Каждый отдельный член общества культуры Шульганташа палеолитической эпохи имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Авторы книги «Теория государства и права: Учебник (Юрист, 2004)» пишут: «Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы. Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты: наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны; экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке.
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии. Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период: 1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина); 2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); 3) существовали в поведении и в сознании людей, и в письменной форме выражения; 4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; 7) выражали интересы всех членов рода и племени».
Пратогосударство предков народов Башкортостана, я думаю нужно и следует назвать условно «Государством Кангов», в полном соответствии с, четко датированными летоисчислением от Адама, эпитафиями из Ананьинского могильника (упоминается в родословной-шэжэрэ башкир-усерганцев), наскального текста озера Аслыкуль у села Бурагул Давлекановского района, не датированными текстами памятника «Тамгаташ» у села Янги-Кульчибай Бирского района, наскальным иероглифом реки Малая Сурень в Зианчуринском районе, текстом костяного калама (приспособления для письма на бересте и глине) из Охлибининского городища в Иглинском районе, текстом на стенке керамического горшка из городища Аркаим в Челябинской области, гетерографическими текстами на стенках бронзовых кельтов из уфимских могильников, иероглифическим текстом на бронзовом крючке для штанов из уфимского могильника, иероглифическо-гетерографическими текстами каменных печаток бывшего села Бахмут (сейчас это село слилось с поселком Чандар) Нуримановского района.
Анализируя содержание перечисленных текстов, мы видим, что:
- каждый род выступал в качестве собственника средств производства и собственного тотема-покровителя. Смотрите не датированные эпитафии.
- каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы и организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения - кастовые общества.
Транскрипция:
«Днгр код-рг:
Л(э)д рэ: Пр рэ нн hд.
Д(а)д рэ: Кр(г)+д(нгр)+н(н) +н(н)+рэ. Г(у) т(хм).
Мз кдрг: Нч +рэ, Д(нгр)+д(зн)+рэ, К(р)+д(зн)+рэ, Тф +рэ, П(сh)+д(зн)+ рэ.
К(р)+д(зн)+нн+рэ+дзн: hб+б(у)+к(р)+д(зн) рэ
Тн h Дзн h б h б».
Перевод на русский язык:
«Всевышнего древнейшие роды:
Род, поклоняющийся идолам: П(э)ра род, оружием добывающие себе на жизнь.
Род осуществляющий правосудие: К(а)рд(а)на род, древнейший род.
Главные примыкающие роды: Род Ашина, род Д(а)да, род К(о)да, род Туачкан (зайца), род П(а)да.
Древнейшего рода дети: Землепашцы рода Б(э)к(э)д
Дн h Дзн написал это».
Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
- использовалась практика географических наименований различных объектов местности (топонимика), которая использовалась при руководстве хозяйственной деятельностью членов пратогосударства.
Транскрипция: «Кмрск(Муравей)».
Перевод: «Разрушенный родник».
- использовались личные имена и титулы (антропонимы) для соблюдения субординации членов пратогосударства.
Транскрипции записей личных имен и их значения: «Сдс\\Преграждающий»; «Длд\\государство; достаток»; «Сндд\\Истинный справляющий правосудие»
- появлялись первые написанные нормы общества, оформленные как поговорки, эпитафии, поминальные тексты на стенках артефактов и поминальные наскальные тексты.
Транскрипции поговорок и поминального текста (сверху вниз и слева на право): «Ккск а ккск\\Буковка к буковке»; «Ттсд\\До посягательства (на честь)»; «Дбк h гтэм\\Эпитафию выбил я».
- появлялись первые, четко датированные летосчислением от Адама, поминальные тексты
Транскрипции и переводы (слева на право): «Дд -160\\Сто шестидесятый месяц от Адама. Справляющий и осуществляющий в жизнь правосудие (предок)»; «Тб Кнг – 162\\ Сто шестидесятый второй месяц от Адама. Топороносец Канг»; «Тб Кнг – 161(?) \\Сто шестьдесят первый месяц от Адама. Топороносец Канг».
Примечания:
160 месяц от Адама соответствует 13 году от сотворения мира,
162 месяц от Адама соответствует 14 году от сотворения мира,
161(?) месяц от Адама соответствует 13-14 годам от сотворения мира.
- появляются первые всеобщие родовые шаманы, объявлявшиеся пророками (посланниками) Всевышнего.
Транскрипция и перевод текста печати посланника: «Днгр кдрг кр чб h тб h нм h \\Из божественного древнего рода К(я)ра посланника печать».
Как видим, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.
Социальную структуру этого кастового по сути пратогосударства можно выразить следующими логически-правовыми схемами.
Тнh Дзн (Сын Божий) | ||
Древние божественные роды | Дети древнейших родов | Главные примыкающие роды |
Идолопоклонники | Род землепашцев - Бякотун | Род Ашина (волков и собак) |
Копьеносцев святой род | Род удододов | |
Справляющий правосудие род | Род ястребов | |
Древний род К(а)рд(а) | Род зайца | |
Внешний род |
Примечание: Роды топороносцев и меченосцев, зафиксированные в текстах документов Ананьевского могильника, как я думаю, ответвления святого рода копьеносцев – воинов. Дад, в честь памяти которогооформлена поминальный текст скалы Аслыкуля принадлежал роду справляющих правосудие, пророк Кяр выходец, думаю, из рода Карда.
§4. Общая характеристика социальных норм пратогосударства Кангов.
Особенностью социальных норм в пратогосударства Кангов являлось то, что они, как я думаю, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.
Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития. Социальные регуляторы пратогосударства Кангов позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений.
Исследователь теории права и государства Т.В.Кашанина пишет: «Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военнополитические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия».
Как видим привилегированные касты пратогосударства Кангов одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
Приблизительные владения пратогосударства Кангов до XXVIII века до рождества Христова можно выразить следующей картой-схемой.
Изучая артефакты городища Аркаим, время существования которого большинство исследователей датируют XXVIII веком до рождества Христова, и тексты из городища Аркаим, Арслановой пещеры, мавзолея села Старые-Казанчи Аскинского района, которые все выполнены используя письмо кхароштхи, я склоняюсь к мысли, что в дальнейшем это пратогосударство Кангов расширило свою экспансию на юг и восток, участвуя в процессе формирования государств народов Азии и перерос в известную в истории государство Кангюй. Однако, что удивительно одновременно с письмом кхароштхи народы Исторического Башкортостана используют и руны, которые являются закономерным итогом саморазвития иероглифов и гетерограмм в буквы. Этот факт наличия двух письменностей говорит о том, что в государстве появилось разделение каст на оседлых и кочевников скотоводов. Мы видим, первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 771.