули, лошади, птицы и некоторых неопределенных фрагментов.
3 | «Йенан тумнн де ямнка: Набhа дадан». | «Сердце и душа близнецы для клятвы: Наби осуществляющий правосудие». | БГХМ им.Нестерова. XXVIII-XVIII вв. до н.э. |
Примечание: «Энциклопедии (в частности «Википедия») и Тажетдин Ялчигулов в своей книге «Тарих нама и Булгар» дают следующие сведения об этих пророках –«Наби (все пророки между Тнh Дзном и Нухом, между Нухом и Ибрагимом, курсив мой) - пророк, который не принес новую религию, а призывает народ следовать религии великого пророка (См. Расуль и Улю’ль-Азм), принесшего эту веру. Наби подчиняются расулям. Великими пророками были Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад. Все остальные пророки Аллаха были наби. То есть они руководствовались религией, которые принесли расули. В деле призыва к религии Аллаха, между наби и расулями разницы нет. Все они должны быть приняты мусульманами и не признание хотя бы одного из них выводит человека из веры.
Некоторыми обязательными качествами всех посланников Аллаха (как расулей, так и наби) являются: 1. Сидк. Божьи посланцы правдивы. Никогда не лгут. 2. Аманат. Им можно полностью и во всем доверять. 3. Фатанат. Пророки Аллаха отличаются мудростью и высоким умом. 4. Исмет. Они совершенно безгрешны и никогда не грешат, даже в самых мелочах. 5. Таблиг. Пророки доводят до людей слово Божье, несмотря на любые трудности и лишения. Они доводят его до людей в чистом, неискаженном виде. 6. Амну'ль азл. Необратимость и постоянство их пророческой миссии.
4 | «Смс hслс у Т hш h hлсл у Сс hслс у Т hслс т Т hлслс у» | «Солнца возникнове-ние и До разума Женщина целомудрая и Царей появление и До возникнове-ния всего до До безгрешности и» | Бижбулякский район. Башкортостан. XXVIII-XVIII вв. до н.э. |
5 | «Тсма+па мр 100 ма рсу на+се hу кhуа+ма Ту+ка+ру+ме+и». | «Царь Тасма умер в 100 месяц. Правдивый текст написал Тогарм». | Старые Казанчи. Башкортостан. XXVIII-XII вв. до н.э. |
Примечание: «Герадот так рассказывает легенду об истории происхождения скифов: «По рассказам сколотов…произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай (китайский Шань или «просо», что по-тюркски «Тариг»). Родителями этого Таргитая были Папей и дочь реки Борисфен…Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей – Липоксаис, Арпоксаис и самый младший Колаксаис. В их царствовании на сколотскую землю с неба упали золотые предметы, плуг, ярмо, секира и чаща. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел чтоб поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, приблизился второй брат, и опят золото запылало. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший брат, пламя угасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему…. От Липоксаиса произошли племя «авхат», от Арпоксаиса племя «катиар», от Колаксаиса племя «паралат». Все эти племена и называют себя сколотами».
6 | «Чачадhа рада. Райhа накhа – Лауга пака». | «Шестдесять лет (от рода ему). Услышь Всевышняя – (Этот) Великий безгрешен» | Кладбище «Кугарсен куз». Башкортостан. XXVIII-XII вв. до н.э. |
Примечание: Титул «Луга\\Лугал» известен со времен эпохи Аккада в Месопотамии, т.е. с XXIII - XX вв. до н.э. Ассириологии переводят это слово в значении «Большой человек». Я же думаю правильный перевод будет «Великий» так как оно однокоренное с древнетюркским словом «аулуг\\великий; старший».
7 | "Нам амни тимумаhа: Таhтаhни" | "(Суть) книги безопасности успокоение во имя Всевышнего: Титан". | Титан бог греков-дорийцев, которые, на рубеже XIII—XII веков до н. в составе других племён вторглись на территорию Греции и в Пелопоннес. |
Примечание. Википедия дает следующее объяснение по упомянутому в тексте башкирского кумбаза имени «Таhтаhни\\Титан»: Тита́ны (др.-греч. Τιτᾶνες, ед. ч. Τιτάν) — в древнегреческой мифологии божества второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, Муз, Лето и других. Считается, что они архаические (предположительно догреческого периода) божества, олицетворявшие стихии и природные катастрофы. Миф о титаномахии предположительно отражает борьбу догреческих богов балканского субстрата с новыми богами (олимпийцами) вторгшихся с севера дорийских племён. На рубеже XIII—XII веков до н. э. дорийцы в составе других племён (говоривших на западных диалектах) вторглись на территорию Греции и в Пелопоннес, где находились центры микенской цивилизации.
8 | «Масака марама. Сана Бhудосадhа. Масага маара». | «Помазанного (нашего) учителя. Память Бодхисаттвы. Разрешенное проходящим (в иной мир)». | Старо-Субханкулово. Башкортостан. До VII в. до н.э. |
Примечание: На кумбазе села Старо-Субханкулово прочеканена информация о Богдусад h а, я думаю это то же, что и Бодхисатва. Одним из Бодхисаттв считается Майтрея, или древний бог Митра. Прослеживается чёткая связь между Митрой из вед и древнеиранским Митрой, о котором говорится в зороастризме. В зороастризме Митра, или Мисра (авест. Miθra, букв. "договор", "согласие"), – бог, также связанный с идеей договора, он также выступает как бог солнечного света.
Наиболее древние и надёжные сведения о Митре содержатся в Авесте, священной книге зороастризма. Так, в одном из гимнов Авесты говорится:
«Сказал Ахура-Мазда* Спитаме-Заратуштре**:
"Когда я создал Митру, обладателя широких пастбищ,
То я создал его достойным такого же почитания и восхваления,
Как сам я, Ахура-Мазда".
Википедия сообщает: «Бодхиса́ттва (бодхиса́тва, бодиса́тва санскр. बोधिसत्त्व , bodhisattva IAST; пали बोधिसत्त , bodhisatta IAST; буквально: «существо, (стремящееся к) пробуждению», термин состоит из двух слов — «бодхи» — пробуждение и «саттва» — суть, существо) — в буддизме существо (или человек), обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений — сансары. В махаянском буддизме бодхисаттвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ. Слово «бодхисаттва» на тибетском звучит как «джанг-чуб-сем-па», что означает «очистивший пробуждённое сознание».
9 | «Гhа+ Дhа Ва+На+Та». | «Царь народа придержива-ющихся «Гад». | Кильмяково. Башкортостан. XII—VI вв. до н. |
Га́ты (авест. gāθå «песнопения») — наиболее значимая и почитаемая часть Авесты, представляющая собой 17 поэтических гимнов пророка Заратуштры, обращённых к единому Богу-Творцу Ахура Мазде. Гимны включены в виде отдельных глав в состав авестийской книги Ясна и рецитируются мобедами при совершении одноимённой литургии. Считается, что Гаты возникли в 6 в. до н. э. в Ср. Азии.
10 | «Вамми самумхкэр- Умиа деда». | «В долгу потомки шама перед Карающим- Хумай-дад (осуществляющий правосудие)». | БГХМ им.Нестерова. X-V вв. до н.э. |
Примечание: «В энциклопедиях (Википедия) и в башкирском эпосе «Урал батыр» осуществляющий правосудие Хумай упоминается по-разному. Согласно иранским и арабским текстам, Хумай представлялась как волшебная птица-феникс, вещая птица. Считалось, что она делает царём человека, на которого бросает свою тень. Имя Хомаюн в персидском языке означает «счастливый, августейший». В арабизированной мифологии Средней Азии Хумай считалась птицей счастья, «хума солнца», «хума счастья». Существовало предание, что убивший птицу Хумай умрёт в течение сорока дней. Согласно гипотезе С. М. Абрамзона сказочной птицей Хумай генетически связана с образом Умай — древним женским божеством тюркских народов. В эпосах «Урал-Батыр» и «Акбузат» Хумай предстает как девушка-лебедь, дочь небожителей — царя птиц Самрау и небесной красавицы Солнце. Другое название «Фе́никс» (греч. Φοῖνιξ, лат. phoenix; возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный»), калька от тюркского « h омай» — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс — символ вечного обновления, бессмертия. Первое письменное упоминание мифа о Фениксе встречается у Геродота (V век до н. э.). Он сообщает, что это птица из Аравии, живёт 500 лет вместе со своим родителем, а когда тот умирает, прилетает в храм бога Солнца в египетском городе Гелиополе и там хоронит тело родителя. О самосожжении Феникса и последующем возрождении Геродот не упоминает, а сам миф характеризует как неправдоподобный. Тацит также считает легенду в целом вымыслом, однако пишет, что в консульство Павла Фабия и Луция Вителлия (около 35 года н. э.) многие в Египте видели прилёт Феникса. В пересказе Тацита Феникс раз в 500 лет рождает птенца, после чего умирает. Легенда упоминается и другими античными авторами, большинство которых уже включает в изложение акт самосожжения Феникса».
11 | Дбк бтдм | Эпитафию соскоблил я | Надпись памятная высеченная на месте оставления трупа умершего. Налицо зороастрийский обряд. |
Одним из главных признаков государства является существование обмена и торговли, появление заменителей товаров - денег. В Историческом Башкортостане рассматриваемого времени в качестве денег использовали ракушки каури и их имитации из камня, глины (керамики) и, по всей видимости, из металла.
Находки древних монет на территории Исторического Башкортостана.
№ п\п | Монеты каури и их имитации | Зарубежные аналоги | ||
Факсимиле | Пояснения | Факсимиле | Пояснения | |
1 | Используется во всех предметах национальной башкирской женской одежды вместе с монетами как украшения. | Китай, эпоха государства Чжоу. | ||
2 | Чебаркуль. Челябинская область. Имитация монеты каури из камня. | Китай. Имитация монеты каури из камня. | ||
3 | Гумерово. Башкортостан. Имитация монеты каури из глины. | Китай. Имитация монет каури из глины (керамики) | ||
4 | Филлиповские курганы. Оренбургская область. Имитации монет каури из золота. Примечание: Я считаю, что брактиаты- монеты с односторонним чеканом, тоже являются имитациями каури. | Китай. Имитация каури из металла. | ||
5 | Аркаим. Имитации монет каури из бронзы. | Китай. Имитация каури из металла. | ||
6 | Сауз. Башкортостан. Имитация монеты каури из глины. | Месопотамия. Имитации монет каури из глины. |
По документам (граффити) XVII-X веков до нашей эры видно, что на территории Исторического Башкортостана подлинные исторические источники сохранились. Сохранились ли такие же документы в остальных частях света, по которым мы могли бы проследить, хотя бы предполагаемую историю дальнейшего развития истории протогосударства Кангов?
Да сохранились!
И самое удивительное, что они читаются, опираясь на законы башкирского и других тюркских языков.
12 | «Кнг мз кнг hт тб клкн» и «Пам+пhа Ка+рура». | «Канг, эпохи кангов прямой пути писания осуществил» и «Помпейское поселение». | История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски. Около X века до Р.Х. |
Примечание: По всей видимости «оски» это те же самые, я думаю, «саки\\народ волков и собак» и «сколоты (скифы)».
13 | Тууисг илуусн Ууслг трнhли Илуусилуhуг ксмагдил Илбhумсарм гкмсуушднтг | Страну первородных саков С острыми когтями Три императора начали притеснять С целью подчинения их своей власти | В отрывке из «Уйгурской версии биографии Сюань Сзяня» рассказывается о начале похода в Инь и Шань. |
14 | Илсднлднн крсг кшдат мг кшда Тмнукмднлдируусдг дшшду маидн Кшдатнлндунлкусннтшдин круhсн Ишдкилиуксашдг илушдмсбутинбулин Трук илбудункгн иб иншанауил мн Трук илишдан иат бшстаилил Кмкдбатскда бдун кннсилилhрлг | Предместья Лаоцзина на растоянии метания камня Тысячи стрел просвещенных летающий огромное поле Камни метали на величественный город Синьцзянь До страны ишдеков великая радость с ликованием степь стала государством Каган страны народов писания не довольствовался только Инь и Шань Страна народов писания в радости чужой для других государств Когда общество на коне, то родовые и государственное право только в тягость | В отрывке из «Уйгурской версии биографии Сюань Сзяня» рассказывается о Инь и Шань четырмя тюркскими народами трк-кмк-туусак-ишдк . |
15 | Ишд илбhаг ирдг ансг кусакhн Кдуул аиндгн кшнкннскрнлгус Крнклуб муткмг имhу илитуг | Услышь государственный муж пророческие слова Достойный сын свой до, могилы своих предков не запутает с адом Притворившись не станет рабом, а поднимет тамгу и обоснует собственное государство | В отрывке из «Уйгурской версии биографии Сюань Сзяня» рассказывается об обычаях тюркских народов. |
16 | Кун Днгру крк-тн трк дзн hр дзн ма Кш йбк (а)ш блк чбк швр сгнлр (у)б шш(г)рб тн эшкр сс ут-нч-тр Днгр шук нн шкк кбк дт ку вн Днгр тн нн нн шкк кбк дт ку вн (а)р внк (а)ш дб трглр сгн | От Всевышнего Бога жизни, от писания каждый лук для стрельбы (война) Да? Зимой мало еды, разузнаемка ускакавшие послы военачальники именно: Шш-Крб-...; Те-Эдк-Сс; Учк-Чнс-Стр? От Шуток Бога чуть откровение (получит ли) справляющий правосудие Ку-ван? От дыхания Бога нижайшее откровение правосудия Ку-ван. Этого мужа еда верховые животные, злаки и овощи? | На панцир черепахи нанесены слова обращения Чжоуского правителя Ку-вана. Это вид «Ырык битиг» написанный чжоускими иероглифами. Вопросы о послах, о благоденствии в государстве. |
17 | Телэне лэ тынгланы Уны Ур-Днамму Нейтэ калга: Улуг -Урым кеме улуг Канги киръяhы уяны бинаны | Возжелав послушать Его Ур-Днамму осуществляет калга: Великого Ура моего человек великого Канга города | Документ показывает, что никакого народа по имени «шумер» в истории не существует, существуют только Канги! |
18 | 1. (антропоним) - улуг анда еттеуемэ 2. Ирлик нам-улуглы 3. Ирлик Алулим улуг; 4. бу 28800 айлык. 5. Алалгар бу 36000 айлык. 6. 2 улуг; 7. бу-би 64800 аи-билек 8. Ирлегемэ куб 9. Нам улуг би бад тэбрикеhе 10. бары 11. Бад тэбрикен мин Энлу англы 12. Бу 43200 айлык 13. Энемел улуг англы 14. Бу 28800 айлык 15. Дадуммазид hыбай бу 3600 айлык 16. 3 улуг 17 Бу бие 108000 яблак(тынг). | 1. (антропоним) великий к моменту достижения Того места, 2. Ирлик неизвестное величаемое 3. Ирлик Алилум великий 4. Этот 28800 месячный 5. Алалгар этот 36000 месячный 6. 2 великих 7. Эти правители 64800 месяцев вместе. 8. Ирлику моему множество 9. Книг великий правитель страны приветствие 10. Всего 12. Страны приветствие я Энлу в ясном уме. 13. Это 43200 месячный 14. Энемел великий в ясном уме 15. Дадуммазид номад этот 3600 месячный 16. 3 великих 17. Эти правили 108000 (семей) черного люда». | По текстам мы видим, что: "Днh=Алh\\Бог; "Дзн=Гяр\\испол-нитель; починенный; раб". Новое имя царя, у нового народа, на новом месте будет звучать так: "Алh+Гяр". Действительно, в династии Шумерских легендарных царей до потопа, (т.е. до 3000 года до н.э.) согласно списка из Ларсы вторым числится "Ала-гар\\Божий раб". Этот список восьмым по счету замыкает царь, имя которого заканчивается на "-ду-ду", которое имя встречается в нескольких документах Башкортостана рассматриваемого времени. |
19 | В центре печати «Жhнбз\\Правитель вселенной. У его ног и по часовой стрелке (по ходу солнца) размещены: Псh (мышь), Мр (барс), Мздзн (обезьяна), Дб (верховое животное), Кр (курица), Слп (рыба), Бр (овен), Тф (заяц), Нч (собака), Днгр (свинья), Сс (змея), Му (корова). Это двенадцатиречный звериный календарь тюрков – «Мосал». | Мохе́нджо-Да́ро (Мохенджоде́ро, урду موئن جودڑو, синдхи موئن جو دڙو; буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около XXVI в. до н. э. |
20 | Тр дзн тхм | Сыновей Т(а)р(г) потомки | Хараппа (урду ہڑپہ, англ. Harappa) — древнеиндийский город, один из главных центров хараппской цивилизации (XXX-XVI вв. до н. э.). |
21 | Лб тб шур тхм… | Большая печать Суварского рода … | Мохенджо-Даро и Хараппа города-колонии возникшие в XXX-XVI вв. до н.э. |
Полная идентичность системы финансов и Урала, и Китая, и Мессопотамии, а также упоминание в документах Тогарма (Таргитая), Богдусатhы, Гат, Умая, Помпея, Инь и Шань, царя Ку-вана, Ур-Намму, Алhгяра, Дада, звериного двенадцатеричного летосчисления «Мосал» и сувар перед нами ставит соблазн, далее не занимаясь исследованиями, скопировать для общей истории Кангов государственные устройства и права Китая-Рима-Месопотамии. Но мы делать так не будем. Тем более у башкирского народа есть прекрасный эпос «Урал батыр» где нашли свое отображение исторические события рассматриваемой эпохи. Вот именно по эпосу собственного народа я и сформулирую источники его философии, права и общественно-государственное устройство.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1101.