Государство Кангов на землях исторического Башкортостана

 Каждый отдельный член общества культуры Шульганташа палеолитической эпохи имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Авторы книги «Теория государства и права: Учебник (Юрист, 2004)» пишут: «Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы. Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты: наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны; экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии. Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период: 1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина); 2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); 3) существовали в поведении и в сознании людей, и в письменной форме выражения; 4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; 7) выражали интересы всех членов рода и племени».

Пратогосударство предков народов Башкортостана, я думаю нужно и следует назвать условно «Государством Кангов», в полном соответствии с, четко датированными летоисчислением от Адама, эпитафиями из Ананьинского могильника (упоминается в родословной-шэжэрэ башкир-усерганцев), наскального текста озера Аслыкуль у села Бурагул Давлекановского района, не датированными текстами памятника «Тамгаташ» у села Янги-Кульчибай Бирского района, наскальным иероглифом реки Малая Сурень в Зианчуринском районе, текстом костяного калама (приспособления для письма на бересте и глине) из Охлибининского городища в Иглинском районе, текстом на стенке керамического горшка из городища Аркаим в Челябинской области, гетерографическими текстами на стенках бронзовых кельтов из уфимских могильников, иероглифическим текстом на бронзовом крючке для штанов из уфимского могильника, иероглифическо-гетерографическими текстами каменных печаток бывшего села Бахмут (сейчас это село слилось с поселком Чандар) Нуримановского района.

Анализируя содержание перечисленных текстов, мы видим, что:

- каждый род выступал в качестве собственника средств производства и собственного тотема-покровителя. Смотрите не датированные эпитафии.

- каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы и организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения - кастовые общества.

Транскрипция:

«Днгр код-рг:

Л(э)д рэ: Пр рэ нн hд.

Д(а)д рэ: Кр(г)+д(нгр)+н(н) +н(н)+рэ. Г(у) т(хм).

Мз кдрг: Нч +рэ, Д(нгр)+д(зн)+рэ, К(р)+д(зн)+рэ, Тф +рэ, П(сh)+д(зн)+ рэ.

 К(р)+д(зн)+нн+рэ+дзн: hб+б(у)+к(р)+д(зн) рэ

Тн h Дзн h б h б».

Перевод на русский язык:

«Всевышнего древнейшие роды:

Род, поклоняющийся идолам: П(э)ра род, оружием добывающие себе на жизнь.

Род осуществляющий правосудие: К(а)рд(а)на род, древнейший род.

Главные примыкающие роды: Род Ашина, род Д(а)да, род К(о)да, род Туачкан (зайца), род П(а)да.

Древнейшего рода дети: Землепашцы рода Б(э)к(э)д

Дн h Дзн написал это».

Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. 

- использовалась практика географических наименований различных объектов местности (топонимика), которая использовалась при руководстве хозяйственной деятельностью членов пратогосударства.

Транскрипция: «Кмрск(Муравей)».

Перевод: «Разрушенный родник».

- использовались личные имена и титулы (антропонимы) для соблюдения субординации членов пратогосударства.

Транскрипции записей личных имен и их значения: «Сдс\\Преграждающий»; «Длд\\государство; достаток»; «Сндд\\Истинный справляющий правосудие»

- появлялись первые написанные нормы общества, оформленные как поговорки, эпитафии, поминальные тексты на стенках артефактов и поминальные наскальные тексты.

 

Транскрипции поговорок и поминального текста (сверху вниз и слева на право): «Ккск а ккск\\Буковка к буковке»; «Ттсд\\До посягательства (на честь)»; «Дбк h гтэм\\Эпитафию выбил я».

- появлялись первые, четко датированные летосчислением от Адама, поминальные тексты

Транскрипции и переводы (слева на право): «Дд -160\\Сто шестидесятый месяц от Адама. Справляющий и осуществляющий в жизнь правосудие (предок)»; «Тб Кнг – 162\\ Сто шестидесятый второй месяц от Адама. Топороносец Канг»; «Тб Кнг – 161(?) \\Сто шестьдесят первый месяц от Адама. Топороносец Канг».

Примечания:

 160 месяц от Адама соответствует 13 году от сотворения мира,

162 месяц от Адама соответствует 14 году от сотворения мира,

161(?) месяц от Адама соответствует 13-14 годам от сотворения мира.

- появляются первые всеобщие родовые шаманы, объявлявшиеся пророками (посланниками) Всевышнего.

Транскрипция и перевод текста печати посланника: «Днгр кдрг кр чб h тб h нм h \\Из божественного древнего рода К(я)ра посланника печать».

Как видим, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.

Социальную структуру этого кастового по сути пратогосударства можно выразить следующими логически-правовыми схемами.

Тнh Дзн (Сын Божий)

Древние божественные роды Дети древнейших родов Главные примыкающие роды
Идолопоклонники

Род землепашцев - Бякотун

Род Ашина (волков и собак)
Копьеносцев святой род Род удододов
Справляющий правосудие род Род ястребов

Древний род К(а)рд(а)

Род зайца
Внешний род

 

Примечание: Роды топороносцев и меченосцев, зафиксированные в текстах документов Ананьевского могильника, как я думаю, ответвления святого рода копьеносцев – воинов. Дад, в честь памяти которогооформлена поминальный текст скалы Аслыкуля принадлежал роду справляющих правосудие, пророк Кяр выходец, думаю, из рода Карда.

§4. Общая характеристика социальных норм пратогосударства Кангов

Особенностью социальных норм в пратогосударства Кангов являлось то, что они, как я думаю, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития. Социальные регуляторы пратогосударства Кангов позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений.

Исследователь теории права и государства Т.В.Кашанина пишет: «Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военнополитические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия».

Как видим привилегированные касты пратогосударства Кангов одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

Приблизительные владения пратогосударства Кангов до XXVIII века до рождества Христова можно выразить следующей картой-схемой.

Изучая артефакты городища Аркаим, время существования которого большинство исследователей датируют XXVIII веком до рождества Христова, и тексты из городища Аркаим, Арслановой пещеры, мавзолея села Старые-Казанчи Аскинского района, которые все выполнены используя письмо кхароштхи, я склоняюсь к мысли, что в дальнейшем это пратогосударство Кангов расширило свою экспансию на юг и восток, участвуя в процессе формирования государств народов Азии и перерос в известную в истории государство Кангюй. Однако, что удивительно одновременно с письмом кхароштхи народы Исторического Башкортостана используют и руны, которые являются закономерным итогом саморазвития иероглифов и гетерограмм в буквы. Этот факт наличия двух письменностей говорит о том, что в государстве появилось разделение каст на оседлых и кочевников скотоводов. Мы видим, первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 95.