Исследования, обращенные к изучению влияния социокультурных факторов, по- казывают их определяющее значение в формировании интеллекта. Коэффициент интеллекта не предопределен от рождения и существенно изменяется в зависимо- сти от социальных, культурных условий. Для обозначения переменных, которые, будучи взяты вместе, играют роль сравнительно устойчивого ситуативного факто- ра, в зарубежных исследованиях было введено понятие социально-экономическо- го статуса. К основным переменным, входящим в социально-экономический ста- тус индивида, относятся следующие основные: образование, род занятий (про- фессиональный статус) и уровеньдохода. Разумеется, представляетзначительный интерес влияние этих переменных (как, впрочем, и обобщенного показателя социо- экономического статуса) на интеллект, чему посвящено немало исследований.
|
одно из наиболее представительных исследований, которым было охвачено 2300
120 -
1 — группа с 8-летним образованием;
2 — группа учащихся;
3 — группа со средним образованием;
4 — группа с неполным высшим образованием;
5 — группа с высшим образованием
|
216 Глава 4. Измерение интеллекта
человек, дифференцированных по уровню образования на пять групп (Л. Н. Бо- рисова, 1974). Как и следовало ожидать, разрыв в уровне интеллекта между груп- пами увеличивался по мере повышения уровня образования. При этом особенно заметные изменения происходят в развитии вербального (словесного) интеллек- та, наиболее чувствительного к обучению (рис. 4.9).
IQ связан не только с образованием, но и зависит от условий, в которых проис- ходит его получение. Сравнение результатов обследования учащихся, которые обучались в школах, отличавшихся по уровню преподавания и развития матери- ально-технической базы, показало значительное влияние этих факторов на интел- лектуальные достижения.
В свою очередь уровень образования отца и матери, как отмечают многие ис- следователи, — один из наиболее прогностичных показателей для развития интел- лекта ребенка. Так, в уже упоминавшемся исследовании Н. С. Кантонистовой (1980), изучавшей близнецов и одиночно рожденных детей, было показано (при- мерно такие же результаты получены в многочисленных зарубежных работах), что коэффициент интеллекта детей уменьшается в соответствии со снижением обра- зовательного уровня родителей (табл. 4.10).
Таблица 4.10
|
Примечание . IQ V — коэффициент интеллекта вербального,IQ p — коэффициент интел- лекта практического, IQp — общий коэффициент интеллекта.
Отметим, что уровень образования родителей положительно коррелирует с показателями по шкалам, предназначенным для измерения родительской заботы о детях. Высокообразованные родители наиболее благотворно влияют на семей- ную среду. При этом отцы стремились к развитию у своих сыновей независимо- сти и индивидуального своеобразия, а матери поощряли эти качества в дочерях. По данным Брэдли с коллегами (Bradley et al., 1989), именно благоприятная се- мейная среда в первые три года жизни обладает большим прогностическим зна- чением, нежели другие составляющие социоэкономического статуса. Даже пока- затель дохода семьи уступает по своей значимости для когнитивного развития таким особенностям семейной среды, как отзывчивость родителей и возможность пользоваться разнообразными игрушками.
Образование опосредует связь между интеллектом и другой весьма значимой составляющей социоэкономического статуса — профессией, ибо вполне понятно, что определенные виды деятельности, как раз именно те, которые имеют высокий социальный престиж, доступны только в случае обладания соответствующим обра-
4.9. Интеллект и социокультурная среда 21 7
зованием. Одним из наиболее представительных исследований, раскрывающих связь между профессией человека и уровнем его интеллекта (хотя, очевидно, и не совсем верно отражающим современную ситуацию), можно назвать проведенное Т. Харрел- лом и М. Харреллом (Harrell, Harrell, 1945) обследование 18782 рекрутов, призван- ных на военную службу в воздушные силы армии США. Приведем лишь некоторые данные из списка, насчитывающего 74 профессии (см. табл. 4.11). Показатель ин- теллекта определялся с помощью «Армейского общего классификационного теста».
Таблица4.11
Профессия и уровень интеллекта
Професси я | Количеств о | Показател ь интеллекта |
Бухгалтер | 172 | 128,1 |
Инженер | 39 | 126,6 |
Химик | 21 | 124,8 |
Репортер | 45 | 124,5 |
Учитель | 256 | 122,8 |
Фотограф | 95 | 117,6 |
Радиомастер | 267 | 115,3 |
Машинист | 456 | 110,1 |
Электрик | 289 | 109,0 |
Бармен | 98 | 102,2 |
Шофер | 194 | 100,8 |
Разнорабочий | 865 | 95,8 |
Фермер | 700 | 92,7 |
Углекоп | 77 | 87,7 |
Профессиональный статус, достигнутый родителями, будет влиять на уровень
интеллектуального развития их детей, причем это влияние стабильно на протя- жении длительного времени. Джеймс Флинн (Flynn, 1999) суммирует данные, полученные в разных исследованиях, начиная с 1932 г. (табл. 4.12).
Таблица 4.12
I Q детей , родител и которых занимают высшее, среднее и нижнее
Дата: 2018-12-21, просмотров: 284.