Различи я в интеллекте, обусловленные возрастом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наш  анализ  причин  индивидуальных  различий  в интеллекте  будет неполным, если не упомянуть  о тех изменениях, которые  происходят  с возрастом.  Из того, о чем говорилось  выше, ясно, что коэффициент  интеллекта  — показатель  весьма чувствительный  по отношению  к средовым  воздействиям, из которых одно из важ- нейших  — это образование.  Логично  предположить, что по мере роста образова- тельного  уровня  во время активного  развития  индивида  будет изменяться  в сто- рону повышения  и IQ. Однако  многие  исследования  показывают, что в период развития  индивида  успешность  выполнения  тестов интеллекта  остается неизмен- ной. В чем здесь дело?

Наиболееполныеданные,касающиесядинамикиIQ,представленывБерклей- ском лонгитюдном  исследовании  (Berkeley Growth Study, 1941). Испытуемых  об- следовали многократно  в различные периоды развития. Полученные  коэффици- енты корреляции  очень высоки  (0,86 между IQ в возрасте  5, 6 и 7 лет и IQ в 17 и

18 лет). Это значит,  что около 80 % вариаций  в 17 и 18 лет можно прогнозировать в возрасте  5, 6 и 7 лет. Корреляция  возрастает  до 0,96 между IQB 11, 12и 13 лет И IQ B 17 И 18 лет.

Эти результаты получены на ограниченной  и специфической  выборке (обсле- дованные—детиизсемейсвысокимсоциально-экономическимстатусом).Насто- ящиеданные,несмотрянаихвысокоепрогностическоезначение,неозначают,что IQ оставался неизменным  между исследованиями.  Размах этих изменений  доста- точно велик. Так, для возраста 6 мес. усредненное  значение изменений  — 21,6, для

14 лет — 5,8 (при сравнении  с 17-летними).  IQ отдельных лиц резко отличаются  в разные  возрастные  периоды.  Около  50 % IQ в 6, 7, 8 либо 9 лет на 10 единиц  или


22 4           Глава 4. Измерение интеллекта

 

более отличаются  от IQ в 17 лет. Таким  образом, IQ сохраняет  постоянство  в ста- тистическом смысле  этого слова (для группы, но не для индивида).

Анализируя  данные  подобных  исследований, необходимо  помнить  о том, что периоду  развития  большинства  людей  присуще  относительное  постоянство  сре- ды. Ее существенные  изменения  отразятся  и на IQ Исследования, направленные на поиск  параметров, имеющих  значение  для предсказания  снижения  или повы- шения  IQ, показывают  прежде  всего  на зависимость  этого  показателя  от соци- альных факторов.  Значительные  изменения  связаны  с родительской  заботой  об образовании  ребенка, эмоциональным  климатом  воспитывающей  его семьи.  При этом наиболее  существенно  влияние  уровня  и характера образования, сказываю- щееся сильнее, нежели  социально-экономический  статус семьи.

Увеличение  с возрастом  стабильности  IQ объясняется  кумулятивным  харак- тером интеллектуального  развития,  «ведь в каждом возрасте интеллект  индивида есть сумма уже имеющихся  и вновь приобретенных  навыков  и знаний.  Даже если приобретенное  никак не связано с уже имеющимся  у индивида,  постоянное  улуч- шение уровня выполнения  теста можно объяснить  пропорциональным  увеличе- нием с возрастом общего количества  навыков и знаний. Вот почему прогноз отно- сительно  IQ на основе  результатов  3-летнего  ребенка  для возраста  16 лет будет более точным,  чем прогноз на основе результатов 3-летнего  для 9 лет» (Анастази,

1982, с. 290). Кроме того, на общей стабильности  IQ сказывается  влияние  имею- щихся навыков  обучения  на последующее  обучение.

Сложность  решения  вопроса о возрастных  изменениях  в интеллекте  обуслов- лена и техническими  трудностями,  поскольку  в разные возрастные  периоды  ис- пользуются  и разные тесты. Однако если эти трудности и преодолимы,  тем не ме- нее возрастные  различия  IQ в период развития  предстают в основном  как разли- чия социальные.

Количественная  оценка интеллекта  не может отразить его качественных  изме- нений,  происходящих  с возрастом.  IQ в 10 лет может быть связан значимой  кор- реляцией  с IQ в 17 лет у того же индивида.  Но считать, что в развитии  интеллекта за это время не произошло  никаких изменений  — глубочайшее заблуждение.  Воз- растные индивидуальные  различия  в интеллекте  не могут быть сведены к его ко- личественному  показателю.  Подтверждение этому мы находим в исследованиях, обращенных  к изменениям  IQ, происходящим  в зрелом  возрасте.

Долгое время считалось,  что снижение  интеллекта  начинается  в конце третье- го — начале четвертого десятилетия  жизни (см. рис. 4.13) (строго говоря, вывод о возрастном  снижении  делается на основе сравнения  сумм шкальных оценок в раз- ных возрастных  группах). В современных  тестах стандартное  IQ определяют  со- отнесениемсуммарногошкальногопоказателяиспытуемогоснормойеговозраст- ной группы. Поэтому,  если индивидуальное  возрастное  снижение  соответствует возрастному  снижению  нормативной  группы,  IQ будет оставаться  постоянным.

Вывод об этом делался на основе  поперечных  срезов (одновременное  обследо- вание  разных  возрастных  групп).  При  такой  организации  исследования  на соб- ственно  возрастные  изменения  в интеллекте  наслаиваются  различия  между поко- лениями.  Лица  старшего  возраста  будут хуже выполнять  задания  теста не пото- му, что они старше, а потому, что они, как правило, менее  образованы.  Обычно


 
Различия в интеллекте, обусловленные  возрастом 22 5

 

Возраст, лет

 

 
4.13. «Классическая» кривая снижения IQ с возрастом

 

уровень  образования  старших  поколений  если не во всех, то во многих  странах мира заметно  отстает от их детей и внуков.  Убедиться  в этом нетрудно, заглянув в соответствующие  статистические  справочники  по народонаселению.  Но не толь- ко образование, а и многие другие факторы  будут влиять на различия  между воз- растными  группами.  Изменения, происходящие  в современном  обществе, делают несравнимым  жизненный  опыт 20-летних  и 70-летних.

Более надежные и обоснованные  данные получены в лонгитюдных  исследова- ниях,  когда одних и тех же испытуемых  тестируют  в разные  периоды  их жизни. Таких работ немного,  а наиболее известное  из них — Сиэтлское  лонгитюдное  ис- следование  (SLS  — Seattle Longitudinal Study),  начатое  еще в 1956 г. Уже первые результаты (всего с 1956 по 1991 г. было проведено  б циклов тестирования,  иссле- дование продолжается  и сегодня)  показали,  что возрастное  снижение  IQ весьма невелико  или отсутствует вообще. Снижение  IQ оказывается  сравнительно  уме- ренным  даже в 80 и 90 лет. Шайи  и С. Стротер  (Schaie,  Strother,  1968) сравнили данные, полученные  с помощью поперечных  срезов, с результатами продольного исследования  (были обследованы  500 испытуемых  в возрасте от 20 до 70 лет с ис- пользованием  теста РМА Терстоуна,  а через 7 лет большая часть из них повторно той же методикой1).  В первом  случае («срезы») отчетливо  обнаруживалось  воз- растное снижение,  во втором — слабо выраженное  снижение  или его отсутствие (рис. 4.14). Возрастные  изменения,  как это хорошо видно, различаются  в зависи- мости от тестируемой  способности.  В общей мере интеллекта  (IQ) динамика  раз- вития  отдельных  способностей  оказывалась  как бы затушеванной.

Значительная  часть  Сиэтлского  исследования  в 1980-1990-х  гг. была посвя- щена изучению  причин  снижения  результатов  тестирования  способностей  у лиц пожилого  и старческого  возраста.  Среди этих причин  называются  плохое состоя-

 

 
В 1980-е гг. специально  для этого исследования  был разработан  новый вариант теста Терстоуна —

тест Шайи—Терстоуна  для измерения  умственных способностей  взрослых людей.


 

 

 

Возрастное снижение показателей по отдельным тестам, обнаруживаемое с помощью поперечных и продольных срезов


                                            4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом  227

 

 

ние здоровья, бездеятельность, ослабленная  мотивация, отсутствие  непрерывно- го упражнения  конкретных  способностей.

Здесь сделаем небольшое  отступление, касающееся  упражнения  способностей. Речь идет о теории нереализуемых и оптимально  реализуемых познавательных способностей, разработанной  Денни.

Денни  (Denney, 1982) постулирует  два различных  типа способностей:  нереа- лизуемые, или нетренируемые  (например, когда у человека не было возможности практиковаться  в выполнении  теста), и тренируемые, проявляющиеся  при опти- мальной  тренировке  по выполнению  тестовых задач. Характер  возрастных  изме- нений  тех и других способностей  полагается  одинаковым, они имеют тенденцию к развитию  до позднего  юношеского  возраста, затем начинают  ослабевать.  Автор этой концепции  считает, что тренировка  интеллектуальных  функций  имеет мень- шее значение  в детском и пожилом  возрасте, нежели в другие периоды.  Это осно- вано на том, что наименьшая  дифференциация  между нереализуемыми  и опти- мально  реализуемыми  способностями  наблюдается  именно  в этих возрастных группах.  Однако  мнение  о том, что тренировка  интеллектуальных  функций  в по- жилом возрасте не приводит  к заметным  изменениям, оспаривается, причем весь- ма убедительно.  В исследованиях  Балтеса (о его концепции  см. ниже) установле- но, что активирующие  интеллект  программы  тренировок  оказывают  относитель- но быстрое и продолжительное  благотворное  влияние  даже у лиц в возрасте от 70 до 90 лет. Как было установлено  в лонгитюдных  исследованиях, польза трениров- ки превышала  среднюю  потерю производительности  в возрасте 60-80 лет. После- дующее развитие, причем  до глубокой  старости, интеллектуальных  достижений объясняется  феноменом  «селективной  оптимизации», суть которого  в том, что возрастает  концентрация  внимания  на фактах и событиях, ограниченных  интере- сами и деятельностью  (путем освобождения  от других обязанностей).  Таким  об- разом, происходит  компенсация  биологически  снижающейся  общей энергии  у лиц преклонного  возраста.

В этой теории  результаты, полученные  с помощью  тестов, измеряющих  теку- чие способности, принято  считать отражающими  нереализованные  способности  — они понимаются  как таковые  потому, что взрослым  людям нет необходимости  их часто использовать  в своей жизнедеятельности.  Результаты  тестов, измеряющих кристаллизованные  способности, характеризуют  реализуемые, постоянно  исполь- зуемые  способности.  Автор находит  подтверждение  своей  теории  в том, что она предсказывает  результаты  многочисленных  исследований, свидетельствующие  о возрастных  изменениях  в психометрическом  интеллекте, а также разный  эффект тренировки  интеллекта  в различные  периоды жизни человека.  Тем не менее в этой теории нет ответа на фундаментальный  вопрос о значении, важности  каждого типа способностей  в интеллекте  взрослого  человека.  Можно  ли считать, что оптималь- но реализуемые  и нереализуемые  способности  в равной мере значимы  для оцени- вания  интеллекта  в разные  периоды  жизни  человека?

Таким  образом, можно  вслед за Анастази  прийти  к выводу, что снижение  ин- теллекта, «формально  связываемое  с возрастом, в действительности  есть резуль- тат различий  между  поколениями  или  сообществами  людей»  (Анастази, 1982, с. 302). Она считает, что реальное  снижение  способностей, по-видимому, проис-


22 8            Глава 4. Измерение интеллекта

 

ходит уже после того, как возраст человека значительно  превысил  60 лет, и гораз- до сильнее  связано  с состоянием  здоровья  конкретного  человека, нежели  с его хронологическим  возрастом.  Очевидно, что на выраженность  возрастных  измене- ний  в интеллекте  будут влиять  особенности  изучаемой  выборки  (характер  дея- тельности  этих лиц, их образование, состояние  здоровья, возможности  стимуля- ции интеллектуальной  активности  и т. д.).

Г. Рудингер  (Rudinger, 1972) на основе  своих исследований  показывает, что интеллектуальный  потенциал  пожилых  и старых людей в большой  степени  зави- сит от факторов  социальных  (по его данным, эта зависимость  от образования  со- ставляет  20-30%, от профессии  — 20%, от пола — 7-15%, от состояния  здоро- вья — 8 %). В поздние  периоды  жизни заметным  становится  влияние  на IQ состо- яния здоровья.  Так, обнаружено  ослабление  интеллекта  в возрастной  группе от 60 до 69 лет у лиц с высоким  артериальным  давлением.  Установлены  связи  и с дру- гими  физиологическими  индикаторами.  Представляют  интерес  работы, демон- стрирующие, что на Основе  резкого  снижения  IQ в 5-10-летний  период, предше- ствующий  повторному  исследованию, можно  прогнозировать  близость  смерти  в пожилом  и старческом  возрасте.  Впрочем, как отмечает И. В. Давыдовский  (1966),

«болезнь  безотносительна  к возрасту».

Определяющее  значение  социальных  факторов  в наличии  или отсутствии  воз- растного  снижения  IQ показывает  нам ограниченность  этого показателя  для ана- лиза собственно  возрастных  изменений  в интеллекте.  Конечно, интеллект  моло- дых не может  быть тождествен  интеллекту  старых.  Если у первых  это скорее  го- товность  к решению  новых задач, накоплению  знаний, то у вторых — способность решать знакомые  задачи  на основе  прошлого  опыта.  Происходящая  с возрастом перестройка  структуры  интеллекта, естественно, не находит  своего  отражения в его количественном  показателе.

Вильяме  с соавторами  (Williams et al., 1983) провели  исследование, в котором людей пожилого  возраста просили  оценить свои способности  к решению  проблем, задач. Обследованные  отмечали  улучшение  способностей  с возрастом, что проти- воречило  результатам  тестирования.  Расхождение  это участники  эксперимента объясняли  тем, что в жизни им приходится  решать не абстрактные  задачи, а те, ко- торые реально  существуют.  При  сравнении  результатов  обследования   лиц моло- дого и пожилого  возраста  с помощью  тестов, задания  которых  были приближены к интеллектуальным  повседневным  проблемам, возрастное  снижение  не наблюда- лось. Исходя из этого вполне правомерен  вопрос: равноценны  ли задания  теста для отдельных  лиц, интеллект  которых  определяем, в равной  ли степени  они  новы?

Помимо  этого, есть основания  считать, что известное  снижение  способности  к накоплению  информации  и оперированию  ею у человека в пожилом  и старческом возрасте  «может компенсироваться  и даже сверхкомпенсироваться  продолжаю- щимся  обогащением  идеальных  содержаний  его мировоззрения, направленности характера  и "Я" системы  <...>  часто продолжают  расти возможности  личности  к рассмотрению  действительности  со всех новых и новых оригинальных  точек зре- ния, определяемых  все обогащающимися  отношениями  человека  к миру» (Додо- нов, 1985, с. 44). С возрастом  особенно  ярко проявляется  взаимосвязь  интеллекта и личностных  особенностей.


4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом  22 9

 

 

Наконец, некоторые  замечания, касающиеся  гетерохронности  в развитии  и старении  разных сторон  интеллекта.  Б. Г. Ананьев  (1968), основываясь  на иссле- дованиях  Бромлей, полагает, что «уже в 30-35 лет отмечается  постепенная  ста- билизация, а затем снижение  невербальных  функций, которое  становится  резко выраженным  к 40 годам жизни.  Между тем вербальные  функции  именно  с этого момента  прогрессируют  наиболее  интенсивно, достигая  самого  высокого  уровня после  40-45 лет» (с. 152).

Это не представляется  нам бесспорным.  Резко  выраженное  снижение  невер- бального  интеллекта  к 40-летнему  возрасту  не подтверждается  исследованиями. Следует с большой осторожностью  относиться  к признакам  возрастного  снижения интеллекта, формально  регистрируемым тестом. Как верно замечает Э. Я. Штерн- берг (1968), в этих случаях «должен быть поставлен  вопрос  о том, не изменились ли с возрастом значение  и смысл этой способности  в рамках психической  деятельно- сти в целом настолько, что мы "измеряем"  по существу несопоставимые  процессы».

В так  называемых  операциональных  моделях  интеллектуального  развития взрослых  (Kramer, 1983; Pascual-Leone, 1983; Richards, Commons, 1984; Sinnott,

1984) изучают качественные  изменения, происходящие  с возрастом.  Обращается внимание  на новые  когнитивные  структуры, которые  могут возникать  в период взрослости.  Единого  мнения  о том, в чем же новизна  природы  познания  у взрос- лых людей, не существует.  Тем не менее  сторонники  операционных  моделей  ин- теллекта сходятся  в том, что когнитивное  развитие  у взрослых  связано  с необхо- димостью жить и действовать  в мире релятивистском  по своей природе.  Эта реля- тивистская  природа  мира порождает  противоречия  в системе  познания, которые необходимо  синтезировать  для создания  целостной  картины  окружающей  дей- ствительности.  Социальная  среда усложняется  на протяжении  зрелости, требует изменения  взглядов  и ролей.  Хотя в этих моделях  нет ответа на вопрос  о том, в чем собственно  новизна  природы  мышления  взрослых  людей, из них следует, что традиционные  тесты могут оказаться  неадекватными  при измерении  интеллекта в разном  возрасте.

В большинстве  современных  концепций  следующие  особенности  интеллек- туального поведения  в зрелом возрасте считаются  наиболее  существенными:  адап- тированность  к повседневной  жизни, социальная  компетентность  (понимание людей и их поступков), развитые  вербальные  способности, умение решать новые задачи.  По данным  С. Берга  и Р. Стернберга  (Berg,  Sternberg, 1985), изучавшим субъективное  мнение  людей  о том, что характеризует  развитый  интеллект  (его поведенческие  проявления)  в возрасте  30, 50 и 70 лет, оказывается, что по мере старения  все большее  значение  в поведении  приобретают  факторы, связанные с адаптацией  к повседневной  жизни.

Балтес  и его коллеги  (Baltes et al., 1984) предлагают  собственную  модель  раз- вития интеллекта  в зрелом возрасте.  Они признают, что, хотя и возможно  некото- рое ослабление интеллекта  с возрастом, в целом  интеллекту  взрослых  присущи устойчивость  и рост. При этом подчеркивается  роль адаптации  человека  в интел- лектуальном  поведении.  Предложенная  Балтесом  с коллегами  модель оперирует четырьмя конструктами: пластичность, многомерность, разнонаправленность  и интериндивидуальная вариабельность. Пластичность  интеллекта  — это возмож-


23 0            Глава 4. Измерение интеллекта

 

 

ность  гибких  изменений  интеллекта  у индивида.  Проведенные  исследования  по интеллектуальному  тренингу  пожилых  людей  показывают  наличие  пластично- сти в их интеллектуальном  функционировании.  Многомерность  базируется  на предположении, что интеллект  состоит  из множества  способностей  со специфи- ческими  структурными  свойствами, изменяющимися  по мере развития.  Экспери- ментально  подтверждено, что с возрастом  разные  психометрические  способности становятся  более тесно  взаимосвязанными  и количество  факторов  интеллекта, обнаруживаемых  с помощью  факторного  анализа, уменьшается.  Разнонаправлен- ность — предполагается  появление  отличающихся  структурных  изменений, кото- рые происходят  с разными  способностями  в течение  жизни.  Последний  конст- рукт — интериндивидуальная  изменчивость  — предполагает  значительные  разли- чия  между людьми  в их интеллектуальном  развитии  во взрослом  возрасте.  Из существующих  исследований  следует, что в определенной  возрастной  группе у от- дельных индивидов  может наблюдаться  ослабление, у других — устойчивость, а у третьих — повышение  интеллектуального  функционирования.  Совместно  эти че- тыре  конструкта  образуют  динамическую  основу для организации  информации по развитию  интеллекта  взрослых.

Неофункционалистская  концепция  Балтеса предстает как двухпроцессная  мо- дель. Постулируются  два взаимосвязанных  типа процессов  развития.  Первый  про- цесс — «познание  для познания»  (механизм  интеллекта).  С его помощью  описы- ваются возрастные  изменения  в основных  формах мышления, связанных  с инфор- мационными  процессами  и решением  задач, изменения, происходящие  в первой трети жизни  человека.  Второй процесс  — прагматический  интеллект, связанный с основными  когнитивными  навыками  и другими интеллектуальными  ресурсами, приобретенными  благодаря  реализации  первого  процесса  в решении  повседнев- ных когнитивных  проблем и приспособлении  к среде. Предполагается, что второй процесс  — наиболее  существенный  для последних  двух третей жизни.  Связывая интеллект  взрослого  человека  с успешным  функционированием  в окружающей среде, авторы этой теории полагают  (и с этим трудно не согласиться), что задания тестов, предназначенных  для оценки  интеллекта, отнюдь не в равной мере эффек- тивны для его измерения  в разные периоды  человеческой  жизни.  Если при оцен- ке интеллекта  детей обычно  соглашаются  с тем, что тесты должны  быть разными для разных  периодов  детства, то возможность  разных  тестов  для периода  взрос- лости  фактически  не обсуждается.  Балтес  и его коллеги  полагают, что прагма- тический  интеллект  в большей  степени  характеризует  интеллектуальную  жизнь взрослых, чем традиционные  когнитивные  способности.  Специфические  прояв- ления  прагматического  интеллекта  варьируют  от человека  к человеку  в зависи- мости  от особенностей  индивидуальной  адаптации.  В общем, согласно  этой тео- рии, с возрастом  большее значение  приобретают  повседневные  интеллектуальные способности  и кристаллизованный  интеллект, меньшее  значение  имеет текучий интеллект.  К сожалению, Балтес и его коллеги  не разработали  эмпирических  ме- тодов для определения  повседневного  интеллекта.

Возвращаясь  к якобы  происходящему  после  40 лет снижению  невербального интеллекта, нужно подчеркнуть, что его развитие  и изменения  в нем (как и в вер-


4.11 . Различия в интеллекте,  обусловленные числом детей в семье...                  231

 

 

бальном)  связаны  прежде всего с особенностями  деятельности (следует помнить, что вербальная  и невербальная  шкалы в наиболее  используемом  тесте WAIS взаи- мокоррелируют, а это означает  известную  произвольность  в отнесении тестов  к той или иной  шкале).  Подтверждением  этого служат и имеющиеся  данные  о том, что для лиц в возрасте  60 лет и более значительные  различия  в показателях  вер- бальных  и невербальных  тестов  определяются  принадлежностью  испытуемых  к разным  регионам, например  сельскохозяйственному  или промышленному.

Отмечаемое  Б. Г. Ананьевым  и многими  другими  исследователями  снижение количественных  показателей  невербального  интеллекта  с возрастом  обусловлено специфичными  для измеряющих  его тестов требованиями  к визуально-моторной координации  и скорости  исполнения.  Однако  заметное  и хорошо  известное  па- дение  по мере старения  скорости, точности  и координации  действий  возможно при сохранении  качества  интеллектуальной  деятельности, т. е. без снижения  ее уровня.  Обратим внимание  на то, что и хрестоматийное  снижение  скорости  реше- ния  ряда невербальных задач у лиц старческого  возраста  может не происходить. Н. В. Иванова  (1984) изучала  особенности  решения  невербальных  образных  за- дач (так называемые  задачи  М. Бонгарда)  жителями  Абхазии в возрасте  от 83 до

103 лет. Контрольная  группа состояла  из проживающих  в той же местности  лю- дей в возрасте  от 31 года до 55 лет. Оказалось, что правильность  решения  задач в обеих группах была одинаково  высокой, а скорость  их решения  людьми  старче- ского  возраста  в среднем  превосходила  показатели  контрольной  группы.  Тем не менее ясно, что наиболее  чувствительной  к возрасту  чаще всего оказывается  ис- полнительская  (performance) сторона  интеллекта, но ее не следует отождествлять с невербальным  (практическим)  интеллектом.

 

 









Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.