Глав а 5                      Личностные опросники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Высказывания  субъекта  — показания  его самона- блюдения  должны  быть взяты не как совокупность положений, заключающих  в себе готовую истину  о субъекте, а как более или менее  симптоматические проявления, истинная  природа  которых  должна быть  выявлена  исследователями  в  результате  их сопоставления  с соответствующими  объективными данными.  Объективный  анализ  высказываний  ис- пытуемого  приводит  нередко  к результатам, отлич- ным  или даже прямо  противоположным  их непо- средственному  содержанию.

С. Л. Рубинштейн

 

Личностные  опросники1  — классический  образец субъектив- ного диагностического  подхода. Опрос  — один из наименее надежных  способов  получения  знания  о личности, и поэто- му вполне  понятно  давнее стремление  исследователей  к его объективации.  Это находит свое выражение  прежде всего во все более возрастающих  требованиях  к надежности  и валид- ности личностных  опросников.

Прототипом  современных  личностных  опросников, как уже отмечалось, считается  разработанный  Р. Вудвортсом (Woodworth, 1917) «Бланк данных о личности», предназна- ченный  для  скрининга  призываемых  на  военную  службу (вопросы  касались  отклонений  в поведении  и были разра- ботаны на основе изучения  автором невротической  симпто- матики).  За прошедшие  десятилетия  опросники  получили широчайшее  распространение  в диагностических  исследо- ваниях во всем мире.

 

 
От англ.  inventory — опись, перечень.  В англоязычной  литературе, как

правило, используется  в качестве  синонима  термин  questionnaire — во- просник, анкета  (очень  редко  в названии  опросников  используется  еще один  термин  — survey, что означает  обозрение, опрос).  Предпринятая  в последнее  время попытка  (Alken, 1998) разделить  опросники  на inventory и questionnaire исходя  из того, что первые  направлены  преимуществен- но на диагностику  личностных  особенностей, а вторые  на измерение  со- стояний  и настроений, оказалась  неудачной, что в конце  концов  признал и сам автор  этой  новации.  В русскоязычной  литературе  сложилась  тра- диция  употребления  термина  опросник, иногда, в качестве  синонима, —


             5.1. Виды опросников,  формы вопросов  и представления  результатов 25 5

 

 

Формирование  отношения  к личностным  опросникам  в советской  психологии проходит через разные этапы.  В 1950-е гг. они были фактически  неизвестны  науч- ной  общественности  и полностью  отвергались  в качестве  инструмента  изучения личности.  При этом указывалось, что «распространенные  в Америке  характероло- гические  анкеты  и "инвентари", в сущности, представляют  надругательство  над человеком»1.  В конце  1960-х гг. их, как и другие психодиагностические  методики, начинают  робко, а затем все более активно  применять  вплоть до того, что возника- ет, по мнению  Б. В. Зейгарник  (1971), «эпидемия  опросников».  Характеризуя  эту

«эпидемию», следует заметить, что действительно, к началу  1940-х гг. опросники становятся  весьма популярными  в СССР.  Однако  это, как правило, лишь внешне схожие с зарубежными, кустарные  методики, о валидности  и надежности  которых речь даже не велась, поскольку  психометрические  характеристики  диагностиче- ских инструментов  находились  еще вне поля зрения  исследователей.

Ныне  нашими  психологами  уделяется  все более возрастающее  внимание  во- просам конструирования  личностных  опросников, психометрически  корректной адаптации  зарубежных, разработке  оригинальных  шкал, проблемам  валидности  и надежности.  Тем не менее еще очень редки работы, в которых опросники  не про- сто используются  для получения  каких-либо  данных  о личности  (таких  работ очень много), а сами выступают  в качестве  объекта изучения.  Простота  примене- ния опросников, легкость обработки  полученных  результатов, их наглядность, обо- снованность  зарубежных  интерпретационных  схем многочисленными  и, кажется, вполне убедительными  исследованиями, — все это часто порождает  иллюзию, что в итоге мы располагаем  объективным  и достоверным  знанием  о личности.  Опасность этой иллюзии  в том, что она уводит от подлинно  научного, углубленного  изучения личности, подменяя  его внешне  достоверными  показателями  и корреляциями.

Работая  с личностными  опросниками, которые  были, есть и в обозримом  бу- дущем  будут наиболее  популярными  инструментами  оценки  личности, каждый специалист-психолог  должен  четко  знать, что представляют  собой  эти психоди- агностические  методики, что скрывается  за их фасадом.  Этому и посвящена  на- стоящая  глава, в которой  рассмотрены  классификации  опросников, формы  во- просов  и представления  результатов.  Значительное  внимание  уделено  одной  из

«критических» проблем  — проблеме  достоверности  данных, получаемых  с помо- щью личностных  опросников.  Отдельные  разделы  посвящены  анализу  теорети- ческих оснований  опросников  и вопросам, связанным  с их разработкой.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 292.